СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей в соответствии с современными требованиями

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должно играть современное образование и каким оно должно быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Мое мнение по этим вопросам.

Просмотр содержимого документа
«Организация туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей в соответствии с современными требованиями»

Шедова Е.Б. МБУ ДО ЦРТДиЮ

педагог дополнительного образовании «Полярис»


Шедова Екатерина Борисовна

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ЦРТДиЮ «Полярис»


ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ


Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должно играть современное образование и каким оно должно быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

За последние 100 лет человечество накопило огромнейший пласт новых знаний. При этом, благодаря развитию телевидения и интернета, большинство этих знаний стало доступно практически всем желающим, проживающим в местах, до которых добралась цивилизация. Непрерывное пополнение, уточнение знаний, приобретение и осмысление новой информации, выработка новых умений и навыков становятся важнейшими предпосылками повышения интеллектуального уровня человека, уровня его жизни, насущной потребностью для любого специалиста.

И, по моему мнению, именно это должно стать исходной точкой при обсуждении подходов к образованию. Если мы к этому добавим концепцию непрерывного образования, подразумевающую процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, то становится очевидным, что современное образование, в первую очередь должно быть направлено на то, чтобы научить каждого человека в совершенстве находить и фильтровать, обрабатывать и применять нужную информацию, и при этом не потерять заинтересованность «учиться, учиться и еще раз учиться». Современное образование – это развитие умственных способностей, памяти, логики, адаптивности и гибкости, развитие творческих способностей. Современное образование должно стать путеводной нитью к мечте и новым открытиям!

Конечно на деле все обстоит несколько иначе. Проблемы есть, и их немало. Но мы должны понимать, что у каждого человека только одна жизнь, и то, что ему не додадут в самом начале, может негативно сказаться на всей его дальнейшей судьбе. Поэтому наша задача, я имею в виду педагогов, научиться идти в ногу со временем, стать мобильными, гибкими, и самое главное, понимать, что мы делаем и для чего.

На данном этапе в образовании существует множество суперсовременных методик, технологий, приемов. Но не следует с криком «Ура!» хватать их и бежать вперед, «на амбразуру». Никто не говорит, что нужно забыть все, чему нас когда-то учили. И, если мы внимательно ознакомимся с опытом работы выдающихся педагогов прошлого века, то увидим, что на самом деле все новое – это давно забытое старое. При организации своей педагогической деятельности я всегда руководствуюсь этими принципами.

Работая по программам туристско-краеведческой направленности, я стала замечать, что одни дети с удовольствием занимаются по ним, а другие нет. Поэтому я, во-первых, для каждой новой группы создаю программу, адаптированную только под этих детей, во-вторых, после каждого года обучения я провожу корректировку программы как по уже изученному материалу, так и по следующему году обучения. Например, по программе «Школа выживания» с удовольствием занимались мои бывшие выпускники. Им нравилось ходить в походы в течение всего года, строить убежища, ночевать в «иглу». Они готовы были к трудностям, к холоду, непогоде. Для следующих детей «Школа выживания» не подошла, так как им больше нравится участвовать в туристских соревнованиях, слетах и конкурсах, а сложные походы ребятам не под силу. Не то чтобы им не хватало физических качеств, просто они вышли из таких семей, где родители очень далеки от общения с природой. И, чтобы не потерять детей, для которых мнение родителей на тот момент было непреклонным, мы начали больше уделять время подготовке к соревнованиям. Для этого я модифицировала программу «Спортивный туризм – туристское многоборье». Уже сейчас вижу, что на данном этапе она требует некоторой доработки. Программу «Правильный путь» к следующему учебному году я хочу адаптировать под более младший возраст, так как считаю, что второклассникам она будет более интересна.

Я не просто разрабатываю свои программы под определенный контингент учащихся. Все они цикличны по своей структуре, и продолжают друг друга как по блочно-модульной системе, с усложнением материала в каждом блоке в зависимости от самой программы, а также от уровня программы, так и по программным массовым и воспитательным мероприятиям, которые проводятся с первого года обучения и продолжают проводиться ежегодно для учащихся всех моих программ. Я считаю, что данная преемственность программ способствует созданию условий для непрерывного воспитания и развития личности ребенка.

Учащиеся первых классов заканчивающие заниматься по программе «Юные туристы-краеведы», могут продолжить обучение по программе «Правильный путь», а затем либо по программе «Школа выживания», либо по программе «Спортивный туризм: туристское многоборье», тем самым оттачивая не только свои знания, умения и навыки, которые несомненно пригодятся им во взрослой жизни и могут стать определяющими в выборе будущей профессии. Ребята научаться открыто выражать и отстаивать свою позицию, быть целеустремленными и настойчивыми в достижении поставленных целей, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается и многому другому, что несомненно поможет им в дальнейшем успешно социализироваться в обществе и вести полноценную самостоятельную жизнь, добиваться всего своими силами.

Мои программы работают не только по вертикали, но и по горизонтали. Это значит в программах материал разработан таким образом, чтобы каждый учащийся смог почувствовать себя успешным, выполняя те задания, которые ему под силу. Возьмем задание по вязке узлов. Вместо завязывания определенных узлов, я предлагаю учащимся завязать любой узел, который будет соответствовать заданным параметрам. Например, в задании необходимо связать две веревки одного диаметра. Учащийся самостоятельно выбирает подходящий узел и завязывает его. Здесь конечно может возникнуть другая проблема. Некоторые дети не любят напрягаться. Они считают, зачем выполнять сложную задачу, когда можно себя не утруждать и сделать более легкий вариант. И тогда здесь уже встает вопрос участия в соревновательной деятельности. Хочешь участвовать в соревнованиях высокого уровня, то ты должен им соответствовать.

