СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация воспитательной работы в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация воспитательной работы в коррекционной школе»

Организация воспитательной работы в коррекционной школе

Введение

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности». (В.П. Кащенко)

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

В данной работе - рассмотрены основные направления воспитательной работы в коррекционной школе, особенности работы воспитателя в коррекционной школе, приведены методики организации режимных моментов в коррекционной школе.

Практическая значимость работы заключается в том, что в работе изложена система организация воспитательной работы в школе.

воспитательная коррекционная школа родитель

Основные направления работы

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.

Задачами воспитательной работы в школе являются:

  1. всестороннее развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности;

  2. воспитывать добросовестное отношения к учебе;

3. воспитывать сознательную дисциплину;

4. совершенствовать правовое обучение и воспитание;

6. формировать негативное отношение к вредным привычкам;

7. формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;

8. подготавливать к успешной социализации обучающихся.

Основные направления воспитательной работы в коррекционной школе являются:

  1. Нравственное воспитание направлено на создание условий для освоения детьми духовных ценностей культуры, подготовки их к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, художественного вкуса, морально-этических знаний и убеждений, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

  2. Гражданское, патриотическое воспитание направлено на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, Отечеству, культурно-историческому прошлому России, привитии детям чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни. Формирования у них знаний родного языка, народных традиций, истории, культуры, природы своей страны и бережного отношения к ним, правового сознания, политической культуры, готовности к самостоятельному политическому выбору, исполнению гражданского долга, формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.

  3. Экономическое воспитание детей, подготовка к жизненному, профессиональному самоопределению и труду направлено на подготовку детей к профессиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём. Формирование представлений об экономической ситуации в России и способности ориентироваться в ней. Развитие трудолюбия, воспитание человека - труженика, формирование трудовых умений и навыков, способностей и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда.

  4. Физическое и экологическое воспитание, содействие здоровому образу жизни подростков направлено на формирование у детей культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к собственному здоровью и готовности поддерживать его в оптимальном состоянии. Задачи развития физической культуры тесно связаны с задачами экологического воспитания. Экологическое воспитание в современных условиях должно быть направлено на формирование экологической культуры детей, включающее в себя экологические знания, бережное нравственное, эстетическое отношение к природе. Формирование практических навыков экологических деятельности.

  5. Профилактика асоциального поведения сориентирована на преодоление причин, порождающих неблагополучия детей, создание условий равных возможностей жизнеобеспечения и развития детей, независимо от их социального статуса. Целью профилактики асоциального поведения является обеспечение прав детей, находящихся в социально опасном поведении, их полноценное развитие в условиях социально - экономических реформ, своевременная и комплексная социальная, психолого-педагогическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество. Формирование у подростков навыков социальной и личной компетенции, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения. Формировать умения общаться, понимать других людей, их чувства, а также умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.

Особенности воспитательной работы

В отличие от других школ коррекционно-образовательная школа - интернат по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов.

Жизнь в интернате строится в условиях охранительно - педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему. В школах существуют внешние раздражители, истощающие нервные силы ребенка. Это, прежде всего, шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Обучающиеся с отклонениями в развитии легко возбуждаются в шумных условиях, они с трудом переносят больное скопление людей, тесноту. Вот поэтому в таких интернатах должно обучаться небольшое количество детей (у нас всего 147 человек, 12 из которых обучаются на дому). Наполняемость классов от 8-14 человек - и не более.

Очень важно, чтобы с учащимися работали знакомые им учителя и воспитатели, чтобы они предъявляли к ним единые требования. Поэтому рекомендуется оставлять воспитателя с 1-го по 9-ый класс, а учителей менять только при переходе из начальной школы в старшие классы. Вызывают у умственно отсталых детей утомление и трудная работа, большая дозировка заданий, однообразные уроки, недисциплинированность некоторых учащихся в классе, а также бездеятельность. Все это не дает возможности обучающимся сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие учебного материала. Занятия в нашей школе должны проходить в одну смену с 8.30 до 14.00. Все оставшееся время должно быть четко спланировано, и предусматривать все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится:

1) на уроках;

2) воспитательных часах;

3) в режимных моментах дня.

Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час в понедельник мы отводим для бесед.

Тематику бесед определяет сам воспитатель в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы бесед:

о событиях, происходящих в настоящее время;

по красным датам календаря;

о знаменитых соотечественниках;

о природе и богатстве родного края, страны;

о профессиях и людях труда;

по правилам дорожного движения;

по профилактике правонарушений;

по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма.

