СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация профориентационной работы учащихся в условиях инклюзивного образования в МАОУ СОШ№42 г. Томска

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является создание и внедрение системы профориентации, способствующей формированию у всех категорий учащихся способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями и  индивидуальными особенностями здоровья каждого ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Организация профориентационной работы учащихся в условиях инклюзивного образования в МАОУ СОШ№42 г. Томска»





Администрация города Томска

Департамент образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска

Елизаровых ул., д. 47, Томск, 634012, тел.: (3822) 54-07-79, факс: (3822) 54-07-79 , e-mail: [email protected]





Утверждаю:

Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы №42

_____________Л.М. Верина

«_____»______________


Программа

«Организация профориентационной работы учащихся в условиях инклюзивного образования в МАОУ СОШ№42 г. Томска»

 

 (для обучающихся 1-11 классов)

Составитель:

Педагог – психолог

МАОУ СОШ №42

Дегтерева Н.И.










Томск 2016



Паспорт программы


Наименование программы

«Организация профориентационной работы учащихся в условиях инклюзивного образования в МАОУ СОШ№42 г. Томска»

Адрес организации

634012 г. Томск, ул. Елизаровых, 47

Разработчики программы

Заместитель директора по УВР Плеханова Т.В.,

педагог – психолог Дегтерева Н.И.

Участники программы

Учащиеся МАОУ СОШ№№42 с 1-11 класс их родители и педагоги

Исполнители программы

Все участники образовательного пространства МАОУ СОШ№42 г. Томска.

Цели и задачи программы

Целью программы является создание и внедрение системы профориентации, способствующей формированию у всех категорий учащихся способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальными особенностями здоровья каждого ребенка.

Задачи:

  1. Включение профориентации в учебно-воспитательную деятельность МАОУ СОШ№42, как одного из приоритетных векторов работы ОУ.

  2. Разработка методического инструментария для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми инвалидами.

  3. Разработка комплекса локальных актов по данному направлению работы.

  4. Осуществление комплексного профессионального ориентирования учащихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, вовлечение в процесс всех участников образовательного пространства.

  5. Использование ресурсов «Цифровой школы» для повышения эффективности процесса профориентации учащихся.

  6. Формирование единого информационного пространства по вопросам профессионального самоопределения обучающихся в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

  7. Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Основные направления деятельности

  1. Профпросвещение;

  2. Профдиагностическая работа;

  3. Профконсультативная работа;

  4. Профессиональные пробы;

  5. Профадаптация.


Социальные партнеры

  • ТОИПКРО, г. Томска;

  • МАУ ИМЦ г. Томска;

  • Центр «Планирование карьеры»;

  • Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Томска и Томского района";

  • Профессиональные учебные заведения г. Томска: Томский техникум социальных технологий; Томский базовый медицинский колледж; Томский государственный педагогический колледж; Томский индустриальный техникум; Томский коммунально-строительный техникум; Томский механико-технологический техникум; Томский политехнический техникум; Томский промышленно-гуманитарный колледж; Томский техникум водного транспорта и судоходства; Томский техникум информационных технологий; Томский экономико-промышленный колледж).

  • Предприятия г. Томска: ОАО
    "ТОМСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД ИМ.В.В.ВАХРУШЕВА"; ОАО Сибэлектромотор;

ОАО "Томский электроламповый завод"; ООО «Томский инструмент»; ИП "ТОМСКИЙ ТРИКОТАЖ"; Библиотека им. Пушкина г. Томск;

Учреждения в сфере услуг (парикмахерская, магазин, химчистка).

  • Томское региональное общественное движение «ДОСТУПНОЕ для ИНВАЛИДОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» / «ДИВО»;

  • ГПМПК г. Томска

  • Центр «Семья»;

  • Центр медицинской профилактики и др.

Сроки реализации программы

2015-2019 г.г.

Ожидаемый конечный продукт и

ожидаемые конечные результаты

Конечный продукт:

Разработана и внедрена модель профориентации, содействующая формированию у учащихся с разными образовательными возможностями способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальными особенностями здоровья каждого ребенка.

Конечные результаты:

Для педагогов:

  • использование активных методов обучения;

  • гибкий и постоянно пополняемый методический и цифровой инструментарий по профориентационной работе;

  • хорошие условия для творческой работы педагогов;

  • возможность обмена опытом с педагогами из других школ (с использованием средств ИКТ).

