СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационные формы работы при подготовке к ЕГЭ по математике(выступление на педсовете)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю рассмотреть модель подготовки к ЕГЭ по математике, которая включает все возможные формы организации деятельности обучающихся: урок, дополнительные занятия, система консультаций, проектная деятельность, МАН, использование ИКТ и т.д. 

Просмотр содержимого документа
«Для педсовета»

Организационные формы работы при подготовке к ЕГЭ по математике

Выполняя заказ государства по подготовке и проведению ЕГЭ, мы вынуждены работать в предложенных обстоятельствах. Для этого необходимо грамотно спланировать работу на всех ступенях обучения, со всеми категориями учащихся. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».

Ежегодно, на первом занятии я провожу анкетирование учащихся класса. В начале подводим итоги прошлого года, формулируем задачи на текущий: чему хочу научиться, что предстоит для этого сделать, прогнозируемые итоги, куда буду поступать (основной и запасные варианты), в каком настроении начинаю год? В этом году, в 11 классе планирую добавить вопрос: сколько денег своей семье я смогу сэкономить, если поступлю на бюджет?

Теперь предлагаю рассмотреть модель подготовки к ЕГЭ по математике (слайд 2), которая включает все возможные формы организации деятельности обучающихся: урок, дополнительные занятия, система консультаций, проектная деятельность, МАН, использование ИКТ и т.д.















В условиях обязательной для всех выпускников сдачи экзамена по математике в формате ЕГЭ приходится по-иному подходить к подготовке и проведению уроков, учитывая необходимость обеспечить овладение всеми школьниками учебным материалом не только на запланированном (базовом или профильном) уровне, но и дать возможность мотивированным учащимся заинтересованным в получении высоких баллов для поступления в вуз, динамично продвигаться в овладении материалом на повышенном и высоком уровне.

При проведении уроков приходится активнее включать в учебный процесс дифференцированное обучение, использовать практические разработки по индивидуализации обучения. Теперь уже недостаточно привычных обобщения и систематизации знаний и способов действий. Не менее важным является необходимость формирования у выпускников умений: быстро переключиться с одного типа задания на другой; выбирать оптимальную стратегию при решении как одной задачи, так и всей работы в целом; проверять полученный результат решения.

Основной характеристикой методики проведения занятий является активизирующее воздействие на обучаемых: систематическое убеждение их в том, что лишь при активной позиции по отношению к данному предмету - можно рассчитывать на успех.

Слайд 3 представляет

видение данного процесса.









На мой взгляд, целенаправленно готовить учащихся к ЕГЭ необходимо уже с пятого класса.

Так, анализируя кодификатор и спецификацию заданий ЕГЭ, я пришла к выводу о том, что задачи В1, В3 вполне можно предложить ученикам 5-го класса. (Слайды 4, 5).

В шестом к этим заданиям добавляются В2 и частично В5. (Слайд 6).

Серьезное внимание нужно уделить обучению в 7 классе, где необходимо до автоматизма отработать применение формул сокращенного умножения, решение линейных уравнений, содержащих модуль и параметры. (Слайд 7).

В 8 классе – отработать В4, В12 (слайд 8).

В 9 классе В10, В12, С4, расширять использование задач с модулями и параметрами (слайд 9).

В 10 классе – В7, В8, В11, В14, С1, С2 (слайд 10).

Тогда к 11 классу мы подходим с надежным багажом знаний и можем сосредоточиться на подготовке к решению задач В5, В7, В9, С2, С3, С5, С6, С7 (слайд 11).

Возвращусь к организации учебного процесса на старшей ступени. В начале учебного года провожу диагностику учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала через проведение административных тренировочных и диагностических работ. Параллельно составляются справочники по изученной ранее теории (слайд12).

После проведения административных, тренировочных и диагностических работ заполняю диагностическую карту подготовки к ЕГЭ, проанализировав результаты учащихся, вырабатываю стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Немаловажным считаю развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Считаю, что этому учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа самостоятельных и контрольных работ.

На третьей ступени обучения необходимо использовать и еще один ресурс подготовки к единому государственному экзамену – дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. В выпускных классах обязательно еженедельно провожу такие двухчасовые занятия.

Сопутствующей, однако, не менее эффективной, считаю и организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Учебные проекты сочетаются с традиционной системой предметного классно-урочного обучения, дополняют её, позволяют отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работают на повышение качества образования. Метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно – познавательных. Проекты, имеющие наибольшую практическую значимость, использую для подготовки к ЕГЭ по определённым темам.

