МУНИЦИПАЛЬНЫ ПРОЕКТ «ИНТЕЛЛЕКТ»
ПО РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Ю.С. Мухамадеева,
методист «МКУ «Отдел образования» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района.
Актуальность проекта.
В послании Федеральному собранию РФ (05.11.2008) Президент РФ подчеркнул необходимость выстраивания разветвленной системы выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.
Решающую роль в становлении нового поколения людей с инновационным типом мышления и поведения играет система образования. На территории Мамадышского муниципалитета сложилась традиционная система работы с одаренными детьми. На федеральном уровне Мамадышский район достойно представлен в области «Биология», «ОБЖ», «Технология». На региональном и республиканском, уровне у нас есть достижения по биологии, химии, русскому языку, татарскому языку, литературе, истории, спорту, технологии. Но в других направлениях побед мало. Очевидно, что используемые формы и методы работы в современных условиях не дают гарантированного результата.
Приведенные доводы стали основанием для принятия решения о разработке проекта, который с учетом сложившихся традиций и современных средств позволил бы вывести систему образования муниципалитета по данному направлению на иной качественный уровень. Проект «Одарённые дети» должен стать основным, определяющим стратегию развития деятельности по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей в Мамадышском муниципальном районе.
Проблема проекта:
1. Работа по выявлению и поддержке одаренных детей не носит системного характера.
2. Недостаточно эффективно выстроена работа по интеллектуальному и техническому направлениям.
3.Только малая часть педагогов района владеют специальными технологиями развития детской одаренности.
4. Имеющаяся система мотивационных мероприятий для одаренных детей недостаточно эффективна.
5. Отсутствует информационное сопровождение работы с одаренными детьми.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что изменение имеющейся на территории системы работы с одаренными детьми будет проходить координировано и согласованно всеми уровнями системы образования района для дальнейшего развития работу с одаренными детьми.
Цель проекта: Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение технологии управления системой работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района.
Задачи проекта:
-Развитие и адресная поддержка одаренных детей в различных областях интеллектуальной деятельности.
-Создание системы межотраслевого взаимодействия по организации работы с одаренными детьми и привлечения профессорско-преподавательских кадров ВУЗов;
-Поддержка одаренных учащихся и педагогов, работающих с одаренными детьми на уровне района, введение системы поощрения их достижений;
-Внедрение инновационного научно-методического обеспечения процесса обучения одаренных детей;
-Развитие кадрового потенциала, работающего с интеллектуально- одаренными детьми;
-Обеспечение современных комфортных условий для обучения и развития одаренных детей;
-Создание системы выявления и педагогической поддержки одаренных детей как уникального ресурса развития муниципалитета;
-Увеличение количества победителей и призеров регионального, республиканского федерального этапа Всероссийских предметных олимпиад школьников и научно-практических конференций.
Ожидаемые результаты проекта:
- Создание муниципальной модели работы с одаренными детьми, отвечающая требованиям времени;
- Формирование системы работы с одаренными учащимися;
- Творческая самореализация выпускника школы;
- Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;
- Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми;
- Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми;
- Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми в различных областях знаний;
- Совершенствование системы работы с одарёнными детьми;
- Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
-Стимулирование мотивации развития способностей;- Проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
- Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Концептуальные основы и нормативная база:
- Конвенция ООН “О правах ребенка”;
- Закон РФ “Об образовании”;
- Президентская программа “Дети России”;
- Федеральная программа “Одаренные дети”;
-Образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»;
-ФГОС;
-Федеральная целевая программа развития образования России на 2011-2015 годы.
-Муниципальное Положение «Одаренные дети»
-Постановление руководителя исполнительного комитета муниципального района №1225 от 2 сентября 2013 г. «Об утверждении муниципального Положения «Одаренные дети»
Создание условий для успешного функционирования системы работы проекта.
Основное предназначение внедрения инновации в муниципальную систему образованиязаключается в ее содействии эффективности и повышению качества образования, создании условий, в которых детская одаренность развивалась бы с наибольшим успехом. Разработанный алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, универсальный, так как может быть использован муниципальными методическими службами любого типа и вида для максимального удовлетворения их образовательных интересов, потребностей и реализации творческого потенциала.
