СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация взаимодействия "учитель-учащийся-родитель" в условиях профильного обучения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях профильного обучения, особенно при изучении непрофильных общеобразовательных предметов. Приведены этапы такого взаимодействия и основные мероприятия на каждом из них.

Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия "учитель-учащийся-родитель" в условиях профильного обучения»

 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧАЩИЙСЯ-РОДИТЕЛЬ» В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

И.А.Рубцова, к.п.н., Электросталь Московской области

Аннотация: в статье рассмотрены особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью оптимизации изучения базовых общеобразовательных (непрофильных) предметов в условиях профильного обучения.

В современных условиях профилизация обучения на старшей ступени школы активно вошла в практику как специализированных общеобразовательных учреждений (гимназий и лицеев), так и общеобразовательных школ. Введение профильного обучения обусловлено возрастными особенностями старшеклассников. Учащихся старшего школьного возраста интересуют не столько сами знания, сколько способы их добывания, методы теоретического и творческого мышления. Наряду с ними, учащиеся начинают осмысливать пути повышения продуктивности учебной деятельности, осваивают элементы научной организации труда, учатся рационально расходовать время и усилия, затрачиваемые при получении знаний [3, с.43]. Для учащегося старшей ступени школы важным при обучении становится:

1) овладение способами (алгоритмами, инструкциями, приемами) добывания знаний,

2) рациональное расходование времени и усилий при освоении учебной информации,

3) выделение личностно значимых порций учебной информации и использование её для реализации учебно-профессиональной деятельности с целью дальнейшего самоопределения.

На основании этого можно утверждать, что учащиеся старшего школьного возраста напрямую заинтересованы в оптимизации учения. Обеспечение необходимых для этого условий становится одной из важнейших задач профильного обучения.

Самоопределение - центральное новообразование рассматриваемого возрастного периода. Проблема самоопределения обучающегося «представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях» [4, с.330]. В Концепции профильного обучения отмечается, что профессиональное самоопределение у 70 -75% учащихся складывается уже в 8 – 9 классах в зависимости от дальнейших планов обучения (в ссузе или вузе) [5, с.13-33]. Однако не стоит забывать о тех 25 – 30% (а это каждый четвертый!) неопределившихся учащихся, судьба которых может решиться на старшей ступени школы, а иногда по её окончании. Именно к категории «неопределившихся» относятся учащиеся, которые, обучаясь в социально-экономическом профиле, выбирают для сдачи ЕГЭ химию или биологию и поступают в вузы и ссузы медицинской или технической направленности или, обучаясь в физико-математическом или инженерно-техническом профиле, сдают ЕГЭ по обществознанию и идут учиться на юридические факультеты вузов. Доля таких учащихся ежегодно достаточно велика.

Несмотря на убедительные цифры, приведенные в пользу профилизации обучения, стоит заметить, что данные современных исследований свидетельствуют о том, что в профессиональном самоопределении велика роль не только и не столько интересов учащихся, сколько социального статуса их родителей, убежденности родителей в целесообразности того или иного профессионального выбора [1, с.116]. Согласно анализу исследований профессионального самоопределения учащихся, проведенному Т.Г.Брылевой, около 40% молодых людей осуществляют выбор профессии неосознанно [2].

Меры, предпринимаемые отдельными учебными заведениями по созданию условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников (работа с учащимися, педагогами и родителями) приводит к тому, что около 40% старшеклассников осуществляют при поступлении выбор факультета в вузе, отличный от профиля класса [2]. Так, в ряде лицеев Москвы и области предпринята попытка модернизировать содержание образования по непрофильным дисциплинам [6]. Организация занятий в режиме диалога, привлечение учащихся к занятиям на спецкурсах, разработка интегрированных проектов по интересующим учащихся темам, раскрытие перед учащимися специфики социогуманитарного и естественнонаучного знания – все это способствует достижению положительных результатов учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов, не связанных напрямую с выбранным профилем обучения.

Анализ поступления выпускников МОУ «Лицей № 14» г.Электросталь Московской области за период с 2005/2006 по 2009/2010 учебные годы показывает, что доля учащихся, выбравших профиль обучения в вузе, отличный от профиля обучения в лицее, достаточно велика и составляет соответственно 13%, 11%, 18%, 33% и 27%. Так обучающиеся в классах социально-экономического и физико-математического профилей выбирают вузы химико-биологической направленности (медицинские и сельскохозяйственные): доля таких учащихся составляет по годам соответственно 9%, 7%, 5%, 10%, 14%. Ежегодно выпускники лицея становятся студентами художественных вузов: от 2% до 6%. В последние годы (2008/2009 и 2009/2010 учебные годы) наблюдается ещё одна тенденция: довольно высока доля учащихся, которые, обучаясь в лицее в классе социально-экономического профиля, выбрали для поступления технические вузы (в 2008/2009 году – 23%, в 2009/2010 году – 13%). Успешность поступления этих обучающихся в вузы, чья направленность не соответствует профилю обучения в лицее, подтверждает верно выбранную стратегию обучения в лицее, когда роль базовых общеобразовательных предметов не занижена по сравнению с профильными общеобразовательными и создается система работы с родителями и учащимися, в результате чего формируется активная позиция учащегося относительно продолжения обучения.

