Организационный этап Учитель приветствует обучающихся и гостей. «Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя, вот и я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день». Я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого это касается, помашут мне рукой. Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение! Добрый день всем, у кого день рождения зимой или весной! Добрый день всем, кто родился летом или осенью! Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их! Добрый день всем учителям, гостям нашего урока!» Проверяет готовность класса к уроку. «Все готовы? Предлагаю начать наш урок Открываем тетради, записываем: число, «Классная работа»» | Учащиеся приветствуют учителя, играют в игру «Добрый день!», приветствуют гостей. Проверяют готовность к уроку. Записывают в тетради: число, «классная работа» |
Актуализация знаний Цель: повторить необходимые правила и алгоритмы. 1) Устный счет Таблица умножения Ребята, по традиции давайте начнем наш урок с устного счета. Повторим таблицу умножения. По цепочке 2) Равенство фигур. Учитель проверяет д\з Я вчера выдала разноцветные фигурки. Вам дома нужно было найти среди них равные. Давайте проверим как вы справились с домашним заданием. Ребята, какие фигурки вы получили? Четырехугольники и треугольники. Поднимите вверх равные четырехугольники. Все верно. Синий четырехугольник равен желтому. А теперь поднимите вверх равные треугольники. Молодцы, все правильно! Красный равен зеленому. Скажите, пожалуйста, каким способом вы пользовались при выполнении домашнего задания? Верно, способом наложения фигур. Замечательно, мы вспомнили, как сравнивают фигуры и находят равные. 3) Игра: «Где логика». Ребятам предлагается отгадать загадку в игровой форме. На экране высвечивается слайд, учитель комментирует: «Ребята, на экране зашифрована загадка. Вам нужно отгадать, что общее между этими тремя картинками». Если дети затрудняются ответить, то учитель дает подсказку: «Это слово женского рода. Она бывает барабанная, охотничья и математическая». Когда дети угадывают зашифрованное слово «дробь», то на экран высвечивается другой слайд. «Ребята, вы молодцы! Вы правы, мы сегодня будем продолжать изучение самой интересной главы в математике, которая называется «Обыкновенная дробь». Давайте вспомним из каких частей состоит дробь? Что находится под дробной чертой и что показывает? Что находится над дробной чертой и что показывает? Посмотрите на экран и ответьте какой дроби соответствует закрашенная часть фигуры?» | По цепочке проверка знания таблицы умножения Проверяют домашнее задание, поднимая руки вверх с равными фигурами (фигуры определенного цвета) Дети отгадывают зашифрованное слово «дробь». Отвечают на вопросы: «Дробь состоит из двух частей: числителя и знаменателя» «Под дробной чертой находится знаменатель, он показывает, на сколько равных частей разделили целое. А над дробной чертой находится числитель, он показывает, сколько таких частей взяли». Далее учащиеся отвечают на вопрос, какая дробь соответствует закрашенной части фигуры. |
Постановка учебной задачи Формулирование темы урока Ребята, помните, как нас приветствовал Крош в начале урока? Но сейчас я узнала, что Крош грустит… А дело вот в чем… Проблемная задача Крош испек большой пирог и решил угостить друзей: Лосяша, Нюшу, Совунью, Копатыча и Ежика. Совунья предложила поделить пирог на куски. Но что-то Совунья напутала и оказалось, что Нюше должно достаться пирога, Копатычу , Ежику , Лосяшу пирога, Совунье , а Крошу . Ёжик возмутился, что ему досталось меньше всех пирога, и все гости Кроша сильно поругались. Ребята, нужно найти ощибку и помочь Крошу помирить друзей. Ребята, а вы хотите помирить друзей Кроша? (да) Скажите, пожалуйста, на данный момент времени мы можем чем-то помочь Крошу? (нет) А почему (не знаем как) Для того, чтобы решить эту задачку, давайте подумаем достаточно ли нам знаний? Верно, недостаточно. Для того, чтобы помирить друзей Кроша, нам необходимы новые знания по этой теме. Значит целью нашего урока является открытие новых знаний, которые нам помогут решить эту задачу. | Ученики слушают задачу, отвечают на вопросы учителя. Вместе с учителем определяют цель урока. |
