СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной деятельности на уроках русского языка по устранению пробелов в знаниях обучающихся по итогам контрольных срезов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях обучающихся - часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности на уроках русского языка по устранению пробелов в знаниях обучающихся по итогам контрольных срезов»

Учитель русского языка и литературы Литвинова Н.А.


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИТОГАМ КОНТРОЛЬНЫХ СРЕЗОВ


Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях обучающихся — это часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы — залог высоких результатов обучения.

Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Работа над ошибками проводится на всех рабочих уроках русского языка. Хотя после каждой контрольной работы, тестовой работы, диктанта, изложения, сочинения запланированы отдельные уроки, на которых проводится анализ контрольных работ и работа над ошибками. На таких уроках используются разные приемы и формы работы.

Систематическая работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях — одно из основных условий повышения качества обучения. Необходимо использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Остановлюсь на некоторых приемах, которые можно использовать в работе.


  1. Традиционная форма работы над ошибками


Существуют традиционные формы работы над ошибками.

Задание: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», «Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.). Вспомните правило. (слайд 2)


Среди ошибок надо найти слова с определенной орфограммой.Затем ошибки исправляются, подбираются проверочные слова, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются аналогичные слова. Устно (или письменно) составляется словосочетание или предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Такая работа проводится по исправлению типичных ошибок.


Вот другой вариант этой же работы.

На доске группами выписаны слова с пропущенными буквами. Ученики определяют вид орфограмм. А затем – все так, как и в предыдущей работе.

Эта работа ведется по отработанной схеме: (слайд3)

I. Орфографические ошибки.

1. Деревья – дерево. Задеревенеть, деревянный.

Мы укрылись от солнца в тени густых деревьев.

2. Праздник – празден. Праздновать, праздничный.

Есть просто праздники, а есть еще праздники души.

II. Пунктуационные ошибки.

Ты слышал шум леса? (вопр.)

III. Речевые ошибки (в творческих работах).

Их веселый гомон раздавался отовсюду. (Вместо местоимения их было употреблено ихний.)


  1. Нетрадиционная форма работы над ошибками


Такая работа одинаково неинтересна и ученикам, и учителю. Все с нетерпением дожидаются звонка, даже если работа не доведена до конца.

Чтобы так не случилось, есть десятки способов эту работу сделать живой, интересной. Мало того, закрепить или даже заново выучить подзабытые правила.

Важную роль в работе играет развитие у обучающихся познавательного интереса к предмету.

Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.


Первым этапом работы над ошибками является работа по предупреждению этих ошибок.

Так как основная масса ошибок – на правописание безударной гласной в корне, то необходимо проводить большую словарную работу. Она должна быть в логической связи с тем, что мы делаем на уроке.

Всем известны словарные слова. Их не проверить, не объяснить. Но не всегда.


Прием 1. Работа над этимологией слова (слайд 4)


Тут на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями (смородина – смород, великолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой.

Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. ученики соприкасаются с историей языка.


Прием 2. Аукцион «Кто больше?» (слайд 5)


В русском языке много слов с корнями, которые в чистом виде не употребляются и обнаруживаются лишь в словарных гнездах. Это такие корни, как -да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз- (-раж-) и другие.

Если в слове с одним из таких корней допущена ошибка, устраиваем аукцион «Кто больше?». Детям почему-то особенно не нравится корень -раз- (-раж-). Но ведь столько «замечательных» проверочных слов к нему: зараза, заразный, зараз и, конечно, попроще подбираются слова: подражать, поражение, поразить, выражение, выразить и т.д.

И работа над ошибками становится еще интересней.


Прием 3. Конструирование предложений (слайд 6)


С некоторыми корнями, в которых обучающиеся упорно допускают ошибки, можно проводить такую работу. Можно попробовать сконструировать предложения, в которых все слова должны быть с этим корнем.

Корень -стой- и -ста-. Здесь вечная неразбериха, не помогает даже «йот» после о.


Стоян у стойки стоит стойко, пока настоится застоявшаяся настойка во время перестройки около пристройки.

Второе предложение выглядит так:

Становой остановился у остановки, чтобы приостановить станок.

Предложения бессмысленны? В них есть смысл – корень стой – о, ста – а.


Прием 4. Игра «Пословицы» (слайд 7)

Следующий прием в работе над ошибками.

Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих».