Для учащихся:

  • свободный доступ к образовательным ресурсам;

  • формирование мотивации школьников на профессиональную ориентацию;

  • возможность работать индивидуально, в группе и коллективе;

  • возможность эффективно оценить свои индивидуальные возможности с учетом медицинских особенностей;

  • доступность качественных профориентационных услуг для каждого заинтересованного в них ученика (дистанционное образование).

  • информированность всех категорий учащихся о видах труда и путях приобретения профессии;

  • понимание личных профессиональных предпочтений, интересов, склонностей (представление о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных личностных и индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей);

  • умение проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

  • осуществление учёта запроса общественных интересов и рынка труда (знание общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона);

Для родителей:

  • свободный доступ к профориентационным ресурсам;

  • повышение мотивации на профессиональную ориентацию ребенка;

  • возможность эффективно оценить индивидуальные возможности ребенка с учетом его медицинских особенностей.












  1. Введение.



Приоритетным направлением модернизации является … создание системы поиска и сопровождения молодежи, которая обладает современным инновационным мышлением, и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях ”
Д.А. Медведев



  Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество.

     Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей.  Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как А.А. Дыскин, А.Г. Литвак,  А.М. Щербакова,  В.П. Ермаков, Ф.С. Исмагилова и другие.      Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

Ситуация в школе за последние несколько лет изменилась. Сегодня современное образовательное учреждение учитывает особенности и возможности разных категорий обучающихся, МАОУ СОШ№42 работает в рамках инклюзии, поэтому очень важно говорить не только о профориентации старшеклассников, но и о профориентации всех учащихся с 1-11 класс, в том числе и о профориентации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Также с сентябрь 2011 по май 2015 года на базе школы работал инновационный проект «Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство школы через использование технологий дистанционного обучения», в рамках которого активно проводилась работа по профориентации детей-инвалидов. Сейчас данная деятельность осуществляется в плановом режиме. Таким образом, ОУ необходимо выстроить такую систему работы, в которой будет прослеживаться взаимосвязь всех участников образовательного пространства.

Наряду с этим в МАОУ СОШ№42, функционирует МИП «Цифровая школа», поэтому очень важно связать деятельность по профориентации с информационно-коммуникативными технологии обучения, которые являются очень важными ресурсами нашего образовательного учреждения.

Краткое обоснование инновационности программы.

II. Основной идеей программы «Организация профориентационной работы учащихся в рамках инклюзивного образования в условиях цифровой школы» является усиление роли системы образования как одного из основных социальных институтов в профориентации и профессиональном становлении всех категорий школьников, включая учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

III. Актуальность данного проекта заключается в том, что современная школа должна работать не только с преуспевающими школьниками, но и дифференцированно подходить к категории детей с ОВЗ, определять и создавать не только условия для их обучения, но и обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах, в процессе воспитания и социализации.

Формируемые модели и формы работы позволят объединить ресурсы для развития профориентации всех категорий учащихся, а также разработать и апробировать программно – методическое обеспечение. При этом учитывая, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это группа учащихся с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Они нуждаются в изменении способов подачи информации, а также в модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы и включения в него дистанционного компонента.

Новизной данного проекта является:

  1. Разработка и внедрение в МАОУ СОШ № 42 модели профориентации для всех категорий учащихся (нормотипичных детей, детей с ОВЗ и детей-инвалидов). Комплексное осуществление профориентационной деятельности как через традиционные формы, так и при помощи ИКТ-технологий, способствующие созданию условий для полноценного развития и социальной адаптации учащихся в том числе детей – инвалидов и детей с ОВЗ и описание данной модели в условиях конкретной среды.

  2. Использование ИКТ – технологий в профориентационном направлении.

  • Активное использование ИКТ-технологий в классно-урочной системе.

  • Skype –технологии. Дистанционное обучение – современная технология, которая сегодня удачно вписалась в школьные будни. Это качественно новый и прогрессивный вид профконсультирования, базирующийся на современных технологиях и средствах коммуникации (телевидение, видео- и аудиосредства обучения, компьютерные глобальные и локальные сети).

Skype-технология – это возможность создания условий для ситуации успеха в профориентации каждого учащегося, независимо от его интеллектуальных или физических возможностей, это обеспечение открытости образовательного процесса для всех его участников.

  • Автоматизированная информационная система «Школа», раздел «АИС – Профориентация». Данная система является частью автоматизированной информационной системы «Школа» и предназначены для автоматизации деятельности педагогов-психологов школы.

