Из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ по ориентации обучающихся старших классов на военно-профессиональную деятельность
Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников,
и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только не может - защитить себя, и сделать это
должен тот, кто пьёт её воду, ест её хлеб и любуется её красотой.
А.В. Суворов
Ориентация на военно-профессиональную деятельность – это специальная педагогическая деятельность, направленная на создание воспитательно-образовательных и социально-психологических ситуаций, при которых у учащихся развиваются ценностные установки, профессиональные предпочтения и интересы, необходимые для успешного выбора и дальнейшего осуществления военно-профессиональной деятельности.
Анализ работ учёных В.Ф. Черноволенко, В.Л. Оссовский, В.И. Панитто, Н.А. Cухарева о военной деятельности как особом виде человеческой деятельности позволил мне выявить основные особенности ориентации учащихся на военно-профессиональную деятельность:
- акцент ставится на воспитание патриотизма, любви к своей стране и армии;
-со стороны общества и государства прослеживается тенденция к повышению и укреплению авторитета военнослужащих;
- особую роль отводится формированию ценностных ориентаций молодёжи;
-внимание уделяется формированию позитивного отношения к службе в армии.
Основные направления военно-профильной ориентации определяются приказами министерства обороны РФ № 25–2000 г., № 205-2002г..Главные задачи военно-профильной ориентации старшеклассников: подготовка несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в военные образовательные учреждения Вооружённых Сил Российской Федерации; формирование и развитие стремления у старшеклассников к овладению профессией офицера, воспитание любви к военной службе.
Военно-профессиональная ориентация в нашей школе осуществляется по следующим направлениям: уроки ОБЖ- внеурочная деятельность-внеклассная работа.
Специфика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит в том, что основной вклад вносится в дело ориентации молодёжи на военные профессии.
В соответствии с содержанием курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования), в разделе «Основы военной службы» раскрываются следующие темы:
-«Организационная структура Вооруженных Сил»;
- «Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству»;
-«Обязательная подготовка граждан к военной службе»;
-«Прохождение военной службы по призыву»;
-«Прохождение военной службы по контракту»;
-«Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой»;
-«Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина»;
-«Как стать офицером Российской Армии».
При проведении занятий по указанным темам обращаю внимание обучающихся на многообразие мира военных профессий, особенности профессиональной деятельности различных военных специалистов. Подчеркиваю аналогии между военными и гражданскими специальностями, знакомлю обучающихся с классами основных сходных воинских должностей, воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.
При проведении учебных сборов по основам военной службы знакомлю обучающихся с практической деятельностью военных специалистов. При изучении тем «Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий военной техникой», «Размещение и быт военнослужащих», «Организация караульной службы, обязанности часового», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка» обращаю внимание обучающихся на деятельность военнослужащих как специалистов, эксплуатирующих сложную военную технику, на образцы военной техники и тех военнослужащих, чья деятельность пересекается с профессиональными интересами обучающихся.
Организация внеурочной деятельности со школьниками происходит в рамках ФГОС основного общего образования и среднего общего образования. Назначение курсов внеурочной деятельности «Юные патриоты» (7-8 классы), «Патриоты России» (10-11 классы) :
- углубленное изучение основ здорового образа жизни, основ медицинских знаний, основ военной службы;
- приобретение практических навыков в организации и ведение аварийно-спасательных работ при ЧС, оказание первой медицинской помощи, основы стрельбы, основы строевой подготовки;
- развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты;
- формирование личностных качеств, необходимых учащимся для прохождения военной службы по призыву или по контракту;
- овладение умениями и навыками в выполнении общих обязанностей военнослужащих;
- воспитание морально-психологических качеств, отвечающих требованиям воинской деятельности, ответственности, исполнительности, силы воли.
Остановлюсь на основных формах профориентационной работы, применяемых во внеклассной работе. В воспитательной работе большое внимание отводится традиционным мероприятиям: :
- месячники оборонно-массовой работы, посвящённые Дню защитника Отечества , Дню Победы;
- участие в Вахте Памяти и мероприятиях, посвящённых Дню защитника Отечества и Дню Победы;
- уроки Мужества, посвящённые Дням воинской славы;
- проведение встреч с ветеранами, участниками локальных войн;
-посещение спортивных секций, участие в районных и областных соревнованиях, проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок»;
- проведение патриотических акций «Ветеран живёт рядом», поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на дому;
-участие в акциях «С добрым утром, Касторное», «Свеча памяти»;
- участие в шествии колонны «Бессмертного полка».
На учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов и в общешкольных мероприятиях в рамках внеклассной работы реализуются цели военно-профессиональной ориентации обучающихся:
-формирование военно-профессиональной направленности личности;
-развитие способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями;
-содействие непрерывному росту профессионализма и достижению самореализации личности в области военно-профессиональной деятельности.
Мероприятия по военно-профессиональной ориентации обучающихся тесно связаны с военно-патриотическим воспитанием, входят в общую систему формирования у молодёжи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Системный и постоянный характер работы по военно-профессиональной ориентации даёт свои результаты. Все выше перечисленные мероприятия воспитывают у обучающихся любовь к Родине и верность своему Отечеству, формируют стремление к выполнению своего гражданского долга и готовность приносить пользу обществу и государству. Военная служба становится более престижной в глазах наших воспитанников. Юноши не боятся проходить службу в рядах Российской армии. Увеличилось количество воспитанников, поступающих в средние и высшие военные учебные заведения.
Описанный опыт работы в МКОУ «Касторенская СОШ №1» по ориентации школьников на военно-профессиональную деятельность направлен на развитие позитивного ценностного отношения к военной службе. Ориентация учащихся старших классов на военно-профессиональную деятельность базируется на ценностно-практическом подходе, в основе которого лежат идеи ценности человека и ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности, к службе в армии и профессии военнослужащего. Ценностно-практический подход основан на понимании необходимости включения учащегося в практическую деятельность, так как она является средством становления и развития субъектности ученика. В качестве общей цели видится человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результаты. Практическая деятельность стимулирует рефлексию учащегося, расширяет их знания о военной службе как социально значимой профессиональной.
6