Вспоминаем правило. Затем записываем как можно больше пословиц, поговорок с глаголами на шипящую. Запись пословиц, поговорок, сопровождаемая «доброжелательными» комментариями, очень запоминается.


Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед. ч.), поэтому два получил; семь раз отмерь, один раз отрежь (пов. накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь(н.ф.).

Написание орфограмм отслеживается.


Прием 5. Игра «Кто больше?» (слайд 8)


С ошибками на орфограмму «О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно поработать так. Дети вспомнят правило.

Затем учитель предлагает: кто больше запишет слов с суффиксом -онок- после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-?

После такой постановки вопроса, такого точного задания трудно написать их неправильно.


Прием 6. Составьте кроссворд (работа выполняется дома) (слайд 9)

Со словами, в которых допущены ошибки (5–7 слов), составьте кроссворд.


Работа полезна тем, что ребята поработают с толковыми словарями. Там они увидят, сколько и какие значения имеют эти слова, как они пишутся, как употребляются. Вот и работа по развитию речи!



Прием 7. Составьте шараду (слайд 10)


С 1–2 словами составьте шарады. Здесь ребята просто обречены рассмотреть каждую букву в слове, чтобы вычленить приставку, суффикс, а может быть, и целое слово.


Например: 1-й слог – приставка;

2-й слог – числительное;

3-й слог – у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;

все слово – глагол (выстоишь).


Прием 8. Поиграем в буриме (слайд 11)


Рифмы и стихи получаются неожиданные, смешные. Но орфограммы запоминаются.

Например, суффиксы -ева-, -ова-.

Намалевать – обуревать, одолевать, заночевать.

Беседовать – патентовать.


В тетради просто малевать,
Но вот начнут сомнения одолевать:
Нельзя ошибки патентовать!
Придется в школе ночевать,
В тетради чтоб не малевать!



Не остаются без внимания и пунктуационные ошибки.

Прием 9. Напиши эсэмэску (слайд 12)


Обращение.

Вспомнили правило постановки знаков препинания. Исправили ошибку. Предлагается привести аналогичный пример: напишите эсэмэску маме (представьте: вы студент).

Дети пишут: «Мама! Пришли деньги!». Другая эсэмэска уже с запятой: «Настенька, давай сегодня встретимся».

Расставим знаки в бессоюзных предложениях. «Радуйся – по русскому ничего не задали!», «Не урок – скука! Сходим в кафешку?» Это тоже эсэмэски.

Знаки препинания при междометиях:

«Ура! Каникулы!»


Прием 10. Словотворчество (слайд 13)


Стремительный ритм жизни сказывается и на возникновении новых слов. Словотворчество – одно из любимых занятий во время работы над ошибками.

Такое не совсем литературное словотворчество помогает.

Некоторые ученики написали землятресение. Мы, конечно, все исправим, объясним. Предлагается составить как можно больше сложных слов со словом трясение, выделяя при этом букву я.

Умопотрясение, основопотрясение, горепотрясение, ошибкопотрясение, новопотрясение.


Шутки шутками, но сколько проявляется находчивости, умения владеть словом!


Прием 11. Орфографическая разминка (игра “четвертое лишнее”) (слайд 14)

  1. Выпишите слово с приставкой при: преступник, препятствие, преодоление, прикосновение.
    2. Слово с пре: природа, причина, преграда, пример.
    3. Слово с нн в суффиксе: брошенный, соленый, вареный, печеный.
    4. Слово с чередующейся гласной и в корне: расстелить, упирается, вытереть, подберу.
    5. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: прибой, бревна, разбиваются,  отходят.
    6. Слово с проверяемой гласной в корне: водоросли, горизонт, затишье, волны.
    7. Выпишите наречие, которое пишется раздельно: вперед, без умолку, наугад, вдребезги.


Самопроверка. (слайд 15) Учащиеся объясняют орфограммы, затем сверяют свою запись с образцом: прикосновение, преграда, брошенный, упирается, разбиваются, горизонт, без умолку.


Такая работа проводится после контрольного диктанта. Многие слова взяты из него. Может быть, кто-то ошибся при написании этих слов.


Прием 12. Редактирование текста (слайд 16)


Ученики учатся анализировать чужие ошибки. Они выступают в роли проверяющих. Исправляют все ошибки и думают, на какое правило больше всего допущено ошибок в этой работе?


