Региональный конкурс ученических проектов
«ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ-2017»
Номинация: Человек-Культура.
Опасны ли для общества ошибки в современных рекламных текстах?
Автор:
Сборщикова Екатерина,
ученица 9 класса «Р»
МБОУ «Гимназия №44 им.В.Н.Деева»
Руководитель:
Кантерова Валентина Васильевна,
преподаватель русского языка
и литературы
г. Ульяновск, 2017
Содержание работы:
Введение.
Актуальность.
Цель работы.
Задачи.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Гипотеза.
Методы.
Основная часть.
Понятие рекламы.
Виды рекламы.
Преимущества рекламы.
Недостатки рекламы.
Воздействие рекламы.
Результаты анкетирования и интервьюирования.
Классификация и анализ ошибок, допущенных в рекламных текстах.
Предложения и выводы.
Приложение.
Список литературы.
Введение.
1.1. Актуальность: Выбранная тема проекта актуальна, так как на улицах нашего города довольно часто встречаются безграмотно составленные рекламы. В текстах современной рекламы мы часто встречаем большое количество ошибок. Распространение пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок в современной рекламе и обуславливает актуальность выбранной темы.
Использование материалов проекта также полезно как для самообразования , учащихся, так и для разработчиков рекламы
Цели работы:
-выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических), ошибок в рекламных объявлениях ;
-oбоснование необходимости соблюдения правил русского языка в составлении рекламных текстов.
1.3. Задачи:
1. Изучить, что такое реклама.
2. Рассмотреть основные виды реклам.
3. Провести анкетирование, чтобы выяснить, как относится население к рекламе и влияет ли реклама на людей.
4.Проанализировать тексты реклам различного вида с целью выявления ошибок, классифицировать ошибки в рекламных текстах.
5. Разработать рекомендации для создателей рекламы.
1.4. Объект исследования: тексты современной рекламы ( наружной, газетной, интернет – рекламы)
1.5. Предмет исследования: орфографические, грамматические, пунктуационные и речевые ошибки, встречающиеся в рекламных текстах.
1.6. Гипотеза:
Я предполагаю, что орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции, так как если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.
Если я проанализирую рекламные тексты, то смогу дать рекомендации по устранению допущенных в текстах ошибок
1.7. Методы:
изучение научной и справочной литературы,
анкетирование, интервьюирование,
сравнение,
классификация,
обобщение.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Понятие рекламы.
Реклама (от лат. reclamare - выкрикивать) - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама - это весьма тонкий рыночный инструмент. В условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция и каждый продавец стремится максимально удовлетворить потребности покупателя, реклама может послужить решающим фактором конкурентной борьбы.
2.2. Виды рекламы.
Телереклама.
Телереклама—это система связи для трансляции и приема движущегося изображения и звука. Главное достоинство телевизионной рекламы — высокая эмоциональная убедительность. Всего за несколько секунд она может вызвать у потребителя устойчивую эмоциональную реакцию, которая будет сохраняться длительное время. Существуют также базовые психологические правила создания телерекламы, непосредственно влияющие на ее эффективность.
Печатная реклама.
Печатная реклама наравне с рекламой на телевидении завоевала свое признание в среде рекламодателей. Она отличается тем, что доступна в любое время суток, при первоначальной заинтересованности к ней всегда можно обратиться еще раз.
Печатная реклама - это вид рекламы, которая производится на специальной печатной продукции и направлена, в первую очередь, на зрительное восприятие.
Наружная реклама.
Наружная реклама — графическая, текстовая, либо иная информация рекламного характера, которая размещается на специальных временных или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях (АЗС). Средства наружной рекламы весьма разнообразны. Применительно к городской среде — это различные носители рекламных сообщений, размещаемые на территории города и рассчитанные на визуальное восприятие из городского пространства, а именно: крышные установки, электронные табло, панно, рекламные щиты, мультивизионные установки.
2.3 Преимущества рекламы.
Поскольку компания платит за рекламное пространство, она может контролировать то, что она хочет сказать (содержание сообщения), где и когда она хочет сказать это (канал передачи, время, график размещения, частота передачи) и кому посылается сообщение (аудитория СМИ). Срочные публичные заявления компаний публикуются в прессе в основном на правах рекламы. Затраты на контакт с помощью рекламы нередко достаточно низки.
