СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого (к уроку литературы в 10 классе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Автор предлагает разработку по литературе для 10 класса "Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого"

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого (к уроку литературы в 10 классе)»

Бахтин Сергей Федорович

учитель русского языка и литературы

МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа

Республики Марий Эл



Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого

( к уроку литературы в 10 классе)



Аннотация. Автор останавливается на основных этапах жизни

и творчества Л.Н.Толстого.



  • Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна , находящейся в 14 км от старинного русского города Тулы. По рождению и воспитанию он принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Отец будущего писателя , граф Николай Ильич Толстой , был участником Отечественной войны 1812 года. Его мать , Мария Николаевна ,- урожденная княжна Волконская.

  • Среди предков писателя по отцовской линии – сподвижник Петра I П. А. Толстой , одним из первых в России получивший графский титул. По матери же он был в родстве с А. С. Пушкиным , который приходился писателю четвероюродным дядей.

  • Л. Н. Толстой получил типичное для дворянской семьи домашнее воспитание под руководством Ф. И. Расселя , а затем гувернера Сен – Тома. Уже в детские годы он пробовал писать стихи.

  • В 1841 г. Семья Толстых переехала в Казань , а в 1844 г. Л. Н. Толстой стал студентом Казанского университета по разряду арабско – турецкой словесности с намерением стать дипломатом. В 1845 г. он перешел на юридический факультет. В Казани Л. Н. Толстой увлекся светской жизнью , балами , любительскими спектаклями. Тогда же у него впервые появился интерес к философии.

  • В 1847 г. , не окончив курса , будущий писатель уволился из университета. В 1851 г. Он отправился на Кавказ в станицу Старогладовскую – к месту военной службы старшего брата Н. Н. Толстого. В дневнике 1851 г отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Дневник , который Л. Н. Толстой вел с 1847г. до конца жизни , был его первой литературной школой.

  • Два года уединенной жизни на Кавказе Л. Н. Толстой считал необыкновенно значительными для себя. Написанная здесь повесть «Детство» (1851 – 1852) получила одобрение Н. А. Некрасова. Это первое печатное произведение начинающий писатель опубликовал под инициалами Л. Н. в журнале «Современник». Вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852 – 1854) и «Юность (1855 -1857) «Детство» входило в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития» , последняя часть которого «Молодость» - так и не была написана.

  • В 1851 – 1853 гг. Л. Н. Толстой на Кавказе участвует в военных действиях (сначала в качестве волонтера , затем – артиллерийского офицера) , а в 1854 г. отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь , где он сражался на знаменитом 4 – м бастионе. Армейский быт и эпизоды войны дали писателю материал для его «Севастопольских рассказов» , произведших громадное впечатление на русское общество. Эти рассказы были первой в русской литературе правдой о войне.

  • В ноябре 1855 г. , после того как русские войска оставили Севастополь , Л.Н. Толстой приехал в Петербург , где как равный был встречен самыми выдающимися писателями – Некрасовым , Тургеневым , Гончаровым , Чернышевским , Григоровичем и другими , объединившимися вокруг журнала «Современник» , с которым сотрудничал писатель первые семь лет своей литературной деятельности. Главным предметом споров не только в писательском кружке «Современника» , а и во всем русском обществе той поры явился вопрос о крепостном праве и путях его ликвидации. Осенью 1857 г. Л. Н. Толстой перевел принадлежавших ему крестьян на оброк , отменив барщину.

  • В 1857 г. молодой писатель уехал в свое первое заграничное путешествие , во время которого посетил Францию , Швейцарию , Италию и Германию. 1856 – 1859 гг. – период творческих поисков Л. Н. Толстого. Он пишет рассказ «Утро помещика» (1856) , повесть «Альберт» ,(1857 – 1858) ,рассказ «Люцерн» (1857) , роман «Семейное счастье» (1858 -1859). В повести «Казаки» (1853 – 1863) сказывается тяготение писателя к народной теме , широкому эпосу.

  • Неудовлетворенный своим творчеством , разочарованный светским и литературным кругами , Л. Н. Толстой на рубеже 60 -х гг. решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859 – 1962 гг. он много сил отдает основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей , изучает постановку педагогического дела в России и за границей , куда в 1860 – 1861 гг. совершает новое большое путешествие; начинает издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862).

  • Осенью 1862 г. Л. Н. Толстой женится на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе. Писатель нашел выход из духовного кризиса конца 50 -х гг. , ближе познакомившись с нуждами и интересами народа. Это непосредственно отразилось в рассказах «Тихон и Маланья» (1860 – 1862), «Поликушка» (1861 – 1863) и других. В годы крестьянской реформы Толстой исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда , разрешал тяжбы помещиков с крестьянами , как правило в пользу последних.

  • 60 – е гг. – пора расцвета художественного гения Л. Н. Толстого. Уникальное явление в русской и мировой литературе роман «Война и мир» (1863 – 1869) , сочетавший глубину психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески , отвечал на насущное стремление литературы 60-х гг. понять ход исторического развития , роль народа в решающие эпохи национальной жизни.