Учитывая, что большинство обучающихся с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями (дислексией), необходимо отводить воспитательский час для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению ребят знакомить с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами, с авторами статей и биографией писателей. Отрабатывать навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое отношение к героям и событиям.

Большинство обучающихся школы из неблагополучных семей. Из семей, в которых родители сами имеют недоразвитие интеллекта; пьющие родители, безработные. Ребята из таких семей приходят в школу неухоженными: грязные, в небрежной одежде, страдающие педикулёзом, чесоткой и т.д. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок дома бесполезно. Воспитателям необходимо проводить беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем, заниматься с ребятами мелким ремонтом одежды: пришивать пуговицы, петельки; чистить и гладить одежду; мыть и чистить обувь. А также заниматься общественно-полезным трудом: делать генеральную уборку спален, классов; очищать от мусора, убирать территорию школьного двора и парка около школы, зимой очищать территорию школьного двора от снега. Знакомить обучающиеся с профилактикой различных заболеваний, проводить беседы по профилактике употребления ПАВ, подвижные игры, комические эстафеты, соревнования в спортивном зале и на свежем воздухе.

Требования к воспитателю коррекционной школы

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К.Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя. Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.

Педагог-воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Воспитатель в коррекционной школе:

  • прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;

  • контролирует выполнение режима дня обучающимися, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;

  • осуществляет совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;

  • поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.

Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.

Воспитатель должен проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию; изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей - психиатра и педиатра.

В своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.

Организация режимных моментов воспитателями

Примерный режим дня

1 смена

7.00. Воспитатель встречает детей. Беседы с обучающимися об их поведении и здоровье.

7.15. Утренний туалет. Ведёт детей умываться. Развивает и закрепляет навыки личной гигиены. Следит за сохранностью школьного имущества (полотенце, мыло, расчёска.)

7.30. Приучает обучающихся проводить уборку классов: проветривать классную комнату, протирают пыль, поливают цветы.

7.45. Ведёт ребят на завтрак. Контролирует поведение детей, воспитывает

и прививает навыки культурного приёма пищи.

8.15. Подготовка к урокам. Воспитатель переодевает детей в школьную форму. Следит за тем, чтобы дети были чистыми, рубахи, костюмы и брюки были выглажены и находились в полном порядке. Контролирует, чтобы перед уроками в классе была сделана влажная уборка.

8.30. Передаёт детей учителю, затем отмечает в журнале посещаемости отсутствующих детей.

2 смена

14.00 Приём детей от классного руководителя.

Необходимо выяснить в беседе с классным руководителем какие проблемы были у детей на уроках, узнать что задано на дом и здесь же зафиксировать себе в план.

14.15 Переодевает детей в домашнюю одежду и ведёт умывать. Следит, чтобы дети правильно и чисто вымыли руки и обязательно пользовались индивидуальным полотенцем для рук, которое по мере загрязненности необходимо менять у прачки.

14.30 Ведёт класс в столовую, в которой учит детей правильно сервировать стол, называет те блюда, которые приготовлены на обед,

14.50 Воспитатель идёт с детьми на улицу или в спортзал. Проводит игры, спортивный час, прогулку. На все эти моменты в рабочем плане указывает формы, методы и цели проводимых мероприятий. Обязательно должна присутствовать и проводиться индивидуальная работа с детьми.

15.00. Ведет ребят в столовую па полдник.

16.00 - 17.30. Самоподготовка.

17.30. Воспитательский час.

17.45. Ужин. Воспитатель контролирует выполнением санитарно - гигиенических правил, правил приёма пищи.

20.00 Подготовка ко сну.

21.00 Сон.

Самоподготовка

Перед самоподготовкой воспитатель напоминает дежурным о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Все учебники, необходимые для выполнения домашнего задания и дневник ученика находятся на столе.

Воспитатель настраивает ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция - самоподготовка способствует появлению у обучающихся навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у обучающихся правильного отношения к знаниям, как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у обучающихся вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у обучающихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности обучающихся в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

  • К основным гигиеническим требованиям относятся:

  • Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

  • Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

  • Чистота оконных стекол.

  • Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

  • Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

  • Поддержание нормального температурного режима.

  • Регулярное проветривание классных комнат.

  • Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

  • Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

  • Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

  • Поддержание чистоты и порядка в классе.

  • Соблюдение обучающимися личной гигиены.

  • Сохранение у детей правильной позы во время работы.

  • Проведение «физкультминуток».

  • Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

  • Устранение шумовых раздражителей.