Реклама может также использоваться для создания имиджа и символизированных обращений к потребителю для продуктов и услуг.
Реклама публична, и это означает, что товар проверен, а его приобретение не встретит осуждения со стороны общественности. Реклама позволяет многократно повторять обращения. Реклама выразительна, так как воздействует на органы чувств человека
2.4. Недостатки рекламы.
Реклама безлична и не требует ответной реакции. Она негативно воздействует на сознание и подсознание человека. Сторонники этого утверждения выдвигают доводы о глобальном изменении поведения человека под воздействием рекламы. Затраты на производство и размещение рекламы могут быть очень высоки. К примеру, телереклама доступна далеко не всем компаниям.
Отсутствие прямой обратной связи для большинства рекламных сообщений. Это затрудняет рекламодателю оценку: получил ли целевой рынок сообщение в должной мере и действенно ли оно.
Недостаток доверия к рекламе и простота игнорирования рекламы. Реклама нередко скептически трактуется потребителями. Они воспринимают ее как пристрастную и считают, что основное назначение рекламы — убедить любой ценой и навязать мнение. Потребители воспринимают рекламу селективно — ту, что им интересна, игнорируя массу других рекламных сообщений. Изобилие рекламы создает проблемы для рекламодателей, стремящихся сделать свою рекламу замечаемой и воспринимаемой потребителями.
2.5. Воздействие рекламы.
Влияние рекламы на сознание населения происходит по-разному. Один из приемов - управление вниманием потребителя. Прямо сказать, что рекламодатель обманывает вас, нельзя, однако он уводит ваши мысли в нужную ему сторону.
Основная цель рекламного текста – привлечь внимание, вызвать интерес и стимулировать сбыт товара. Рекламный текст должны отличать доходчивость, яркость, лаконичность, экстравагантность, профессиональное исполнение.
Реклама создана для того, чтобы привлекать покупателей, внушать им, что они нуждаются в каком-либо товаре, даже если это не так. Влиянию подвержены все, в особенности дети.
Допустимо ли искажение языка в рекламных роликах или печатных текстах. С одной стороны (как утверждают авторы текстов), подобные приёмы способствуют повышению уровня продаж. С другой стороны, нельзя забывать, что реклама является частью массовой культуры и, следовательно, влияет на мировоззрение и общий культурный уровень людей.
2.6. Анкетирование.
Чтобы выяснить, как относится население к рекламе и влияет ли реклама на речь людей, я провела анкетирование 60 человек разного возраста.
Вопросы для анкетирования:
- Нужна ли, по Вашему мнению, реклама?
- Следует ли сократить рекламу и какую?
- Находите ли вы ошибки в рекламе? Опасны ли для общества ошибки в современных рекламных текстах?
-Опасны ли для общества ошибки в современных рекламных текстах?
Результаты анкетирования:
70% опрошенных полагают, что реклама нужна;
68% опрошенных считают, что рекламу необходимо сократить;
наибольшее количество анкетируемых(43%, 33%) полагают, что необходимо сократить телерекламу и интернет-рекламу;
10% - ищут ошибки в рекламных текстах, грамотных людей возмущают ошибки, допущенные авторами слоганов;
52% опрошенных считают, что ошибки в современных рекламных текстах опасны для общества.
2.7. Классификация и анализ ошибок, допущенных в рекламных текстах.
Были проанализированы тексты печатной рекламы (газеты «Комсомольская правда», «Володарец», « Мозаика» (Бесплатная информационно-рекламная газета), интернет-рекламы (интернет-объявления г.Ульяновск), наружной рекламы по ул.Врача Михайлова и др..
Проведя анализ рекламы, мы отследили, что в текстах рекламных объявлений содержатся:
а) орфографические ошибки;
б) пунктуационные ошибки;
в) грамматические ошибки.
Примерами орфографических ошибок (неправильного написания слов) являются: «нашу продукцию вы можете прЕобрести каждую среду…», «подЬёмные сооружения», «массовые коМуникации» (« Мозаика» (Бесплатная информационно-рекламная газета); «НЕПРОСПИ» , «АГЕНСТВО» (наружная реклама, ул.Врача Михайлова). Такой тип ошибок встречается часто.
