СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с первокурсниками по адаптации и преодолении неуспеваемости.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсников к жизни и учебе в техникуме  является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, как будущего специалиста.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с первокурсниками по адаптации и преодолении неуспеваемости.»

Организация работы с первокурсниками

по адаптации и преодолении неуспеваемости.


Кравченя Любовь Ивановна,

преподаватель ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум».


Выпускник школы, поступив в профессиональное учебное заведение, уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые в начале обучения начинают изменяться или ломаться. Подросток, начиная жить в новом коллективе, не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь. У сельских выпускников, которые оторваны от родителей и не умеют распорядиться «свободой», возникают психологические проблемы: проблемы в обучении, общении со сверстниками, преподавателями. Проходит немало времени, прежде чем студент адаптируется в новом коллективе. Многим это дается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований техникума. Новыми элементами для первокурсников являются изменившиеся формы и методы преподавания, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время, повышение педагогических требований, С первокурсниками работает психологическая служба, проводятся мероприятия, которые позволяют установить комфортный микроклимат в группах, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности. Я, как преподаватель, стараюсь помочь первокурсникам как можно скорее адаптироваться в новой среде.

Знание особенностей личности обучающихся позволяет мне развивать и совершенствовать возможности учащегося. Свою работу по «узнаванию» студентов я начинаю с изучения личных дел и аттестатов. В беседе с родителями выясняю, какие проблемы возникали у учащихся еще в школе при изучении математики (здо­ровье, недобросовестное отношение к своим учебным обязанностям, черты характера и т.д.). Специфика профессионального обучения заключается в том, что учащиеся, испытывающие затруднения в теоретическом обучении при овладении трудовыми умениями и на­выками, достигают заметных успехов. Поэтому для успешной работы необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо­го учащегося и выяснить причины отставания по данной дисциплине. В мой план наблюдения за первокурсниками входят следующие вопросы: готовность учащихся к занятию, дисциплина на занятии, отношение учащихся к деятельности на уроке, характеристика действий учащихся, выполнение учащимися домашнего задания, результат деятельности учащихся на уроке. В ходе наблюдения за деятельностью первокурсников в течение первого месяца обучения могу отметить их невысокую активность, низкий уровень коммуникативных навыков работы в малых группах, отсутствие умений рационально распределять свое время. В начале процесса обучения я столкнулась со слабым развитием вычислительных навыков, слабым знанием алгоритмов и правил выполнения основных математический действий, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков. Мне захотелось выявить уровень мотивации студентов к дисциплине «математика». С этой целью я предложила им анкету. На вопрос: «Нравится ли тебе математика и почему?» 56% опрошенных ответили «да»,32% - «не очень»,12% - «нет». 96% обучающимся математика нужна, 64% - она «пригодится», 16% - хотят поступить в вуз. В ходе тестирования выяснилось, что 52% учащихся нуждаются в помощи при выполнении домашнего задания. К причинам неудач при изучении математики 64 % студентов отнесли невнимательность, 6% - запущенность, 21% - лень. 44% оценили свои знания отметкой «3», 40% - отметкой «4», 00% - отметкой «5». На вопрос «Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?», 84% обучающихся ответили положительно, 8% - все равно. Затем я составила тест, который состоял из 6 простейших вопросов. Анализ теста показал, что 48 % опрошенных частично владеют общеучебными умениями и навыками, у 20% - они практически отсутствуют, и только 32% владеют ОУУН. Некоторые обучающиеся не смогли установить соответствие между множествами, найти причинно-следственные связи, логическую связь между математическими понятиями, не увидели на чертеже знакомые геометрические фигуры, не сумели решить логические задачи.

В начале учебного года на первом курсе традиционно я провожу уроки повторения за курс основной школы по следующим темам: «Решение уравнений и неравенств», « Функции и их графики», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Решение систем уравнений». С целью выявления уровня подготовки учащихся по математике была проведена диагностическая контрольная работа. В ходе проведения диагностической контрольной работы установлено, что качество знаний первокурсников составляет 21 %, средний балл равен 3,0. Большинство обучающихся умеют решать линейные, дробные, квадратные уравнения, строить графики функций, решать неравенство методом интервалов. Следует отметить, что некоторые ребята показали своё умение решать систему уравнений второй степени, строить графики квадратичных функций, а также знают алгоритм решения биквадратного уравнения. Проверка работ выявила следующие недостатки: многие студенты допустили вычислительные ошибки, недостаточна культура построения графика, незнание правил и формул, неумение их использовать. Отдельные учащиеся невнимательно читают условия заданий, делают описки.

