СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация творческого исследования при изучении литературных произведений в современной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время исследовательская деятельность стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.

Исследовательская деятельность позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для успешной работы учащегося.

Во-вторых, возрастает самостоятельность ученика в учебной деятельности, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет учащемуся заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессию.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.

На уроке литературы или русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною уже с 5 класса. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и  гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации. Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством  учителя.

В 6-м классе на уроках русского языка и литературы вводится понятие экспрессивно окрашенной лексики (позитивных и негативных слов).  Теперь при выписывании примеров из художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят знак «+» или «– ». В этом возрасте  учащиеся уже начинают работать с источниками информации, учатся оформлять список используемой литературы. Так, при изучении повести Н.В. Гоголя «»  я предложила учащимся провести  исследование эпизодов повести с целью определения, над чем смеётся Гоголь, какие пороки человеческого общества высмеивает автор и как это он делает.

Задание учащиеся выполняли  в группах. Они искали ответы на вопросы:

  • От чего зависит смешное: от обстоятельств или от пороков человека?
  • Понаблюдать за языком повести.
  • Каким образом Гоголь предостерегает героев, предупреждает о нежелательности тех или иных поступков?

Но исследовательская деятельность пяти-, шестиклассников носит в основном коллективный характер.

В 7-8 классах проводится практическое занятие «Требования к исследовательской работе». Исследование может проводиться как на уроках, так и вне их. На уроке, узнав тему исследовательской работы, ученики предлагают свои варианты гипотез. Можно даже объявить конкурс на самую лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите. Основная же работа выносится на домашнее задание, которое может быть выполнено в течение 1-2-3 недель (в зависимости от подготовленности учащихся).

Через коллективный и групповой методы работы происходит постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Следующим этапом станет индивидуальная форма исследовательской работы. Этот процесс может начинаться уже в 9-м классе. Но, конечно, могут быть и приятные исключения, когда индивидуально ученик может работать уже с 6-7 класса.

Рассмотрим некоторые примеры исследовательской деятельности на уроках литературы.

Если мы проводим урок-исследование, то в этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: актуализация, постановка проблемы, решение проблемы, рефлексия.

Схема урока-исследования

1) Актуализация: например, рассказ учителя об истории создания произведения.

 2) Художественное чтение текста (это стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка из текста произведения (читает учитель или подготовленный ученик) .

 3) Постановка проблемы, формулировка темы исследования (зависит от содержания произведения, может быть связана с мнением литературоведов о конкретном произведении).

 4) Решения проблемы - литературоведческий (лингвистический) анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).

 5)  Вывод по теме исследования.

 6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или домашнее контрольное сочинение, связанное с темой исследования.

Если же исследование охватывает всё творчество писателя, произведения которого изучаются в школе, то материал для исследования должен усложняться соответственно возрасту, а в старших классах доля самостоятельности учащихся должна увеличиваться многократно. К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему, выдвигают гипотезы, подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве.

Таким образом, приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие –   её творческую самореализацию.

Исследовательская деятельность в школе приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.

 

Просмотр содержимого документа
«Организация творческого исследования при изучении литературных произведений в современной школе»

Организация творческого исследования при изучении литературных произведений в современной школе Демидик Алина Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия №1 г. Волковыска»

Организация творческого исследования при изучении литературных произведений в современной школе

Демидик Алина Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия №1 г. Волковыска»

Исследовательская деятельность позволяет решить многие задачи: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель руководит, направляет, создает условия для успешной работы учащегося; возрастает самостоятельность ученика в учебной деятельности, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

Исследовательская деятельность позволяет решить многие задачи:

  • ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам;
  • учитель руководит, направляет, создает условия для успешной работы учащегося;
  • возрастает самостоятельность ученика в учебной деятельности, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.
Результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет учащемуся заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»:

доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п.

Всё это позволяет учащемуся заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Этапы исследовательской деятельности на уроке выбор темы;  работа с источниками информации; выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных,  подготовка и защита проекта

Этапы исследовательской деятельности на уроке

  • выбор темы;
  • работа с источниками информации;
  • выдвижение гипотезы,
  • сбор фактического материала,
  • систематизация и обобщение полученных данных,
  • подготовка и защита проекта
Обучение навыкам исследовательской деятельности учащихся 5 класса Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза;  формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации;  продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством учителя.

Обучение навыкам исследовательской деятельности учащихся 5 класса

  • Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза;
  • формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации;
  • продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством учителя.
Исследования на уроках в 6 классе вводится понятие экспрессивно окрашенной лексики (позитивных и негативных слов); начинают работать с источниками информации; учатся оформлять список используемой литературы.

Исследования на уроках в 6 классе

  • вводится понятие экспрессивно окрашенной лексики (позитивных и негативных слов);
  • начинают работать с источниками информации;
  • учатся оформлять список используемой литературы.
Повесть Н.В. Гоголя  «Ночь перед Рождеством»   Исследование эпизодов повести с целью определения, над чем смеётся Гоголь, какие пороки человеческого общества высмеивает автор и как это он делает.

Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Исследование эпизодов повести с целью определения, над чем смеётся Гоголь, какие пороки человеческого общества высмеивает автор и как это он делает.

Исследуемые вопросы: От чего зависит смешное: от обстоятельств или от пороков человека? Понаблюдать за языком повести. Каким образом Гоголь предостерегает героев, предупреждает о нежелательности тех или иных  поступков?

Исследуемые вопросы:

  • От чего зависит смешное: от обстоятельств или от пороков человека?
  • Понаблюдать за языком повести.
  • Каким образом Гоголь предостерегает героев, предупреждает о нежелательности тех или иных поступков?
Исследовательская деятельность на уроках в 7-8 классах Проводится практическое занятие «Требования к исследовательской работе». Ученики предлагают свои варианты гипотез. Основная работа выносится на домашнее задание. На уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, защищают свои творческие работы.

Исследовательская деятельность на уроках в 7-8 классах

  • Проводится практическое занятие «Требования к исследовательской работе».
  • Ученики предлагают свои варианты гипотез.
  • Основная работа выносится на домашнее задание.
  • На уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, защищают свои творческие работы.
9-11 классы индивидуальная форма исследовательской работы К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему, выдвигают гипотезы, подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве.

9-11 классы индивидуальная форма исследовательской работы

  • К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему,
  • выдвигают гипотезы,
  • подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве.
Схема урока-исследования  Актуализация: рассказ учителя об истории создания произведения.  Художественное чтение.  Постановка проблемы, формулировка темы исследования.  Решения проблемы: литературоведческий (лингвистический) анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).  5) Вывод по теме исследования.  6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или творческая работа, связанная с темой исследования.

Схема урока-исследования

  • Актуализация: рассказ учителя об истории создания произведения.
  • Художественное чтение.
  • Постановка проблемы, формулировка темы исследования.
  • Решения проблемы: литературоведческий (лингвистический) анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).
  • 5) Вывод по теме исследования.
  • 6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или творческая работа, связанная с темой исследования.
Вывод   Приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие – её творческую самореализацию.

Вывод

Приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие – её творческую самореализацию.

  Исследовательская деятельность в школе приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.  

Исследовательская деятельность в школе приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.

 

До новых встреч, Друзья!

До новых встреч, Друзья!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!