Информационная система обеспечивает:

  • проведение профдиагностической работы;

  • сбор информации по множеству показателей, отражающих индивидуальные особенности учащегося (журналы консультаций, журналы тестирования, карты наблюдений и т.д.);

  • систематизацию и хранение полученной информации в течение всего периода обучения;

  • статистическую обработку и анализ, оформление отчетной и  текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм;

  • отслеживание динамики изменения показателей учащихся в течение времени обучения.

  • Разработаны персональные сайты и страницы в рамах сетевых сообществ http://multiurok.ru (методические разработки по обмену опыта с педагогами и педагогами-психологами) и http://infourok.ru (материалы для учащихся и родителей). Размещение публикаций на сайтах, позволяет эффективно и продуктивно взаимодействовать с коллегами, учащимися и родителями.

  • Создан электронный адрес  [email protected] с помощью которого организовано профконсультирование.

  • Использование в проектной деятельности медиа-презентаций, которые дети не только предъявляют как проектные продукты, но и развивают умения планирования и отбора информации, коммуникативные навыки.

Таким образом, программа определяет содержание и основные пути реализации работы по профессиональному определению обучающихся.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения всех категорий учащихся в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Основным результатом выполнения данного проекта является функционирование педагогической системы профессиональной ориентации всех категорий учащихся инклюзивной общеобразовательной школы, ведущей к подготовке такого выпускника, который может сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях. 

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям города и региона.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Организация профориентационной работы учащихся в рамках инклюзивного образования в условиях цифровой школы».

IV. Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание и внедрение системы профориентации, способствующей формированию у всех категорий учащихся способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальными особенностями здоровья каждого ребенка.

Задачи:

  1. Включение профориентации в учебно-воспитательную деятельность МАОУ СОШ№42, как одного из приоритетных векторов работы ОУ.

  2. Разработка методического инструментария для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми инвалидами.

  3. Разработка комплекса локальных актов по данному направлению работы.

  4. Осуществление комплексного профессионального ориентирования учащихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, вовлечение в процесс всех участников образовательного пространства.

  5. Использование ресурсов «Цифровой школы» для повышения эффективности процесса профориентации учащихся.

  6. Формирование единого информационного пространства по вопросам профессионального самоопределения обучающихся в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

  7. Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения школьников в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

V. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии нормативно-правовыми актами в сфере профориентации:

  • Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.)

  • Конвенция о правах ребенка

Федеральные законы Российской Федерации

  • Конституция РФ – (Гл. 2)

  • Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634

  • Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС

  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"

  • Трудовой кодекс РФ

  • Закон "О занятости населения в РФ"                                                                                       

Закон об образоваии (2013 г.) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

... 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы - стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны".

Закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19.04.1991 № 1032-1 Закон РФ 

  • Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства.

  • Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости.

  • Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации 

«Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р) которая указывает:

  • Профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики.

  • Профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда.

  • Профориентационная работа с молодежью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации.

Концепция определяет ключевые методы профориентационной работы, к числу которых относятся:

  • организация в 2008 — 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;

  • взаимовыгодное сотрудничеств государства и бизнеса по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования;

  • разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи.

Нормативные акты министерств и ведомств 

  • «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47.

  • «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1. 

  • «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда». Приказ Минобразования России и Минтрудсоцразвития России от 04.10.1998 г. № 462/175.
    «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636.

  • «О взаимодействии Минобразования России, Минтруда России и их территориальных (региональных) органов управления образованием, трудом и занятостью в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями рыночной экономики». Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России от 28.03.2000 г. от 28.03.2000 № 7/1—3

  • «О ходе реализации Договора о сотрудничестве между Минобразования России и Минтрудом России на 2000—2005 годы по развитию системы непрерывного профессионального образования». 

  • Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России19.11.2003 № 7/18 «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения» (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2007 г. № 680 «Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» (Приказ Минздравсоцразвития России от «13» июня 2007 г. № 415)

  • «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.» (Приказ Минздравсоцразвития России от «28» июня 2007 г. № 449)

  • Региональной программы «Развитие профессионального образования Томской области на 2012 – 2013 годы», распоряжение Департамента общего образования Томской области от 01.01.2001 г. «О реализации комплекса мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений Томской области на гг.»


VI. Этапы (сроки) реализации программы: 2015 - 2019 годы.

I этап: Подготовительный – 2015 -2016 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы, создание технических, нормативно - правовых, научно-методических, организационных условий для реализации инновационной программы.

На этом этапе планируется:

  • разработка и утверждение программы по профориентации всех категорий учащихся;

  • решение кадровых вопросов и создание ПТГ по реализации проекта;

  • создание нормативно-правовой базы по реализации проекта и развитию инновационной деятельности в образовательном учреждении;

  • изучение литературы, аннотированный обзор публикаций по проблеме, изучение методических рекомендаций;

  • разработка мониторинга (модели, критериев, показателей, инструментария) в рамках МИП и проведение диагностических исследований.

