СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа организации учебно-исследовательской деятельности по истории и обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа организации учебно-исследовательской деятельности по истории и обществознанию»

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Любая научное исследовательская деятельность включает:

  1. Выбор темы исследования, формирование его цели и задач.

  2. Объект изучения, приемы и методы, методики работы.

  3. Установление последовательности работы, составление плана, проектирование эксперимента.

  4. Отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения поставленной цели.

  5. Выполнение и регистрация хода работы и наблюдений.

  6. Анализ результатов наблюдений и формулировка выводов.

  7. Литературное оформление работы.

Тематика исследования разнообразна.

Самое главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.

Для наблюдения и исследования отбирают такие объекты, явления, которые доступны для систематических и регулярных наблюдений, которые развивают логическое мышление, совершенствуют практические умения и навыки.

Задание целесообразно давать в письменном виде. Руководитель записывает цель исследования, сведения об источниках знаний, краткие указания к выполнению работы. Название темы исследования должно быть ясным и кратким. Указания к заданиям нужно составлять так, чтобы они направляли деятельность ученика в нужную сторону, оставляли простор для творчества.

При выборе методов исследования более приемлемым является    теоретический вид исследования. Он  необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений  послужили  подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением.

Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны  иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:

изучение литературы по теме исследования;

- анализ научной информации;

- планирование исследования;

- проведения исследования;

- оформление и защита результатов исследования.

Такая деятельность позволяет развивать у учащихся  исследовательские умения и навыки разного характера.

Уровни организации исследовательской деятельности

1.Первый уровень. Урочная деятельность.

На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование   умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического и обществоведческого материала.

Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического и обществоведческого материала. 

Выбранные виды деятельности способствуют формированию  следующих умений и навыков:

- библиографирование литературы по теме исследования;

- умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников;

-использование технических средств,  для переработки информации.

По мере накопления материала учащиеся обрабатывают его и осмысливают, работают с определителями, справочной литературой, доступными научными источниками.

2.Второй уровень. Внеурочная деятельность

Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:

1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской  деятельности;

2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.

Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.

Перечисленные виды деятельности способствуют формированию  следующих умений и навыков:

-постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;

-разработка и  формулирование гипотезы исследования;

-планирование хода исследования;

-оценка практической эффективности исследования.

Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективных курсов, кружков.

3.Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность

На высшем уровне реализуются следующие задачи:

1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;

2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.

Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.

Формируемые умения и навыки:

- обоснование выводов;

- защита перед аудиторией своих выводов;

- убедительное отстаивание своих идей;

- анализ выполненной работы.

В конце всего исследования формулируют выводы. Их пишут сжато, без подробных доказательств.

Основные выводы приводятся в порядке от общих к более частным, от более значимых к менее значимых. В выводах не должно быть общих фраз типа: в работе изучено то-то и то-то. Это не выводы, а запоздалая дань введению, где не были определены цели исследования.

Литературное оформление работы – заключительная стадия исследования. На этом этапе учитель помогает ученику уточнить логику работы, обнаружить в ней неясности, «белые пятна», определить способ ее изложения. Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит 5 основных частей: введение, основная часть, заключение, в котором формулируются выводы исследовательской работы, список использованной литературы и приложение в виде презентации или иллюстраций, фотоматериалов, статистических таблиц, диаграмм, схем в печатном виде.

Иллюстрации в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм и фотографий размещают на соответствующих страницах по ходу изложения материала; приводимые в заключение общие выводы не должны повторять выводы по главам. Здесь необходим новый уровень обобщения.
Составление списка литературы требует его сверки с текстом. Эту часть работы следует выполнять с особой тщательностью. В списках литературы включаются все источники, и цитируемые в тексте. Нумерацию источников предпочтительнее делать по алфавиту, однако допустима и нумерация в порядке ссылок в тексте. По источникам выполненных учащимися творческих работ проводят конференции. Часто на такой конференции не могут выступать все желающие. В этом случае материал некоторых творческих работ можно оформить в виде докладов. Анализируя результаты проведенных исследований, готовясь к выступлениям или стендовым докладам, учащиеся осмысливают, систематизируют и обобщают приобретенные знания, развивают свое мышление. Учитель рекомендует, как лучше подготовиться к выступлению, какие схемы, таблицы, рисунки, фотографии следует подготовить для демонстрации.

