СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы педагога-психолога с родителями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы педагога-психолога с родителями

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на развитие внутреннего мира, переживаний, эмоций. Педагоги-психологи сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского (в частности, материнского) поведения. Если у ребенка мама не умеет общаться с ним, не понимает его нужд, сосредоточена на том, как должно быть, то ребенок – трудный, в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям.

Необходимо формировать у членов семьи потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

Слайд 4

В современном обществе всё больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию. Поэтому совершенно справедливо современное образование предусматривает максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают и учителя, но во многих случаях необходимо участие школьного психолога. Важно на любом этапе образовательного процесса вырабатывать согласованные единые подходы к решению вопросов, принимать совместные решения с участием администрации, педагогов, родителей.

Слайд 5

Можно выделить основные направления работы, которые представляют собой логично выстроенную систему:

  • Диагностика семьи.
  • Консультирование семьи.
  • Просвещение родителей.
  • профилактическая работа

Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность библиотерапия.

Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.

Профилактическая работа наиболее актуальна, на сегодняшний день профилактика табакокурения (спайсы). Классные часы, родительские собрания (с использованием показа фильма), встречи с медиками, а также просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни. Создание информационного поля, формирование у родителей потребности в самообразовании, психолого-педагогический анализ семей, психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения, психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.

Слайд 6

На родительских собраниях была дана анкета, какие формы работы выбирают родители с педагогом психологом и вот, что из этого получилось.

Слайд 7. проговариваем слайд 5.

Слайд 8.

Одним из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.

Слайд 9. показываем, характеризуем.

Слайд 10

Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. Необходимые темы нередко определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются мною. Но, я считаю, очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на  собрании родители получают анкету, в которой указаны  темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1). Заполнение родителями анкеты помогает мне, с одной стороны, сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой – преодолеть нежелание родителей взаимодействовать на родительских собраниях. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия на собрании.

В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач можно выделить следующие формы участия в родительском собрании:

  • Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.
  • Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.
  • Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.
  • Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами.

Вот некоторые темы родительских собраний:

- «Возрастные особенности ребенка»; - «Конструктивные формы взаимодействия с детьми»;  «Речевое программирование как источник психических проблем ребенка»; «Нравственное воспитание в семье»;  «Профилактика неврозов»;  «Поощрение и наказание в системе воспитания»;  «Формирование адекватной самооценки».

 

Слайд 12.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога-психолога (а также и классного руководителя, учителей-предметников, администрации) с семьей. Для родителей бывает откровением то, что выясняется в процессе консультирования: «Вот ведь, знать бы все это раньше», «Надо же, никогда бы не подумала, что это для него так важно».

 

Слайд 14.

Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 

Важно осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку «Вместе мы сила».

Просмотр содержимого документа
«Организация работы педагога-психолога с родителями»

Организация работы  педагога-психолога с родителями    Подготовила : педагог-психолог О.М.Москвина

Организация работы педагога-психолога с родителями

Подготовила : педагог-психолог О.М.Москвина

Психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования, в реализации современных образовательных стандартов. Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Цель работы педагога-психолога образовательной организации – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

Психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования, в реализации современных образовательных стандартов. Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Цель работы педагога-психолога образовательной организации – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

Одной из новых задач педагога-психолога образовательной организации является просвещение родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций. Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога должно стать сотрудничество с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе. В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Родители или законные представители обучающегося должны быть компетентными в вопросе образования их детей.

Одной из новых задач педагога-психолога образовательной организации является

просвещение родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога должно стать сотрудничество с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе. В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Родители или законные представители обучающегося должны быть компетентными в вопросе образования их детей.

В современном обществе всё больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи.

В современном обществе всё больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась».

Эта тенденция является разрушительной как для ребенка,

так и для самой семьи.

Основные направления работы педагога-психолога Диагностика семьи. Консультирование семьи. Просвещение родителей. Профилактическая работа

Основные направления работы педагога-психолога

  • Диагностика семьи.
  • Консультирование семьи.
  • Просвещение родителей.
  • Профилактическая работа
Предпочтительные формы взаимодействия семьи  с педагогом-психологом

Предпочтительные формы взаимодействия семьи с педагогом-психологом

Работа с родителями включает:  - Консультирование   родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  детей к образовательной организации, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары.  - Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической  деятельности.  - Проведение бесед,  лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Работа с родителями включает: - Консультирование   родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  детей к образовательной организации, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары. - Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование

групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно

участвующих в профилактической  деятельности. - Проведение бесед,  лекций, возможность давать

рекомендации родителям для успешного воспитания

детей учитывая возрастные особенности.

Основные формы повышения педагогической культуры  родителей (законных представителей) обучающихся  Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся − один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране, позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся − один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране, позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах: – совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся; – сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); – педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); – поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); – содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; – опора на положительный опыт семейного воспитания.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:   - родительское собрание, - родительская конференция, - собрание-диспут, - родительский лекторий, - встреча за круглым столом,  - вечер вопросов и ответов,

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)

используются различные формы работы,

в том числе:

- родительское собрание,

- родительская конференция,

- собрание-диспут,

- родительский лекторий,

- встреча за круглым столом,

- вечер вопросов и ответов,

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:  Университет педагогических знаний : такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей. Родительская конференция предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – некоторые темы родительских конференций. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Университет педагогических знаний : такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.

Родительская конференция предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – некоторые темы родительских конференций.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:  Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах. Педагог-психолог даёт родителям возможность в неофициальной обстановке рассказать важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

Педагог-психолог даёт родителям возможность в неофициальной обстановке рассказать важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:  Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. – общешкольные родительские собрания  проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы; – классные родительские собрания  проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

общешкольные родительские собрания

проводятся два раза в год.

Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;

классные родительские собрания

проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:  Родительские чтения: интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов-психологов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Родительские чтения: интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов-психологов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

Рекомендуемые информационные источники:

1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4. – С.4 – 8:

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008

3. Клюева Т.Н. Как нам жить с новым стандартом?// Школьный психолог. – 2011.- №9. – с.33-34

4. Никифорова Г.В., Крупенина А.В., Нестеренко-Костенко И.В. Социально-психологическое проектирование в деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС // Справочник педагога-психолога. – 2012. - № 10. – С.4-7.

5. Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС // Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В. и др. / Под общей редакцией Клюевой Т.Н. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. – 104 с.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2009

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение.2010.

8. http://standart.edu.ru/ (ФГОС)

9. http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!