II этап: практический – 2016-2017, 2017-2018 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации, обобщение результатов повседневной работы и организационной инновационной деятельности по программе.

На протяжении этого этапа планируется:

  • апробация и корректировка нормативно-правовых документов, поддерживающих реализацию программы;

  • апробация модели профориентации МАОУ СОШ№42;

  • создание банка данных из опыта работы по профориентации с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ;

  • наполнение школьного Web-сервера материалами по профориентационной работе;

  • информатизация библиотеки;

  • использование ИКТ при профориентационной работе;

  • освоение новых технологий в исследовательской и учебной деятельности учеников в том числе детей – инвалидов и детей с ОВЗ и педагогов в школе;

  • распространение и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий для профориентационной работы с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ;

  • повышение уровня компетенций педагогов, администрации, обучающихся в области профориентационной работы в работе с учащимися школы в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, через проведение обучающихся семинаров, консультаций, создания электронной базы по профориентации;

  • участие педагогов и обучающихся в вебинарах, дистанционных конференциях и проектах;

  • постоянная модернизация материально-технической базы школы;

  • создание условий для участия и реализации в социальных проектах;

  • широкое использование профориентационной работы во внеурочной деятельности;

  • создание педагогами школы личных и предметных сайтов, электронных портфолио, разработка дистанционных курсов, для эффективной профориентационной работы со всеми категориями учащихся, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ;

  • проведение мониторинговых исследований, с учетом особенностей детей – инвалидов и детей с ОВЗ, анализ результатов реализации проекта и внесение корректив, в том числе и нормативные акты.

III этап: аналитический – 2018- 2019 год.

Цель: анализ итогов реализации программы, обобщение и представление опыта.

На этом этапе планируется:

  • анализ и оценка выполнения плана мероприятий, сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами;

  • проведение итогового мониторинга;

  • подготовка методических рекомендаций для педагогических и руководящих кадров;

  • обобщение, трансляции, публикации материалов и разработка методических пособий;

  • создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области профориентационной работы;

  • использование полученных материалов в образовательно-воспитательной деятельности. Публикация материалов;

  • распространение накопленного опыта.


VII. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.


VIII. Готовые методические продукты, используемые при реализации программы.


  • Программа «Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство школы через использование технологий дистанционного обучения».

  • Программа «Психологическое сопровождение детей-инвалидов обучающихся с помощью дистанционных технологий» http://multiurok.ru/degtereva/files/psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-dietiei-invalidov-obuchaiushchikhsia-s-pomoshch-iu-distantsionnykh-tiekhnologhii.html

  • Деятельность педагога-психолога по профессиональному самоопределению детей-инвалидов и детей с ОВЗ http://multiurok.ru/degtereva/files/dieiatiel-nost-piedaghogha-psikhologha-po-profiessional-nomu-samoopriedielieniiu-dietiei-invalidov-i-dietiei-s-ovz.html
  • Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки.

  • Методическое пособие. Классные часы, направленные на формирование успешной адаптации пятиклассников.

  • Методические разработки классных часов по профориентации школьников.

  • Автоматизированная информационная система «Психологическая служба. Профдиагностика» (включает в себя большинство существующих тестов и мониторинг за все время обучения в МАОУ СОШ№42). http://multiurok.ru/degtereva/files/avtomatizirovannaia-informatsionnaia-sistiema-psikhologhichieskaia-sluzhba-shkoly.html

  • Электронная база МАОУ СОШ№4 2 г. Томска.

  • Электронный Дневник динамического наблюдения за учащимися с ОВЗ.

  • Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования http://multiurok.ru/degtereva/files/proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia.html

  • Рабочая программа «Основы социализации личности» (для учащихся 8-9 классов) https://infourok.ru/programma-po-kursu-osnovi-socializacii-lichnosti-371442.html

  • Материалы странички «Профориентация» школьного сайта http://school42.tomsk.ru/sved/obrazovanie/profor


IX. Ожидаемый продукт.


Разработана и внедрена модель профориентации, содействующая формированию у учащихся с разными образовательными возможностями способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальными особенностями здоровья каждого ребенка.


X. Ожидаемые результаты реализации программы.

Основными участниками инновационного проекта являются педагоги, учащиеся и их родители. Для них - основных пользователей проекта - открываются широкие возможности.

