СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

основные аспекты дух-нр воспитания

Просмотр содержимого документа
«Основные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников с умственной отсталостью»

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа №6»












ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ








Воспитатель: Дитюк Елена Павловна

(первая категория)

















Дитюк Елена Павловна

Воспитатель (первая категория)

казенное общеобразовательное учреждение

Омской области «Адаптивная школа №6»

г. Омск

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Проблема духовно-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью уже довольно давно стоит перед специальным образованием. Дети данной категории в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости, часто поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог коррекционной школы может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию школьников состоит в соединении обучения и воспитания в процессе, результатом которого является социальный опыт.

Процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через передачу воспитанникам знаний о правилах и принципах поведения; использовании специальных педагогических приёмов, учитывающих типичные и индивидуальные особенности умственно отсталых детей; положительный пример взрослого – педагога, родителя.

Духовно-нравственное воспитание является гармоничным развитием личности школьника и осуществляется путём привития ему основополагающих принципов нравственности на основе этических, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В связи с этим, ставим перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

  2. Воспитание уважения к нравственным нормам;

  3. Создание условий для восприятия целостной картины мира;

  4. Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

  5. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

  6. Создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;

  7. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

  8. Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Перед педагогами стоит важнейшая задача по воспитанию у умственно отсталых школьников нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию выделяем следующие направления:

Ценностно-ориентировочная деятельность. У детей формируются основные ценности и понятия. С воспитанниками проводятся игры, беседы на тему: «Символы России», «Создание кубка «ПОБЕДА» к 75 годовщине победы ВОВ», «Создание обелиска «НЕИЗВЕСТНОМУ СОЛДАТУ»». «Биография маршала Советского Союза Дмитрия Язова» и др. Большое внимание уделяется формированию таких ценностей, как Родина, семья, дружба, взаимопомощь и т.п.;
  1. Трудовая и общественно-полезная деятельность. Осуществляется через дежурство по классу, столовой. Проводятся беседы на тему: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я дежурный в классе!», «Человек и труд» и т.д.

  2. Художественно-эстетическая деятельность. Включает в себя организацию и проведение календарных праздников: «День знаний», «Новогодний праздник», «День матери», посещение музеев. Предполагает участие детей в системе дополнительного образования по данному направлению.

  3. Спортивно-оздоровительная деятельность. Основой этого направления является привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика табакокурения и наркомании. Большинство мероприятий организуются в игровой форме: «День здоровья», «Весёлые старты» и др. Проходят беседы: «Об опасности грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!», «О профилактике вредных привычек» и т.д. Широко используется практическая деятельность. Детям предлагается самостоятельно составить режим дня, провести утреннюю гимнастику в классе и многое другое.

  4. Коллективная деятельность. Обучение детей нравственным нормам продолжается в совместном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки, и что немаловажно, приносит детям радость.

  5. Экологическая деятельность. Предполагает формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины, обучение экономичному использованию природных ресурсов. Данная деятельность осуществляется в форме экскурсий, изготовлении кормушек для птиц, проведении экологических субботников и т.д.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя, воспитателя и родителей. Поэтому всем родителям предоставляется возможность посещения внеклассных мероприятий, где они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им оценить взаимоотношения своего ребёнка с взрослыми и сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру, а также, совместно с педагогом определить дальнейшие пути развития. Кроме того, образовательное учреждение регулярно проводит беседы с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания с приглашением специалистов.

В заключении хочется отметить, что работа по духовно – нравственному развитию школьников во внеурочной деятельности должна проводиться системно, и задача педагога в каждом направлении воспитания найти нравственный аспект.





ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация: Статья посвящена проблеме обеспечения комплексного подхода в формировании духовно-нравственного воспитания умственно отсталых детей, включающего социально-психологическую адаптацию «особенных детей» и создание специальных условий для интенсивного развития нравственных качеств у них.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ФГОС, обучающиеся, умственная отсталость, комплексный подход, умственно отсталые дети.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Главная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, хотя ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Для того чтобы ребенок с умственной отсталостью мог научиться общаться, ему было комфортно и безопасно среди сверстников и взрослых, в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Этому наиболее эффективно способствует комплексный подход через Программу духовно-нравственного развития, входящей в адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся, перешедших на ФГОС О УО детей с 01.09.2016 года. При написании программы обязательно учитываются особенности развития первоклассников. При умственной отсталости «восприимчивость к новому» недоразвита. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания духовно-нравственных качеств, создает преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылки личностного развития младшего школьника. Первичным дефектом в психической структуре развития при умственной отсталости является инактивность (Л.С. Выготский, 1983; С.Я. Рубинштейн, 1986). Поэтому жизненный опыт этих детей отличается примитивностью, бедностью, недифференцированностью представлений и знаний даже по отношению к предметам и явлениям ближайшей повседневной действительности. Одновременно для умственно отсталых характерно недоразвитие умений самостоятельно оперировать имеющимися представлениями, знаниями, ранее сформированными умениями; недоразвита способность к переносу имеющегося опыта в сколько-нибудь новые для ребенка условия. Кроме того, у этих детей слабо развиты коммуникативные навыки, отсутствует или не развито понятие толерантности.