Стоит отметить так же, что использование компьютерных технологий в обучении расширяет не только технические, но и дидактические возможности урока, прежде всего, за счет управления учебной деятельностью школьников, а, именно (слайд 13):

создания положительных мотивов изучения материала, объяснения, показа и фиксации формируемой деятельности и входящих в неё знаний;

контроля деятельности учащихся;

передачи машине рутинной части учебной деятельности;

составления и предъявления учебных заданий, соответствующих разным этапам процесса усвоения, а также индивидуальным особенностям ученика и уровню развития его учебной деятельности в данный момент.

Работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения. Очень часто именно при работе с цифровыми ресурсами удается создать проблемную ситуацию, сформулировать исследовательскую задачу перед конкретным учащимся.

Активно использую известные интернет ресурсы, особенно http://alexlarin.net и http://reshuege.ru (слайд 14).

Анализ результатов ЕГЭ показывает, что наиболее высокие баллы получают учащиеся, занимавшиеся в кружках по математике (МАНах), призеры и победители олимпиад различного уровня. Они же в основном досрочно по этим результатам поступают в вузы.

Также важной в успешной подготовке учащихся к ЕГЭ считаю систематическую разъяснительную и координационную работу с их родителями.

Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями учащихся. А если мы сумеем сформировать у учащихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

В заключение хочу отметить, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ЕГЭ.

Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и стратегия его сдачи.

Итоги ЕГЭ предыдущих лет позволяют высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания и подготовки учащихся средней школы (слайд 15).

Шесть правил, которые позволяют развивать самостоятельность

1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с учеником по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности учащегося.

3. Предоставлять ученику право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

5. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

6. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ученика к учебной деятельности.

Закончить свое выступление хочется словами Марии Монтессори (Сайд 16) «Человек не может быть свободным, если он не самостоятельный», приглашая вас работать над формированием самостоятельности и ответственности у учащихся за результат.

Просмотр содержимого презентации
«к педсовету»

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

МОДЕЛЬ

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

УРОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Организационные формы работы  с обучающимися при подготовке к  Единому Государственному Экзамену ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАН КОНСУЛЬТАЦИИ

УРОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Организационные формы работы

с обучающимися

при подготовке

к

Единому Государственному Экзамену

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МАН

КОНСУЛЬТАЦИИ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 1. Справочный материал: работа с фрагментами лекций (выписки формул, алгоритмы решений, эскизы графиков, рисунки стереометрических моделей.) 2. Решение задач ЕГЭ варианта В1-В12. 3. Решение задач ЕГЭ повышенного уровня. 1. Решение задач на закрепление изученного материала. 2. Решение задач ЕГЭ варианта В1-В12. 3. Решение задач ЕГЭ повышенного уровня. 1. Работа с учебником. 2. Решение задач на закрепление изученного материала. 3. Решение задач ЕГЭ варианта В1-В12. 4. Решение задач ЕГЭ повышенного уровня.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

1. Справочный материал: работа с фрагментами лекций (выписки формул, алгоритмы решений, эскизы графиков, рисунки стереометрических моделей.)

2. Решение задач ЕГЭ варианта В1-В12.

3. Решение задач ЕГЭ повышенного уровня.

1. Решение задач на закрепление изученного материала.

2. Решение задач ЕГЭ варианта В1-В12.

3. Решение задач ЕГЭ повышенного уровня.

1. Работа с учебником.

2. Решение задач на закрепление изученного материала.

3. Решение задач ЕГЭ варианта В1-В12.

4. Решение задач ЕГЭ повышенного уровня.

Методика использования кодификатора при планировании урока с учетом требований ЕГЭ 5 класс 8 класс 11 класс 9 класс 6 класс 7 класс 10 класс

Методика использования кодификатора при планировании урока с учетом требований ЕГЭ

5 класс

8 класс

11 класс

9 класс

6 класс

7 класс

10 класс

5 класс В1 (№1)  Поезд отправился из Санкт-Петербурга в 23 часа 50 минут (время московское) и прибыл в Москву в 7 часов 50 минут следующих суток. Сколько часов поезд находился в пути?  B6 (№3)  На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см на 1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

5 класс

  • В1 (№1)

Поезд отправился из Санкт-Петербурга в 23 часа 50 минут (время московское) и прибыл в Москву в 7 часов 50 минут следующих суток. Сколько часов поезд находился в пути?

  • B6 (№3)

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см на 1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

6 класс В1,В3 + В2,В5 B2  (№2)  На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 22 января. B5   Для транспортировки 45 тонн груза на 1300 км можно использовать одного из трех перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для каждого перевозчика указана в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс? Перевозчик  А Стоимость перевозки одним автомобилем  (руб. на 100 км)  Грузоподъемность автомобилей (тонн)  3200 Б 3,5 В 4100 5 9500 12

6 класс

В1,В3 + В2,В5

  • B2 (№2)

На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 22 января.