Организация взаимодействия «учитель-учащийся-родитель» с целью оптимизации учебной деятельности лицеистов при изучении непрофильных предметов состоит из 4 блоков и представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Взаимодействие «учитель – учащийся – родитель»

Блок

Содержание

Задачи

1.Работа с учащимися 9 – 11 профильных классов

А) разработка учебных заданий и маршрутов на материале непрофильных дисциплин. В основе – схемы и алгоритмы, позволяющие формировать обобщенные приемы учебной деятельности.

Б) организация на уроке блочно-модульного обучения, включающего разработанные задания и маршруты.

- формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД),

- повышение уровня учебной мотивации старшеклассников,

- формирование умения выделять личностно значимую информацию

2.Работа с учителями-предметниками, реализующими программы базового уровня на старшей ступени школы

А) разработка программы подготовки учителей «Преподавание непрофильных (базовых общеобразовательных) предметов в условиях профильного обучения»,

Б) апробация педагогической технологии оптимизации учебной деятельности при изучении непрофильных предметов

- осознание учителями-предметниками необходимости оптимизации учебной деятельности при изучении непрофильных предметов,

- обеспечение возможности учащихся 9-11 профильных классов осуществлять перепрофилирование

3.Работа с психологом и администрацией

разработка мероприятий по предпрофильной и профильной подготовке учащихся (анализ программ элективных курсов, внеклассные мероприятия, имеющие профильную направленность, психологические тренинги)

- систематизация предпрофильной подготовки,

- расширение возможностей демонстрации межпредметных связей и раскрытия их значимости в современном мире

4.Работа с родителями

проведение тематических бесед и родительских собраний, круглых столов и лекториев, профконсультирование детей в присутствии родителей

- осознание родителями важности изучения базовых предметов для формирования целостной картины мира,

- привлечение родителей к сотрудничеству со школой с целью оптимизации учебной деятельности учащихся при изучении непрофильных предметов.

Заметим, что домашние задания по базовому общеобразовательному предмету на старшей ступени школы становятся необязательными. Требование выполнять домашние задания снижает учебную мотивацию: в условиях дефицита времени, увеличения объема информации по профильным дисциплинам учащиеся часто оказываются в ситуации неготовности к уроку по базовому предмету, что снижает их заинтересованность в его изучении и формирует отношение к предмету как лишнему, мешающему освоению профильных предметов. Модульное обучение с использованием предложенных схем-маршрутов снимает необходимость выполнения домашних работ.

Вместо них учащиеся на этапе закрепления изученного материала самостоятельно составляют задания, которые на следующем уроке будут предложены их одноклассникам или учащимся параллельного класса. Составление заданий идет по особым матрицам-алгоритмам, составленным к каждому из приемов мыслительной деятельности.

Для успешного применения системы заданий по развитию умственной деятельности учащихся и оптимизации их учебной деятельности необходимо руководствоваться следующим принципами:

- принцип множественности источников информации (предъявлять максимальное количество таких источников непосредственно на уроке);

- принцип целостности учебного материала (применение вопросов, побуждающих к продуктивному мышлению, с последующим переходом от простых сравнений к обобщениям, к установлению причинно-следственных связей и формулировке умозаключений);

- принцип личностной значимости учебной информации (активизация процесса выделения личностно значимой информации путем установления внутри – и межпредметных связей);

- включение в деятельность учащихся заданий и вопросов, требующих объяснений, выводов, собственных суждений, актуализации знаний, в том числе из других (помимо учебника) источников, особенно важно здесь наблюдение;

- постепенное увеличение количества заданий продуктивного уровня с постепенным снижением руководящей роли учителя;

- обучение постановке исследовательских опытов, объяснению их роли, а также пониманию всех этапов каждого опыта.

Учебная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и практических заданий повышает учебную мотивацию учащихся, способствует правильному формированию общих мыслительных приемов, ведет к осмыслению обучения предметам, не связанным напрямую с выбранным профилем обучения на старшей ступени школы.

В результате применения предложенной схемы взаимодействия субъектов образовательного процесса наблюдается:

1) повышение уровня учебной мотивации к изучению базового общеобразовательного предмета, что отражается на академической успеваемости;

2) образование резерва времени, который ребенок может использовать для изучения других учебных предметов, за счет значительного сокращения объема домашних заданий (вплоть до полного их отсутствия);

3) изменение отношения родителей к изучаемым предметам;

4) создание условий для реализации мобильности образования (безболезненного перепрофилирования).

Литература:

1.​ Башманова Е.Л. Влияние социоэкономического статуса родителей на отношение школьников к учению в школе: поиск путей оптимизации. – Курск: Изд-во КГУ, 2008, с.116

2.​ Брылева Т.Г. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников в лицее. –Автореф. дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Магнитогорск, 2006.

3.​ Кон И.С. Психология ранней юности. – М: Просвещение, 1989, с.43

4.​ Новиков А.М. Методология образования, - М: Эгвес, 2006, с.330

5.​ Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Официальные документы в образовании, 2002, № 27.

6.​ Официальные сайты лицеев г. Москва.

Пожалуйста, подождите




Конец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!