9 класс
Родной язык
Урок № 17. Дата _____________
Тема: Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.
Цели урока:
образовательная: формировать представление о нормах литературного языка; формировать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;
развивающая: развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;
воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.
Тип урока. Урок развития речи
Задачи урока:
Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.
2.Формировать язык предмета.
3. Формировать речеведческие умения.
Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
3. Развивать память и внимание.
4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.
2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные результаты
Умения определять и исправлять ошибки
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая
Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы», карточки для рефлексии
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивационный этап. На доске эпиграф: Заговори, чтоб я тебя узнал
Сократ.
- Слово учителя. Беседа:
- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»
И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.
Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).
- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)
- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры
Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг», «шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
(В.Масс, М.Червинский)
(Ответы учащихся.)
- Скажите, какие нормы нарушил герой?
3. Проверка домашнего задания
Кроме прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?
(реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)
4. Актуализация опорных знаний
- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?
- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).
- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?
(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
5. Постановка целей и задач урока.
А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)
А какие из названных вами мы уже изучили?
Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).
(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)
(ответы учеников).
(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, их виды).
6. Усвоение новых знаний.
Итак, грамматические нормы
Ребята, у вас на партах лежат памятки «Грамматические нормы». Изучите их, пожалуйста.
Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).
Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.
Послушайте :
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
У рыб нет зуб.
- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?
А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?
В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.
А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях. ( на доске)
Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).
Учитель читает. Устная работа.
Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!
-Сколько же падежей в русском языке?
-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)
7. Первичное закрепление
А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?
«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Н. Греч
Конечно, это глагол.
Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».
Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).
Расставьте ударение:
звонить, включить, вручить.
Задание выполняем по рядам.
Ед.ч
1 л звонЮ включУ вручУ
2 л. звонИшь включИшь вручИшь
3 л. звонИм включИт вручИт
Мн.ч.
1 л звонИм включИм вручИм
2 л. звонИте включИте вручИте
3 л. звонЯт включАт вручАт
В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)
Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.
От каких глаголов вы не образовали нужную форму?
Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).
Г) -Ребята, скоро будут каникулы, планирую пойти в театр, а не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.
Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?
Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?
Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.
Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.
Одеть КОГО-ТО
Надеть ЧТО-ТО
Физкультминутка
Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!
1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)
3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
4) - Я надела платье
Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.
8. Самостоятельная работа
А) ЗАДАНИЯ (устно)
1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?
2.Кто сказал правильно?
Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».
Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».
3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.
Ребята, как правильно нужно было сказать?
Б) Игра «Корректор» (работа в парах).
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.
В) Работа в группах- исправить ошибки в данных предложениях (карточки для каждой группы распечатаны).
№ | Исходное предложение | Исправление ошибки |
1. | Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. | |
2. | Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей. | |
3. | Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. | |
4. | Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили. | |
5. | Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы. | |
6. | Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова. | |
7. | Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. | |
8. | Мне слышались шорох и звук голосов. | |
9. | Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году. | |
10. | На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных. | |
11. | Большинство товарищей мне сочувствовали. | |
12. | В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках. | |
13. | Знаменитый актер был удостоен орденом "За заслуги перед Отечеством". | |
14. | Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи. | |
15. | Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь. | |
16. | Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности. | |
17. | На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков. | |
18. | В кинотеатр я поеду с двоими подругами. | |
19. | Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено. | |
20. | Беседу о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести со многими учащимся. | |
21. | Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева. | |
Проверка результатов работы "по цепочке", аргументация ответов, исправление ошибок.
9. Обобщение.
Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня уделили внимание нормам грамматики. Правильность речи- ее соответствие нормам литературного языка. Речь правильна, если не нарушает языковые нормы.
10. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
- Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у волшебников – имени существительного и глагола. Впереди у вас новые путешествия и новые препятствия (пока только в виде домашнего задания...)
Дифференцированное задание.
11. Рефлексия. Итоги. Оценивание.
С какими нормами вы познакомились на уроке?
Как это знание вам пригодится в жизни?
Давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили на урок? Мы их достигли?
Продолжите предложения...
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
12. Оценивание.
№ | Исходное предложение | Исправление ошибки |
1. | Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. | |
2. | Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей. | |
3. | Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. | |
4. | Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили. | |
5. | Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы. | |
6. | Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова. | |
7. | Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. | |
8. | Мне слышались шорох и звук голосов. | |
9. | Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году. | |
10. | На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных. | |
11. | Большинство товарищей мне сочувствовали. | |
12. | В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках. | |
13. | Знаменитый актер был удостоен орденом "За заслуги перед Отечеством". | |
14. | Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи. | |
15. | Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь. | |
16. | Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности. | |
17. | На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков. | |
18. | В кинотеатр я поеду с двоими подругами. | |
19. | Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено. | |
20. | Беседу о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести со многими учащимся. | |
21. | Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева. | |