После окончания исследования, оформления полученных результатов и одобрения ее руководителем наступает последний этап – защита исследовательской работы. Это один из важных этапов, так как исследователь должен уметь представить результаты исследования аудитории. Это позволяет сформировать в учащихся навыки публичного выступления, участия в дискуссии. На выступление обычно отводится 5-7 минут, поэтому подготовку доклада начинаем с продумывания его структуры. В первой части доклада кратко обосновывается актуальность темы, озвучивается проблема, цели, задачи исследования и его основные методы. Во второй части представляются результаты исследования, обязательно подчеркивается новизна предлагаемой работы. В третьей части излагаются основные выводы по результатам исследования.

Важно научить юного исследователя и приемам, помогающим удерживать внимание аудитории. Например, начинать выступление с интересной цитаты, истории или случая, или оригинального вопроса. При изложении основных результатов можно использовать схемы, слайды, графики и т. д. Речь докладчика должна быть ясной, грамотной, уверенной, выразительной, а спокойное аргументированное изложение материала, несомненно, импонирует слушателям.

После доклада проходит его обсуждение. Выступающему задают вопросы, просят поделиться планами на будущее. Присутствующие участвуют в обсуждении, указывают на достоинства и недостатки работ своих товарищей. Такое участие в исследовательской работе помогает им шагать от открытого к неизведанному, изведать ни с чем не сравнимую радость познания, радость творческого труда.

Организация исследовательской деятельности – очень сложное, но удивительно благодарное дело, удовлетворение, которое получаешь от удавшейся работы ученика, выше, чем от собственного исследования, а возможность «прожить» вместе с учащимися сотни исследований вообще ни с чем несравнимая.

Предлагаю вашему вниманию учебно-исследовательскую работу обучающегося 9 класса на тему: «Международное право».









Введение

Актуальность темы. В настоящее время, в условиях современного мира, когда взаимосвязанность и взаимозависимость государств, приобрела поистине универсальный характер как по кругу участников международного общения, так и по предмету их взаимоотношений, не вызывают сомнения правомерность и жизненная необходимость международного права. Объективные реалии, в которых человечество встретило XXI век, настоятельно требуют обеспечения такого приоритета за международным правом, чему в немалой степени должно способствовать повышение эффективности и действенности накопленного им общедемократического потенциала.

Любая сфера международной жизни имеет свои особенности, что должно найти отражение в международно-правовых нормах, призванных регулировать сложные международно-правовые отношения во всех их сферах. Человечество по мере своего развития создало международное сообщество, отличающееся от механической совокупности стран и народов своим взаимодействием. Человеческое сообщество на протяжении своего существования переосмысляло основы своего существования - законодательство, всячески его совершенствуя, основным предназначением которой на современном этапе является обеспечение безопасности мира, определенной стабильности в международных отношениях и предсказуемости поведения участников этих отношений.

Строительство правового государства в России немыслимо вне современного международного права, его действия на территории государства как части национального законодательства при обеспечении, в случае расхождения, приоритета международного права, прежде всего, в осуществлении международных договоров и соглашений на территории государства.

Цель моей работы проанализировать понятие международного права и его предназначения.

В проекте поставлены и решались следующие задачи:

  • дать общую характеристику понятию международное право;

  • показать историю становления международного права и вклад России в его развитие;

  • выявить источники современного международного права;

  • раскрыть значение международной правовой ответственности и рычаги воздействия на нарушителей;

  • проанализировать историю создания и деятельности международных организаций – гарантов соблюдения международного права.

Объектом моего проекта является право и правоотношения.

Предметами моего проекта является международное право и международные правоотношения.

Основой для моей исследовательской работы  послужили труды таких авторитетных юристов-международников, как В.Э.Грабарь, Г.Д.Гурвич, И.И.Лукашук, М.А.Таубе и других ученых, а так же открытые страницы сети Интернет.







































III. Основная часть.

Глава 1. Международное право. Общая характеристика.

1.1 Понятие международного права. Объект, субъект, предмет и нормы международного права.

Среди различных сторон правовых взаимоотношений особо выделяют международные, которые регулируются международным правом. Попытаюсь выделить определения из множества того, что предлагают нам юридическая наука.

