СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внутришкольного контроля как ресурс повышения качества географического образования

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация внутришкольного контроля как ресурс повышения качества географического образованияорганизация внутришкольного контроля как ресурс повышения качества географического образования

Просмотр содержимого документа
«Организация внутришкольного контроля как ресурс повышения качества географического образования»

Старший преподаватель

Северо-Осетинский республиканский

институт повышения квалификации

работников образования

кафедры ПЕНЦ

Л.К.Дзасохова


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Большую роль в работе администрации образовательной организации имеет посещение уроков учителей-предметников, консультация по результатам увиденного, изученного, услышанного в ходе уроков.

В первую очередь, необходимо сообщить учителю о посещении урока (прежде всего, должна присутствовать учительская культура). Для этого в методическом кабинете, на доске объявлений вывешивается план и цели посещения уроков учителей (на месяц или четверть), для ознакомления и обсуждения на заседаниях МО. Администрация приходит четко с датой и целью наблюдать за уроком.

Ввиду того что в ходе изучения хода уроков, необходим анализ школьного урока, считаю важным предложить учителям схему анализа урока.

Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения:

1. Для системной работы учителей, необходима планированная методическая работа на весь учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических  посещений уроков; а также уточняет, каким вопросам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока. В годовом плане отразить программу посещения уроков в рамках методической темы года. (Не спонтанно, не предупреждая ни о приходе, ни о цели посещения урока).

2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля, формулируются цели и формы отчётности.

3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.

4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.

На сегодняшний день в Интернете предлагается очень примеров анализа уроков.

Пример:

1) Какое место данный урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа (и вида) урока?

2) Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования?

3) В какой степени учебный материал урока соответствует требованиям к содержанию образования образовательной области «Обществоведение» (География)?

4) Как в содержании занятия отражены новые данные географической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу изучаемых фактов?

5) Что (или кто) был для учащихся основным источником информации по новой теме? Как он был представлен (единственный и безапелляционный, один из достоверных, своеобразный и спорный, т.п.)? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторических источников?

6) В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? С какими средствами обучения они работали?

7) Какими приемами и средствами учитель актуализировал знания учащихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал участие в уроке, учитывал и поощрял познавательные особенности детей?

8) Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие? Как это занятие подготавливает проведение следующих?

9) В чем выражаются результаты урока? По каким критериям учитель и ученики судят о его результативности?

Проблемный анализ урока географии может быть посвящен одной из дидактических проблем, например: формирование знаний и умений школьников в курсе начального географии; формирование картографических знаний и умений (конкретно каких) при изучении темы «___»; использование наглядных средств обучения для формирования географической (конкретно какой); обучение учащихся составлению стереотипных планов при изучении однородных географических фактов; диагностика и развитие творческих способностей учащихся на уроках географии; организация творческо-поисковой деятельности школьников при изучении региональной (локальной) географии и т.д.

Анализ урока можно провести и по одной из современных проблем школьного географического образования: изучение отечественной (региональной) географии в контексте европейской и мировой; формирование у школьников критического отношения к источникам географической информации; воспитание школьников в духе толерантности и терпимости, интереса и уважения к географии своей страны и других стран мира; использование семейных архивов и материалов краеведческих музеев при изучении курсов географии и т.д.

Проведите структурно-функциональный анализ учебного материала одного из уроков, заявленного в календарно-тематическом планировании, сформулируйте его целевую установку и подготовьте развернутый конспект в соответствии с выбранной формой. План-конспект урока истории (примерный).

Тема: «________________» Класс ___

Цели урока:

Тип (вид) урока.

Средства обучения:

1) Проверка знаний и умений учащихся: (формы, приемы и средства, познавательные задания)

2) Обобщение и подведение учащихся к изучению новой темы: (краткие выводы по предыдущей теме/занятию, формулирование новой темы, проблемных заданий) ______________

3) Изучение новой темы:

- Основные вопросы темы

- Приемы и средства преподавания

- Познавательные задания учащимся

4) Первичное повторение и обобщение нового материала (краткие выводы, контрольные тесты, познавательные задания на воспроизведение и преобразование учебного исторического материала, проверка опережающих заданий) ________________

5) Организация домашнего задания (развернутая инструкция): ____________________________________


Общие критерии классно-обобщающего контроля анализа урока .

  1. Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.

  2. Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.

  3. Единство требований к учащимся, степень их выполнения.

  4. Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).

  5. Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.

  6. Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.

  7. Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.

  8. Психологическая атмосфера в классе.

  9. Результаты обучения.

Схема структурного самоанализа урока.

Класс

Тема урока

Тип урока, его структура (этапы)

1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо   успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).

3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.

4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.

5. Главный этап урока, его характеристика.

6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).

7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).

9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).

10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

Схема системного анализа урока

1. Анализ целей урока:

  • какие цели урока поставлены учителем;

  • в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;

  • поставлены ли цели перед учащимися;

  • в какой степени достигнуты поставленные цели.

