Просмотр содержимого документа
«Основные этапы развития видов сварки»
Основные этапы развития видов сварки.
Сваркой называется получение неразъемных соединений посредством установления межатомных связей между соединяемыми частями при их нагревании и (или) пластическом деформировании.
В 1802 г. впервые в мире профессор физики Санкт-Петербургской медико-хирургической академии В.В. Петров (1761— 1834) открыл электрическую дугу и описал явления, происходящие в ней, а также возможности ее практического применения.
В 1881 г. русский изобретатель Н. Н. Бенардос (1842—1905) применил электрическую дугу для соединения и разъединения сталей. Дуга Н. Н. Бенардоса горела между угольным электродом и свариваемым металлом. Присадочным прутком для образования шва служила стальная проволока. В качестве источника электрической энергии использовались аккумуляторные батареи.
В1888 г. русский инженер Н.Г. Славянов (1854-1897) предложил дуговую сварку плавящимся металлическим электродом. Он разработал научные основы дуговой сварки, применил флюс для защиты металла сварочной ванны от воздействия воздуха, предложил наплавку и сварку чугуна. Н.Г. Славянов изготовил сварочный генератор своей конструкции и организовал первый в мире электросварочный цех в Пермских пушечных мастерских, где работал с 1883 по 1897 г.
БЕНАРДОС Николай Николаевич СЛАВЯНОВ Николай Гаврилович
1854 — 1897 1842 — 1905
В 20-х годах нашего столетия дуговую сварку начали внедрять при ремонте локомотивов и котлов. Например, дуговая сварка в это время применялась в московских, ленинградских, ярославских, читинских и других железнодорожных мастерских при использовании импортного и отечественного сварочного оборудования, однако последнее было кустарного изготовления.
Сварка во многих случаях заменила такие трудоемкие процессы изготовления, как клепка и литье, соединение на резьбе и ковка.
Преимущества сварки перед этими процессами следующие:
• экономия металла на 30% и более в зависимости от сложности конструкции, а следовательно, уменьшение веса конструкции;
• уменьшение трудоемкости работ, а соответственно, сокращение сроков работ и уменьшение их стоимости;
• уменьшение стоимости оборудования;
• возможность механизации и автоматизации сварочного процесса;
• возможность использования наплавки для восстановления изношенных деталей;
• герметичность сварных соединений выше, чем клепаных и резьбовых;
• уменьшение производственного шума и улучшение условий труда рабочих.
Сегодняшний уровень развития сварочной науки и техники достигнут благодаря трудам российских ученых, инженеров и рабочих-новаторов. Ими создано большое количество сварочного оборудования, марок электродов, новые прогрессивные сварочные процессы. Весомый вклад в развитие сварки вносит Институт электросварки им. Е.О. Патона в Киеве. Под руководством Е.О. Патона в 1930 г. была разработана автоматическая сварка под флюсом, которая нашла широкое применение в народном хозяйстве с 1940 г. Во время Великой Отечественной войны этим способом сваривалась броня танков Т-34.
В 1952 г. ученый К.В. Любавский разработал и внедрил полуавтоматическую сварку в углекислом газе.
Большим достижением сварочной науки является осуществленная впервые в мире космонавтами Г.С. Шониным и В.Н. Кубасовым сварка в космосе, в условиях глубокого вакуума и невесомости. В космосе испытывались плазменно-дуговая, электронно-дуговая и ручная дуговая сварка плавящимся электродом.
Любавский Константин Васильевич Патон Евгений Оскарович