СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация уроков лыжной подготовки

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впереди - третья четверть. Большинство уроков в начальной школе посвящено лыжной подготовке. Эти уроки стоят обязательными в программе по физической культуре в начальной школе. Как их организовать? 

Просмотр содержимого документа
«Организация уроков лыжной подготовки»

Организация уроков лыжной подготовки

1.До наступления лыжного сезона нужно познакомить учеников с элементами экипировки лыжника (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) и с правилами ухода за экипировкой.

2.Физическая подготовка тоже начинается заблаговременно. Осенью проводятся пробежки на открытой площадке, на слегка пересеченной местности. Упражнения: ходьба на полусогнутых ногах, имитация скользящего шага, имитация движений руками как при лыжной ходьбе, имитация положения при одноопорном скольжении, имитация попеременного двухшажного хода (все это можно выполнять с лыжными палками в руках).

3.Уроки по лыжным гонкам проводятся на открытой площадке. Желательно, чтобы ее размер составил 100 на 40 метров. Площадка может быть и меньше, но тогда нужно предусмотреть две лыжни: внешнюю и внутреннюю. Площадка должна быть защищена от ветра и, в идеальном варианте, находиться рядом со склоном, горкой.

4.Длина лыж должна соответствовать росту ученика с поднятой рукой. Лыжные палки, поставленные на пол – доходить до плеч ребенка.

5.Хранить лыжи лучше в прохладном месте с распорками. Перед занятием рекомендуется натирать лыжи мазью для лучшего скольжения.

6.  Проводить уроки лыжной подготовки, как и другие занятия на свежем воздухе, лучше в конце учебного дня.

7.Переодевание, выдача и сдача лыж производятся на перемене.

Этапы урока лыжной подготовки.

1.Построение учеников и объяснение задач урока.

2. Изучение элементов лыжного строя.

3.Организованное передвижение к месту занятий.

4.Общеразвивающие упражнения и игры на быстрое построение.

5.Изучение способов передвижения на лыжах, подъемы и спуски, игры на лыжах и без лыж.

6.Возвращение в школу.

7.Подведение итогов, обсуждение рекомендаций по лыжной подготовке во внеурочное время.  

Здорово быть здоровым. 1-4 классы

Пособие содержит задания разных типов, обучающие младших школьников разным способам работы с информацией; также оно включает проблемные задания-кейсы для совместного обсуждения. Помимо заданий для работы детей в группе, есть задания, ориентированные на совместное выполнение детьми и взрослыми. Пособие адресовано учащимся 1—4 классов. Приложение, адресованное педагогам и родителям, подскажет, как организовать физкультминутки и подобрать полезный рацион питания для младшего школьника.

Элементы лыжного строя

Построение в шеренгу. Учитель указывает место, где должен стать правофланговый. Звучит команда: «В шеренгу становись!». Ученики становятся в шеренгу так, чтобы расстояние между ними составляло один шаг. Лыжи скреплены и находятся у носка правой ноги скользящей поверхностью вперед. Ученик поддерживает лыжи правой рукой. Когда звучит команда «Равняйсь!» ученики прижимают лыжи к плечу и поворачивают головы направо. Команда «Смирно!»: верхние концы лыж слегка подаются вперед. Когда ученики уже стоят на лыжах, то при построении концы палок должны находиться у носков ног, и при команде «Равняйсь!» все ученики, кроме правофлангового, прижимают верхние концы палок к груди, поворачивают голову направо.

Переноска лыж.

Звучит команда «Под руку!». Ученики наклоняют верхние концы лыж вперед до горизонтального положения, одновременно поворачивая их скользящими поверхностями влево и вверх. Захватывают лыжи рукой под мышку. Переход к основной стойке осуществляется по команде «К ноге!»: ученики поворачивают лыжи скользящими поверхностями вниз, опускают к ногам. Команда «На лыжи становись!»: ученики берут лыжи в левую руку и кладут палки с правой стороны, разъединяют лыжи, встают на них, берут палки, принимают основную стойку.

Поворот на месте переступанием. Начинается с команды «Переступанием направо/налево!». Школьники поднимают носок правой/левой лыжи и, не отрывая пятки лыжи от снега, переставляют лыжу на полшага вправо. Затем приставляют левую ногу к правой. Таким образом, последовательным переступанием, выполняется поворот. Желательно научить детей поворачивать на четыре счета. Другие повороты:  вокруг пяток лыж кругом, вокруг носков лыж. Начинать обучение поворотам лучше без палок. После палки должны не мешать и переставляться одновременно с перестановкой лыж.

Этапы изучения лыжных шагов в 1-4 классах

1 класс

Ступающий шаг. Носки лыж поочередно поднимаются, пятки прижаты к снегу и так постепенно происходит передвижение вперед. При ступающем шаге скольжения нет. Вначале шаг изучается без палок, после ученики начинают использовать палки и тренируют шаг на подъеме.

Скользящий шаг. Выполняется толчок левой ногой и согнутая в колене правая нога выносится вперед, происходит скольжение на правой лыже. Одновременно с этим вперед движется левая рука. При скольжении туловище подается вперед в направлении правой ноги. Как только скольжение заметно замедляется, происходит толчок правой ногой и так далее. Также как и ступающий шаг, скольжение вначале изучается без палок. Торможение падением.

