СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной деятельности при работе с текстом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание одного из уроков по работе с текстом (третьего в цикле уроков). Это урок-рефлексия. Состоит урок из трех стадий: 1. Стадия вызова : "инвентаризация"знаний (готовит учащихся к написанию творческой работы);2. Стадия осмысления: создание "личностного" текста (учаиеся в приемлемой для них форме пишут творческую работу по прочитаннному тексту). На данном этапе применяется дифференцированный подход, так как творческие способности у учащихся разные. Стимулом к достижению хорошего результата является помещение удачной работы в блог класса или личный блог ученика на сайте школы; 3. Стадия рефлексии; позволяет представить свою работу, услышать пожелания от учащихся класса по её совершенствованию. Также на этом этапе многие учащиеся преодолевают психологический барьер в выступлении перед публикой. Рационален прием "авторское кресло", в котором учащиеся чувствуют себя комфортно, уютно, а значит спокойны.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности при работе с текстом»


Организация учебной деятельности при работе с текстом

как источником постижения личности и формирования метапредметных результатов


В последнее время в стране наблюдается разрушение старых стереотипов поведения, утеря общечеловеческих ценностей среди подрастающего поколения, того, чему всегда учила общечеловеческая мораль и произведения русской литературы. В обществе создалась такая обстановка, в которой человек «потерял» себя. А чтобы выжить, остаться морально здоровым, сегодняшним школьникам нужно научиться делать выбор, принимать решение, контролировать поведение и эмоции, т.е. необходимо формировать навыки самопознания и саморазвития. Считаю, что в интеграции психологии и предметов филологической направленности можно достичь личностных и метапредметных результатов, так как ни один художественный текст не написан без учета психологических качеств личности героев. Постигая глубины человеческой души, проникая в суть поступка, мы учимся жить, понимать героев, понимать себя. Порой это нужно учиться делать самостоятельно, порой, прибегая к другим познавательным источникам.


Известно, что одной из ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, приоритетное место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, будь то Интернет, СМИ, художественный текст. Умение работать с разными источниками информации, смысловое чтение является необходимым метапредметным умением, без которого успешное обучение ребенка ни в школе, ни в вузе невозможно. Поэтому важно научить не только своему предмету, а научить учиться, то есть работать с разной информацией, читать, понимать прочитанное, думать, слушать, спорить, познавать через текст собственное Я.

В целях реализации требований ФГОС нового поколения и была составлена программа курса «Текст как источник постижения личности и формирования метапредметных результатов », реализуемая в шестых классах (школьный компонент учебного плана).

Цель программы: создание условий для успешного самопознания и овладения метапредметными результатами.

Курс направлен на формирование метапредметных и личностных результатов, которые предполагается достичь путем обучения учащихся работе с текстами разных жанров, различной направленности и идейного содержания.

Работа над проблемой охватывает три занятия, первое из которых проводит педагог- психолог с учащимися по тексту притчи, подобранной в соответствии с темой занятия и отвечающей проблеме, рассматриваемой в день проведения занятия. Учащимися под руководством педагога-психолога выполняются динамические упражнения, направленные на синхронизацию, сплочение учащихся, изменение эмоционального климата в классе.

На втором занятии учитель-словесник организовывает работу с художественным текстом по идейному содержанию и проблематике, дублирующим притчу: выразительное чтение, определение темы, идеи, авторского трактования идеи и личного понимания текста учащимися. Большое внимание уделяется работе с лексикой, так как для формирования собственной позиции учащиеся должны обладать определенным набором языковых средств. Третье занятие - создание собственного текста по рассмотренной проблеме (рефлексивный этап в раскрытии проблемы).

Идейное содержание текстов, подлежащих интерпретации учащимися, направлено на духовное, нравственное и культурное воспитание учащихся.


Примером планирования может послужить следующий фрагмент:




урока

Дата

проведения

Тема

урока

Тип

урока

Решаемые

проблемы

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты


план

факт


УУД

Личностные

1



Введение в тему. Знакомство. Правила

Урок-знакомство

Адаптация учащихся в среде сверстников.

Создание комфортной обстановки. Тренинговые упражнения. Притча «Петух и орел». Обсуждение. Принятие правил. Проведение диагностики тревожности.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и фор­мулировать познавательную цель, искать и вы­делять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления ,выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

Формирование «стартовой» мотивации к ознакомлению с новым.

Я-концепция (3 часа)

2



Я-концепция.

Занятие-тренинг


Кто Я? Какой я?