  • В романе писатель обращается к исторической теме – эпохе войн с Наполеоном 1805 -1807 и 1812 -1814 гг. Особое состояние народного сознания в героическую пору Отечественной войны , когда люди из разных слоев населения объединились в сопротивлении иноземному нашествию , создало почву для эпопеи. Для романа характерны полнота и пластичность изображения , разветвленность и перекрещение судеб героев , в нем нашли отражение философские и религиозные представления Л.Н.Толстого.

  • В начале 70 -х гг. Л. Н. Толстой , оставив незаконченным исторический роман из эпохи Петра I , пишет «Азбуку» (1871 -1872), а немного позднее и «Новую азбуку (1874 – 1875), для которых сочиняет рассказы и переложения сказок и басен , составившие четыре «Русские книги для чтения». До 1917 г. «Новая азбука» была издана около тридцати раз.

  • Центральным творением Толстого 70-х гг. явилось великое эпическое произведение о современности – роман «Анна Каренина». Этот роман был во многом произведением автобиографическим , романом – исканием , работая над которым Толстой сам уяснил себе свой взгляд на современность. Проблематика «Анны Карениной» непосредственно подводила писателя к идейному перелому конца 70-х гг., к окончательному переходу на позиции патриархального крестьянства.

  • Новое миросозерцание Л. Н. Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879 – 1880) и «В чем моя вера?» (1882 – 1884). Писатель заявил о своем полном разрыве не только с дворянским классом , но и со всеми господствующими классами собственнического общества. Открытая , прямая , бескомпромиссная защита интересов трудового народа стала главным делом его жизни

  • В 80-е гг. Л. Н. Толстой заметно охладевает к художественной работе. Он увлекается простым физическим трудом , пашет , шьет себе сапоги , переходит на вегетарианскую пищу. Его литературные произведения пропитываются публицистикой (повести «Холстомер (История лошади)», 1885, «Смерть Ивана Ильича». 1886, драма из крестьянской жизни «Власть тьмы», 1886).

  • Основной художественной работой Л. Н. Толстого 90-х гг. явился роман «Воскресение» (1889 -1899) – первый в русской литературе роман, запечатлевший острейшие социальные противоречия пореформенной предреволюционной России. Всю силу своего обличения писатель направляет против общественных узаконений и институтов – государственной власти , суда, церкви, привилегий дворянства, земельной собственности и т.п. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин отлучения Толстого святейшим синодом от православной церкви (1901).

  • На склоне лет Л.Н. Толстой проявляет интерес к жанру рассказа. Наивысшими достижениями этого периода писателя были повести «Хаджи – Мурат» (1896 – 1904) и драма «Живой труп» (1900).

  • В последнее десятилетие жизни Л. Н. Толстой – признанный глава русской литературы , защитник реалистического направления от модных декаденских влияний. Продолжается и общественно – публицистическая деятельность писателя : он выступает с воззваниями , пишет статьи , работает над книгой «Круг чтения». Всемирно известными выступлениями Толстого – публициста стали его горячие протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать»,1908).

  • Последние годы жизни Л. Н. Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях. Он оказался в центре интриг и раздоров между «толстовцами» (во главе с В. Г. Чертковым), с одной стороны, и С. А. Толстой – с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы , 10 ноября (28 октября) 1910 г. писатель тайно ушел из Ясной Поляны , по дороге простудился и скончался в пути на станции Астапово 20(7) ноября. Похоронен Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.

  • После Октябрьской революции Ясная Поляна превратилась в крупнейший мемориальный музей – заповедник. В доме – музее сохранилась подлинная обстановка, библиотека Толстого (22 тыс. книг), его личные вещи , портреты писателя и членов его семьи работы И. Н. Крамского , Н. Н. Ге, И. Е. Репина, В. А. Серова и других , большая коллекция фотографий.

  • Во время Великой Отечественной войны Ясная Поляна была временно оккупирована гитлеровскими захватчиками , нанесшими усадьбе тяжелый ущерб. К маю 1942 г. усадьба была реставрирована и снова открыта для посетителей , а в 1945 г. вернулись из эвакуации все ценности. Музей ведет большую научно – исследовательскую и просветительскую работу; с 1955 г. издает совместно с Государственным музеем Л. Н. Толстого в Москве «Яснополянские сборники».





Литература



  1. Сухотина – Толстая Т. Л. Воспоминания. – М.: Худож. лит.,1981. -525с.

2. Толстой И. Л. Мои воспоминания. – М.: Правда, 1987. -463 с.:ил.

3. Кузминская Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной поляне : Воспоминания

М. : Правда, 1986. – 558 с.: ил.

4. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников : В 2 т. Т. 1 – 2. –

М.: Худож. лит., 1978.

Аннинский Л. А. Лев Толстой и кинематограф. – М.: Искусство ,- 1980. - 191 с.

Ломунов К. Н. Жизнь Льва Толстого. -М.: Худож. лит., 1981. -255с.

Ланщиков А. Вечно живая исповедь: ( О раннем периоде творчества

Л. Н. Толстого)//Москва. – 1986.- № 8. – С. 181 – 190.







Скачано с www.znanio.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!