Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися
5-6 классов в рамках реализации ФГОС
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.»
У. Уорд .
Педагогическая цель:
Формирование образованной, нравственной, социально адаптированной личности с позитивным отношением к жизни, способной к творчеству, к анализу жизненных ситуаций и принятию конкретных решений.
Проект - это
Вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно- познавательной проблемы с заранее запланированным результатом.
Учебно-исследовательская работа - это
Решение исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, представляющее собой самостоятельную творческую работу, имитирующую настоящее научное исследование (учащиеся учатся выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки, планировать и работать по плану, искать оптимальные и нестандартные решения поставленной задачи).
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках математики направлены:
- На повышение интереса учащихся к предмету,
мотивацию учебной деятельности, развитие познавательной деятельности;
- Развитие коммуникативных умений;
- Формирование исследовательских умений: выявлять проблему, ставить цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы;
- Формирование умений осуществлять планирование, самоконтроль, рефлексию и самоанализ своей деятельности;
При выполнении учебных проектов по математике учащийся научится:
- Анализировать фрагменты работ ученых- математиков;
- Описывать историю математических открытий;
- Оценивать вклад выдающихся ученых- математиков в развитие науки;
- Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
При выполнении учебных проектов по математике учащийся научится:
- Рассматривать практические приложения математических знаний;
- Применять математические знания в быту и в технике;
- Анализировать связь математики с другими естественными науками.
Ситуация успеха
Мотивационный этап
Организационный этап
формирование у ученика установки на успешное усвоение, выполнение учебного задания
обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания, заинтересовать ученика самим познавательным процессом
Реализуемые технологии и методики
- развивающее обучение
- проблемное обучение
- разноуровневое обучение
- коллективная система обучения
- исследовательские методы в обучении
- проектные методы обучения
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа
- информационно-коммуникационные технологии
- ТРИЗ – технологии
- кейс технологии (в работе)
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
- Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
- Обоснование проблемы проекта (исследования) и планирование способов ее решения.
- Постановка целей и задач исследования, глубина раскрытия темы проекта ( исследования).
- Вариативность представленных источников информации, методов исследования, целесообразность их использования.
- Анализ хода работы, формулировка выводов и оценок, выявление перспектив дальнейшего исследования.
Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
5 . Оригинальность высказанных идей, реализация рациональных и нестандартных решений.
6. Оформление проектного продукта ( результатов исследования), качество проведения презентации.
7. Практическая направленность полученных результатов.
При оценке проекта (исследования) следует оценивать прежде всего работы в целом.
Актуальность проектов:
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
1. Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
2. Подбор материалов для реализации проекта.
3. Изготовление дидактических игр.
4. Работа с методическим материалом, литературой по
данной теме
2 этап. Выполнение проекта
1. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий
2. Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя
3. Систематизация полученных знаний.
Этапы проекта:
3 этап. Результаты
1. Презентация проекта.
“ 5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;
“ 3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;
“ 1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.
2 . Защита проекта
“ 5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;
“ 3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;
“ 1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.
3. Подведение итогов и анализ работы .
Общая характеристика проектов:
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности : творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения :
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (математические).
База выполнения : школьная.
Формы обучения : групповая и индивидуальная.
Продолжительность выполнения : сентябрь – май .
Вид проекта : творческий, средней продолжительности, межгрупповой.
Средства обучения : печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Формы продуктов деятельности : компьютерный диск.
Примерная тематика ученических проектов и исследований для 5 – 6 классов
- Единицы измерения длины, площади. Объёма, массы, времени, скорости
- Прямой угол в древности
- Ось симметрии в природе
- Площадь прямоугольника в жизни людей
- Прямоугольный параллелепипед в жизни и в природе
- Объём прямоугольного параллелепипеда в жизни
- Дроби в древности
- Смешанные числа в древности
- Десятичные дроби в жизни
- Где применяется округление чисел
Примерная тематика ученических проектов и исследований для 5 – 6 классов
- Красивое деление десятичных дробей
- Среднее арифметическое в жизни
- Проценты в моей семье
- Все о натуральных числах
- Всё о рациональных числах
- Совершенные и дружественные числа.
- Математика в музыке.
- Треугольник Паскаля.
- Решето Эратосфена.