«Открытие» учащимися новых знаний Цель : Исследовательская работа. (работа в парах и в группах) «Ребята, нам сегодня с вами вновь предстоит быть юными исследователями и учеными. Нам необходимо сформулировать важнейшее свойство математики. Для этого вам нужно будет объединиться сначала в пары, а затем в группы и выполнить задание. Откройте, пожалуйста, конверты, достаньте из них фигуру, карандаш, ножницы и листочек, на котором записана дробь. (На каждый ряд выдаются одинаковые фигуры: на 1 ряд – круги, 2 ряд – прямоугольники, на 3 ряд – шестиугольники. Также каждой группе выдается листочек с указанной дробью.) «Итак, сначала вы работаете в парах. Один из вас должен закрасить ту часть фигуры, соответствующую дроби, записанной на листке. А ваш сосед по парте должен вырезать эту закрашенную часть.» Далее работа в группах: «Ребята, я вижу, что все уже справились с заданием. Теперь объединяемся в группы. Рассмотрите внимательно части, которые у вас получились, понаблюдайте. Какой можно сделать вывод из ваших наблюдений? Что вы можете рассказать про эти фигуры? Верно, они равны!» Далее учитель приглашает к доске по два представителя с ряда с вырезанными частями фигур. «На доске вы видите магнитики. Прикрепите свои фигурки к доске, а под ними запишите дроби, соответствующие частям фигуры. Вы сказали, что эти части равны, значит смело можете поставить знак «равно» между этими вырезанными частями. Посмотрите внимательно на выражение, которое у вас получилось. Как можно получить из одной дроби, равную ей, но с другим числителем и знаменателем? Верно! Молодцы! А теперь пониже запишите это же равенство, но справа налево. Как теперь получить из первой дроби вторую, равную данной? Верно! У нас получилось сформулировать важнейшее свойство математики, которое называется «Основное свойство дроби». Теперь ребята, садитесь на свои места. Запишем в тетради тему урока. Прежде, чем записать в тетрадь определение, сначала убедимся верно ли мы его сформулировали. А для этого нам поможет Мудрый Ворон. Учитель включает видео с Мудрым Вороном. Мы убедились в том, что наши выводы верные. Запишите в тетрадь определение. Учитель предлагает вернуться к задаче. «Ребята, а помните на какие части разделила Совунья пирог, который испек Крош своим друзьям? А давайте подумаем, как нужно было разделить пирог на всех друзей, чтобы они не поругались. Правильно! Поровну. Значит какая часть должна достаться каждому из друзей? Верно по 1/6. Запишите в тетрадь дробь 1/6. А рядом дроби, которые соответствуют частям пирога. Кто догадался, в чем ошибка? (дети выдвигают гипотезы) Верно, не было никакой ошибки, все дроби равны 1/6. Значит друзья получат пирога поровну! | Дети выполняют задания в парах, а затем в группах: Вырезают часть фигуры, соответствующую указанной на листочке дроби. Учащиеся должны сделать вывод, что эти фигуры равны (способом наложения). С каждого ряда выходят по 2 представителя к доске с вырезанными частями фигур. Далее магнитами прикрепляют к доске свои фигурки и под ними пишут дроби, которые выдавались на листочках. Ставят между частями знак «равно» Дети отвечают на вопрос: Чтобы получить дробь, равную данной, нужно и числитель и знаменатель дроби умножить на одно и то же число. Дети записывают равенство справа налево. Чтобы получить дробь, равную данной, нужно и числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же число. Дети садятся на свои места, записывают число, тему урока и смотрят видео. Затем записывают свойство. Затем выписывают дроби в тетрадь. Наблюдают, выдвигают гипотезы. Применяя свойство, доказывают, что дроби равны. Ошибка не была допущена |