Беспорядочное падение, особенно вперед, очень опасно, поэтому обучение падению является важным элементом программы. Этапы правильного падения: 1. спускаясь по склону в основной стойке, глубоко присесть; 2. мягко упасть назад и в сторону на бедро, а затем на бок; 3. распластаться на снегу, широко раскинув руки с палками вверх и в стороны; 4. лыжи развернуть поперек склона.

2 класс

Попеременный двухшажный ход (основной в лыжных гонках). Левая нога двигается вперед и одновременно выносится вперед правая рука с палкой. Правая нога и левая рука в это время делают толчок. Вес тела переносится на левую ногу, происходит одноопорное скольжение на левой лыже. При замедлении скольжения правая палка ставится на снег на уровне носка левой ноги. Далее  следуют такие же движения правой ногой и левой рукой и так далее.

Подъем скользящим шагом. 

Очень похож на попеременный двухшажный ход, но шаг короче, движения чаще, опора на палки сильнее.

Спуски. В высокой стойке: ноги слегка согнуты, одна лыжа немного впереди (выполняется на крутых склонах). В низкой стойке: ноги сильно согнуты, туловище подано вперед, руки впереди (выполняется на прямых пологих и длинных склонах).

3 класс

Торможение «плугом».

Задние концы лыж раздвигаются в стороны, носки сближаются. Лыжи ставятся на внутренние ребра, колени прижаты друг к другу, происходит давление пятками на лыжи.

Подъем «полуелочкой».

Выполняется ступающим шагом по косому направлению. Нога, находящаяся выше по склону, выставляется вперед в направлении подъема скользящим движением, другая лыжа ставится на внутреннее ребро и развернутым наружу носком. Следует отработать на ровной местности.

Подъем «лесенкой».

Лыжи располагаются поперек склона так, чтобы верхняя была на наружном ребре, а нижняя — на внутреннем. Лыжи переставляются поочередно. Опора при этом приходится на обе палки.

Поворот переступанием.

повороте налево после небольшого разбега, во время скольжения на лыжах в полуприседе, тяжесть тела переносится на правую лыжу. Левая лыжа поднимается с развернутым влево носком и ставится на снег в новом направлении, после правая лыжа приставляется к левой.  Для переступания в правую сторону ноги меняются соответственно. Следует отработать на ровной местности.

4 класс

Одновременный бесшажный ход (наиболее быстрый). Происходит отталкивание только палками, ноги в отталкивании не участвуют. Руки вначале полусогнуты. При скольжении на обеих лыжах палки выносятся вперед кольцами вниз назад. Затем палки становятся на снег и происходит сильный толчок, туловище при котором наклонено почти до горизонтального  положения. Кисти при отталкивании назад и вниз проходят немного ниже колен, а с окончанием толчка поднимаются до тазобедренного сустава. Одновременный одношажный ход. Руки сгибаются, палки выносятся кольцами вперед вниз. Вместе с постановкой палок на снег производится отталкивание правой ногой, и делается шаг-выпад левой ногой с переносом на нее веса тела. Палки наклоняются вперед вниз, происходит отталкивание согнутыми руками. Закончившая толчок правая нога приставляется. Туловище наклоняется почти до горизонтального положения, руки выпрямляются. Разновидность одновременного одношажного хода: стартовый, когда палки выносятся вместе с шагом.

Подъем «елочкой».

Носки лыж разведены в стороны, лыжи поставлены на внутренние ребра, задние части лыж не перекрещиваются и не задевают друг друга. Шаги выполняются свободно, с полным распрямлением ног. Руки работают энергично и полностью распрямляются в конце отталкивания.

Торможение упором («полуплугом»).

Вес тела переносится на верхнюю лыжу, нижняя лыжа ставится под углом к верхней и внутренним ребром слегка упирается в снег. Торможение начинается плавно. Чтобы прекратить торможение достаточно поставить лыжи параллельно друг другу.

Поворот упором («полуплугом»). Внешняя лыжа немного выдвигается вперед и ставится на ребро. Пятка внешней лыжи слегка отводится в сторону и вес тела частично переносится на внешнюю лыжу. Поворот выполняется по принципу «руления» лыжами: одна из лыж ставится под углом к направлению спуска.

Примеры вопросов и заданий для учеников

1.Какие качества развивают и воспитывают занятия на лыжах?

2.Какими способами можно выполнить поворот на лыжах на месте?

3. Что такое ступающий шаг?

4.Что такое скользящий шаг?

5.В чем главное отличие ступающего лыжного шага от скользящего?

6.Почему надо научиться правильно падать?

7. Как передвижение на лыжах влияет на организм человека?

8. Какие способы торможения и подъема вы знаете?

9.Попробуйте применить во время самостоятельных занятий  изученные способы торможения, подъема и поворота.

10.Почему некоторые лыжные ходы называются одновременными? 11.Проверьте, не допускаете ли вы при движении одновременным бесшажным ходом следующие ошибки: незаконченный толчок руками, туловище не участвует в толчке, при толчке прогибается спина, проседание при отталкивании, излишнее поднимание рук сзади.

12.Разучите способ торможения упором («полуплугом»), отрабатывая его: вначале на ровном участке (на выкате после спуска), при спуске с нижней трети склона, при спуске с нижней половины склона, при спуске с высшей точки склона.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!