Начало реализации проекта: август 2013года
Практическая часть проекта
Организационная структура:
Формы работы
- Подготовка к олимпиадам;
-Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ;
-Подготовка и участие в интеллектуальных конкурсах;
-Проектно-исследовательская деятельность.
Участники: Обучающиеся образовательных организаций Мамадышского Муниципального района, родители, специалисты и методисты МКУ «Отдел образования», руководители и заместители директоров образовательных учреждений, учителя, преподаватели ВУЗов.
-Количество детей в одной группе – 8-15 учащихся;
-Количество групп по одному предмету могут быть – 1,2, 3 (6-7, 8-9, 9-11кл.)
-Количество привлеченных детей – 200-300 человек;
-Количество привлеченных учителей ОУ и преподавателей ВУЗов 30 -40;
-Количество привлеченных методистов по субботам- 4;
-Постоянно действующие группы по субботам (в зависимости от заявки учащихся и их родителей, образовательных организаций);
-Группы, действующие в каникулярное время учащихся (в зависимости от заявки учащихся и их родителей, образовательных организаций);
-Индивидуальная подготовка победителей муниципального этапа предметных олимпиад для участия на региональном этапе.
Формы работы:
I. Подготовка на базе школы:
- со своим учителем 2 раза в неделю.
II. Подготовка на базе муниципальных площадок по субботам 4 раза в месяц:
- с лучшими учителями района 2 раза в месяц;
- с ВУЗовскими преподавателями, учителями республики 2 раза в месяц.
Циклограмма занятий по субботам:
-1 неделя - Районный учитель;
-2 неделя - Районный учитель;
-3 неделя - Приглашенный преподаватель ВУЗа;
-4 неделя - Приглашенный преподаватель ВУЗа;
Занятия на базе муниципальных площадок проходят по циклам в каждую субботу.
Дети обучаются 4 часа в своей школе, обедают, едут на площадку.
Продолжительность занятий:
2 спаренных урока по 80 минут (4 урока)
1 пара - 12.00 - 13.20;
Кофе-брейк
II пара - 13.40 - 15.00.
Базовые школы.
-МБОУ «Лицей№2»: математика 8,9 математика 10,11; Биология 10-11, Русский язык10-11;
-МБОУ «СОШ №1»: обществознание 10 -11 , химия 10-11; русский язык 8,9;
-МБОУ «СОШ №3»: математика 6-7, биология 8-9, литература 8-10, английский язык 8-10.
-МБОУ «СОШ№4»: физика 8,9; физика 10,11; химия 8,9; обществознание 8,9.
Финансирование.
Финансирование из средств бюджета района и средства общественных организаций.
Общие расходы:
-Оплата преподавателям ВУЗов ведущим занятия;
-Оплата руководителям групп (учителя района) ведущим занятия
-Стимулирование педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и имеющие достижения;
-Поощрительные меры одаренных детей с целью повышения мотивации к обучению и росту своих достижений.
Транспортные расходы:
-Подвоз учащихся из образовательных учреждений до площадок и обратно;
-Подвоз преподавателей ВУЗов из г. Набережные Челны и г. Елабуги;
-Организация выездов учащихся для работы на базе ВУЗов г. Казани, г. Елабуги.
Комплекс мероприятий по реализации проекта.
Разработка и корректировка муниципальной комплексной программы. | Август, сентябрь |
Создание условий для работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района во внеурочное время. (предметные и творческие кружки) |
Составление и подписание соглашений с НИСПТР г.Наб. Челны и филиалом КФУ г. Елабуга о взаимодействии по реализации проекта. |
Разработка школьных программ развития одаренности и приведение их в единую систему с муниципальной. |
Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития. |
Проведение мониторинга одаренности, определение сильнейших учеников по результатам прошлых лет и перспективному потенциалу. | Сентябрь |
Обновление базы данных одаренных детей и ближайшего перспективного резерва. Формирование групп, и определение руководителей. |
Коррекционно-развивающая работа психологов.Психологические тренинги с учащимися ОУ района с целью проведения психодиагностики. | Сентябрь |
Разработка совместных предметных программ учителями района и преподавателями ВУЗов по подготовке учащихся к олимпиадам. | Сентябрь |
Организация исследовательской деятельности учащихся, членов НОУ и определение научных руководителей по предметным областям. | Сентябрь |
Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам. (По графику) | Октябрь-декабрь. |
Проведение школьных и муниципальных этапов предметных олимпиад |
Организация психологического сопровождения учащихся в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов. | В течение всего времени |
Проведение муниципального сбора по подготовке к республиканскому этапу олимпиад. 8-10 января. | 8-11 января |
Региональный и республиканский этап предметных олимпиад. | Январь-март |
Тренинговые занятия с учащимися 9,11 классов по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. | Декабрь-апрель |
Подготовка и проведение командной олимпиады по математике «Домино» для учащихся 5-6 классов. | Январь-март |
Подготовка и проведение районной научно – практической конференции учителей и учащихся « Мой след в науке» | Март |
Организация мероприятия для победителей и призеров Регионального и республиканского этапа предметных олимпиад, научно-практических конференций. | Май |
Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми на курсах повышения квалификации. | В течение учебного года |
Участие педагогов в научных, научно- практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка. | В течение всего времени |
Заключение
За сравнительно небольшой период работы с одаренными детьми в рамках этого проекта Мамадышском муниципальном районе сформировались следующие направления сопровождения одаренных детей:
• психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей;
• методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми;
• организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.