Для педагогов:

  • использование активных методов обучения;

  • гибкий и постоянно пополняемый методический и цифровой инструментарий по профориентационной работе;

  • хорошие условия для творческой работы педагогов;

  • возможность обмена опытом с педагогами из других школ (с использованием средств ИКТ).

Для учащихся:

  • свободный доступ к образовательным ресурсам;

  • формирование мотивации школьников на профессиональную ориентацию;

  • возможность работать индивидуально, в группе и коллективе;

  • возможность эффективно оценить свои индивидуальные возможности с учетом медицинских особенностей;

  • доступность качественных профориентационных услуг для каждого заинтересованного в них ученика (дистанционное образование).

  • информированность всех категорий учащихся о видах труда и путях приобретения профессии;

  • понимание личных профессиональных предпочтений, интересов, склонностей (представление о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных личностных и индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей);

  • умение проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

  • осуществление учёта запроса общественных интересов и рынка труда (знание общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона);

Для родителей:

  • свободный доступ к профориентационным ресурсам;

  • повышение мотивации на профессиональную ориентацию ребенка;

  • возможность эффективно оценить индивидуальные возможности ребенка с учетом его медицинских особенностей;


XI. Ожидаемые внешние эффекты.

Работа качественно нового уровня процесса профориентации в МАОУ СОШ№42 г. Томска. Интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в процессе профориентации. Повышенная мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии и жизненного пути. Готовность и способность учащихся к успешной самореализации и самоутверждению в социуме.


XII. Состав и компетенции участников реализации инновационной программы.


Координатор деятельности: педагог-психолог МАОУ СОШ№42 в функции которого входят:

-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

Заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

 -содействие вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;

-поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

 Заместитель директора по учебно -  воспитательной работе контролирует:

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- - организацию участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

- организацию занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.

-организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

Классный руководитель:

- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и - профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

- адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.

Педагог-библиотекарь: 

- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Школьный психолог:

- изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

- создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся


XIII. Социальное партнерство в рамках программы.

  • ТОИПКРО, г. Томска;

  • МАУ ИМЦ г. Томска;

  • Центр «Планирование карьеры»;

  • Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Томска и Томского района";

  • Профессиональные учебные заведения г. Томска: Томский техникум социальных технологий; Томский базовый медицинский колледж; Томский государственный педагогический колледж; Томский индустриальный техникум; Томский коммунально-строительный техникум; Томский механико-технологический техникум; Томский политехнический техникум; Томский промышленно-гуманитарный колледж; Томский техникум водного транспорта и судоходства; Томский техникум информационных технологий; Томский экономико-промышленный колледж).

  • Предприятия г. Томска: ОАО
    "Томский электомеханический завод им.В.В.Вахрушева"; ОАО Сибэлектромотор;

ОАО "Томский электроламповый завод"; ООО «Томский инструмент»; ИП "Томский трикотаж"; Библиотека им. Пушкина г. Томск; Учреждения в сфере услуг (парикмахерская, магазин, химчистка).

  • Томское региональное общественное движение «ДОСТУПНОЕ для ИНВАЛИДОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» / «ДИВО»;

  • ГПМПК г. Томска

  • Центр «Семья»;

  • Центр медицинской профилактики и др.

XIV. Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение с учащимися, педагогами и родителями направлено на вооружение школьников определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях разных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; сведений о каналах трудоустройства, требований к приему на работу и т.д.

Это направление работы, где систематизируются сведения о содержании и перспективах современных профессий, форме и условиях овладения разными специальностями, состоянии и потребностях рынка труда. Эта работа проводится в рамках уроков, дистанционных уроков, на внеклассных мероприятиях, уроках-экскурсиях, классных часах, встречах с представителями профессий и ОУ. Таким образом, мы и воплощаем известное: "Учите детей через жизнь" (Аристотель).

  1. Профдиагностическая работа проводится как комплекс психологических, психофизиологических и других методов изучения личности с использованием ИКТ-технологий. Это позволяет подростку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах данных вузов, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирования своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. Для учета индивидуальных психофизиологических особенностей проводится компьютерное тестирование, в рамках АИС – Психологическая служба и при помощи Автоматизированного тестирования «Ориентир».

На основе результатов тестирования:

  • Учащиеся получают информацию о своих индивидуальных особенностях (тип темперамента, тип нервной системы, самооценка, мотивация и т.д.)

