СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организм, особь, индивид

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока представляет собой технологическую карту урока биологии в 5 классе. Авторы учебника Самкова В.А., Рокотова Д.И.

Просмотр содержимого документа
«Организм, особь, индивид»

Технологическая карта урока

Дата:

Урок: биология

Класс: 5

Тема: Организм, особь, индивид

Цели образовательные: Сформулировать понятие организм, индивид, особь, перечислить основные свойства живых организмов, характеризовать живые организмы, выделить абиотические факторы влияния на живой организм, доказать что ни один живой организм не может существовать вне связи с окружающей средой.

Задачи урока

Образовательная: сформировать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать, речь, умения слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними; продолжить формирование интеллектуальных и творческих способностей; способствовать развитию умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Планируемые результаты:

Личностные

осознание ценностей биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.


Предметные

Обучающийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; различать изученные живые организмы в природе, на рисунках; делать; устанавливать признаки приспособленности организмов к среде обитания; характеризовать живые организмы, выделить абиотические факторы влияния на живой организм, доказать что ни один живой организм не может существовать вне связи с окружающей средой.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы сво­ей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 Коммуникативные  научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Средства обучения компьютер, проектор, карточки, рабочая тетрадь,

Методы обучения: активные и интерактивные - репродуктивный, демонстрационный, индивидуальный, иллюстративно – наглядный, частично-поисковый, словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, лабораторная работа); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Тип урока: усвоения новых знаний

УМК: Самкова М. А. Биология 5 кл.: учебник \ В. А. Самкова, Д. И. Рокотова. – стереотип. – М.: Академкнига \ Учебник, 2015






















Технологическая карта

Этапы учебного занятия

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

Организационное начало урока


 Читает стихотворение.

Доброе утро, ребята!

Доброе утро, друзья!

 Доброе утро гостям!

Доброе утро вам!

Прозвенел звонок для нас, 
Все зашли спокойно в класс, 
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво, 
Тихо сели, спинки прямо. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем.

И наш урок начнем.


Отмечает отсутствующих.


Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.













Называют отсутствующих.


Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД:

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности

Проблемная ситуация и актуализация знаний


1. Предлагает решить задание «Неожиданные вопросы»

А) Что такое вид?









Б) Что такое популяция?






В) Какова структура популяции?

Г) Какие могут быть объединения внутри популяции?




Д) Дайте определение понятию

«общение»







2. Переставь буквы таким образом, чтобы получилось слово.

НИОРАГМЗ

ОБЬСО

ВДИ

Внимательно слушают, думают, отвечают

А) совокупность (группа) особей сходных по внешним и внутренним признакам, проживающих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Б) совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

В) возраст, пол, размер.

Г) семьи, стаи, стада, клони (у животных), колонии (у животных, низших растений), группы у растений).

Д)разнообразные связи, которые устанавливаются между особями с помощью звуковых, зрительных, механических, химических или иных сигналов, несущих определенную информациию

2. Организм, особь, вид,

Личностные: оценивают ситуации

Познавательные: выбирают основания для классификации объектов

Коммуникативные: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


Рассуждает: организм, особь ,индивид…..

Как вы думаете это одно и тоже, или нет?

Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Итак, какова тема, цель и задачи нашего урока.

Корректирует, дополняет ответы детей.

Записывает дату и тему урока на доске и просит сделать соответствующую запись в тетради.

Думают, высказывают предположения.




Формулируют тему, цель, задачи урока.




Фиксируют дату и тему урока в рабочих тетрадях.

Регулятивные: определяют цели деятельности

Коммуникативные:  принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

Первичное усвоение новых знаний


1. Просить сформулировать понятие организм?


2. Обращается к материалу учебника п. 16 стр. 86, просит найти формулировку понятия организм и сверить свои ответы.







3. Обращается к материалу учебника п. 16 стр. 86, просит найти формулировку понятие особь


4. Обращается к материалу учебника п. 16 стр. 86, просит найти формулировку понятие индивид.


Предлагает сделать вывод.




5. Обращает внимание на таблицу «Многообразие живых организмов», рис. 59 учебника

Проводит беседу

- Какие организмы изображены?



- Каких организмов вокруг нас больше?


Задание: какими свойствами обладает живой организм



Рассказ учителя о единстве организма с окружающей средой.

Обращает внимание на таблицу 2 с. 86

Работа в парах: формулируют понятие организм

Самостоятельно работают с материалом учебника, анализируют отвечают:

организм – живое тело (живое существо), обладающее сочетанием свойств (обмен веществ, рост, развитие, размножение и др.), отличающих его от тел неживой природы.

Самостоятельно работают с материалом учебника, анализируют, отвечают


Самостоятельно работают с материалом учебника, анализируют, отвечают


Делают вывод: организм, особь, индивид имеют общий смысл.


Рассматривают таблицу.



Думают, отвечают:

- многоклеточные, колониальные, одноклеточные?

- многоклеточных



-Движение, питание, выделение, дыхание, размножение, рост, развитие и др.

Слушают, запоминают.


Анализируют информацию.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование. Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Общеучебные:

моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Физкультминутка


Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД

Учатся переключаться

на другой вид

деятельности

Первичная проверка понимания


1. Держит в руках игрушку автомобиль. Задает вопросы:

- Что у меня в руках? (Модель)

  • - Автомобиль обладает свойствами живого:«питание», движение, выделение , «обмен веществ»

Почему автомобиль нельзя причислить к объектам живой природы?



2. Держит в руках аквариум с рыбкой Задает вопросы: Ребята у меня в рука рыбка что ей необходимо для жизнедеятельности?


3.Раздает карточки с изображением живых организмов

Предлагает выполнить задания

Что необходимо для жизни живого организма?

Что на него может влиять из окружающей среды.






Отвечают:

- модель автомобиля.


- не все признаки живых организмов присутствуют: размножение, рост, развитие, значит это неживой организм.



Внимательно смотрят, думают, отвечают: свет, вода, кислород, пища



Работают в группах. Обмениваются работа, оценивают работу своих товарищей.

Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произ -вольно строить высказывания.

Подведение итогов урока



Оценивает работу учащихся на уроке и выставляет их в дневники.

Подносят учителю свои дневники.


Домашнее задание.



Знакомит с домашним задание.

1.§16 изучить .

2. Выполнить задания рубрики «Проверь свои знания» с.88

3. Прочитать пункт 3 рубрики «Хотите знать больше?» с.110 и запишите все способы передвижения организмов поземному шару. Каковы причины таких передвижений.

Записывают задания в дневники.


Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предлагает задание «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке

Выполняют задания

Личностные: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Регулятивные: Что еще следует повторить?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!