Формирование адекватной Я-концепции. Объяснение, упражнения на понимание. Притча «Зеркало». Обсуждение

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и фор­мулировать познавательную цель, искать и вы­делять необходимую информацию. Познавательные: объяснять содержание и значение слова, предложения, текста

Формирование стремления к самопознанию

3



Осознание своей неповторимости и уникальности. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (эпизод)

Урок объяснения нового

Проблема уникальности человека

Интерпретация текста: тема, идея, авторская позиция. Формирование собственных суждений. Выработка и запись алгоритма работы с текстом.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдать нормы речевого общения и этикета

Регулятивные: самостоятельно выделять и фор­мулировать познавательную цель, искать и вы­делять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; формулировать проблему , строить логически рассуждение

Через совершенствование устной речи сохранить чистоту русского языка; овладеть способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

4



Р.Р.: создание собственного текста

Урок создания текста на проблему

Проблема субъективного понимания уникальности и неповторимости

Вводная консультация. Самостоятельная работа учащихся

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью вы­ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: искать и вы­делять необходимую информацию; планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; в процессе выполнения работы осуществлять самоконтроль и самооценку

Познавательные: формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из текста

Стремление к речевому самосовершенствованию в процессе выражения собственных мыслей





Примером рефлексивного этапа в работе с текстом является третий урок, который имеет свою структуру:



Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

«инвентаризация»: воспроизведение ключевого содержания текста через обращение к кластеру, «собирание» мыслей.

Процесс создания "личностного" текста с последующей правкой: приемы «От вопроса» и «Синквейн» (дифференциация)

Чтение созданных текстов: прием «Авторское кресло»

Описание урока по теме «Создание собственного («личностного») текста. Урок развития речи».

Результаты:

  • Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью вы­ражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Регулятивные: ищут и вы­деляют необходимую информацию; планируют последовательность действий и при необходимости изменяют ее; в процессе выполнения работы осуществляют самоконтроль и самооценку

  • Познавательные: формулируют проблему, выстраивают логическую цепь рассуждения, извлекают необходимую информацию из текста.

  • Личностные: Стремятся к речевому самосовершенствованию в процессе выражения собственных мыслей.

Цель учителя: создать условия для речевого совершенствования учащихся при создании ими собственного текста, а также для духовного их развития.

Ход занятия:


  1. «Инвентаризация»:

Учитель: Я очень люблю читать, потому что каждая книга – это открытие нового знания, интересного события, встреча с интересным, уникальным человеком. С детства мне памятен Робинзон Крузо, сумевший выжить на необитаемом острове…Тронул мою душу Витя Потылицын из рассказа «Конь с розовой гривой».

А) Воспроизведение ключевого содержания текста: «собирание» мыслей.

- На предыдущем занятии вы тоже встретились с героем, «настоящим человеком». Так назвал его автор.

А какими чертами наделили вы его, когда познакомились с фрагментом произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? Что поразило вас в этом человеке?

(Б) Прием «Кластер».

- Если бы Вам предоставилась возможность встретиться с ним вживую, что бы вы ему сказали? Какие качества его характера вы захотели в себе воспитать?


2. Стадия осмысления.

Составление чернового варианта. Процесс создания «личностного» текста.

-Итак, мы в творческой мастерской писателя. Многие творческие люди всюду носят с собой блокнот, записную книжку, чтобы отмечать в нем интересные факты, события. Для вас это – встреча с интересным человеком.


Организация групповой работы с целью выработки опорных вопросов для выполнения творческой работы. Вопросы озвучивает каждая группа. Решением учащихся вопросы фиксируются на ИД.

(О чем рассказала эта повесть?)…………..

Каким перед нами предстал герой?............

Как называет его автор?.........

А что нас тронуло в этом человеке?..... Какие выводы мы сделали для себя?...... Советую ли я прочитать эту книгу целиком? Почему?......................

Учитель:

-Закройте глаза, расслабьтесь и подумайте, о чем вы будете писать, вспомните, какие чувства, мысли вызвала в вас встреча с Мересьевым.

При условии, что начать сразу бывает трудно, даю первое предложение Сегодня в «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого я встретился с удивительным человеком.

Чтобы учесть творческие способности учащихся предлагаю овладеть новым для них формой письменной рефлексии СИНКВЕЙНОМ. Этот прием, не затратный по времени, но передающий переживания, чувства автора. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк

Памятка «Правила написания синквейнов».

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

  4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

  5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Схема: Пример синквейна:

Существительное. Мересьев.

Прилагательное, прилагательное Выносливый, мужественный.

Глагол, глагол, глагол. Не сдается, борется, побеждает..

Предложение - отношение к теме. Хочется быть похожим.

Синоним к первой строке. Настоящий человек!

Далее учащиеся осуществляют выбор формы «личностного» текста и работают самостоятельно.


3. Стадия рефлексии. Публичное чтение вслух: прием «Авторское кресло»


На стадии рефлексии 2-3 ученика по желанию выразительно читают своё сочинение, сидя в «авторском кресле», а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало. Предлагается выставить наиболее удачные работы в блог класса, что играет немаловажную роль при участии в школьных проектах «Класс года», «Ученик года».


Так шаг за шагом, кропотливо идет совместная работа участников образовательного процесса над реализацией программы курса «Текст как источник постижения личности и формирования метапредметных результатов ».

Учитель русского языка и литературы Потапова Г.Н.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!