  • Предоставление обучающимися при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых

  • Дидактические требования к самоподготовке:

  • Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

  • Задания обучающие выполняют самостоятельно.

  • Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

  • Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

  • Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.

  • Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

  • К воспитательным требованиям относятся:

  • Отказ от применения каких-либо мер наказания.

  • Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

  • Содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе.

  • Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с обучающимися, замечаний, отвлекающих их от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

  • Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

  • Терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы.

  • Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

  • Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости обучающихся.

  • Воспитатель класса, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.

  • Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

  • Организация и проведение физкульминуток.

  • Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

  • Требования к проведению физкультминуток:

  • комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

  • физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

  • для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.

  • Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • упражнения для кистей рук;

  • гимнастика для глаз;

  • гимнастика для улучшения слуха;

  • упражнения для профилактики плоскостопия;

  • упражнения, корректирующие осанку;

  • дыхательная гимнастика.

  • При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

  • подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

  • выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

  • Рекомендация по проведению самоподготовки в коррекционной школе.

  • Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется учителем и воспитателем.

I. Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой.

  1. Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.

  2. Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего задания на следующий день.

3. Беседа воспитателя с обучающимися класса по итогам дня.

а) поощрения обучающихся, получивших «4» и «5»;

б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это требуется);

в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки (технические средства, раздаточный и демонстративный материал).

4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс, приготовить мел, тряпку).

II. Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания.

1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством воспитателя.

2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку.

3. Дифференцированный подход к обучающимся.

4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (взаимопосещение)

  1. Продуманная работа с логопедами.

III. Организационная часть.

1. Приготовление рабочего места.

2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется домашнее задание по каждому предмету.

3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени, установить регламент по предметам.

IV. Выполнение домашнего задания по старшим классам.

1. Русский язык:

а) предлагается выучить и повторить правило;

б) опрос правил с приведением примеров;

в) воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца;

г) вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?». Объяснить индивидуально.

В процессе самостоятельной работы воспитатель контролирует работу обучающихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы.

Математика: предлагается выучить и повторить правило.

2. Опрос правил.

3. Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.

Воспитатель контролирует работу обучающихся и проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).

По чтению, истории, географии, естествознанию предлагается учить самостоятельно, а затем сильные проверяют средних обучающихся. Слабых обучающихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.

V. По начальным классам.

Русский язык: повторение правил;

выяснение цели упражнения и разбор (2 примера);

остальное выполняют самостоятельно.

Математика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа по выполнению примеров и задач.

Чтение: читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки; отрабатывать технику чтения.

Воспитатель на самоподготовке:

1. Учит детей правильному процессу запоминания.

а) запомнить главное;

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;

в) правильно формулировать свои мысли.

2. На самоподготовке воспитатель использует наглядность, рекомендуемую учителем.

а) произведения изобразительного искусства;

о) дидактический материал;

в) исторические и географические карты.

  1. Индивидуальная работа проводится через дифференцированные задания, составленные учителем.

  2. Воспитатель чутко, внимательно следит за обучающимися, проводит физкультминутку.

5. Методы проверки выполнения домашнего задания.

а) просмотр письменного задания;

б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам,

рекомендованным учителем;

вопрос парноколлективным методом;

г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

6. Подведение итогов самоподготовки.

а) анализ самоподготовки детей (поощрение обучающихся за аккуратно правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).

Демонстрация лучших тетрадей;

б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.

Требования

  1. Помещение - чистое, проветренное.

  2. Рассаживать обучающихся: слабоуспевающих, неусидчивых - ближе к себе, имеющих слабое зрение - ближе к свету.

3. Координировать поведение детей, возбудимых - сдерживать от поспешности;

медлительных - побуждать к деятельности;

неуверенных - подбадривать.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы обучающихся.

В условиях школы - интерната домашние задания выполняются обучающимися самостоятельно под контролем педагога.

По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке.

Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната формированию у обучающихся умения трудиться.

С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.

1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.

2. Формирование у обучающихся устойчивого желания самостоятельно трудиться, побуждение у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы, к учителю и воспитателю.

3. Воспитание у детей упорства, усердия, целеустремлённости, воли и любви к учению.

4. Развитие у обучающихся активности и интереса к выполненной работе.

5. Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.

Задачи воспитателя - формирование у обучающихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку; определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.

Самоподготовка - продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя - закрепление знаний, полученных на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдая режим работы (во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий.

