СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При оценке проекта (исследования) следует оценивать прежде всего работы в целом, а также проявленные при этом умения проектирования учебной деятельности.

Учитель может устанавливать другие критерии на основе своего опыта и математической подготовки учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС»

 Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися

5-6 классов в рамках реализации ФГОС

 «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.  Выдающийся учитель показывает.  Великий учитель вдохновляет.»  У. Уорд .

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.»

У. Уорд .

Педагогическая цель:   Формирование образованной, нравственной, социально адаптированной личности с позитивным отношением к жизни, способной к творчеству, к анализу жизненных ситуаций и принятию конкретных решений.

Педагогическая цель:

Формирование образованной, нравственной, социально адаптированной личности с позитивным отношением к жизни, способной к творчеству, к анализу жизненных ситуаций и принятию конкретных решений.

 Проект - это  Вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно- познавательной проблемы с заранее запланированным результатом.   

Проект - это

Вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно- познавательной проблемы с заранее запланированным результатом. 

 

 Учебно-исследовательская работа - это Решение исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, представляющее собой самостоятельную творческую работу, имитирующую настоящее научное исследование (учащиеся учатся выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки, планировать и работать по плану, искать оптимальные и нестандартные решения поставленной задачи).  

Учебно-исследовательская работа - это

Решение исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, представляющее собой самостоятельную творческую работу, имитирующую настоящее научное исследование (учащиеся учатся выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки, планировать и работать по плану, искать оптимальные и нестандартные решения поставленной задачи).  

 Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках математики направлены: На повышение интереса учащихся к предмету,  мотивацию учебной деятельности, развитие познавательной деятельности; Развитие коммуникативных умений; Формирование исследовательских умений: выявлять проблему, ставить цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы; Формирование умений осуществлять планирование, самоконтроль, рефлексию и самоанализ своей деятельности;

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках математики направлены:

  • На повышение интереса учащихся к предмету,

мотивацию учебной деятельности, развитие познавательной деятельности;

  • Развитие коммуникативных умений;
  • Формирование исследовательских умений: выявлять проблему, ставить цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы;
  • Формирование умений осуществлять планирование, самоконтроль, рефлексию и самоанализ своей деятельности;
 При выполнении учебных проектов по математике учащийся научится: Анализировать фрагменты работ ученых- математиков; Описывать историю математических открытий; Оценивать вклад выдающихся ученых- математиков в развитие науки; Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

При выполнении учебных проектов по математике учащийся научится:

  • Анализировать фрагменты работ ученых- математиков;
  • Описывать историю математических открытий;
  • Оценивать вклад выдающихся ученых- математиков в развитие науки;
  • Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

 При выполнении учебных проектов по математике учащийся научится: Рассматривать практические приложения математических знаний; Применять математические знания в быту и в технике; Анализировать связь математики с другими естественными науками.

При выполнении учебных проектов по математике учащийся научится:

  • Рассматривать практические приложения математических знаний;
  • Применять математические знания в быту и в технике;
  • Анализировать связь математики с другими естественными науками.
Ситуация успеха Мотивационный этап  Организационный этап  формирование у ученика установки на успешное усвоение, выполнение учебного задания обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания, заинтересовать ученика самим познавательным процессом

Ситуация успеха

Мотивационный этап

Организационный этап

формирование у ученика установки на успешное усвоение, выполнение учебного задания

обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания, заинтересовать ученика самим познавательным процессом

Реализуемые технологии и методики развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение коллективная система обучения исследовательские методы в обучении проектные методы обучения технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа информационно-коммуникационные технологии ТРИЗ – технологии кейс технологии (в работе)

Реализуемые технологии и методики

  • развивающее обучение
  • проблемное обучение
  • разноуровневое обучение
  • коллективная система обучения
  • исследовательские методы в обучении
  • проектные методы обучения
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа
  • информационно-коммуникационные технологии
  • ТРИЗ – технологии
  • кейс технологии (в работе)
 Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.   Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

 В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.  Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

  • Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся Обоснование проблемы проекта (исследования) и планирование способов ее решения. Постановка целей и задач исследования, глубина раскрытия темы проекта ( исследования). Вариативность представленных источников информации, методов исследования, целесообразность их использования. Анализ хода работы, формулировка выводов и оценок, выявление перспектив дальнейшего исследования.

Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

  • Обоснование проблемы проекта (исследования) и планирование способов ее решения.
  • Постановка целей и задач исследования, глубина раскрытия темы проекта ( исследования).
  • Вариативность представленных источников информации, методов исследования, целесообразность их использования.
  • Анализ хода работы, формулировка выводов и оценок, выявление перспектив дальнейшего исследования.
Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 5 . Оригинальность высказанных идей, реализация рациональных и нестандартных решений. 6. Оформление проектного продукта ( результатов исследования), качество проведения презентации. 7. Практическая направленность полученных результатов.  При оценке проекта (исследования) следует оценивать прежде всего работы в целом.

Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

5 . Оригинальность высказанных идей, реализация рациональных и нестандартных решений.

6. Оформление проектного продукта ( результатов исследования), качество проведения презентации.

7. Практическая направленность полученных результатов.

При оценке проекта (исследования) следует оценивать прежде всего работы в целом.

Актуальность проектов: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Актуальность проектов:

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный 1. Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты. 2. Подбор материалов для реализации проекта. 3. Изготовление дидактических игр. 4. Работа с методическим материалом, литературой по  данной теме 2 этап. Выполнение проекта 1. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий 2. Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя 3. Систематизация полученных знаний.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

1. Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

2. Подбор материалов для реализации проекта.

3. Изготовление дидактических игр.

4. Работа с методическим материалом, литературой по

данной теме

2 этап. Выполнение проекта

1. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

2. Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя

3. Систематизация полученных знаний.

Этапы проекта: 3 этап. Результаты 1. Презентация проекта. “ 5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики; “ 3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации; “ 1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта. 2 . Защита проекта “ 5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией; “ 3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы; “ 1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы. 3. Подведение итогов и анализ работы .

Этапы проекта:

3 этап. Результаты

1. Презентация проекта.

“ 5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;

“ 3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;

“ 1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.

2 . Защита проекта

“ 5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;

“ 3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;

“ 1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.

3. Подведение итогов и анализ работы .

Общая характеристика проектов: Тип проекта: практико-ориентированный. Виды деятельности : творческий, информационный, прикладной. Применяемые умения : – проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные); – предметные (математические). База выполнения : школьная. Формы обучения : групповая и индивидуальная. Продолжительность выполнения : сентябрь – май . Вид проекта : творческий, средней продолжительности, межгрупповой. Средства обучения : печатные, наглядные, компьютерные презентации. Формы продуктов деятельности : компьютерный диск.

Общая характеристика проектов:

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности : творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения :

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

База выполнения : школьная.

Формы обучения : групповая и индивидуальная.

Продолжительность выполнения : сентябрь – май .

Вид проекта : творческий, средней продолжительности, межгрупповой.

Средства обучения : печатные, наглядные, компьютерные презентации.

Формы продуктов деятельности : компьютерный диск.

Примерная тематика ученических проектов и исследований для 5 – 6 классов  Единицы измерения длины, площади. Объёма, массы, времени, скорости Прямой угол в древности Ось симметрии в природе  Площадь прямоугольника в жизни людей  Прямоугольный параллелепипед в жизни и в природе  Объём прямоугольного параллелепипеда в жизни  Дроби в древности  Смешанные числа в древности  Десятичные дроби в жизни  Где применяется округление чисел

Примерная тематика ученических проектов и исследований для 5 – 6 классов

  • Единицы измерения длины, площади. Объёма, массы, времени, скорости
  • Прямой угол в древности
  • Ось симметрии в природе
  • Площадь прямоугольника в жизни людей
  • Прямоугольный параллелепипед в жизни и в природе
  • Объём прямоугольного параллелепипеда в жизни
  • Дроби в древности
  • Смешанные числа в древности
  • Десятичные дроби в жизни
  • Где применяется округление чисел
Примерная тематика ученических проектов и исследований для 5 – 6 классов Красивое деление десятичных дробей  Среднее арифметическое в жизни  Проценты в моей семье  Все о натуральных числах  Всё о рациональных числах Совершенные и дружественные числа. Математика в музыке. Треугольник Паскаля. Решето Эратосфена.

Примерная тематика ученических проектов и исследований для 5 – 6 классов

  • Красивое деление десятичных дробей
  • Среднее арифметическое в жизни
  • Проценты в моей семье
  • Все о натуральных числах
  • Всё о рациональных числах
  • Совершенные и дружественные числа.
  • Математика в музыке.
  • Треугольник Паскаля.
  • Решето Эратосфена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!