Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покурская общеобразовательная средняя школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 31.08.2022 г. № 1 Руководитель МО _____________Рудковская И.А. | СОГЛАСОВАНО зам. директора ___________Синицын А.В. « 31 » августа 2022 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Покурская ОСШ ___________ Л.В.Калинина « 31 » августа 2022 г. № 180 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ
(Основы религиозных культур и светской этики)
для 4 класса
Рабочую программу составила:
Бахарева З.Л.,
учитель начальных классов
2022/2023 учебный год.
Пояснительная записка
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, от 11.12.2020 № 712);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» (вместе с «Регламентом выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»); Рабочая программа составлена на основании примерной программы по основам мировых религиозных культур и светской этики к учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебника – А.В.Кураев. Издательство М: Просвещение, 2019 г. и рабочая тетрадь «Основы православной культуры. 4 класс». Автор – Г.А. Обернихина. М: Просвещение, 2019 г.
По учебном плану МБОУ Покурской ОСШ на 2022-2023 учебный год на изучение ОРКСЭ в 4 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 4-х классов составляет 34 недели. На изучение ОРКСЭ отведено 34 часа.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего основного образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
- первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социально-культурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений ив области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
- освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»; знакомство с историей возникновения и распространения мировых религиозных культур; знание и понимание основ духовной традиции мировых религиозных культур;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
осознание места и роли православной культуры в истории России;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования получат представления о национальном составе народов мира, разнообразии мировых религий и общечеловеческих ценностях, познакомятся с основами светской и религиозной морали, их значением в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Учащиеся получат возможность осознать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос | • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. |
Работа с текстом: оценка информации |
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
3.Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Проект «Душа человека».Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Проект «Милосердие и сострадание». Золотое правило этики. Храм. Проект «Православный храм». Икона. Творческие работы учащихся. «Что такое этика?», «Старинные иконы», «Молитвы христиан о себе и других».Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Творческая работа: «Как я понимаю православие». Таинство причастия. Монастырь. Проект «Монастыри на Руси». Отношение христианина к природе. Проект «Отношение христианина к природе». Христианская семья. Защита Отечества . Творческая работа: «Герои России». Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Творческая работа: «Значение религии в жизни человека и общества». Творческая работа: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского». «Жизнь Преподобного Серафима Саровского». Творческая работа: «Памятники религиозной культуры (в моём городе, селе)». Проект: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России).
4.Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | 07.09 | |
2 | Культура и религия. | 1 | 14.09 | |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | 21.09 | |
4 | Православная молитва. | 1 | 28.09 | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | 05.10 | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | 12.10 | |
7 | Христос и Его крест. | 1 | 19.10 | |
8 | Пасха. | | 26.10 | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | 09.11 | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | 16.11 | |
11 | Заповеди. | 1 | 23.11 | |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | 30.11 | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | 07.12 | |
14 | Храм. | 1 | 14.12 | |
15 | Икона. | 1 | 21.12 | |
16 | Творческие работы учащихся. Проект «Основы православной культуры» или Сочинение «Как я понимаю золотое правило этики». | 1 | 11.01 | |
17 | Подведение итогов. | 1 | 18.01 | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | 25.01 | |
19 | Подвиг. | 1 | 07.02 | |
20 | Заповеди блаженств. | 1 | 14.02 | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | 21.02 | |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | 28.02 | |
23 | Православие о Божием суде. | 1 | 01.03 | |
24 | Таинство причастия. | 1 | 15.03 | |
25 | Монастырь. | 1 | 22.03 | |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | 05.04 | |
27 | Христианская семья. | 1 | 12.04 | |
28 | Защита Отечества. | 1 | 19.04 | |
29 | Христианин в труде. | 1 | 26.04 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 03.05 | |
31 | Творческая работа: «Значение религии в жизни человека и общества». | 1 | 10.05 | |
32 | Творческая работа: «Герои России». | 1 | 17.05 | |
33 | Творческая работа: «Памятники религиозной культуры». | 1 | 24.05 | |
34 | Творческая работа: «Монастыри на Руси» или Творческая работа: «Милосердие и сострадание». | 1 | 31.05 | |
| Итого: 34 урока. | | | |
8