  • Учащимся рекомендованы типы и классы профессий;

  • Учащимся рекомендованы профессии соответствующие представлениям подростка о своих способностях;

  • Учащимся рекомендован список профессий, соответствующий интересам и склонностям школьника;

  • Учащимся обозначены профессии, пользующиеся высоким и устойчивым спросом на рынке труда;

  • Учащимся дано описание профессий, с указанием медицинских противопоказаний.

  1. Профконсультативная работа – оказание помощи школьнику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психолфизиологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Данная работа включает в себя обобщение результатов диагностических исследований и практической работы учащихся в различных профнаправлениях. Профконсультационная работа может проводится как очно, так и с использованием компьютерных технологий (программа Skype).

Одним из главных направлений работы школы является информатизация учебно-воспитательного процесса благодаря применению новейших информационных технологий. В различных сферах учебного процесса, в частности, в профориентационной работе, при этом интегрируются усилия психолога-консультанта с возможностями современных информационных технологий. На первом этапе исследуются индивидуальные психологические характеристики, профессиональные интересы ученика, потом проводится работа, направленная на определение пригодности к отдельным видам профессиональной деятельности.

Индивидуальная консультация у психолога по вопросам профессионального самоопределения расширяет возможности индивидуальной самоактуализации учащегося на рынке труда.

Рекомендуем посетить врачебно-профессиональную консультацию, которая включает изучение состояния здоровья учащихся и рекомендации при выборе профессии и специальности в соответствии с состоянием его здоровья.

  1. Профессиональные пробы в ходе которых:

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;

  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Особенности профессиональных проб. Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.

В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:

1) диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);

2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;

3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

5) профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, разностороннее исследование индивидуальныхх особенностей учащихся, их  профессиональных интересов способствуют расширению их знаний о себе, правильной оценки своих склонностей, способностей, что даёт им возможность более объективно соотнести их с требованиями избираемого профиля или профессии.

  1. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.


XV. Формы работы в рамках Программы определяются в соответствии с возрастными особенностями.


Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

1.Информировать о мире профессий

2. Развивать коммуникативные умения

3. Формировать познавательный интерес

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность – учебная,

руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Использование информации о мире профессий в рамках урочной системы (общеобразовательные классы, коррекционные классы, дистанционные занятия).

  2. Использование мультимедийных разработок.

  3. Использование ресурсов медиатеки.

  4. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

  5. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

  6. Ярмарка профессиональных проб с привлечением родителей.

  7. Уроки технологии.

  8. Участие к конференциях, олимпиадах и конкурсах.

  9. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе? (экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время.

Поисково-зондирующий

5-7 классы

1. Знакомить с правилами выбора профессии

2. Развивать коммуникативные умения

3. Определить интересы и склонности

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.


  1. Использование информации о мире профессий и способах их получения в рамках урочной системы (общеобразовательные классы, коррекционные классы, дистанционные занятия).

  2. Встречи с интересными людьми (профессионалами)

  3. Экскурсии

  4. Ролевые и деловые игры

  5. Конкурсы

  6. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

  1. Использование мультимедийных разработок.

  2. Использование ресурсов медиатеки.

  1. Профдиагностика при помощи АИС-Профориентация.

  1. Уроки технологии, первые профессиональные пробы.

  2. Участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах.

Примерные темы классных часов:

  • Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

  • Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

    1. классы

Знакомить со структурой профессионального самоопределения

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

  1. Использование информации о мире профессий и способах их получения в рамках урочной системы (общеобразовательные классы, коррекционные классы, дистанционные занятия).

  2. Использование мультимедийных разработок.

  3. Использование ресурсов медиатеки.

  4. Профдиагностика при помощи АИС-Профориентация.

  5. Уроки технологии, первые профессиональные пробы.

  6. Участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах.

  7. Элективные курсы.

  8. Работа школьных психологов.

  9. Проведение уроков ОСЛ

  • информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

  • знакомство с правилами выбора профессии

  • формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами), представителями ОУ.

  2. Экскурсии

  3. Ролевые и деловые игры.

  4. Разработка портфолио школьника.


Учащиеся

10-11 классов

Готовить к выбору профессии и жизненной стратегии

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения


Дискуссии,

отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях).



XVI. Финансирование Программы

Используется материальная база МАОУ СОШ № 42.

Финансирование осуществляется:

- заработной платы педагогов за счет бюджета города;

- использование стимулирующего фонда учреждения.

XVII. Основным риском проекта, является недостаточная разработанность темы профориентация детей – инвалидов и детей с ОВЗ, основным способом преодоления данного риска является - изучение и анализ опыта работы по данному направлению.


