СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.»

9 класс

Родной язык

Урок № 17. Дата _____________

Тема: Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

Цели урока:

  • образовательная: формировать представление о нормах литературного языка; формировать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;

  • развивающая: развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;

  • воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.

Тип урока. Урок развития речи

  • Задачи урока:

  • Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.

  • 2.Формировать язык предмета.

  • 3. Формировать речеведческие умения.

  • Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

  • 2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

  • 3. Развивать память и внимание.

  • 4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

  • Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

  • 2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- Осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника  на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Умения определять и исправлять ошибки

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая

Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы», карточки для рефлексии

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап. На доске эпиграф: Заговори, чтоб я тебя узнал

Сократ.

- Слово учителя. Беседа:

- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры

Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг», «шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масс, М.Червинский)


(Ответы учащихся.)

- Скажите, какие нормы нарушил герой?


3. Проверка домашнего задания

Кроме прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?

(реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)


4. Актуализация опорных знаний

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).


- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)


Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.


5. Постановка целей и задач урока.

А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)

А какие из названных вами мы уже изучили?

Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

(ответы учеников).

(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, их виды).


6. Усвоение новых знаний.

Итак, грамматические нормы

  • Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)


Ребята, у вас на партах лежат памятки «Грамматические нормы». Изучите их, пожалуйста.

Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).

Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

Послушайте :

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

У рыб нет зуб.

- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.

А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях. ( на доске)

Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).

Учитель читает. Устная работа.

Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)


7. Первичное закрепление

А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н. Греч

 Конечно, это глагол.

Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».


Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).

 Расставьте ударение:

  звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

Ед.ч

1 л звонЮ           включУ          вручУ

2 л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3 л. звонИм        включИт       вручИт

Мн.ч.    

1 л звонИм         включИм       вручИм    

2 л. звонИте      включИте     вручИте

3 л. звонЯт        включАт       вручАт


В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.


От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).


Г) -Ребята, скоро будут каникулы, планирую пойти в театр, а не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть    КОГО-ТО

Надеть   ЧТО-ТО


Физкультминутка

Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

4) - Я надела платье


Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.


8. Самостоятельная работа

А) ЗАДАНИЯ (устно)

1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

2.Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».

3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

Ребята, как правильно нужно было сказать?


Б) Игра «Корректор» (работа в парах).

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат?  Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.


В) Работа в группах- исправить ошибки в данных предложениях (карточки для каждой группы распечатаны).


Исходное предложение

Исправление ошибки

1.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

 

2.

Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

 

3.

Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

 

4.

Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили.

 

5.

Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы.

 

6.

Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова.

 

7.

Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

 

8.

Мне слышались шорох и звук голосов.

 

9.

Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году.

 

10.

На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных.

 

11.

Большинство товарищей мне сочувствовали.

 

12.

В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках.

 

13.

Знаменитый актер был удостоен орденом "За заслуги перед Отечеством".

 

14.

Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи.

 

15.

Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.

 

16.

Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности.

 

17.

На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков.

 

18.

В кинотеатр я поеду с двоими подругами.

 

19.

Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено.

 

20.

Беседу о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести со многими учащимся.

 

21.

Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

 

Проверка результатов работы "по цепочке", аргументация ответов, исправление ошибок.

9. Обобщение.

Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня уделили внимание нормам грамматики. Правильность речи- ее соответствие нормам литературного языка. Речь правильна, если не нарушает языковые нормы.

10. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

- Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у волшебников – имени существительного и глагола. Впереди у вас новые путешествия и новые препятствия (пока только в виде домашнего задания...)

Дифференцированное задание.


11. Рефлексия. Итоги. Оценивание.

С какими нормами вы познакомились на уроке?

Как это знание вам пригодится в жизни?

Давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили на урок? Мы их достигли?


Продолжите предложения...

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

12. Оценивание.







































Исходное предложение

Исправление ошибки

1.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

 

2.

Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

 

3.

Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

 

4.

Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили.

 

5.

Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы.

 

6.

Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова.

 

7.

Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

 

8.

Мне слышались шорох и звук голосов.

 

9.

Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году.

 

10.

На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных.

 

11.

Большинство товарищей мне сочувствовали.

 

12.

В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках.

 

13.

Знаменитый актер был удостоен орденом "За заслуги перед Отечеством".

 

14.

Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи.

 

15.

Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.

 

16.

Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности.

 

17.

На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков.

 

18.

В кинотеатр я поеду с двоими подругами.

 

19.

Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено.

 

20.

Беседу о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести со многими учащимся.

 

21.

Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!