Организация работы педагога-психолога с родителями
Подготовила : педагог-психолог О.М.Москвина
Психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования, в реализации современных образовательных стандартов. Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Цель работы педагога-психолога образовательной организации – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
Одной из новых задач педагога-психолога образовательной организации является
просвещение родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога должно стать сотрудничество с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе. В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Родители или законные представители обучающегося должны быть компетентными в вопросе образования их детей.
В современном обществе всё больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась».
Эта тенденция является разрушительной как для ребенка,
так и для самой семьи.
Основные направления работы педагога-психолога
- Диагностика семьи.
- Консультирование семьи.
- Просвещение родителей.
- Профилактическая работа
Предпочтительные формы взаимодействия семьи с педагогом-психологом
Работа с родителями включает: - Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей к образовательной организации, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары. - Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование
групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно
участвующих в профилактической деятельности. - Проведение бесед, лекций, возможность давать
рекомендации родителям для успешного воспитания
детей учитывая возрастные особенности.
Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся − один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране, позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
– содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)
используются различные формы работы,
в том числе:
- родительское собрание,
- родительская конференция,
- собрание-диспут,
- родительский лекторий,
- встреча за круглым столом,
- вечер вопросов и ответов,
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Университет педагогических знаний : такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.
Родительская конференция предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – некоторые темы родительских конференций.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
Педагог-психолог даёт родителям возможность в неофициальной обстановке рассказать важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
– общешкольные родительские собрания
проводятся два раза в год.
Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;
– классные родительские собрания
проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Родительские чтения: интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов-психологов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
Рекомендуемые информационные источники:
1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4. – С.4 – 8:
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008
3. Клюева Т.Н. Как нам жить с новым стандартом?// Школьный психолог. – 2011.- №9. – с.33-34
4. Никифорова Г.В., Крупенина А.В., Нестеренко-Костенко И.В. Социально-психологическое проектирование в деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС // Справочник педагога-психолога. – 2012. - № 10. – С.4-7.
5. Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС // Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В. и др. / Под общей редакцией Клюевой Т.Н. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. – 104 с.
6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2009
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение.2010.
8. http://standart.edu.ru/ (ФГОС)
9. http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);
Благодарю за внимание!