Определения:

  • Международное право - это самостоятельная независимая система права, регулирующая межгосударственные отношения и иные отношения в сфере их общих интересов, создаваемая и обеспечиваемая государством индивидуально или коллективно.

  • Международное право - это составная часть особых социальных норм международной сферы, которую составляет нормы международной морали, решения и резолюции международных организаций, международно-политические нормы и нормы международно-правовые. Только международно-правовые нормы имеют обязательную юридическую силу для субъектов международного права.

  • Международное право - это сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения плюс определенные внутригосударственные отношения.

Исходя из выделенных определений, приходим к выводу, что международное право - это особая отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами.

Объектом международного права являются международные (межгосударственные) отношения.

Объект права - это то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. Таким объектом всегда являются общественные отношения. Природа отношений определяет и характерные черты регулирующего их права. Право должно быть таким, чтобы быть способным регулировать данный вид общественных отношений.

Межгосударственные отношения существенно отличаются от иных видов общественных отношений, включая международные отношения, не носящие межгосударственного характера. Их субъекты независимы от какой бы то ни было власти и обладают высшей, суверенной властью. Принципиальное отличие межгосударственных отношений от внутригосударственных определило существенное отличие международного права от внутреннего не только по содержанию, но и по механизму действия.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Предмет международного права - это в первую очередь международные правоотношения. Эти отношения можно разделить на три вида:

  • Межгосударственные отношения – это отношения с участием государств, международных организаций и государствоподобных образований.

  • Международные отношения негосударственного характера – это отношения с участием физических и юридических лиц разных государств, отношения с участием международных не правительственных организаций.

  • Отношения смешанного типа – это отношения с участием субъектов первой и второй групп (например, совершение международного преступления, обращение в европейский суд по правам человека).

  • Определенные внутригосударственные правоотношения

На регулирование одного и того же отношения претендуют нормы двух абсолютно разных правовых систем. Эти системы отличаются по объекту права, по субъекту права, по структуре правоотношений, по источникам. Частично совпадают лишь объекты права. В этом и состоит проблема соотношения международного и внутригосударственного права.

Предмет международного права составляют 4 группы правоотношений.

Субъекты международного права — это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Выделяют несколько этапов понимания субъектов. Первоначально, на первом этапе в доктрине выделялся только один субъект – цивилизованные государства. Основным признаком правосубъектности был суверенитет.

Второй этап (начала 20 века) под субъектами международного права понимались образования с правом самостоятельных действий на международной арене. Это право и является основным признаком правосубъектности.

Второй этап продолжается и в наше время. Субъектами международного права являются участники международных правоотношений, те кто обладает правами и обязанностями, вытекающими из норм международного права.

Получается, что практически каждый субъект в настоящее время может быть субъектом международного права.

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Выделяют несколько способов классификации субъектов международного права:

1.Классификация в зависимости от статуса.

Выделяют субъекты с абсолютным статусом (таких субъектов, как государства, нации, борющиеся за независимость), субъекты с относительным статусом или ограниченным (международные организации, индивиды, и все остальные).

2.Классификация в зависимости от участия в создании норм международного права.

Субъекты делятся на правосоздающие (международные организации, нации, государства) и правореализующие (индивидуумы, юридические лица). Первые субъекты одновременно являются и вторыми.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным.

Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

1.2 Международное и национальное право. Особенности международного права.

Международное право имеют ряд отличий от национального права, созданного в государственной системе отдельно взятого государства.

Различия между международным правом и национальным правом следующие:

  • По способу создания норм: в национальном праве нормы создаются властными односторонними решениями государств. В отличие от этого нормы международного права создаются только путем соглашения.

  • Отличие в предмете правового регулирования: национальное право регулирует только внутригосударственные отношения. Международное право регулирует межгосударственные отношения и может регулировать внутригосударственные отношения.

  • Способ обеспечения правовых предписаний: национальное право обеспечивается с помощью специального государственного аппарата. Нормы международного права обеспечиваются самими государствами добровольно или принудительно.

  • Социальные сущности: Национальное право может быть как общесоциальным так и узкоклассовым. Международное право – общесоциальное.

