Организационные формы работы при подготовке к ЕГЭ по математике
Выполняя заказ государства по подготовке и проведению ЕГЭ, мы вынуждены работать в предложенных обстоятельствах. Для этого необходимо грамотно спланировать работу на всех ступенях обучения, со всеми категориями учащихся. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».
Ежегодно, на первом занятии я провожу анкетирование учащихся класса. В начале подводим итоги прошлого года, формулируем задачи на текущий: чему хочу научиться, что предстоит для этого сделать, прогнозируемые итоги, куда буду поступать (основной и запасные варианты), в каком настроении начинаю год? В этом году, в 11 классе планирую добавить вопрос: сколько денег своей семье я смогу сэкономить, если поступлю на бюджет?
Теперь предлагаю рассмотреть модель подготовки к ЕГЭ по математике (слайд 2), которая включает все возможные формы организации деятельности обучающихся: урок, дополнительные занятия, система консультаций, проектная деятельность, МАН, использование ИКТ и т.д.
В условиях обязательной для всех выпускников сдачи экзамена по математике в формате ЕГЭ приходится по-иному подходить к подготовке и проведению уроков, учитывая необходимость обеспечить овладение всеми школьниками учебным материалом не только на запланированном (базовом или профильном) уровне, но и дать возможность мотивированным учащимся заинтересованным в получении высоких баллов для поступления в вуз, динамично продвигаться в овладении материалом на повышенном и высоком уровне.
При проведении уроков приходится активнее включать в учебный процесс дифференцированное обучение, использовать практические разработки по индивидуализации обучения. Теперь уже недостаточно привычных обобщения и систематизации знаний и способов действий. Не менее важным является необходимость формирования у выпускников умений: быстро переключиться с одного типа задания на другой; выбирать оптимальную стратегию при решении как одной задачи, так и всей работы в целом; проверять полученный результат решения.
Основной характеристикой методики проведения занятий является активизирующее воздействие на обучаемых: систематическое убеждение их в том, что лишь при активной позиции по отношению к данному предмету - можно рассчитывать на успех.
Слайд 3 представляет
видение данного процесса.
На мой взгляд, целенаправленно готовить учащихся к ЕГЭ необходимо уже с пятого класса.
Так, анализируя кодификатор и спецификацию заданий ЕГЭ, я пришла к выводу о том, что задачи В1, В3 вполне можно предложить ученикам 5-го класса. (Слайды 4, 5).
В шестом к этим заданиям добавляются В2 и частично В5. (Слайд 6).
Серьезное внимание нужно уделить обучению в 7 классе, где необходимо до автоматизма отработать применение формул сокращенного умножения, решение линейных уравнений, содержащих модуль и параметры. (Слайд 7).
В 8 классе – отработать В4, В12 (слайд 8).
В 9 классе В10, В12, С4, расширять использование задач с модулями и параметрами (слайд 9).
В 10 классе – В7, В8, В11, В14, С1, С2 (слайд 10).
Тогда к 11 классу мы подходим с надежным багажом знаний и можем сосредоточиться на подготовке к решению задач В5, В7, В9, С2, С3, С5, С6, С7 (слайд 11).
Возвращусь к организации учебного процесса на старшей ступени. В начале учебного года провожу диагностику учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала через проведение административных тренировочных и диагностических работ. Параллельно составляются справочники по изученной ранее теории (слайд12).
После проведения административных, тренировочных и диагностических работ заполняю диагностическую карту подготовки к ЕГЭ, проанализировав результаты учащихся, вырабатываю стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.
Немаловажным считаю развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Считаю, что этому учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа самостоятельных и контрольных работ.
На третьей ступени обучения необходимо использовать и еще один ресурс подготовки к единому государственному экзамену – дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. В выпускных классах обязательно еженедельно провожу такие двухчасовые занятия.
Сопутствующей, однако, не менее эффективной, считаю и организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Учебные проекты сочетаются с традиционной системой предметного классно-урочного обучения, дополняют её, позволяют отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работают на повышение качества образования. Метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно – познавательных. Проекты, имеющие наибольшую практическую значимость, использую для подготовки к ЕГЭ по определённым темам.
Стоит отметить так же, что использование компьютерных технологий в обучении расширяет не только технические, но и дидактические возможности урока, прежде всего, за счет управления учебной деятельностью школьников, а, именно (слайд 13):
создания положительных мотивов изучения материала, объяснения, показа и фиксации формируемой деятельности и входящих в неё знаний;
контроля деятельности учащихся;
передачи машине рутинной части учебной деятельности;
составления и предъявления учебных заданий, соответствующих разным этапам процесса усвоения, а также индивидуальным особенностям ученика и уровню развития его учебной деятельности в данный момент.
Работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения. Очень часто именно при работе с цифровыми ресурсами удается создать проблемную ситуацию, сформулировать исследовательскую задачу перед конкретным учащимся.
Активно использую известные интернет ресурсы, особенно http://alexlarin.net и http://reshuege.ru (слайд 14).
Анализ результатов ЕГЭ показывает, что наиболее высокие баллы получают учащиеся, занимавшиеся в кружках по математике (МАНах), призеры и победители олимпиад различного уровня. Они же в основном досрочно по этим результатам поступают в вузы.
Также важной в успешной подготовке учащихся к ЕГЭ считаю систематическую разъяснительную и координационную работу с их родителями.
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями учащихся. А если мы сумеем сформировать у учащихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
В заключение хочу отметить, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ЕГЭ.
Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и стратегия его сдачи.
Итоги ЕГЭ предыдущих лет позволяют высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания и подготовки учащихся средней школы (слайд 15).
Шесть правил, которые позволяют развивать самостоятельность
1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с учеником по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности учащегося.
3. Предоставлять ученику право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
5. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
6. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ученика к учебной деятельности.
Закончить свое выступление хочется словами Марии Монтессори (Сайд 16) «Человек не может быть свободным, если он не самостоятельный», приглашая вас работать над формированием самостоятельности и ответственности у учащихся за результат.