СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРКСЭ - рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ - рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская общеобразовательная средняя школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол от 31.08.2022 г. № 1

Руководитель МО

_____________Рудковская И.А.



СОГЛАСОВАНО

зам. директора


___________Синицын А.В.

« 31 » августа 2022 г

УТВЕРЖДЕНО приказом директора

МБОУ Покурская ОСШ

___________ Л.В.Калинина

« 31 » августа 2022 г. № 180












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ОРКСЭ

(Основы религиозных культур и светской этики)


для 4 класса















Рабочую программу составила:

Бахарева З.Л.,

учитель начальных классов




2022/2023 учебный год.

  1. Пояснительная записка


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, от 11.12.2020 № 712);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» (вместе с «Регламентом выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»); Рабочая программа составлена на основании примерной программы по основам мировых религиозных культур и светской этики к учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебника – А.В.Кураев. Издательство М: Просвещение, 2019 г. и рабочая тетрадь «Основы православной культуры. 4 класс». Автор – Г.А. Обернихина. М: Просвещение, 2019 г.

По учебном плану МБОУ Покурской ОСШ на 2022-2023 учебный год на изучение ОРКСЭ в 4 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 4-х классов составляет 34 недели. На изучение ОРКСЭ отведено 34 часа.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего основного образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

- первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;

Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социально-культурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений ив области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

- освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»; знакомство с историей возникновения и распространения мировых религиозных культур; знание и понимание основ духовной традиции мировых религиозных культур;

- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;

осознание места и роли православной культуры в истории России;

- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования получат представления о национальном составе народов мира, разнообразии мировых религий и общечеловеческих ценностях, познакомятся с основами светской и религиозной морали, их значением в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Учащиеся получат возможность осознать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

• делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


Работа с текстом: оценка информации

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность

получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


3.Содержание учебного предмета


Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Проект «Душа человека».Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Проект «Милосердие и сострадание». Золотое правило этики. Храм. Проект «Православный храм». Икона. Творческие работы учащихся. «Что такое этика?», «Старинные иконы», «Молитвы христиан о себе и других».Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Творческая работа: «Как я понимаю православие». Таинство причастия. Монастырь. Проект «Монастыри на Руси». Отношение христианина к природе. Проект «Отношение христианина к природе». Христианская семья. Защита Отечества . Творческая работа: «Герои России». Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Творческая работа: «Значение религии в жизни человека и общества». Творческая работа: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского». «Жизнь Преподобного Серафима Саровского». Творческая работа: «Памятники религиозной культуры (в моём городе, селе)». Проект: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России).


4.Тематическое планирование


№ урока


Тема урока

Количество часов

Дата проведения


План

Факт

1

Россия – наша Родина.

1

07.09


2

Культура и религия.

1

14.09


3

Человек и Бог в православии.

1

21.09


4

Православная молитва.

1

28.09


5

Библия и Евангелие.

1

05.10


6

Проповедь Христа.

1

12.10


7

Христос и Его крест.

1

19.10


8

Пасха.


26.10


9

Православное учение о человеке.

1

09.11


10

Совесть и раскаяние.

1

16.11


11

Заповеди.

1

23.11


12

Милосердие и сострадание.

1

30.11


13

Золотое правило этики.

1

07.12


14

Храм.

1

14.12


15

Икона.

1

21.12


16

Творческие работы учащихся.

Проект «Основы православной культуры» или

Сочинение «Как я понимаю золотое правило этики».

1

11.01


17

Подведение итогов.

1

18.01


18

Как христианство пришло на Русь.

1

25.01


19

Подвиг.

1

07.02


20

Заповеди блаженств.

1

14.02


21

Зачем творить добро?

1

21.02


22

Чудо в жизни христианина.

1

28.02


23

Православие о Божием суде.

1

01.03


24

Таинство причастия.

1

15.03


25

Монастырь.

1

22.03


26

Отношение христианина к природе.

1

05.04


27

Христианская семья.

1

12.04


28

Защита Отечества.

1

19.04


29

Христианин в труде.

1

26.04


30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

03.05


31

Творческая работа: «Значение религии в жизни человека и общества».

1

10.05


32

Творческая работа: «Герои России».

1

17.05


33

Творческая работа: «Памятники религиозной культуры».

1

24.05


34

Творческая работа: «Монастыри на Руси» или

Творческая работа: «Милосердие и сострадание».

1

31.05



Итого: 34 урока.














8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!