Нравственное воспитание предполагает многогранность направлений и механизмов воздействия на личностное развитие ребенка. Прежде всего, оценкой нравственной воспитанности является поведение учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, к людям, самому себе. Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе нашей образовательной организации, семьи и других институтов общества. На уроках осмысление духовных ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по предметам: «Человек», «Окружающий социальный мир», «Речевая и альтернативная коммуникация» и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Учителя начальных классов разработали цикл бесед на основе статей «Детского мира» К.Д. Ушинского, способствующих формированию мировоззрения детей на принципах высокой нравственности и морали. Важной частью в этой работе является творческая деятельность: рисование, лепка, моделирование, сюжетно-ролевые игры. В ходе внеклассных занятий в ГПД учениками приобретаются ценностные нравственные знания и практический опыт. Совместно с педагогом-организатором, музыкальным руководителем становятся активными участниками в подготовке к школьным праздникам. Режим занятий построен таким образом, чтобы все обучающиеся могли посещать кружки и спортивные секции по интересам. Начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе участия в общественно значимых моделях (добровольное сознательное участие в трудовых акциях, помощь ветеранам труда и так далее) возможен при организации внешкольной деятельности.

Школьная программа духовно-нравственного развития включает в себя четыре основных направления деятельности:

  1. «Гражданско-патриотическое воспитание».

Цель: воспитание чувства патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина Российской Федерации.

  1. «Нравственное воспитание».

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  1. «Трудовое воспитание».

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни.

  1. «Эстетическое воспитание».

Цель: формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


В программе духовно-нравственного развития внеурочная деятельность определена пятью направлениями:

1. Познавательная деятельность:

- День флага;

- День народного единства;

- 16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности);

- День Героев России;

- «Символы президентской власти»;

- «Что значит быть культурным?»;

- «С чего начинается Родина?»;

- «Мой район, мой дом»;

- День города;

- День России;


2. Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:

- спортивная военно-патриотическая игра «Зарница»;

- конкурсы рисунков «Родина начинается с семьи», «Я люблю свой город ОМСК ».


3. Досугово - развлекательная деятельность:

- школьные праздники на военно-патриотическую тематику;

- проведение уроков воинской славы России под девизом «Этих дней не смолкнет слава».


4. Игровая деятельность:

- тренинги «Учитесь быть терпеливыми»;

- игра «Семейный очаг»;

- познавательные игры «Знаешь ли ты свою школу», «Путешествие по столице РОССИИ», «Путешествие по родному городу», «Памятные места родного города»;

- ролевая игра «Мой мир».


5. Социально-творческая деятельность (акции):

- акция «Родной край»;

- акция «Письмо в прошлое»;

- акция «Подари экспонат музею»;

- историко-патриотическая акция «Военная фотография»;

- акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла);

- акция «Вспомним всех поименно» (изготовление флажков с именами родственников – участников Великой Отечественной войны).

В педагогической практике при воспитании обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста целесообразно применять наиболее знакомые и традиционные формы мероприятий: беседы «Омск – родной город», «Россия – Родина моя», «Узнаю Россию по символу»; викторины: «Я знаю символы России», «Символика России»; экскурсии в городской краеведческий музей, по городу и виртуально; театрализация русских народных сказок; спортивные соревнования; коллективные творческие работы.

Уклад школьной жизни как система устоявшихся, привычных форм жизнедеятельности является носителем важных компонентов формируемой системы духовно-нравственного развития. Поэтому традицией стали «семейные встречи» и «семейные праздники» обучающихся и родителей, на которых ребята инсценируют, участвуют в конкурсах.

В план мероприятий основных направлений данной программы включены социальные и творческие проекты, которые можно считать инновационным подходом в организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью. В рамках учебной деятельности на следующий учебный год запланированы проекты:

1. Исследовательский проект «История появления Гимна России».

2. Творческий проект-конкурс «Герб нашего города».

3. Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвященные Дню вывода Советских войск из Афганистана, «Ты же выжил, солдат!».

При реализации данной программы формируются базовые национальные ценности, которые заложены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».











Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599).

3. Агишова Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения классов, изучающих Православную культуру России: взаимодействие с родителями: Материалы III международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека», Новосибирск, НГПУ, 2008 г.

4. Процко Т.А. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 107 с

5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – Белгород, 1994.

6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – Владимир, 1993.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!