Успех выполнения домашних заданий зависит от качества его объяснения на уроке. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий должна быть для более доступного умственно отсталым детям, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и не велико по объёму

При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, при этом нервничают, приучаются к небрежности и безответственности.

Этапы самоподготовки

1. Подготовительный:

(Влажная уборка класса, подготовка доски и рабочего места).

2. Организационный:

(Настроить детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, работать аккуратно).

3. Работа с дневниками:

(Начиная с третьего класса).

4. Дидактические игры и упражнения, логопедическая минутка:

(Предшествует соответствующему предмету).

5. Самостоятельная работа обучающихся:

(Индивидуальная работа со слабыми обучающимися, работа над выразительным чтением, над развитием речи. Просмотр работ обучающихся).

6. Выполняется первым тот предмет, который наиболее сложный:

(Чаще с математики, либо с русского языка, либо с чтения, если задано наизусть стихотворение).

7. Физкультминутка.

8. Устные предметы:

(Чтение тихим голосом, ответы на вопросы должен дать воспитатель или учитель).

9. Проверка домашнего задания:

(У одной группы обучающихся), для письменных работ можно организовать самопроверку, взаимопроверку.

Если большинство детей не поняли материал, то он не выполняется.

10. Итог самоподготовки. Воспитатель проводит оценку деятельности обучающихся (Элементы соревнования, оценка за прилежание).

Сложность домашних заданий не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объём задания должен составлять одну треть объёма учебной работы на уроке.

1 класс домашнее задание не задаётся.

2-3 классы - до 1 часа

4-5 классы - до 1,5 часов

Это максимальные сроки. В школе-интернате домашнее задание выполняют в тех же самых классах, где проходят уроки, за своей партой. Класс должен быть чистым, проветренным. Дежурные протирают парты, подметают пол, развешивают карты, другие наглядные пособия, которые подбирают учитель и воспитатель, На столе воспитателя раскладывают дидактический материал, книги для дополнительного чтения. Постепенно обучающиеся привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков и заранее подготовить всё необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия раскладывают в нужной последовательности; в соответствии с порядком выполнения задания по учебным предметам.

Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя создать условия для самостоятельной работы детей. Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение, но это не означает что, он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создаёт рабочую обстановку. Закрепляет умение детей работать с учебниками, пособиями, рационально распределять время, планирует работу, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашнее задания, следить за их посадкой, приучать детей организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу. Если многие не справились с домашним заданием, то выполнение этого задания надо приостановить и сообщить об этом учителю.

Требования к самоподготовке

1. Обязательная связь воспитателя и учителя (Взаимопосещение раз в месяц)

2. Объём домашнего задания (1/3 от классной работы)

3. Разумное чередование предметов при выполнение домашнего задания.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся в ходе работы.

5. Соблюдение охранительного педагогического режима.

6. Требование методики

1 класс нет самоподготовки. Коррекционно-развивающие игры, ролевые игры.

2 - 4 классы:

1 час с физкультминутками.

5 - 9 классы:

1,5 часа с физкультминутками и переменой.









ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ:

ЧТЕНИЕ

1. Старайся читать целыми предложениями, а не словами.

2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.

3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай рассказ снова.

ПИСЬМО

1. Прочитай внимательно задание.

2. Вспомните на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или тетради и повтори.

3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.

4. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши верную букву (слово).

МАТЕМАТИКА

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.

2. Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.

4. Запиши сокращенное условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверьте правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ.

Примерная структура этической беседы

1 вариант

1. Объявление темы.

2. Чтение подобранного к беседе материала.

3. Постановка вопросов, направленных на анализ прочитанного материала, на вскрытие ими морального понятия.

4. Самостоятельные попытки обучающихся определить содержание, основные признаки того или иного морального понятия.

Обобщение воспитателя.

5. Обсуждения с обучающимися того, как они в своей жизни и поведении следуют данной моральной норме.

6. Обсуждение практических дел по закреплению моральных норм жизни.

2 вариант

1. Объявление темы.

2. Рассказ о конкретном факте, с предложением к обучающимся высказать своё мнение.

3. Обсуждение обучающимися факта, сообщённого воспитателем определённого понятия.

4. Определение практических дел на будущее.

Требование к этической беседе

1. Соответствие темы беседы уровню психологического развития обучающихся (возрастные) к вопросам, волнующим данный класс.

2. Научность (правильность) раскрытия существенных признаков этических понятий и представлений.

3. Убедительность и яркость примеров, которые привлекаются для раскрытия этических понятий.

4. Эмоциональность воздействия беседы.