На заседании предметной (цикловой) комиссии состоялся «круглый стол», на котором были рассмотрены вопросы:

1. Анализ качества знаний обучающихся нового набора по общеобразовательным дисциплинам.

2. Формирование условий для адаптации первокурсников к учебной деятельности.

Классные руководители дали характеристику каждому обучающемуся, преподаватели дисциплин дополнили их. После этого были намечены меры, направленные на предупреждение неуспеваемости и осуществление индивидуального подхода к каждому студенту. Меня, как преподавателя, волнует вопрос: как добиться успешного учения, как организовать работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях по моему предмету. Причин неуспеваемости большое множество: слабое развитие интеллекта, особенности высшей нервной системы, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, отрицательное влияние внешней среды, пропуски занятий. Что скрывать, иногда нам приходится работать с учащимися с замедленным умственным развитием. Такие учащиеся возбудимы, легкоранимы, они быстро утомляются. Многие обучающиеся не желают работать на уроке потому, что у них со школы сложилось твердое убеждение в собственном бессилии, в невозможности усвоить новый материал. Иногда даже легкие задания они не хотят выполнять, не выходят к доске, не поднимают руки, говорят: «У меня всё равно ничего не получится». В таких случаях при изучении математики я стараюсь создать благоприятную морально-психологическую атмосферу, уменьшаю объём материала, доступно его излагаю, на занятиях использую карточки обучающего и дифференцированного характера, выполняю работу над ошибками. Внимательно изучая своих студентов, я вижу, что у одних - неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие - стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи - медлительны в работе. Есть учащиеся, которые не владеют дисциплиной умственного труда. Это проявляется во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Моя задача - оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом.  Работа с отстающими предполагает обязательный индивидуальный подход к студентам. Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему. Поэтому эти задания должны быть невелики. Организуя индивидуальную работу с обучающимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Я внимательно слежу за работой ребят, помогаю им на уроке, отмечаю их малейшие успехи. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет студентов, побуждает работать их интенсивнее, повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала.

Основное место в арсенале средств по предупреждению неуспеваемости учащихся занимает дидактический материал, в частности, дифференцированные карточки, карточки с образцами решения, карточки – программы обучающего характера, с алгоритмом решения, с выбором ответа, с началом решения, с указаниями и др. Несомненно, в ходе обучения необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Чтобы не было перегрузок у учащихся, а домашнее задание было продуманным и целенаправленным, определяется объем и со­держание его уже в процессе тематического планирования. Домашнее задание я планирую так, чтобы оно выте­кало из материала предыдущего урока, было продолжением его и целенаправленно готовило учащихся к усвоению нового материала. Для своевременного выявления пробелов в знаниях учащихся, а так же для того, чтобы наметить пути их ликвидации, в основу учебного процесса положен систематический индивидуальный учет знаний учащихся. Для учета знаний я веду тематический учет. Такой учет дает возможность всесторонне изучить каждого обучающегося, всегда у меня под рукой сведения о его успехах и недоработках, что крайне необходимо при подготовке к уроку, в беседе с мастером п/о или родителями. Работу со слабоуспевающими студентами я провожу систематически, стараюсь работать с ними не по факту, а на предупреждение неуспеваемости.

Консультации и дополнительные занятия по математике я провожу с небольшими группами студентов. Консультации, как правило, носят обучающий характер. Я стараюсь максимально индивидуализировать эти занятия. Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспевающими учащимися. Побеседовав с отдельными учениками, можно узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Все это способст­вует взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель­ных отношений с «трудными» подростками.

Итак, основным в работе с неуспешными первокурсниками являются вопросы мотивации всего процесса обучения: слабоуспевающему студенту следует давать посильные индивидуальные задания, свести к разумному минимуму общее число зачетов и контрольных работ. Для совершенствования учебного процесса необходимо отказаться от слишком трудоемких по форме домашних заданий. Важный момент в работе с отстающими проявление преподавателем уважения к обучающемуся как к личности – независимо от их уровня знания. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с такими студентами должна вестись индивидуальная воспитательная работа. Педагогам необходимо выяснять причины отставания в учебе и искать пути создания успешности для этих ребят, работать в контакте - студент, мастер п/о, преподаватель, родители. Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсников к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, как будущего специалиста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!