МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 72 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Урок на тему
«Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами».
(География 8 класс)
Учитель географии
Лыхач Н.С.
2021– 2022 учебный год
Тема: «Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами».
Цель: Изучить особенности размещения крупных форм рельефа на территории России. Изучить взаимосвязь с тектоническими структурами.
Задачи:
1. Помочь учащимся целостно представить основные черты рельефа России
2. Организовать деятельность по выявлению причин, определяющих особенности рельефа
3. Развивать умения самостоятельно добывать знания (информацию) из разных источников, выделять главное, работать с контурной картой, атласом
4. Воспитывать рефлексивную культуру учащихся.
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
Ситуативное задание:
Учитель: «27 мая 1995 г. на севере о. Сахалин произошло сильнейшее за всю историю наблюдений в данном районе землетрясение. Главный толчок сопровождался многочисленными толчками. Эпицентр находился вблизи посёлка Нефтегорск. Землетрясение унесло 1841 жизнь. По своим масштабам, разрушениям и жертвам – это одно из крупнейших землетрясений двадцатого столетия. Вопрос: Почему происходят землетрясения?
Учащиеся: дают объяснение происхождения землетрясений и вспоминают из курса 6 класса термин – Землетрясение – это подземные толчки, возникающие в результате внезапного смещения верхней части земной коры, под действием внутренних сил Земли. Земная кора разделена на отдельные части – литосферные плиты, на границах которых чаще всего происходят землетрясения.
Учитель: В пределах литосферных плит есть платформы – устойчивые участки земной коры и подвижные складчатые области, отличающиеся друг от друга по возрасту.
III Изучение нового материала.
Учитель: тема урока «Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами».
Учащиеся: записывают тему в тетрадь.
Изучение понятия «геосинклиналь» начинается с беседы по опорным знаниям об основных свойствах земной коры. Учащимся предлагается вспомнить, какое строение имеет земная кора.
1.Что собой представляют относительно устойчивые участки земной коры?
2.Чем характеризуются относительно подвижные и активизированные участки земной коры?
Формирование понятия «геосинклиналь», раскрытие этапов развития геосинклинали и превращение её в складчатый пояс идёт на основе рис. 27 в учебнике на стр. 68.
Формирование признаков понятия «платформа» идёт на основе рисунка 28 в учебнике на стр. 69. Под руководством учителя учащиеся устанавливают основные структурные части платформы: плиты, щиты, возраст структур, породы, слагающие их.
Учитель: Используя текст учебника на стр. 70-71, физическую карту на стр. 244-245 и тектоническую карты на стр. 250-251 ответить на вопросы:
Вопрос. Примерный ответ
1.Где в России расположены равнины?
На западе и севере
2.Где расположены горы?
На юге и востоке
3.Какие тектонические структуры лежат в основании крупных форм рельефа?
Платформы и области складчатости
4.Каков их возраст?
Платформы – древние области.
Области складчатости – байкальские, каледонские, герцинские, мезозойские, альпийские и современные.
Учитель: Сопоставив физическую и тектоническую карты Можно сделать вывод: Равнины приурочены к древним и молодым платформам, горы – к складчатым областям разного возраста.
IV Закрепление изученного материала.
Учитель: А сейчас для систематизации знаний отгадайте географические объекты, найдите их на физической карте и отметьте на контурной карте.
Вопрос. Примерный ответ.
1.Самая высокая точка России?
Гора Эльбрус
2.Самое низкое место в нашей стране?
Прикаспийская низменность
3.Самые длинные горы?
Урал
4.Самые высокие горы?
Кавказ
5.Самая высокая равнина?
Среднесибирское плоскогорье
6.Большая по площади, плоская, заболоченная равнина?
Западно-Сибирская
7.Самая большая по площади равнина?
Русская
V Рефлексивная деятельность
Синквейн:
Существительное: Рельеф
Прилагательное: Обширный, разнообразный, бескрайний
Глагол: Образуется, изменяется
Смысловая фраза: Рельеф – неровности на поверхности Земли
Ассоциация: Ландшафт
VI Домашнее задание.
Прочитать текст учебника на стр. 68-71, ответить на вопросы на стр. 71