Примеры пунктуационных ошибок: « запасные и расходные материалы для: Камаз, УАЗ…» (двоеточие после предлога не ставится), « ремонт легковых автомобилей тёплая автостоянка пункт технического контроля…» (знаки препинания при однородных членах не проставлены). Данные ошибки допущены в Бесплатной информационно-рекламной газете « Мозаика». «Сообщаем об открытии нового парикмахерского салона «Шарм». Все виды парикмахерских услуг, маникюр, педикюр, вертикальный солярий» (газета «Мозаика»). После обобщающего слова «услуг» перед однородными членами предложения нужно ставить двоеточие, а не запятую.
На большинстве рекламных щитов тексты объявлений написаны заглавными буквами, полностью отсутствуют знаки препинания при однородных членах предложения.
Примеры грамматических ошибок: «выполним отделочные работы: обои, потолки, гипсокартон, перегородки…» (газета «Мозаика»).
Наибольшее количество ошибок было допущено в информационно-рекламной газете « Мозаика».
Большое количество грамматических ошибок допущено в интернет-рекламе г.Ульяновск. Ряд примеров мы приводим в исследовательской работе.
«Гель-лак для долговременного покрытия натуральных ногтей американского производства» (нарушение порядка слов в предложении).
«Продам туалетную воду без упаковки в прекрасном состоянии» (нарушение порядка слов в предложении).
«Продаётся машинка для стрижки волос китайского производства» (нарушение порядка слов в предложении).
«Клуб бокса «Икар» приглашает на занятия боксом юношей всех возрастов
Занятия бесплатные
Выдаются перчатки, форма, тренера высшей и первой категории»
Я привела примеры ошибок разных видов. Думаю, что случайные ошибки в рекламе редки, и на самом деле они допускаются намеренно. С их помощью человек-рекламодатель привлекает внимание людей, хотя они могут вызвать «болезни» языка в российском обществе. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, обороты, употребление слов в несвойственных им значениям. А может быть, это обусловлено
незнанием лексического значения слов;
недостаточным владением синонимикой языка (тавтология);
неразличением значений слов;
незнанием норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса.
2.8. Предложения:
Что нужно сделать, чтобы избежать такого количества ошибок?
Во-первых . рекламодатели должны быть предупреждены о возможном наказании за допущенные ошибки в рекламных текстах. Это могут быть предупреждения и даже штрафы.
Во-вторых, сми должны нести ответственность за размещение такой рекламы.
В-третьих, необходимо поощрять тех людей, которые сообщают об ошибках.
Я уверена: принятие этих мер заставит рекламодателей задуматься, стоит ли допускать ошибки в текстах реклам.
Выводы.
1. Изучив теоретический материал, мы узнали, что основная цель рекламного текста – привлечь внимание, вызвать интерес и стимулировать сбыт товара. Для этого используются различные приёмы, в том числе и ошибки в тексте.
2. Результаты анкетирования показали, что реклама влияет на сознание человека, прочно остаётся в памяти .Таким образом , запоминаются не только цитаты, но и неправильные конструкции предложений, и орфографические ошибки, и пунктуационные недочёты, что способствует снижению грамотности населения, и в первую очередь, подростков.Это представляет опасность для общества.
3. Анализ и классификация ошибок показали, что наиболее распространёнными ошибками в рекламных текстах являются орфографические, пунктуационные и грамматические.
4. Изучив материалы разных печатных источников, сделали вывод, что наибольшее количество ошибок было допущено в информационно-рекламной газете « Мозаика».
5. Я считаю, что проведенная мною работа доказывает правдивость гипотезы. Орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи. Ошибки в рекламах допускаются не просто так, а намеренно, для привлечения внимания покупателей.
Список литературы.
С.И.Ожегов «Словарь русского языка». – М.: «Астрель АСТ», 2005
Орфографический словарь русского языка. – М.: «Астрель», 2011
В.В.Учёнова, Н.В.Старых «История рекламы». – М., 1999
В.А.Астафьев «Современная реклама». – М., 2001
Поисковые системы: «Yandex», «Rambler», «Google»
Интернет-объявления г. Ульяновска, реклама на щитах города.