5. Корректность обсуждения случаев из жизни, в частности из жизни данного класса.

6. Правильность и доказательность личных мнений спорящих.

7. Заинтересованность обучающихся беседой, активность их в обсуждении поднятых вопросов.

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

9. Степень соответствия замысла бесед: её фактические результаты.

Методика проведения здоровьесберегающего занятия

1. Тема, цель, задачи (обучающая, коррекционно-развивающая, воспитательная) связь с учебной программой, связь с работой по коррекционному развитию обучающихся с нарушением интеллекта.

2. Структура занятия

Обязательно соблюдение охранительного педагогического режима (проветривание перед занятием, возможна влажная уборка, соблюдение техники безопасности (инструктаж), тактичное поведение воспитателя, предупреждение конфликтных ситуаций между детьми, организация окончания занятия)

а) подготовка рабочего места

3. Формы проведение часа здоровья (беседа, работа с книгой, спортивные игры, сюжетно - ролевые игры, эстафеты, соревнования, практикумы, викторины и т.д.)

4. Подведение итогов.

5. Продолжительность занятия

мл. классы - 20 - 35 минут.

ст. классы - 35 минут.

Методика проведения культурного занятия

1. Дата, класс, тема.

2. Цель___

Задачи:

1. Обучающая (связь с учебной программой);

2. Развивающая (связь с работой по коррекционному развитию детей с нарушением интеллекта);

3. Воспитательная (учить детей выполнять правила культурного поведения в школе, на улице, в общественных местах, уметь анализировать свои поступки и делать выводы).

3. Доступность материала. Учесть возрастные и психофизические особенности школьников.

4. Обязательное соблюдение охранительного - педагогического режима (проветривание комнаты, влажная уборка, тактичное поведение воспитателя).

5. Формы проведения занятия: беседа, литературно - музыкальная композиция, сюжетно-ролевая игра, инсценирование, практикумы.

6. Основные методы работы над правилами по культуре поведения - разъяснение и приучение, организация жизни детей в соответствии с требованиями правил.

7. Проводить поэтапную работу по культуре поведения:

I этап - подготовка к занятию,

2 этап проведение занятия,

3 этап - повседневная работа.

8. Проводить индивидуальную работу с обучающимися.

9. Воспитатель должен быть образцом поведения для обучающихся.

10. Воспитание культуры поведения проходит успешнее, если родители и школа осуществляют единые требования к поведению детей.

11. При анализе и планировании необходимо знать, какими навыками, умениями и новыми знаниями обогатятся дети.

12. Подвести итог.

Методика проведения творческого занятия

(при работе с различными материалами)

При подготовке творческого часа очень важны:

1/ Предварительная работа:

1. Воспитатель подбирает темы согласно способностям обучающихся данного возраста.

2. Подбирает иллюстрации, готовит образцы для показа обучающимся.

3. Выбор темы учащимися и беседы с каждым обучающимся по выбранной теме об особенностях работы с материалом данного вида.

4. Выполнение заготовок для основной работы, которая выполняется на предшествующем творческом часе или в свободное время.

2/ Ход творческого часа,

1. Сообщение темы, вступительная беседа.

2. Словарная работа.

3. Каждый обучающийся или подгруппа называет свою работу, из какого материала будет она выполняться.

4. Инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами.

5. Соблюдение первого правила рабочего человека:

«Содержи рабочее место в порядке».

6. Выполнение работы обучающимися (индивидуальная помощь воспитателя).

7. Анализ работ: отмечается аккуратность выполнения, соблюдения пропорции предмета, композиция.

8. Ценность работы: применение в жизни сделанного изделия.

9. Итог выполнения работы.

Методика проведения прогулки

Прогулка одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

Но было бы не верно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственной последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.

Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией.

Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Зрительная оценка изменений в окружающем мире у детей происходит мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.

Велико значение прогулки в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами. Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные.

Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, поисковые, вольные, маршрутные.

Спортивные, как оздоровительные, во время лыжных или велосипедных прогулок отрабатываются умение пользоваться лыжами или велосипедом. При этом не допускать перегрузки обучающихся и превращать прогулки в тренировочные или соревновательные занятия.

Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения задания.

Во время поисковой прогулки осуществляют выбор будущих маршрутов, мест, где в будущем можно организовать коллективные игры, а также ведут сбор природных материалов, пригодных для труда, гербариев.

Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами выбирают маршрут, цель, темп движения, Частое их применение нежелательно, так как может превратить прогулку в бесцельное времяпрепровождение.

