СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осанка. Первая помощь при травмах скелета

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен разделу опорно-двигательная система, включает в себя выполнение практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Осанка. Первая помощь при травмах скелета»

Биология. 8 класс.

Тема урока  «Осанка. Первая помощь при травмах скелета».


Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья, выявить причины и разъяснить отрицательные последствия  нарушения  осанки и плоскостопия, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.

Задачи:

Образовательная - раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц на примере работы за компьютером;

Развивающая - развить умение применять полученные знания для снятия функционального напряжения и утомления в процессе обучения в школе и дома;

Воспитательная - продолжить формирование интереса к своему здоровью через объяснение и закрепление  материала.


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний.  (6 мин)

  3. Изучение нового материала (10 мин)

  4. Выполнение практической работы (20 мин)

  5. Закрепление. (5 мин).

  6. Рефлексия. (1 мин)

  7. Итоги урока, домашнее задание. (2 мин)


Ход урока

    1. Организационный этап (1 мин)


    1. Актуализация знаний (6 мин)

Работа по проверке имеющихся знаний проводится на изображении скелета человека.


АНАЛИЗ САМОНАБЛЮДЕНИЯ.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют.


По результатам проведенного Вами самонаблюдения, как можно охарактеризовать состояние Ваших стоп?

Профилактика плоскостопия:

  • Не носить слишком тесную обувь.

  • Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

  • Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

  • Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

  • Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

  • Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

  • Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).





    1. Изучение нового материала (10 мин)


  • Осанка человека.

Один из греческих мифов рассказывает о том, как на древний город Фивы был наслан сфинкс – химера, имеющая собачье тело, птичьи крылья и женское лицо. Это чудовище подстерегало путников, заставляло отгадывать загадку и съедало тех юношей, которые не могли её разгадать. Загадка была следующей: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Ответ смог дать лишь Эдип, и звучал он гордо – Человек! Поскольку после этого сфинксу делать было нечего, чудовищу пришлось броситься со скалы в пропасть…

Думаю, вы догадались, что это загадка – метафора человеческой жизни. В детстве малыш передвигается на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик пользуется палкой. Теперь мы тоже знаем ответ и понимаем, что загадка касалась прежде всего осанки! Уже в древности люди придавали большое значение внешнему виду и осанке. Не зря народная пословица гласит, что «без осанки и конь – корова».



Как вы думаете, что же такое осанка? (дети высказывают свои мнения).

А между тем, если верить словарю Даля, слово «осанка» произошло от корня слова «сановник» - «сан». Издавна люди с высоким чином или званием обладали отличной выправкой и менее всего имели проблем с позвоночником – вот почему знатный сан носили по-настоящему статные мужчины.



Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. 



Какая же осанка может считаться правильной? Мнение учащихся.

Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника. Различают несколько степеней нарушения осанки.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Как вы думаете, какое самое распространенное нарушение осанки у школьников и почему? Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано).

Подумайте!

Ситуация 1. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация 2. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

    1. Выполнение практической работы (20 мин)

Оформление работы в тетрадях. Запись даты и темы работы.

Цель работы: научиться применять подручные средства при оказании доврачебной помощи пострадавшему с травмами скелета.

Оборудование: бинт, линейка, вата, подручные средства.

Ход работы.

  1. рассмотреть виды травм, связанных с повреждениями скелета;

  2. рассмотреть причины, способные вызвать эти травмы;

  3. решить предложенную ситуацию, определить вид травмы и меры оказания первой помощи;

  4. практически применить имеющиеся знания по оказанию первой помощи.

  5. вывод.

  1. рассмотреть виды травм, связанных с повреждениями скелета;

2. Причины травм и их профилактика.

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный.

Первая причина детского травматизма — повышенная двигательная активность.

Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков.

Третья причина - пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время.

3. Рассматриваются три ситуации.


  • Девочка Катя дома скучала.

Чем бы заняться?

Она почитала,

Куклу взяла и спать положила,

Из пластилина зайца слепила.

Мячик схватила, к окну подошла.

«Пойду погуляю!» - решила она.

Туфли надела она торопясь,

И по ступенькам вниз понеслась.

Вдруг оступилась! На руку упала!

Сильная боль её напугала.

Плачет Катюшка: «Ой, пухнет рука!

Что же мне делать? Мама, беда!»


  • Весёлой гурьбой

С рюкзаком за спиной

Ребята пошли в поход с ночевой.

Удочки взяли, чтоб рыбу ловить.

Ведро, соль, картошку,

Чтоб уху наварить.

На речку пришли. Какая жара!

Решили поплавать они не спеша.

Купались, ныряли, брызгались всласть.

Вдруг Боря решил всех напугать.

Он тихо на дерево стал забираться,

Чтоб в кроне густой слегка потеряться.

Ребята начнут Бориса искать,

А он притаится и будет молчать!

Боря довольный на ветку присел.

Она обломилась, он вниз полетел.

Всех напугал, как того и хотел!

Тихой гурьбой с рюкзаком за спиной

Ребята вели Бориса домой.

«Мамочка, мама!» - мальчик стонал.

«Кажется, я свою руку сломал!»


  • «Внимание, внимание!

Сегодня во дворе будет состязание

По скоростной езде!»

Велосипедисты бравые вышли все на старт,

Болельщики удалые им весело свистят.

Вот Петя очень важно поднял вверх флажок,

Махнул им очень резко. И что тут началось!

Крутятся колёса, педали ноги жмут,

Друг друга обгоняют велосипедисты. Вдруг!

Один малец внезапно врезался в бордюр,

А руки от удара отпустили руль!

Упал мальчишка боком прямо на плечо!

«Ой, мама, как же больно! Нарушилось оно!

И что же с ним случилось? И почему отёк?»

В больнице, в скорой помощи закончился денёк.

Информация на ваших столах.

Проанализируйте ситуации. Какая травма?

Какие симптомы обнаруживаются и характерны для переломов, вывихов суставов и растяжений связок?

Что необходимо сделать?

  1. Остановить кровотечение.

  2. Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.

  3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.

  4. Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травм пункт.


4. практическое применение имеющихся знаний по оказанию первой помощи.

1. Окажите первую помощь, предположив, что сломан большой палец правой руки. Объясните свои действия.

2. Растяжение связок голеностопного сустава. Окажите доврачебную помощь и объясните свои действия.

3. Окажите первую помощь пострадавшему с вывихом в локтевом суставе. Объясните свои действия.

5. Вывод.

  1. Закрепление (5 мин)

6. Рефлексия (1 мин)

7. Итоги урока. Домашнее задание (2 мин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!