Усилия участников проекта по повышению уровня познавательной творческой активности учащихся, по развитию познавательного интереса, поиск новых форм работы с учащимися приносят свои плоды. Результатом работы с одарёнными детьми являются их достижения в олимпиадах различного уровня, участие в научно-практических конференциях школьников, а также в различных конкурсах. Школьники Мамадышского района стали активными участниками конкурсов, соревнований республиканского, всероссийского и международного уровней. Каждый год в мероприятиях всех уровней принимают участие более тысяч учащихся. С 2013 года увеличилось число победителей и призеров предметных олимпиад. Если в 2014-2015 учебном году было 7 призеров региональных и 19 призеров республиканских олимпиад, то 2015-2016 учебном году 9 призеров регионального этапа Всероссийских предметных олимпиад и 35 призера республиканских предметных олимпиад.
Если в 2013-2014 учебном году из Мамадышского района были два призера заключительного этапа предметных олимпиад, то в 2014-2015 учебном году их стало 4. Гимазов Альберт - ученик 11 класса МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш», стал призером всероссийского этапа олимпиады школьников по технологии. Нурмиева Алина –ученица 9 класса МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш», стала призером всероссийского этапа олимпиады школьников по биологии. Исмагилова Алия ученица 10 класса МБОУ «СОШ№1г. Мамадыш» - победитель Всероссийского этапа олимпиады по ОБЖ и Газизуллина Карина, ученица 9 класса МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш» - призер Всероссийского этапа олимпиады по технологии.
У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Учитывая вышеизложенное, в рамках проекта была организована методическая и организационная подготовка вовлечения учащихся в поисковую, исследовательскую, изобретательскую творческую деятельность в различных областях науки, техники. В 2015-2016 учебном году на базе 27 (81,5%) школ функционируют 27 школьных научных обществ: по физико-математическому, химико-биологическому, экологическому, филологическому, историко-краеведческому, экономическому, технологическому и др. направлениям, в которых научно - исследовательской деятельностью занимаются 734 школьников, что составляет 22,7 % от всех обучающихся основной и средней школы.
Наши обучающиеся в 2015-2016 учебном году успешно выступили на научно-практических конференциях и интеллектуальных конкурсах различного уровня.1120 (25%) учащиеся района приняли участие в 211 олимпиадах и научно-практических конференциях различных уровней.Из них 97 (9%) стали побе6дителями и 265 (23,6%) призерами и дипломантами. Многие учащиеся стали победителями и призерами Межрегиональной научно-практической конференции им. Каюма Насыйри, лауреатами республиканской научно-практической конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского при ПФУ, победителями и призерами республиканских научно-практических конференций для учащихся начальных классов «Я познаю мир» и «Дебют в науке», региональной научно-практической конференции «Наше наследие» «Рождественские чтения» и мн.др.
Успехи юных талантов не остаются незамеченными. В Мамадыше сложилась красивая традиция. На самой большой площадке района, в ледовом дворце «Олимп», каждый год организуется торжественное подведение итогов учебного, культурного и спортивного сезонов. В мероприятии ежегодно принимают участие более 1000 детей, где проводится церемония вручения различных грантов Главы Мамадышского муниципального района за достижения в области образования, культуры и спорта.