Маршрутные прогулки основываются на постоянно меняющихся маршрутах движения. Маршруты могут быть укороченными или наоборот, удлинёнными. Со временем обучающиеся будут хорошо знать районы города, посёлка, прилегающие к школе.

Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделять на: ознакомительные, демонстрационные, обзорные, практикуемые.

Ознакомительные прогулки поверхностно знакомят детей с отдельными предметами и явлениями окружающего мира.

Во время демонстрационных прогулок воспитатель обязательно должен комментировать увиденное. Например, отметить своеобразие архитектурных украшений дома, обратить внимание на редкое растение (у нас в парке лиственница), мемориальную доску и т.д. Часто прогулка завершается беседой, во время которой сообщаются какие то дополнительные данные об объекте.

Больше всего для нашей школы подходят практикуемые прогулки (например, правила поведения па улице, переход через дорогу и т.д.)

Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности обучающегося или коллектива.

Время, проводимое на прогулке, колеблется от 1 до 2-х часов. В младших классах прогулка более продолжительна, чем в старших. В холодное время длительность прогулки сокращается, зато темп её возрастает. Проводятся подвижные игры («Третий лишний», «Уголки»), спортивный игры.

Прогулка начинается с сообщения её цели.

Воспитатель должен проследить за одеждой обучающихся и организованным выходом детей из школы, напоминает о правилах поведения на улице и сообщает маршрут. По окончании прогулки проходит проверка наличия состава группы. Подводит кратко итог прогулки.

Методика проведения экскурсии

Экскурсия является составной частью системы занятий на воздухе.

Продолжительность экскурсии: 2-2,5 часа, протяженность маршрута 2-З км. На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность обучающихся.

Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и восстановить умственную работоспособность детей, с другой - ненавязчиво организовать их деятельность.

Воспитательно-образовательные задачи:

1. формирование знаний о неживой природе, связях между объектами и явлениями природы. Неотъемлемая часть усвоения знаний - сенсорная культура - совершенствование анализаторов, накопление чувственного опыта, формирование элементарных природоведческих понятий. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимание, речи, наблюдательности и любознательности. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Пребывание в труд детей в природе нужно использовать для их здоровья и физического развития. Красота природы является одним из средств эстетического воспитания. Каждая экскурсия должна отвечать следующим требованиям:

1) двигательная деятельность детей (т.е. ходьба) должна быть основой.

2) Экскурсия не должна вызывать переутомления.

З) Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.

4) Содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.

5) Каждая экскурсия посвящается объяснению одного, двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация.

Экскурсия складывается из 3-х этапов: подготовка, проведение и закрепление полученных знаний.

Необходимо заранее готовиться к экскурсии:

1. Наметить тему. Нужно, чтобы название звучало эмоционально в проблемно.

2. Определить цель, задачи и составить предварительный план.

З. Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там,

разработать маршрут, предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

Уточнить содержание воспитательного а познавательного

материала, отобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6. Спланировать организационные формы деятельности обучающихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения; сбор природного материала; выполнение общественно - полезных дел; распределить обязанности между подгруппами или отдельными обучающимися.)

7 Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести обучающихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема и цель экскурсии. Оговаривается, что надо взять с собой, как одеться, полезно ознакомить обучающихся с памяткой поведения в природе. Отдельные обучающиеся получают задания: приготовить сообщения, выучить загадки, стихи, организовать выставку, провести игру а прочее.

Каждая экскурсия начинается с построения - это хорошо дисциплинирует детей. Проверив по списку общее количество детей, обратить внимание на их одежду и обувь. К месту экскурсии мы идём колонной по 2 человека с направляющими впереди а замыкающими позади.

При проведении природоведческой экскурсии ведущим методом становится наблюдение объектов, предметов, явлений и руководящее слово воспитателя.

В ходе экскурсии мы постоянно обращаем внимание детей на красоту окружающей природы, подчеркнуть необходимость бережного отношения к ней. Все явления природы рассматриваем в тесной взаимосвязи и развитии, что помогает заложить у обучающихся ростки экологического воспитания. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихотворений о природе.

Подведение итогов экскурсий проводим обычно в виде обобщающей беседы. Это необходимо для того, чтобы ребята правильно объясняли отдельные явления природы. По этому при закреплении материала воспитатель отвечает на все вопросы детей, выясняет, все ли правильно восприняли материал. Закрепление знаний, полученных в ходе экскурсии, будет продолжаться в дальнейшем на внеклассных занятиях и уроках в виде небольших сообщений, демонстраций рисунков, поделок.

