Организация самоуправления в начальных классах в концепции модернизации российского образования .
Схаляхо Д. Г.
Учитель начальных классов, МБОУ «СШ№5»
Тахтамукайского района
Республики Адыгея.
В организации самоуправления в начальных классах в концепции воспитания в системе образования как приоритетные ценности выделяются индивидуальное саморазвитие, успешная самореализация и самоопределение обучающихся.
Цель воспитания – создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности , школьника как гражданина и патриота своей Родины.
Одними из задач воспитания являются:
• Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.
• Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности.
Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в начальных классах.
Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит великому педагогуА.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.
Этапы развития коллектива:
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования
- задает правила и нормы взаимоотношений
- призывает к интересу детей в совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
Самоуправление в коллективе.
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.
И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность -
заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игровая модель позволяет научить самоуправлению.. А главное надо сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.
Функции органов самоуправления по видам деятельности, по которым у нас идет распределение в классе.
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.
Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Ученики моего 2А класса очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. В классе распределяются поручения, назначаются ответственные. Ученики распределяются по звездочкам. После выполнения работы командир оценивает деятельность всех ребят.
В течение недели проводятся несколько мероприятий, к которым готовится каждая звёздочка. Подведение итогов на каждом мероприятии проводится по звёздочкам.
В конце недели проводим рейтинг каждой звёздочки.
В зависимости от выполняемого поручения придумали названия командам: «Друзья Золушки», «Друзья Знайки», «Друзья Бременских музыкантов», «Друзья Ильи Муромца», «Друзья Дяди Стёпы-милиционера». У каждой группы свои задачи: «Друзья Знайки» следят за подготовкой к уроку и помогают учителю в проверке дневников; «Друзья Бременских музыкантов» проводят опросы, анкетирование среди одноклассников, готовят новости и отвечают за проведение внеклассных мероприятий, тему и форму которых готовят тоже сами; «Друзья Золушки» следят за внешним видом одноклассников, за порядком и чистотой класса; «Друзья Ильи Муромца» проводят физкультминутки на уроках и подвижные игры в перемены «Друзья Дяди Стёпы - милиционера» отвечают за дисциплину и правопорядок в классе.
В конце каждой недели подводятся итоги. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина. Команда, которая по итогам недели вышла на первое место на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем они будут заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования. При подведении итогов на классном часе мы пользуемся сопроводительной диагностикой. Это методика "Чудо – дерево" она проводится с целью:
выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Ученикам предлагалось оценить деятельность коллектива за определенныйпериод.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
В процессе самоуправления мы с детьми выработали следующие законы жизни в классе.
ЗАКОН ДОБРОТЫ
Доброта - это сила.
Не бойся быть сильным.
Дари людям добро.
ЗАКОН ЛЮБВИ
Люби своих родителей,
друзей и всё то,
что тебя окружает.
ЗАКОН ТРУДОЛЮБИЯ
Труд сделал из обезьяны человека.
Трудись, чтобы не вернуться назад!
ЗАКОН ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
ЗАКОН ДРУЖБЫ
В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному.
Тогда на помощь приходит друг.
ЗАКОН ХРАБРОСТИ
Будь храбрым и не бойся препятствий.
ЗАКОНМИЛОСЕРДИЯ
Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь.
ПОМОГИ!!
Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла моим ребятам выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное - у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Шота Руставели говорил,, Чем наполните посуду, то выльется оттуда» Давайте наполним жизнь наших детей в школе интересными творческими делами, подарим им радость созидания, это все в наших руках.
А сделать данный процесс деятельностным, креативным- прямая обязанность учителя!
Учителя! Как огонек в пути!
Какое ж нужно пламенное сердце,
Чтоб детям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!!!