Риски проекта

Пути их минимизации

Активное использование ИКТ-технологий в процессе профориентации связано с индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму живое общение педагогов и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что ребенок, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ.

Учащийся не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Разработка подходов к использованию потенциала информационных технологий

для развития личности школьников.


Широкое использование дистанционных средств ИКТ в образовательном процессе приводит к ограничению социальных контактов детей-инвалидов, сокращению практики социального взаимодействия и общения.

Организация новых форм взаимодействия в процессе обучения с детьми – инвалидами, обучающимися при помощи дистанционных технологий.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые учителя и учащиеся зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения учащегося от изучаемого материала.

Формирование культуры информационной

избирательности всех участников образовательного процесса.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

Приобщение современного школьника к использованию школьных ресурсов (библиотека, медиатека, студия звукозаписи,

телестудия).

Формирование умений адаптировать авторские работы к конкретным образовательным задачам.

Недостаточный опыт работы и уровень компетентности учителей при работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.


Разработка программы повышения

квалификации педагогов.

Проблемы психологического характера:

неприятие отдельными субъектами идеи

инноваций.

Пропаганда инновационных разработок,

методические семинары, поощрение тех

учителей, которые внедряют инновации.


Неготовность родительской

общественности к принятию объективных

результатов профдиагностики, в частности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Создание механизмов доведения

информации до потребителя

образовательной услуги.


XVIII. Механизм оценки эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию школьников к профессиональной подготовке и трудовой деятельности;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся, в том числе учащимся инвалидам и детям с ОВЗ в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Критериями эффективности проекта являются:

  1. сформированность необходимой нормативно - правовой базы для эффективной реализации проекта;

  2. наличие необходимого сопровождения (программного, информационного, научно-методического, материально-технического, психолого-педагогического) для эффективной реализации разработанной модели профориентации всех категорий обучающихся;

  3. результативность участия детей с ОВЗ и детей-инвалидов в мероприятиях по профориентации разного уровня;

  4. функционирование проектно-творческой группы;

  5. эффективное взаимодействие с партнерами в рамках проекта.






Календарный план мероприятий

по реализации Программы

«Организация профориентационной работы учащихся в рамках инклюзивного образования в условиях цифровой школы»


пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы


1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.


Апрель 2016

Куратор инновационного проекта

2.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Сентябрь 2016

Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Заместители директора по УВР и ВР

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»


Ноябрь 2016

Руководитель МО

начальной школы

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школьной библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап»,

«Профессии героев России»

2016 - 2017

Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы


  1. Профпросвещение

1.

Экскурсии на предприятия города

Ежегодно

Классные руководители

2.

Экскурсии в учебные заведения г.Томска

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов

5.

Проведение курса ОСЛ для учащихся 8-9 классов

Ежегодно

Педагог-психолог

Реализация школьной программы:


1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России»


Ежегодно

Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР, классные руководители

4.

Конкурс творческих и социальных проектов

В течение 2016-2017 г.

Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР, классные руководители

5.

Проведение тематических классных часов:

  • Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).

  • Профессии моего города (2 классы).

  • Трудовая родословная моей семьи (3 классы).

  • Известные люди нашего города (4 классы).

Мир профессий (5 классы).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 классы)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).


В течение года


Куратор инновационного проекта

Классные руководители


6.

Проведение дополнительных курсов и элективов профессиональной направленности

Ежегодно

Заместитель директора по УВР


7.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

  • Рубрика «Твое профессиональное будущее»

  • « Куда пойти учиться»

  • «Структура трудовой деятельности»

  • Потребности труда города и др.

2016 - 2017




Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

8.

Родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

  • Изучение склонностей и способностей ребенка.

  • Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

  • О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

  • Собеседование для будущих 10- классников.

  • Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами и профилями классов.

В течение года

Заместитель директора по УВР


Классные руководители, педагог-психолог










9.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

  • Коллективные творческие дела

  • Школьные традиционные мероприятия

  • Субботники по уборке школьного двора


В течение всего периода






Заместитель директора по ВР

Классные руководители

10.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов.

В течение всего периода


Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

2.Диагностика и консультирование.


1.

Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов:

  • « Карта интересов».

  • «Склонности и профессиональная направленность».

  • «ДДО»

  • Профессиональные склонности

  • Профессиональный тип личности

  • Мотивы выбора

  • Анкета «Профессиональный интерес»

Ежегодно

Педагог-психолог

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации и профессионального самоопределения

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР

Классные руководители

9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог

3.

Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов

В течение всего периода

Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

4.

