СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно - исследовательской деятельности на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по данной теме на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно - исследовательской деятельности на уроке литературы»

Знание только тогда становится знанием,
 когда оно приобретено усилиями своей
 мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;

  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, я начинаю такую подготовку буквально с 5 класса. Например, на уроке русского языка, работая над темой «Лексикология», предложила поработать над мини-проектом «Тайна слова» и написать сочинения – миниатюры о происхождении слов. Данное задание предполагало работу с толковым и этимологическим словарями, письменное оформление работы и устное выступление перед одноклассниками.

На уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьники учились добывать информацию, осмысливать ее. Т.о. исследование развивает коммуникативные навыки: учатся слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. (Работа по УМК С.Львовой).

Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создаёт условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к языку.

На уроках литературы также организую проектно-исследовательскую деятельность, которая направлена на стимулирование личностного восприятия литературы и, для достижения поставленной цели, применяю разнообразные виды уроков:

  1. Творческие проекты. Темы: « Русские баснописцы» 5 класс. «Три памятника в русской литературе» 9 класс.

  2. Уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).

  3. Словарная работа ( составление тематических словарей).

  4. Работа над выразительным чтением (логическое ударение на ключевые слова).

  5. Выразительный пересказ (позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде).

  6. Работа над датами (с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве).

Занятия-исследования для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся коммуникативными, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!