Задание. Прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст.

Утро в лесу.

Мы в горах. Высокие стройные сосны окружили нас со всех сторон, образуя уходящий в даль коредор. Капельки росы блистят на тонких проводах паутины ведущих вглубь леса.

Мы почти не дыша пробераемся в глубь боясь нарушить тишину. Кругом так красиво, что все с восторгом смотрят по сторонам. В низу поблескивает озеро, окруженное соснами. В верху зеленеет и пистреет цветами луг.

Далеко за лугом виднеется река, на берегу ростут ракиты и ивы, некоторые из них склонились на бок. Река течет с начала тонким ручейком, а потом в низу становится все полноводнее.


В чем его особенность? - Дети отвечают, что в тексте есть ошибки.

Учащиеся исправляют ошибки. Всего 14 орфографических ошибок и 2 пунктуационные. Больше всего ошибок на правописание наречий. Называются и другие ошибки.


В зависимости от подготовки класса работу можно организовать в парах, можно индивидуально со взаимопроверкой (листы с заданиями -  на партах, текст диктанта  – в тетрадях).


Обучающиеся делают работу над ошибками, помня алгоритм:

1. Пишу правильно.
2. Объясняю.
3. Подтверждаю примерами.

Ошибки у доски объясняют ученики-консультанты, а те, кто затрудняются, сверяют свою запись с полученной на доске:

(слайд 17)

Вдаль –уходящий (куда?) вдаль; вглубь, вверх.

Коридор – словарное слово.

Блестят - нет –а-; вытереть, замереть.

Пробираемся – есть –а-; протираем, выбираем.

Пестреет – пёстрый и т.д.


2. Межпредметная связь в работе над ошибками (слайд 18)

Добиться грамотного письма и правильной русской речи только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. На уроках по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово квадрат дети проверили латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- объясняли с точки зрения их образования.


Работа над ошибками не самоцель и не игра в слова. Это серьезная творческая работа, требующая определенных знаний и умений, а также выдумки и фантазии.

Оживляет работу над ошибками, активизирует внимание обучающихся и добрая улыбка при классификации слов с ошибками. Это можно сделать так.

(слайд 19)

I. Проверьте! (Орф. 1,3,4)

II. Объясните! (Почти все остальные орфограммы)

III. Запомните! (Орф. 2)

IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)

V. Этот нерусский русский! (Грамматические ошибки)

VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные ошибки)


Утомительная работа получает эмоциональную поддержку. В конечном счете и это работает на результативность.


Ликвидация пробелов в знаниях должна проводиться дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

Поэтому необходимо использовать разноуровневые задания.

Первый уровень - базовые знания.

Второй уровень - базовые знания плюс дополнительное задание.

Третий уровень - творческий.  Он предполагает написание маленьких сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления.

Тема. Разделительный твердый (ъ) иразделительный (ь) знаки. (слайд20)

I уровень

Прочитайте. Запишите слова в два столбика.

С..ел, солов...и, с...ежился, в...юн, с..ёмка,об..явление,в..ехали.

 II уровень

Прочитайте, исправьте ошибки. Спишите.

Шъет костюм, подьём флага, подехал к подьезду, седобный гиб, лъёт воду, подьёмный кран.

III уровень

Придумайте рассказ, используя 5-7 слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.

Тема. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. (слайд 21)

I уровень

Просклоняйте имя существительное дома.

И._____ В.______

Р._____ Т.______

Д._____ П.______

 II уровень

Запишите слова в три столбика. Определите падеж.

Кустам, ножами, грибами, замках, дроздам, мостах, ветрах, билетами, берегам.

III уровень

Напишите имена существительные в форме творительного падежа. Выделите окончания.

Дожди, листопады, огороды, медведи, грибы, орехи, термометры, столбики, законы.


Тема. Имя числительное (слайд 22)

I уровень

Прочитайте . Выпишите имена числительные вместе с существительными, с которыми они связаны.

Первый космический полёт совершил лётчик- космонавт Юрий Гагарин. В четырнадцать лет получают паспорт.

II уровень

Запишите слова в два столбика..

Шестнадцать, десятый, двадцать, пятый, четырнадцатый, шесть, сороковой, пятьсот.

III уровень

Напишите пять имён числительных, которые отвечают на вопрос какой? Составьте с ними предложения.