Индивидуальные консультации для родителей

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора по УВР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве учащихся

Ежегодно в мае, июне

Заместитель директора по ВР

3.

Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 кл.

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Мониторинг качества профориентационной работы


1.

Отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2016-2018

Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР

2.

Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.

2016-2018

Куратор инновационного проекта

Заместители директора по УВР и ВР педагог-психолог

3.

Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в

профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

эффективности профориентации

старшеклассников

- конфликты профессионального

Самоопределения.

2016

Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по ВР педагог-психолог

4.

Мониторинг по профессиональному самоопределению обучающихся





Ежегодно

Куратор инновационного проекта

Заместитель директора по УВР















Информационные ресурсы


1.Болотникова Н.В. Элективные курсы по географии 10-11классы, для различных профилей обучения. М.: «Глобус»2007.259 с.

2. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А., Просихина О.Ю. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» 8-9 классы предпрофильная подготовка. М.: «Глобус»,2007.

3. Пряжеников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.8-11 классы, М.: «ВАКО», 2005. 285с.

4. Резапкина Г.В.Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно - методическое пособие для школьных психологов и педагогов. М.: «Генезис»,2000.126с.

5. Резапкина Г.В.Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно - методическое пособие. М.: «Генезис»,2008, 206с.

6. Репьева О.В. Сборник методик для отбора в профильные классы. Методическое пособие. Изд-во Алт. краев. центра проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения. Барнаул 2007. 92с.

7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. М.: «ВАКО», 2005.239с.

8. Лекционно-диагностический курс «Профессиональный план личности». Методические разработки. Образовательный центр Калуга «Без г. издания».57.

9. Проект Образование (Электронный ресурс) Режим доступа: p://www.moeobrazovanie.ru/proforientacija_shkolnikov_page_3.htm, свободный- Загл. с домашней стр. Интернета

10.15-й Всероссийский интернет-педсовет(Электронный ресурс) - Режим доступа: http://pedsovet.org/m/popular/1166 Педсовет.org свободный-Загл. с экрана

11. Международный образовательный портал (Электронный ресурс) Режим доступа: http://worldofteacher.com/1342-253.html, свободный

12.Проект на электронном портале «Образование Костромской области» (Моя профессиональная карьера).

13.Организация профориентации в общеобразовательной школе.Формы профессиональногопросвещения Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся Составитель Т.А. Матерова, отдел учебно-методических разработок и профессионального консультирования, г. Барнаул, 2007г.,28с.

http://proforientaciya.org.ua/ (Тесты по профессиям, описание профессий, статьи (типичные ошибки при выборе профессии), игры по профориентации, цели жизни, как выбрать профессию).

http://festival.1september.ru/articles/410865/ (Общероссийский проект: «Школа цифрового века». Предметно-методические материалы каждому учителю. Урок-игра по профориентации «Я и мир профессий»).

http://azps.ru/porientation/index.html (Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры).

http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml (Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы))

http://www.moeobrazovanie.ru/profeccions.htm (Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии).

http://www.moeobrazovanie.ru/progr_pro.html (Современные программы по профориентации).

http://liderlic22.ho.ua/html/Psih_prof_igry.html (Профориентация: игры, тренинги).

http://testoteka.narod.ru/prof/0.html (Методики для профотбора и профориентации).



ПРИЛОЖЕНИЯ





















Схема 1. Система работы по профессиональному самоопределению в МАОУ СОШ№42.
























Схема 2. Модель взаимодействия внутри системы профориентационной работы.

























Схема 3. Автоматизированная информационная система «Психологическая служба. Профориентация».







Схема 4. Условия формирования инновационного проекта «Организация профориентационной работы учащихся в рамках инклюзивного образования в условиях цифровой школы».



























Схема 5. Основные направления профориентационной работы в МАОУ СОШ№42 г. Томска.
























Схема 6. Профессиональное просвещение в МАОУ СОШ№42 г. Томска.





Схема 7. Профессиональное консультирование в МАОУ СОШ№42 г. Томска.






Схема 8. Профессиональная диагностика в МАОУ СОШ№42 г. Томска.









Схема 8. Профессиональная проба в МАОУ СОШ№42 г. Томска.




















График 1. Выпускники 9-х общеобразовательных классов поступившие (2013-2015 г.г.) в среднеспециальные ОУ г. Томска







График 2. Выпускники 9-11-х обучающиеся дистанционно получившие аттестат и поступившие в среднеспециальные и высшие ОУ (2013-2015 г.г.).




Таблица 1. Ресурсы МАОУ СОШ№42, позволяющие использовать в профориентационной работе ИКТ - технологии.

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!