  • В отличие от национального права международное право имеет общедемократический характер

  • Нормы национального права обязательны для третьих лиц. Нормы международного права, по общему правилу, не создают прав и обязанностей для субъектов не участников нормы.

По смыслу конституции термин правовая система понимается очень широко – это не только система правовых норм, сюда же включается и правосознание, правоприменительный процесс, правовая культура. Создатели конституции разъяснили, что международное право часть права страны, элемент правовой системы РФ. Конечно, правовую систему составляют не все нормы международного права, а только те, которые действует в отношении РФ. В итоге, правовую систему РФ составляют нормы российского права, нормы международного права и могут составлять также нормы иностранного права.





































Глава 2. История развития международного права.

2.1 Исторические истоки современного международного права.

Первым упоминанием в настоящее время считается факт подписания в 2100 г. до н.э. договор между правителями государств Лагаш и Умма.

Следующий известный факт подписания произошел примерно в 1000 г. до н.э. между Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем III. Это был договор о вечном мире. Вероятно, что есть упоминания о договоров произошедших в более отдаленные времена.

Своеобразным памятником международного права можно считать и Законы Ману (I век н.э.) достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

В древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление «права народов» (jus gentium) как особой правовой системы.

В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

В эпоху Средневековья на развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.

Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права. Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов — принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda).

Современное международное право обязано своим появлением испанским философам и тем временам, когда Испания была сильнейшим государством Европы и мира. Наиболее значимый вклад в становление международного права внес Франциско Витория (1480-1546) – профессор теологии университета Саламанки. Его лекции были сохранены студентами и были опубликованы после его смерти. Раньше опубликовать было нельзя так как он отличался прогрессивными взглядами. Например, он считал, что коренное население открытого Колумбом Нового Света обладало своими правами и интересами и, что миссионерская деятельность велась только для разжигания войны. Несмотря на это он не был либералом, а отстаивал интересы Испанской инквизиции. Однако он задал вектор развития в правильном направлении.

Следующей значимой фигурой того времени можно считать Франциско Суарез (1548-1617) – иезуит, профессор теологии. Суарез считал, что обязательный характер международного права основан на естественном праве. Превыше всего божественное право, на его основе создано вечное право, под вечным правом находится естественное право, и на сонове последнего находится позитивное право.

Следующая значимая фигура - Альберико Джентили (1552-1608) родился в северной Италии, потом бежал в Англию. В 1598 году была выпущена его книга «О праве войны». Этот труд содержал ценный раздел о праве международных договоров. Джентили стал профессором оксфордского университета и является основателем светского подхода к изучению права.

Наиболее значительной фигурой, отцом международного права был Гуго Гроций. Он родился в Голландии в 1583 году. Гроций преуспел в истории, теологии, математики и юриспруденции. Основная его работа вышла в 1624 году «О праве войны и мира». Он посвятил её Витории и Джентили. Гроций окончательно отделил международное право от теологии. Он подчеркнул, что права народов все равно бы существовало, даже если бы не было Бога. Гроций построил всеобъемлющую систему международного права. Его работы мгновенно стали универсальными. Гроций первый писал о справедливой и не справедливой войне, об агрессии, самозащите, свободе, свободе морей, о закрытых морях и так далее.

Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод.

В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, который и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь принципов международного права и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами - Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов.

70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права. В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств - НАТО -присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

2.2 Российское государство и международное право.

Русское государство внесло значительный вклад в развитие международного права.

Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.

В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.

С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).

Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел - посольского приказа.

В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами. В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенными Штатами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права.

В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

Являясь одним из основателей ООН, СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.



























Глава 3. Источники международного права.

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.

К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Данные акты должны отвечать требованиям нормообразования.

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.







Глава 4. Международная правовая ответственность.

4.1 Основания международной ответственности, ее субъекты, понятие ущерба.

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить вред, причиненный правомерными действиями, если это предусмотрено договором.

Международно-правовая ответственность является необходимым юридическим механизмом обеспечения соблюдения международно-правовых норм. Данный механизм является регулятором международно-правовых отношений.

Международно-правовая ответственность является общим институтом для международного права, нормы данного института обеспечивают соблюдение правопорядка во всех областях международных отношений. Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

Международно-правовая ответственность наступает при наличии оснований ответственности. Основания международной ответственности подразделяются на юридические и фактические.