Методика проведения беседы

Беседа - организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому - либо вопросу.

Диалог-разговор, беседа - является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету - чтению и развитию речи, истории, и т.д. В процессе беседы развивается и умение беседовать, т.е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражаю щей данную область действительности.

Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы. Тема настоящей беседы должна быть близка и понятна детям.

Продолжительность беседы - 25-40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.

Почти а в каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы. В беседе воспитатель:

1. Уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобретают во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности, в семье, в школе.

2. Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему,

3. Приучает детей целеустремлённо и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы.

4. Учит просто и понятно излагать свои мысли.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.

В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей. Как приём словарной работы используется хоровое повторение слов детьми вместе с воспитателем.

Структура беседы

1 вариант. Запланированная этическая беседа.

1. Объявление темы.

II. Чтение подобранного материала.

III. Постановка вопросов, направленных на анализ прочитанного материала, на вскрытие моральных понятий.

1 У. Самостоятельные попытки обучающегося определить содержание, основные признаки того или иного морального понятия. Обобщения воспитателя.

У. Обсуждение с обучащимися того, как они в своей жизни и поведениие следует данной норме.

УI. Обсуждение практических дел по закреплению моральных норм жизни.

Заранее запланированных бесед о морали должно быть немного - одна в месяц, т.е. девять в течение учебного года.

2 вариант. Незапланированная этическая беседа.

1. Объявление темы.

П. Рассказ о конкретном факте, с предложением к обучающимся высказать своё мнение.

II.1 Обсуждение с обучающимися факта, сообщённого воспитателем, определение понятия.

1 У. Определение практических дел на будущее. Беседы на моральные темы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение.

3 вариант. Беседа о родном городе

1. Начало беседы. Разговор о том, какие города дети знают, как называется наш город. Постановка цели беседы.

II. Словарная работа. Познакомить детей с новыми словами, которые встретятся в данной беседе.

П. Чем знаменит наш город, какой продукцией он делится с другими городами. Сказать о трудолюбии людей, пояснить, что трудом славен наш город, этим мы гордимся. Показать соответствующие фотографии.

1 У. Достопримечательности города, красивые места, памятники.

У. Где отдыхают люди нашего города, где бывали дети с родителями.

УI. Конец беседы. Рассматривание и классификация фотографий о родном городе.

Такие беседы воспитывают в детях любовь к родному городу, чувство гордости за него и патриотические чувства.

Организация работы с родителями

Семья и школа - это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. (Л. Кассиль).

Успех воспитания обучающихся с отклонениями в развитии во многом определяется системностью и согласованностью работы школы и семьи. Вся работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, коррекция недостатков развития с опорой на сохранные стороны личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает потребность совершенствования семейного воспитания. Главной задачей воспитателя является организация системы работы с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.

Семья, родители являются основными воспитателями нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится воспитателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Основная и главная задача воспитателя - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работать с родителями обучающихся с отклонениями в развитии, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Работая с родителями, давая оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. в этих оценках должна соблюдаться корректность и мера. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка - даёшь оценку и родителям. На публичных собраниях не допускаю разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы, в индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики обучающегося, раскрывая волнующую проблему и вместе с родителями искать пути её решения. «Золотое правило»: относись к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: «Это я! Любите меня таким, какой я есть» - вот главнейшая задача семьи и школы. Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности воспитателя и родителей.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Задача воспитателя-совершенствование семейного воспитания и повышение педагогической культуры родителей.

Взаимодействие воспитателя и семьи

Включение семьи в деятельность воспитательной системы класса, школы основано на:

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Главное в деятельности воспитателя - создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности обучающегося, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Критерии эффективности работы воспитателя - это сформированность положительного отношения со стороны родителей к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу. Результатом работы с родителями должен быть:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей - знание принципов коррекционной работы в школе

  • реализация личностно-профессионального роста педагогов

  • раскрытие личностного потенциала обучающихся в воспитательной системе школы

Уровни воспитательного потенциала обуславливают основные направления в работе с родителями. Семьи с высоким потенциалом в основном составляют родительский актив класса. Главной задачей в работе с данной группой родителей - привлечь их к активному участию в воспитательной работе класса, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать передовой опыт педагогического воспитания детей, накопленный в этих семьях. В этих семьях, уважающих детей, наиболее благополучные для воспитания условия.