  • B5

Для транспортировки 45 тонн груза на 1300 км можно использовать одного из трех перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для каждого перевозчика указана в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс?

Перевозчик

А

Стоимость перевозки одним автомобилем (руб. на 100 км)

Грузоподъемность автомобилей (тонн)

3200

Б

3,5

В

4100

5

9500

12

7 класс Формулы сокращенного умножения. Задачи с параметрами. 3. Уравнения с модулем.

7 класс

  • Формулы сокращенного умножения.
  • Задачи с параметрами.

3. Уравнения с модулем.

В4, В12 8 класс B4 (№6) В12 (№11) Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

В4, В12

8 класс

B4 (№6)

В12 (№11)

Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

B10, B12, С4 9 класс B10 (№10) Поcле дождя уровень воды в колодце может повыcитьcя. Мальчик измеряет время t падения небольших камешков в колодец и раccчитывает раccтояние до воды по формуле , где h  — раccтояние в метрах, t  — время падения в cекундах. До дождя время падения камешков cоcтавляло 0,6 c. На cколько должен поднятьcя уровень воды поcле дождя, чтобы измеряемое время изменилоcь на 0,2 c? Ответ выразите в метрах. B12 (№12) Из А в В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью 24 км/ч, а вторую половину пути — со скоростью, на 16 км/ч большей скорости первого, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилистом. Найдите скорость первого автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

B10, B12, С4

9 класс

B10 (№10)

Поcле дождя уровень воды в колодце может повыcитьcя. Мальчик измеряет время t падения небольших камешков в колодец и раccчитывает раccтояние до воды по формуле , где h  — раccтояние в метрах, t  — время падения в cекундах. До дождя время падения камешков cоcтавляло 0,6 c. На cколько должен поднятьcя уровень воды поcле дождя, чтобы измеряемое время изменилоcь на 0,2 c? Ответ выразите в метрах.

B12 (№12)

Из А в В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью 24 км/ч, а вторую половину пути — со скоростью, на 16 км/ч большей скорости первого, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилистом. Найдите скорость первого автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

В7, B8, B11, В14, С1, С2 10 класс B8 (№9) Найдите значение выражения: , если . B11 (№12)  Найдите наименьшее значение функции  на отрезке .

В7, B8, B11, В14, С1, С2

10 класс

B8 (№9)

Найдите значение выражения: ,

если .

B11 (№12)

Найдите наименьшее значение функции

на отрезке .

B5, B7, В9,  С2, С3, С5, С6, С7 11 класс B5 (№5) Найдите корень уравнения  B7. Найдите значение выражения: .

B5, B7, В9, С2, С3, С5, С6, С7

11 класс

B5 (№5)

Найдите корень уравнения

B7.

Найдите значение выражения: .

Объяснительно-иллюстративный (при объяснении решении какой-либо задачи) Индивидуальные консультации обучающихся с использованием электронной почты и веб камеры Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ  Использование ЦОРов (Цифровых образовательных ресурсов) Составление презентации по тематическому повторению и при подготовке домашнего задания Использование сайтов с прототипами заданий ЕГЭ для проверки обучающимися своих знаний Получение информации и заданий обучающимися через Netscool

Объяснительно-иллюстративный (при объяснении решении какой-либо задачи)

Индивидуальные консультации обучающихся с использованием электронной почты и веб камеры

Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ

Использование ЦОРов (Цифровых образовательных ресурсов)

Составление презентации по тематическому повторению и при подготовке домашнего задания

Использование сайтов с прототипами заданий ЕГЭ для проверки обучающимися своих знаний

Получение информации и заданий обучающимися через Netscool

Ссылки на некоторые полезные сайты http://alexlarin.net http://reshuege.ru http://www.fipi.ru http://mathege.ru http://www.youtube.com ( проект Лекториум )

Ссылки

на некоторые полезные сайты

http://alexlarin.net

http://reshuege.ru

http://www.fipi.ru

http://mathege.ru

http://www.youtube.com ( проект Лекториум )

Шесть правил, которые помогают развивать самостоятельность

1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с учеником по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности учащегося.

3. Предоставлять ученику право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

5. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

6. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ученика к учебной деятельности.

«Человек не может быть свободным, если он не самостоятельный»  Мария Монтессори

«Человек не может быть свободным, если он не самостоятельный»

Мария Монтессори


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!