Тема. Основные категории педагогики.
Некоторые исследователи к числу основных педагогических категорий относят понятия самообразование, самовоспитание, саморазвитие, продукты педагогической деятельности и др.
Педагогическая наука широко оперирует такими общенаучными категориями как формирование и развитие.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – идеологических, социальных, психологических, экономических, экологических и т.д. Воспитание также является одним из факторов формирования личности.
В подавляющем большинстве случаев развитие понимается как процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Задание 1 .Классифицируйте категории педагогики по своим, выбранным вами основаниям
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Задание 2.Сравните представленные понятия. Что общего у них? Чем они отличаются?
«индивидуальность человека» и «личность»
Совокупность черт, делающих человека непохожим, своеобразным, отличным от других, называется «индивидуальностью». Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием, т.е. личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.
«формирование» и «развитие»
Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Формирование личности – это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.
«образование» и «обучение»
Обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.
Образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.
«воспитание» и «социализация»
Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.
В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.
Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чем-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.
Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.
Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всей человеческой жизни.
«педагогическая деятельность» и «учебная деятельность»
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.
Учебная деятельность рассматривается как особая деятельность учащегося, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. В результате учебной деятельности в самом ученике происходят изменения, следовательно, это деятельность субъекта по самоизменению.
Задание 3.Попробуйте применить какую-либо категорию к педагогической практике и представить ее конкретное выражение на примере из своей школьной жизни.
«Обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Задание 4.Сравните различные определения понятия «образование», выделите в каждом случае существенные признаки.
«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики М.Н. Скаткин.
«Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый» Подласый И.П.
«… Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развития познавательных сил и способностей – это и есть образование, а основной путь получения его - обучения». Данилов М.А., Есипов Б.П.
«Образование есть не что ионное, как культура индивида. …Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
«Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании
Образование понимается как:
личностная и общественная ценность;
процесс обучения и воспитания человека, посредством которого он развивает способности, отношения и другие формы поведения, рассматриваемые как имеющие ценность в обществе, в котором он живет;
результат освоения индивидом накопленного человечеством опыта в виде системы ценностей, знаний, компетенций;
система образовательных учреждений.