Юридические основания – это совокупность международно-правовых актов, в соответствии с которыми определенные действия, поведение субъектов международного права квалифицируются как международное правонарушение.

Фактические основания – это деяния, за которые наступает международно-правовая ответственность. Неправомерные деяния выступают в форме действия или бездействия. Элементами международно-правовой ответственности являются субъект и противоправное поведение.

Субъектами международно-правовой ответственности являются субъекты международного права. Ответственность за международно-противоправные деяния, совершенные органами государства, расценивается как ответственность за деяния государства независимого от того, какие функции выполняли эти органы. Государство также несет ответственность за непринятие мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

Противоправность поведения – это возникшее противоречие между международно-правовой нормой и деянием государства. Противоправность выражается в нарушении любого международного обязательства государством в форме действия или бездействия.

В результате противоправного деяния государство причиняет ущерб кому-либо. Ущерб может быть материальным и нематериальным. При совершении международно-противоправного деяния государство проявляет свою волю, которая носит неправомерный, т. е. виновный, характер.

Для наступления ответственности необходима причинная связь между противоправным деянием и причиненным ущербом.



4.2 Понятие международных санкций. Виды мер принуждения, включенных в международно-правовые санкции.

Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международ­ного права в установленной процессуальной форме в ответ на право­нарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель - за­щита и восстановление уже нарушенных прав субъектов междуна­родного права.

Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутригосударственных санкций) не являются формой между­народной ответственности: категории международного права не всегда идентичны понятиям национального законодательства.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:

- санкции - это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя;

- санкции, как правило, применяются до реализации мер ответст­венности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью сан­кций является прекращение международного правонарушения, вос­становление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответ­ственности;

- санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответствен­ность;

- санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям. Их применение не зависит от воли правонарушителя;

- основанием применения санкций является отказ прекратить не­правомерные действия и выполнить законные требования потерпев­ших субъектов.

Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкции в порядке самопомощи

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатичес­ких или консульских отношений, самооборона.

Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, на­правленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонару­шение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются.

Международная практика выработала следующие формы ретор­сий: установление ограничений на импорт товаров из государства-на­рушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого госу­дарства; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

Политическими формами реторсий являются всевозможные ог­раничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata и т.д.

Репрессалии - это ответные принудительные меры, направлен­ные на ограничение прав другого государства, совершившего право­нарушение. Современное международное право запрещает воору­женные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-наруши­теля), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов стра­ны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

К политической форме репрессалий следует относить: денонса­цию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами пра­вонарушителя).

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостанов­ление дипломатических и консульских отношений. Эти меры пред­ставляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпев­шим государством дипломатических или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматичес­кого разрыва консульских отношений. Данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в при­менении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодатель­стве.

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона представляет собой отражение актов при­менения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принуди­тельные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизо­дический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии - это отражение акта агрессии посред­ством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязатель­ствами государств по международному праву и прежде всего по Ус­таву ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрес­сором возникает состояние войны.

Целями этого вида санкций явля­ются отражение вооруженного нападения, восстановление междуна­родного мира и обеспечение международной безопасности, обеспе­чение привлечения правонарушителя к ответственности

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных орга­низаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонару­шителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.













































Глава 5. Международные организации - гаранты международного права.

5.1 Общая характеристика международной организации.

Международные организации бывают межправительственными и неправительственными. Не являются субъектами международного права неправительственные организации.

Международная организация – это объединение суверенных государств, учреждаемое международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные действующие органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права (Организация Объединенных Наций).

Неправительственная международная организация – это организация, созданная не на основе межгосударственного договора, она объединяет физических и (или) юридических лиц (Лига обществ Красного Креста).

К принципам права международных организаций относятся:

1) соответствие создания международных организаций общепризнанным принципам международного права;

2) ответственность международных организаций за правонарушения;

3) добровольность членства в международных организациях.

Учредительные акты международных организаций – это международные договоры или решения международных организаций, определяющие правовую природу организаций, а также права и обязанности. В учредительном акте международной организации указываются цели и принципы организации, полномочия и структура организации, порядок деятельности международной организации.

