Здравствуйте! Пахалюк Марина Владимировна, учитель начальных классов МОУ гимназия «Дмитров» г.Дмитров Московской области.
Стаж преподавания 24 года в школах г. Иркутска, из него несколько лет посвящены Иркутскому педагогическому университету, Иркутскому областному институту повышения квалификации работников образования и только 2 месяца – гимназии «Дмитров». Я вернулась в образование после 6-летнего перерыва, вернулась в новый регион, в новый город, в новую школу – причем оказалось, что в новую школу в полном смысле этого слова. Обновленная Федеральным государственным образовательным стандартом, она обогатилась новыми методами преподавания, новыми подходами, новым видением УЧЕНИКА. А для учителя – необходимостью создать ситуацию успеха и успешности каждому!
Метод проекта – тот инструмент, благодаря которому ребята превращают информацию в знание, осуществляют целенаправленный поиск этой информации. У школьников повышается интерес, возникает мотив к личностному росту,
к самостоятельному приобретению новых знаний, причем эти знания связаны с жизнью. Субъект - субъектный характер взаимоотношений между одноклассниками, разговор «по существу» проблемы, где учитель выступает в роли помощника и дирижера образовательного процесса, близок мне. Опыт работы по системам Занкова и Эльконина-Давыдова позволил без сомнений начать изучать и использовать проектную деятельность учащихся.
Моя цель - в создании условий для освоения учащимися грамотности, включающей в себя представления о мире Природы и Социума, усвоения функциональной грамотности, включающей в себя развитие умения работать с научной литературой (словари, справочники, энциклопедии), способствовать усвоению общего способа решения познавательных задач, постановке учебной задачи самими учащимися, осуществлению учебных действий, самоконтролю.
Я определила круг задач:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, умения общаться (слушать, слышать, смотреть, видеть, задумываться и сопереживать).
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать и делать выводы).
Выдвинула гипотезу: проектная деятельность – условие становления всесторонне развитой личности, личности, умеющей работать в коллективе, быть частью коллектива.
Как организовать работу над проектом у первоклассников? С чего начать? Изучив литературу по данному вопросу, побеседовав с ребятами, мы составили план действий для первоклассников:
Познакомься с общей темой проекта класса.
Выбери свою тему в рамках общей темы.
Собери информацию к своей теме.
Оформи информацию на 1 – 2 листах.
Выбери, как ты будешь использовать собранную информацию (сделаешь поделку, подготовишь мероприятие, создашь книгу и т.д.)
Выполни свой проект.
Представь свой проект публике вместе с другими ребятами.
Первым нашим проектом стал проект «Моя малая родина» на уроке окружающего мира. Умение фотографировать, узнавать и представлять информацию о родном городе, осознавать, что ты являешься частью огромной страны – вот те самые важные сведения, которые почерпнули первоклассники в ходе выполнения этого проекта. Конечно, главными помощниками детей стали их родители.
Однажды мои первоклассники, рассуждая на уроке «Мир деятельности» о том, кто такой ученик, чем он занимается, предположили, что, возможно, ученик – это маленький учёный. Так у нас родилась идея проекта «Я – учёный!» Каждый решил, что выберет для себя объект, будет наблюдать за ним и представит в классе результаты своих наблюдений.
Мы составили план:
– подумать самостоятельно о том, что уже известно о предмете исследования;
– посмотреть книги по теме;
– спросить у взрослых;
– посмотреть телевизионные материалы;
– понаблюдать и зарисовать или сфотографировать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
– обратиться за помощью к старшим членам семьи записать полученную информацию.
Выбор темы был свободным. Родители удивлялись, узнавая от меня, что именно собираются изучать их дети: «Соленые чудеса», «Живые витамины. Выращиваем лук», «Микромир», «Рождение мультфильма», «Кукла моей бабушки», «Лед и его свойства», «Ёлочная игрушка» и другие. И снова на помощь маленьким учёным пришли их родители. С ними мы тоже обсуждали, как именно следует организовать процесс сбора информации, наблюдения, на что обращать особое внимание, как оценить и как представить результаты наблюдений. Была выбрана форма презентации – научный доклад.
Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют особенности и трудности преподавательской деятельности.
Себе я задала вопрос: «Как подготовить учеников к чтению доклада?», «Смогут ли первоклассники, окунувшись в мир науки, донести свою точку зрения до одноклассников, убедить их в истинности полученных результатов?»
Сначала я изучила, а затем стала применять технологию.
«Первый этап. КАРТА СООБЩЕНИЙ. Мы ограничились короткими сообщениями не более 3 минут. Темой такого сообщения стал рассказ об интересном факте, событии, книге. Главная цель – научить составлять и пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую
и последнюю фразы сообщения и опорный план рассказа. Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Почему? Потому что это типичные места сбоя речи. Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершить сообщение можно стандартной фразой: «Я закончил доклад и передаю слово учителю» или «На этом доклад окончен, и я готов ответить на вопросы».
Второй этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА. Учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было оговорено, что сообщение займет 2 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал «плюс-минус» 20 секунд. Цель этапа: научить детей «чувствовать время». На этом этапе удобно использовать таймер или песочные часы.
Третий этап. ДОКЛАД. Доклад отличается от сообщения большим объемом. Оптимальное время доклада 5 минут. Если тема «не вмещается» в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик рассказывает о внешнем виде и образе жизни птицы, второй – о месте ее обитания, а третий – делает вывод о том, насколько особенности строения птицы и ее повадки зависят от тех условий, в которых она живет.
Четвертый этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ. Этот этап не является обязательным. Репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился. Отрабатываются фразы «Извините, я продолжу», «Простите, я оговорился»… . Докладчика во время его речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь. Во время доклада «штатный хулиган» издает мешающий звук, например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжить речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в подобных условиях учителю». (А.Гин. Приемы педагогической техники. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. Стр.49)
Во внеурочной деятельности на занятиях «Речь и культура общения» мы слушали доклады наших маленьких ученых. Некоторые работы вышли за рамки проектных и смело могут быть названы исследовательскими. Дети учились корректно задавать вопросы докладчику, уточнять информацию, учились благодарить за ответ, говорить «спасибо за вопрос». Учились комментировать выступление, анализировать «Что получилось хорошо, а что я пока не умею?» Наши первые шаги где-то не совсем уверенные, а где-то уже твердые. Мы вместе с родителями создали ситуацию успеха для каждого ученика!
«Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке? Результаты исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов. Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количества книг в библиотеке и даже квалификация учителя. В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на своих уроках. В этом и кроется секрет учителя, умеющего СОЗДАТЬ КЛАСС».(А.Гин. Приемы педагогической техники. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. Стр.50)
Я уверена, что проектная деятельность – наши первые шаги, сделанные в правильном направлении!