СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные категории педагогики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попробуйте применить какую-либо категорию к педагогической практике и представить ее конкретное выражение на примере из своей школьной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Основные категории педагогики»

Тема. Основные категории педагогики.

Некоторые исследователи к числу основных педагогических категорий относят понятия самообразование, самовоспитание, саморазвитие, продукты педагогической деятельности и др.

Педагогическая наука широко оперирует такими общенаучными категориями как формирование и развитие.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – идеологических, социальных, психологических, экономических, экологических и т.д. Воспитание также является одним из факторов формирования личности.

В подавляющем большинстве случаев развитие понимается как процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.


Задание 1 .Классифицируйте категории педагогики по своим, выбранным вами основаниям

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.


Задание 2.Сравните представленные понятия. Что общего у них? Чем они отличаются?

«индивидуальность человека» и «личность»

Совокупность черт, делающих человека непохожим, своеобразным, отличным от других, называется «индивидуальностью». Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием, т.е. личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

«формирование» и «развитие»

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Формирование личности – это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.

«образование» и «обучение»

Обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

Образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

«воспитание» и «социализация»

Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.

В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.

Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чем-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.

Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.

Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всей человеческой жизни.

«педагогическая деятельность» и «учебная деятельность»

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

Учебная деятельность рассматривается как особая деятельность учащегося, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. В результате учебной деятельности в самом ученике происходят изменения, следовательно, это деятельность субъекта по самоизменению.


Задание 3.Попробуйте применить какую-либо категорию к педагогической практике и представить ее конкретное выражение на примере из своей школьной жизни.

«Обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.


Задание 4.Сравните различные определения понятия «образование», выделите в каждом случае существенные признаки.

«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики М.Н. Скаткин.


«Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый» Подласый И.П.


«… Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развития познавательных сил и способностей – это и есть образование, а основной путь получения его - обучения». Данилов М.А., Есипов Б.П.


«Образование есть не что ионное, как культура индивида. …Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.


«Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании

Образование понимается как:

  • личностная и общественная ценность;

  • процесс обучения и воспитания человека, посредством которого он развивает способности, отношения и другие формы поведения, рассматриваемые как имеющие ценность в обществе, в котором он живет;

  • результат освоения индивидом накопленного человечеством опыта в виде системы ценностей, знаний, компетенций;

  • система образовательных учреждений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!