Учредительные акты международных организаций указывают на производную природу международных организаций. В связи с этим можно выделить следующие признаки международных организаций:

1) международная организация создается суверенными государствами;

2) международная организация создается и функционирует в рамках учредительного договора;

3) международная организация является постоянно действующей и обладает аппаратом постоянных органов;

4) международная организация обладает определенной совокупностью прав, которые присущи юридическому лицу;

5) международная организация уважает суверенитет государств-членов. Устав ООН является основополагающим источником для всей отрасли права международных организаций.

Виды международных организаций:

1) по характеру членства:

а) межправительственные;

б) неправительственные;

2) по кругу участников:

а) универсальные;

б) региональные;

в) межрегиональные;

3) по компетенции:

а) общие;

б) специальные;

4) по характеру полномочий:

а) межгосударственные;

б) надгосударственные;

5) по способу приема в члены организации:

а) открытые;

б) закрытые.



В последующих пунктах я рассмотрю лишь три из международных организаций.

5.2 Лига Наций


Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вудро Вильсоном, президентом США. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом премьер-министр Франции Жорж Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вудро Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

- будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

- станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

- обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Главные задачи Лиги Наций

  • построение мира через сотрудничество;

  • гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава Лиги Наций являлось:

  • предоставления гарантий странам членам

  • коллективные действия в случае нарушения устава и войны

  • сохранение независимости и территориальной целостности держав

  • если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет Лиги Наций.

  • стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

  • нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

  • ведения полной экономической и политической изоляции

  • формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру.

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.





Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Минусы Лиги Наций как международной организации:

  • санкции не имели всеохватывающего характера

  • решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член Лиги Наций мог положить вето и парализовать деятельность международной организации

  • Лига Наций не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

  • Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было созданы Комитеты по координации.

5.3 Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций – это универсальная международная организация, созданная для поддержания мира и международной безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Решение о создании новой универсальной международной организации, цель которой - предупреждение угрозы возникновения войны в любом регионе мира и развитие межгосударственного сотрудничества - было принято на Ялтинской (Крымской) конференции глав государств антигитлеровской коалиции (от СССР - Иосиф Сталин, от США - Франклин Делано Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль), проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года. Ранее конкретные предложения по этому вопросу были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся 21 августа - 28 сентября 1944 года в г. Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила её структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласия на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей. Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций для выработки устава новой международной организации - ООН.

Организация Объединенных Наций функционирует на основе учредительного акта – Устава ООН, принятого в Сан-Франциско и вступившего в силу 24 октября 1945 г.

Согласно Уставу ООН ее целями являются:

1) поддержание мира и международной безопасности;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народа;

3) осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

4) поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии;

5) согласование действий наций в достижении общих целей.

Согласно ст. 4 Устава ООН членами ООН могут быть любые миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства по Уставу ООН и которые, по мнению организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая пять совпадающих голосов постоянных членов ООН, и постановление Генеральной Ассамблеи ООН, вынесенное двумя третями присутствующих и участвующих в голосовании государств. В случае систематического нарушения принципов Устава ООН государство-член может быть исключено из Организации.

Структура ООН

Статья 7 Устава ООН предусматривает наличие главных органов организации, как то: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный суд.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Она наделена широкой компетенцией, уполномочена рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН и давать рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН.

Совет Безопасности ООН выполняет главную функцию по поддержанию международного мира и безопасности. Он действует от имени всех государств-членов. Государства-члены обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Экономический и Социальный Советы ООН выполняют следующие функции: повышение уровня жизни; разрешение международных проблем в области экономики, культуры; содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Секретариат ООН – главный административно-технический орган ООН.

Международный суд ООН состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

5.4 ОБСЕ

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

ОБСЕ была создана 1 августа 1975 года в Хельсинки, Финляндия, где главы 35 государств, в тот день подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).

Цели и задачи ОБСЕ

Главная цель ОБСЕ — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

1) «Первая корзина», или политико-военное измерение:

  • контроль над распространением вооружений;

  • дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

  • меры по построению доверительных отношений и безопасности.

2) «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

  • экономическая и экологическая безопасность.

3) «Третья корзина», или человеческое измерение:

  • защита прав человека;

  • развитие демократических институтов;

  • мониторинг выборов.

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Они не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

Структура ОБСЕ

Основными органами организации являются:

  • Саммит (встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

  • Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

  • Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).