2. Анализ структуры и организации урока:

  • какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;

  • являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;

  • целесообразно ли распределено время на уроке;

  • рационально ли выбраны формы обучения.

3. Анализ содержания урока:

  • соответствует ли содержание урока требованиям программы;

  • насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;

  • каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;

  • как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.


Методические рекомендации для проведения анализа современного урока

1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.

2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;

д) плотность урока; рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;

в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;

ж) межпредметные связи;

з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

к) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;

г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;

ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

в) отношение учащихся к учителю;

г) дисциплинированность и организованность учащихся;

д) речь учащихся; задаваемые вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?


Памятка для самоанализа урока

A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?

1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при под­готовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?

B. Удалось ли:

• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

• избежать перегрузки и переутомления учащихся;

• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, на­строение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Представление выводов по результатам посещения уроков

Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.

Элементы итогового оценочного суждения:

  • оценка самоанализа, сделанного учителем;

  • общее впечатление о работе педагога и класса;

  • элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;

  • недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;

  • рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;

  • оценка общего уровня проведения урока.

«Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей,         задач изучения темы.

«Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

«Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

«Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

«Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.


Приложение



План урока: разработка и составление.

План открытого урока

Работая в школе, учителя постоянно сталкиваются с проблемой разработки плана урока и составления его конспекта. План урока требуется не только для того, чтобы администрация школы могла проверить готовность педагога к занятию, но и для того, чтобы учитель мог основательно разобраться в нем, не терялся в ходе работы и не переживал о том, чем занять детей в ближайшие сорок пять минут.

Требования к конспекту.

Конспект урока разрабатывается в соответствии с требованиями учебной программы. Любой урок должен соответствовать определенной теме и выполнять прописанные в учебной программе задачи, соответствовать утвержденным образовательным и воспитательным целям, иметь четкую структуру.

План урока по ФГОС разрабатывается в зависимости от типа урока.

Виды уроков:

  1. Усвоение новых знаний.

  2. Закрепление изученного материала.

  3. Повторение.

  4. Систематизация и обобщение знаний и умений.

  5. Контроль знаний и умений.

  6. Коррекция знаний, умений и навыков.

Схема комбинированного урока.

  1. организационный этап.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Рефлексия и подведение итогов занятия.

Составляющие плана

Любой план урока состоит из следующих разделов:

  • Конспект, в котором прописывается основная информация об уроке, его типе и виде, целях, задачах.

  • Ход урока – основная часть конспекта, в которой поэтапно прописывается каждое действие учителя, начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов или рефлексией.

  • Домашнее задание. Оно может отсутствовать в том случае, если это был контрольный урок.

Конспект

План урока всегда начинается: Тема урока; Цель; Задачи; Тип урока; Методы и приемы, используемые на уроке.

Оборудование, используемое на уроке: видео и аудио материалы, атласы, контурные карты, настенные карты, картины, презентации, карточки; Литература.

Желательно также указать источники, которые были использованы при составлении урока – статьи, учебники.

Ход урока - Основная часть конспекта – подборный план урока, его ход. Стандартно можно выделить следующие составляющие:

Организационный момент. Любой урок начинается именно с него. В организационный момент входит занятие учениками своих мест, приветствие, выявление отсутствующих, запись даты.

Проверка домашнего задания. Данная часть урока не всегда актуальна. К примеру, на уроках усвоения новых знаний и умений, контрольных занятиях домашняя работа не проверяется. К основным вариантам проверки относится: устный опрос, работа у доски, с карточками или тестами.

Актуализация полученных ранее знаний проводится в виде беседы.

Подготовить учеников к новому материалу следует объявлением цели и задачи урока, а также его темы. Сделать это можно с помощью загадок и ребусов, кроссвордов, задать проблемный вопрос.

Основная часть урока.

Подведение итогов или рефлексия. Итоги работы подразумевают наличие выводов, вопросов по материалу, оценивание учеников. Основная часть урока делится на несколько пунктов:

Сообщение нового материала. Предполагает подачу материала с помощью рассказа или беседы, работы с учебником, просмотра фильма.

Закрепление знаний проходит с помощью беседы, работы с учебником и тетрадью, выполнения практической работы, решения задач, выполнения тестов, самостоятельных работ, игр.

Домашнее задание

В конце конспекта записывается домашнее задание. Зачастую оно подразумевает работу с учебником и выполнение определенных упражнений.

Если у вас уже есть план урока на тему следующего занятия, вы можете предложить ученикам обработать подготовленный вами для изучения материал и затем рассказать его одноклассникам.

Как вариант, учитель может предложить дифференцированное домашнее задание на выбор учеников. К примеру, выполнить упражнения из учебника или же создать проект по теме – опорные таблицы, тесты, стенгазеты, подобрать упражнения для закрепления. Естественно, творческие задания оцениваются отдельно. Выполнить их могут ученики, претендующие на высокие оценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!