Тема. Наречие. (слайд 23)

I уровень

Выпишите из диктанта 10 наречий, объяснить их написание.

II уровень

Выпишите из диктанта 10 наречий и составьте с этими наречиями словосочетания

III уровень

Выпишите из диктанта 10 наречий. Напишите творческую миниатюру, включая в нее данные наречия.


3. Этапы обучения работе над ошибками(слайд 24)

Как видим, работа над ошибками – творческая работа, требующая многих умений и навыков. Умения эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного обучения.

I этап: Первоначальное обучение начинается с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Ученик выписывает слово с допущенной ошибкой до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.

Затем работа усложняется.

II этап. Если слово можно проверить, то подбирается и записывается проверочное слово.

Л_сник –

П_рад, …

Ш этап. (слайд 25)Ученик записывает слово, подбирает проверочное, тут же записывает два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.

Лесник – лес, подлесок, лесовик. Орфограмма: проверяемая безударная корня.

В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: и, у, а после шипящих.


Затем начинается работа над ошибками в специальных тетрадях.

С пунктуационными ошибками и речевыми такой поэтапной работы не ведется. Ребята сразу учатся графически и устно объяснять постановку знаков препинания и правильно перестраивать предложения.


4. Контроль над усвоением материала работ над ошибками

На материале слов, в которых были допущены ошибки, пишутся диктанты «По следам моих ошибок», изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму и т.п.

Обучающихся работают со специальными карточками «Мои ошибки», куда записываются слова, в которых были допущены ошибки, с пропуском букв. Периодически дети работают с этими словами, переписывая их в тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.


При работе над ошибками обучающиеся пользуются памятками. (слайд 27-31)

Памятка по выполнению

работы над ошибками по русскому языку.


Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка!
Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое главное - чтобы ошибки эти больше не повторялись в ваших работах!

В работе над ошибками главное слово – работа.

Итак, цель работы над ошибками - так проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Как проработать?

Работа состоит из трех частей:

  1. Объяснение допущенных орфографических ошибок.

  1. Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления. (слайд 27)

  2. Далее идёт работа над ошибками, которые нашел учитель.


Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать). (слайд 28)


Слово, в котором допущена ошибка

Напиши слово верно.

Правило, объясняющее написание

Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило

Не_выучил

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Не_знать

Не_ был

Не_ читают

объяснил

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.

Съезд

Объём

Подъехать

у нас

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

ко мне

с тобой

к нему

вьюга

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

Деревья

Обезьяна

Воробьи


2. Объяснение допущенных пунктуационных ошибок.


1. Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: обособленное определение, однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)

2. Выписать предложение, графически объясняя постановку знака препинания, составить схему, подобрать из учебника или из художественной литературы 3 предложения на это правило и записать, объясняя пунктограмму.


3. Работа над грамматическими ошибками.

Грамматическая ошибка - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Записать без ошибок всё предложение.


Для более глубокого анализа ошибок напиши отчет

«Почему я сделал ошибки?»

Примерный план

1. Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.

2 Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:

А. Не усвоил новый материал.

Б. Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).

В. Допустил ошибку в словарном слове,

Г. Обстановка в классе во время диктанта.

Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).

Оценка собственных знаний, выводы.





При выполнении работы над ошибками необходимо пользоваться раздаточным материалом, который есть у каждого обучающегося.

Этот материал можно использовать как при работе над ошибками после написания контрольного диктанта, так и ежеурочно при повторении правил орфографии.



(слайд32) Своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся –
значит обеспечить возможность дальнейшего продвижения ребенка вперед на пути получения новых знаний.
















































«РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ПО ТЕМЕ "НАРЕЧИЕ".

Цель урока: мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.

Оборудование урока: опорные таблицы “Правописание наречий”, изготовленные учащимися, сигнальные карточки, раздаточный материал, способствующий воспитанию орфографической зоркости; орфографические словари.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.
А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.

Виды работ Орфографическая разминка (по принципу “четвертое лишнее”):

1. Выпишите слово с приставкой при: преступник, препятствие, преодоление, прикосновение.
2. Слово с пре: природа, причина, преграда, пример.
3. Слово с нн в суффиксе: брошенный, соленый, вареный, печеный.
4. Слово с чередующейся гласной и в корне: расстелить, упирается, вытереть, подберу.
5. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: прибой, бревна, разбиваются,  отходят.
6. Слово с проверяемой гласной в корне: водоросли, горизонт, затишье, волны.
7. Выпишите наречие, которое пишется раздельно: вперед, без умолку, наугад, вдребезги.