  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств.

  • Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

  • Парламентская ассамблея ОБСЕ.

  • Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

IV. Заключение.

Перечисленные и многие другие соглашения и декларации, а также решения ООН и её международных организаций, обычаи, признаваемые в качестве правовых норм, и решения международных судебных органов образуют общую систему современного международного права, в рамках которой сегодня осуществляются международные отношения.

Взаимодействие государств в рамках мирового сообщества никогда не было и не является хаотичным, стихийным и бессистемным. Оно всегда определялось как объективными, так и субъективными факторами. С момента возникновения государств и их первого вступления в общение между собой появилась необходимость определения их взаимных прав и обязанностей, вызвавшая к жизни систему международного права. За долгие годы своего существования человечество так и не изобрело другой кроме международного права общей основы, необходимой для упорядочения общения, для регулирования своих взаимоотношений, для решения спорных вопросов.

Международное право до недавнего времени выражает общечеловеческие ценности, близкие всем и объединяющие все народы. Оно представляло собой общедемократическую основу совместных усилий государств, народов и отдельных людей в целях обеспечения безопасности и развития каждого не за счет другого, а в интересах всех, что требует признания, прежде всего, принципов свободы выбора и баланса интересов.

Вместе с тем, следует отметить, что международно-правовая основа современных международных отношений оказалась сегодня в кризисе. Мировой порядок, основанный на международном праве, по существу был разрушен еще в 1999 году агрессивным нападением НАТО на Югославию. Поэтому действия международных террористов против самих США 11 сентября 2001 года, строго говоря, произошли уже в ситуации рухнувшего мирового порядка, когда нарушать, с точки зрения права, уже было нечего. Иными словами, террористы действовали на основе реального прецедента 1999 года, в целом принятого и одобренного мировым «цивилизованным» сообществом. В свою очередь, и военные действия антитеррористической коалиции, возглавляемой США, происходят в условиях, когда мировой порядок, основанный на международном праве, уже давно не действует. Кроме того, США четко просигнализировали, что ни СБ ООН, ни ОБСЕ, ни другие международные организации, способные обеспечить правовую основу для совершаемых ими – пусть справедливых – действий, им не нужны. Еще более прискорбно, что с этим по существу согласились и все прочие государства-члены международного сообщества, включая Россию. В результате сегодня весь мир, включая арабский Восток, лишний раз убедился в том, что человечество вступило в новый век, в котором, как и раньше, главенствующими являются не принципы разума и гуманизма, и даже не нормы международного права, а фактор силы, который делает мир еще более хрупким и беззащитным.

Таким образом, роль международного права, его моральный авторитет и моральный авторитет международных организаций, включая ООН, были подорваны в первую очередь действиями США в Югославии и в Ираке.

Это многим внушило подозрение, что на самом деле международное право носит лишь декларативный характер и не является источником силы. Право в настоящее время санкционируется силой. Есть сила – есть и право. Но такое положение недопустимо и заставляет задуматься о переоценке роли международного права в целом. Нужно решить вопрос о соотношении права и силы.

Развитым странам мира нужно продемонстрировать свое уважение к международному праву, а для этого начать меняться самим. Нужно понять, что международное сообщество ХХI века – это не мир центров силы, а мир взаимоуважения народов и культур. В этом мире нужна новая геополитическая этика, новая геополитическая мораль, основанная на международном праве, которое, по всей вероятности, сегодня требует нового переосмысления.





























V. Список используемой литературы.

  1. Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917).-М.: Изд-во АН СССР, 1958.

  2. Грабарь В.Э. Первоначальное значение римского термина jus gentium // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1964. Вып.148.

  3. Бекяшев К.А., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. М., 2005.

  4. Курс международного права в 7 томах. - М., 1989.

  5. Капустин А.Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2006.

  6. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М., 2004.

  7. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М., 2004.


  8. Международное право: учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. / Отв. ред. С.А. Егоров. – М.: "Статут", 2014.

  9. Тихиня, В.Г., Павлова, Л.В., Основы международного права : учебное пособие / В.Г. Тихиня, Л.В. Павлова. - Мн. : Книжный дом, 2006

  10. Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. 

  11. Шумилов М.В. Категория «государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты).// Право и политика. 2002-№3.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!