Формы взаимодействия с родителями

Одним из путей достижения результатов в работе с родителями является объединение их в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми обучающимися класса.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Наиболее распространенные коллективные формы корекционно-воспитательного воздействия:

  • родительское собрание;

  • диспут-размышление по проблеме воспитания;

  • встреча родителей с администрацией школы;

  • дни открытых дверей и. т.д.

Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:

Например:

  • родители-организаторы по интересам;

  • родители. Решающие какие-либо проблемы в классе;

  • родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;

  • родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;

  • родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот - много детей и. т.д.

Трудно привлекать родителей к школе. Поэтому есть выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино обучющихся, родителей и педагогов.

Во-первых, необходимо познакомиться с родителями заранее. Знать социальное положение семьи, условия проживания ребенка и уровень подготовленности самого ребенка к школе.

Для осуществления классного руководства - необходимо знать не только обязанности по организации классного коллектива, но и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Стараться приблизить каждую семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Одной из важных форм установления контактов является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся. Необходимость обучения обучающихся в этом типе заведения и формируя у них положительное отношение к школе, использует различные средства просвещения: знакомство со школой, посещение родителями уроков педагогов, выставок творческих работ, общешкольных праздников. Практика показывает, что после посещения родителями школы большинство родителей не остаются равнодушными к ней. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них возникает чувство благодарности школе, укрепляется вера в возможности детей.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета

Родительские собрания нужны:

  1. для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

  2. как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; - для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. как консультативные по вопросам воспитания детей в семье, пропаганда специальных знаний. Часто на собрания приглашаю психолога, социального педагога, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это - консультации, а не претензии к родителям;

  3. как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

  4. совместные с обучающимися обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.п.);

  5. как показ, когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;

  • уточнить регламент, продумать ход собрания;

  • разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;

  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;

  • продумать выставочный или информационный материал;

  • определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;

  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Основные элементы подготовки собрания родителей:

  1. Выбор темы собрания.

  2. Определение целей родительского собрания.

  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

  4. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

  5. Приглашение родителей и других участников собрания.

  6. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

  7. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

  3. Дать понимание, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих, детей с девиантным поведением уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.

  4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.

  5. Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.

  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)

  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству.

  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

  9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия.

Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической. Последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота - сделать так, чтобы семья положительно влияла на обучающегося. А это не простое дело, требующее много сил, времени и терпения.









Приложение

Коррекция речи:

1. Развивать фонематический слух.

2. Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования.

3. Развивать функции фонематического анализа.

4. Преодоление речевого негатива.

5. Расширять активный словарь.

б. Совершенствовать грамматический строй речи.

7. Учить пониманию слов различной меры общности.

8. Учить строить предложения но принципу сочетания, подчинения.

9. Вырабатывать привычку слухового контроля.

1 О. Вырабатывать качество чтения.

1 1. Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный).

Коррекция мышления

1. Учить выделять главное, существенное.

2. Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образом.

3. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.

4. Развивать умение группировать предметы.

5. Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей.

6. Работать над пониманием нового правила или понятия.

7. Учить делать выводы.

8. Учить применять правила при выполнении упражнения.

9. Развивать умение сравнивать анализировать.

10. Преодолевать инертность психических процессов.

11. Развивать мыслительную и творческую деятельность.

12. Развивать целенаправленность в работе.

13. Учить выделять сходства и различия понятий.

14. Учить обобщать, анализировать.

15. Учитъ строить умозаключения.

Коррекция памяти

1. Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.

2. Умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту.

З. Совершенствовать правильность формулировок, умения давать краткий ответ.

4. Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно - следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.

5. Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.

б. Развивать словесно-логическую память.

7. Тренировать образную память.

8. Развивать зрительную память.

Коррекция внимания

1. Формировать навыки самоконтроля.

2. Приучать обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное и т.д.).

З. Развивать быструю переключаемость внимания.

4. Учить распределению внимания.

5. Увеличивать объём внимания.

б. Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

7. Воспитывать устойчивое внимание.

Коррекция самооценки

1. Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.

2. Устранять навыки не критичности, неустойчивости и пониженной самооценки.

З. Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль.

4. Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.

5. Воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на замечания (флегматичность, обидчивость).

Коррекция ЭВС

1. Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

2. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

3. Формировать стремление добиваться результата, доводить начатое до конца.

4. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

5. Воспитывать чувства товарищества, коллективизма, уважение к старшим, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учёбе, труде.

6. Формировать высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность.

7. Расширять круг потребностей у детей.

8. Предупреждать возникновение вредных привычек.

9. Вырабатывать положительные привычки поведения.

10. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, трудолюбие, настойчивость, дисциплину.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!