МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ
Организация уголка живой природы
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
очное обучение
Автор работы:
студентка 2 курса 203 группы
Бочкарева Ксения Александровна
Руководитель работы:
преподаватель ОГБПОУ УПК
Зарипова Танзиля Валиахметовна
Ульяновск
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Цели и задачи уголка живой природы 3
Требования к организации уголка живой природы 3
Требования к подбору объектов для уголка живой природы. 5
Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка 5
Животные 5
Птицы 7
Растения для уголка живой природы: 7
Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка: 8
ВЫВОД 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Цели и задачи уголка живой природы
Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.
Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.
Задачи:
помощь и содействие в организации живых уголков в
образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе;
воспитание патриотических и нравственных чувств;
спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживания;
Требования к организации уголка живой природы
1. Формирование ответственного отношения к растениям и животным живого уголка.
2. В помещении «Живого уголка» необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть поилки и менять воду.
3. Один раз в неделю клетки с птицами, кормушки, поилки дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку закладывается чистая подстилка.
4. Два раза в неделю террариум с сухопутной черепахой, акватеррариум с тритонами, лягушками, водной черепахой дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой. После этого в акватеррариум наливается свежая вода
5. Чистка аквариумов с рыбами проводится один раз в месяц.
6. За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.
7. В уголке живой природы, не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).
8. В школьном уголке живой природы, расположенном в кабинете биологии, допустимо содержать аквариумных рыбок, моллюсков, гидр, рачков.
Содержание диких хищников, хищных птиц, ядовитых животных в живом уголке природы запрещается.
9. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за аквариумом учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.
10. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками.
11. Для борьбы с насекомыми -вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами.
12. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика.
Требования к подбору объектов для уголка живой природы.
Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.
Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.
Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.
Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.
Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.
После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.
Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.
Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.
Требования к оформлению, особенности организации и содержания живого уголка Животные:
Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в школе. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом, дети будут видеть, что есть различные представители животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить расписание, чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.
Птицы: Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличии от земноводных более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их
следует часто кормить.
Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.
Растения для уголка живой природы:
Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка:
1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.);
2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу);
3) учет требований программы по природоведению;
4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения;
5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни);
6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками);
7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других;
8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным;
9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, таз, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.
ВЫВОД:
Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, воспитанию научно – атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Э.И. . 300 вопросов и ответов о животных. /Э.И. Александровна.- М.:, Просвещение, 2012. - 56 с.
2. Балк, М. Б. Все о животных. Рыбы и земноводные. [Текст]./М. Б. Балк. – М.: Просвещение, 1971 – 273 с.
3. Кордемский, Б. А. Живой уголок. [Текст]. /Б. А. Кордемский. – 9-е изд., стер. – М.: Лесная пром-сть,, 1991 – 304 с.
4. Нагибин, Ф.Ф. Аквариумное рыбоводство. [Текст]./Ф.Ф. Нагибин.- М. : Рос. пед. агентство, 2002.- 94 с.
5. Нестеров, А.И. Путешествие по аквариуму./А.И. Нестеров.- М. : Просвещение, 2006.- 94 с.
6. Остапенко, М.А. Ваш аквариум. [Текст]./М.А. Остапенко.- М.: Литера ИД, 2007.- 67 с.
7. Понтрягин, Л. С. Растения. [Текст]/Л. С. Понтрягин. – М.: Дробь, 1980 – 302 с.