Есть учащиеся, для которых вязка узлов и их запоминание – это непреодолимый барьер. Для них вместе со старшими ребятами мы придумали следующее. Например, у мальчика получается хорошо вязать только узел «восьмерка проводник». Ему дается задание как можно быстрее и правильнее завязать 10 таких узлов. Да, он не научится вязать все узлы, но зато он научится добиваться поставленной задачи. Наблюдая за воспитанником, замечая, что у него получается лучше всего, я стараюсь придумывать задания, которые в той или иной степени будут способствовать его развитию и создадут стопроцентную ситуации успеха. Эта система проходит через все мои программы, и, как показывает практика, помогает таким детям стать более уверенными и раскрепощенными. Они открывают в себе способности, о которых раньше и не догадывались, благодаря чрезмерной родительской опеке, лишавшей их самостоятельности.

На своих занятиях я так же практикую систему наставничества. Ребята, у которых получается выполнять задание быстрее и лучше, становятся наставниками для тех, у кого тормозит процесс запоминания. Они помогают, объясняют и радуются вместе с подопечным, когда у него начинает получаться. В этом году я разработала систему наставничества по типу «пионер-октябренок». Ребята, которые закончили обучение по программе «Юные туристы-краеведы» и перешли на программу «Правильный путь», набрали себе команды из числа новых учащихся объединения «Юные туристы». Перед наставниками поставлена задача подготовить своих подопечных к весеннему туристско-краеведческому слету, который ежегодно проводится в мае.

Современное общество в данный момент находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. Это тоже я стараюсь внедрять в свои программы. Например, в блоке по краеведению, учащимся предлагается самостоятельно подобрать материал на одну из тем, которую он выбирает из предложенного списка и выступить с ним перед группой.

Так же мне очень нравится использовать на своих занятиях и при проведении воспитательных мероприятий кейс-технологию, которая помогает формировать у учащихся новые качества и умения, развивать способность самостоятельно исследовать и анализировать различные ситуации и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Кейс-метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. Кейс не всегда предлагает проблему в открытом виде, иногда её необходимо вычленить из той информации, которая содержится в описании кейса. Эта технология помогает учащимся развивать связную, грамматически правильную речь, аналитическое, творческое мышление, формировать навыки коммуникативного взаимодействия. Дети учатся доказывать. отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, дискутировать, принимать помощь. Все приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки ребята могут в дальнейшем самостоятельно использовать в жизненных ситуациях, не прибегая к помощи взрослых.

Вот один из примеров занятия с применением кейса. Тема занятия «Личное снаряжение для многодневного пешего похода». На обычном занятии можно просто выдать ребятам список снаряжения и разобрать каждый пункт. А можно поставить перед каждым учащимся или перед всей группой простую ситуационную задачу: «Вы решили отправится в многодневный пеший поход в Хибины. Руководитель выдал вам список необходимого снаряжения, но вы его случайно потеряли. Ваши действия.» При решении задачи, ребята могут предлагать простые варианты, например, «Я позвоню руководителю, и он мне отправит список по почте, продиктует и так далее». В таких случаях задачу можно усложнить – «у руководителя не отвечает телефон, а поход уже завтра» и тому подобное. Моя задача подтолкнуть их к варианту создания списка своими силами. Для этого им необходимо воспользоваться дополнительной информацией из предложенных мной источников. Информация может быть самой разнообразной, включая климатические особенности Хибинских тундр, весовые характеристики снаряжения и тому подобное. В итоге ребенок, самостоятельно составивший список личного снаряжения для пешего похода, разобравшийся в принципах его составления, в дальнейшем не будет нуждаться в помощи родителей или педагога. У него не возникнет особых трудностей собраться в лыжный или водный поход. Он всегда может найти и обработать нужную информацию.

Что еще делает современное занятие современным? Конечно же наличие современных дидактических инструментов по предмету, включая возможность обращаться в ходе занятия к Интернет-ресурсам и наличие хорошей современной материальной базы. К сожалению, пока в этом мы отстаём. Но это не значит, что проблема не решается. С передовыми методистами «Полярис» мы рассматриваем создание туристского клуба на базе центра. Туристский клуб даст возможность расширить взаимодействие с другими образовательными учреждениями города, популяризировать туристско-краеведческое направление через проведение массовых мероприятий для учащихся и семинаров по подготовке туристских кадров, а также участвовать в проектной деятельности по развитию детского туризма в городе Мончегорске, созданию современной материальной базы.

Подводя итоги, могу с уверенность сказать, что настанет момент и туристско-краеведческая деятельность займет свое место в современном образовании. Недаром её называют универсальным средством воспитания человека и приобщения его к здоровому образу жизни.

Глобализация общества ведет к созданию комфортных условий, роботизация призвана упростить, облегчить нашу жизнь. Но, по моему мнению, человеку будущего необходимо уметь всегда находить выход из любой нестандартной ситуации, научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми и особенно с планетой Земля, и к этому его должно подготовить наше современное образование.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!