Самопроверка. Учащиеся объясняют орфограммы, затем сверяют свою запись с образцом: прикосновение, преграда, брошенный, упирается, разбиваются, горизонт, без умолку.

Учитель: Ребята, вы, вероятно, вспомнили, что некоторые из этих слов взяты из последнего диктанта. Может быть, даже кто-то из вас ошибся при их написании.

2. Работа с текстом.

Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст.

Утро в лесу.

Мы в горах. Высокие стройные сосны окружили нас со всех сторон, образуя уходящий в даль коредор. Капельки росы блистят на тонких проводах паутины ведущих вглубь леса.

Мы почти не дыша пробераемся в глубь боясь нарушить тишину. Кругом так красиво, что все с восторгом смотрят по сторонам. В низу поблескивает озеро, окруженное соснами. В верху зеленеет и пистреет цветами луг.

Далеко за лугом виднеется река, на берегу ростут ракиты и ивы, некоторые из них склонились на бок. Река течет с начала тонким ручейком, а потом в низу становится все полноводнее.

В чем его особенность?

Дети отвечают, что в тексте есть ошибки.

Учитель: Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего допущено ошибок в этой работе?

Учащиеся исправляют ошибки. Всего 14 орфографических ошибок и 2 пунктуационные. Больше всего ошибок на правописание наречий. Называются и другие ошибки.

Учитель: Теперь сделаем работу над ошибками, помня наш алгоритм:

1. Пишу правильно.
2. Объясняю.
3. Подтверждаю примерами.

Ошибки у доски объясняют ученики-консультанты, а те, кто затрудняются, сверяют свою запись с полученной на доске:

Вдаль –уходящий (куда?) вдаль; вглубь, вверх.

Коридор – словарное слово.

Блестят - нет –а-; вытереть, замереть.

Пробираемся – есть –а-; протираем, выбираем.

Пестреет – пёстрый и т.д.

Учитель: А теперь назовите все наречия из этой работы, в написании которых были сделаны ошибки (вдаль, вглубь, внизу, вверху, набок, сначала и др.). Ошибки в написании наречий были и в ваших диктантах. Работу над своими ошибками вы сделаете самостоятельно дома, и каждый получит за нее свою оценку. (Записывается домашнее задание: занести слова в рабочие тетради, сделать работу над ошибками. У кого за диктант оценки “4” и “5”, пишут миниатюру “Проделки наречий”). А теперь продолжаем нашу работу. Действительно, слитное, раздельное и дефисное написание наречий вызывает затруднение у многих. Посмотрите в опорные таблицы.

3. Работа с опорными таблицами.

4. Работа с сигнальными карточками

Вспомните правила и приготовьтесь к работе с сигнальными карточками.

 Желтая карточка – слитное написание.

 Зеленая карточка – дефисное написание.

 Красная карточка – раздельное написание.

Карабкаться вверх.
Разойтись по-хорошему.
Взял без спросу.
Глядеть исподлобья.
Говорить по-английски.
Уходить по трое.
Выйти навстречу.
Сжечь дотла.
Успокоился мало-помалу.
Все пойдет по другому.
Сделать точь-в-точь по учебнику.

5. Разноуровневые задания

Учитель: Из своих диктантов выпишите 10 наречий. Детям предлагаются разноуровневые задания.

Учащиеся первой группы составляют с этими наречиями словосочетания.

Учащиеся второй группы пишут творческую миниатюру, включая в нее данные наречия.

Подводится итог урока. Учащиеся зачитывают свои работы.

Учитель: О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками, повторили правописание наречий).

6. Домашнее задание

Занести слова в рабочие тетради, сделать работу над ошибками. У кого за диктант оценки “4” и “5”, пишут миниатюру “Проделки наречий”).

Моя ошибка

дата

Моя ошибка

(слово в исправленном виде)

№ орф.

Формулировка орфографического правила

Пример
































При выполнении работы над ошибками необходимо пользоваться раздаточным материалом, который есть у каждого обучающегося.

Этот материал можно использовать как при работе над ошибками после написания контрольного диктанта, так и ежеурочно при повторении правил орфографии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!