СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация текущего контроля по дисциплине История мировой культуры

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал.

Данное пособие разработано в комплекте с мультимедийными презентациями, содержащими все указанные музыкальные произведения. В ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее умений путем их уточнения и дополнения.

Просмотр содержимого документа
«Организация текущего контроля по дисциплине История мировой культуры»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»








методические рекомендации





ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

























2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач.

Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс

Данное пособие разработано в комплекте с мультимедийными презентациями, содержащими все указанные музыкальные произведения. В ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее умений путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Современные информационные технологии являются эффективным инструментом в решении разнообразных образовательных задач.

Компьютерные тесты и мультимедийные музыкальные викторины в качестве контрольно-оценочных средств по дисциплинам ориентированы на требования ФГОС специальности к результатам освоения профильных дисциплин и позволяют за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала.

Использование цифровых образовательных ресурсов в проведении текущего и рубежного контроля позволяет сделать его экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок.



Требования ФГОС специальности 54.02.01Дизайн (по отраслям)

углубленной подготовки

к результатам освоения профильных дисциплин.

В результате изучения дисциплины «История мировой культуры» обучающийся должен уметь:

-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выбора путей своего культурного развития;

-организации личного и коллективного досуга;

-выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

-самостоятельного художественного творчества;

знать:

-основные виды и жанры искусства;

-изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-шедевры мировой художественной культуры;

-особенности языка различных видов искусства.


Занятие 3. Текущий контроль знаний и умений по теме:

Музыкальные жанры. Большая опера.

Творчество Скарлатти, Люлли. Инструментальная музыка. Творчество Корелли, Вивальди, Гендель. Органная музыка. И.С.Бах.


Задание 1. Характеристика музыкальных произведений.

Эмоциональная окраска музыки.

Содержание задания. Внимательно прослушайте музыкальный фрагмент.

Запишите автора, название произведения и охарактеризуйте несколькими прилагательными эмоциональную окраску музыки. (Можно выбрать из предложенного списка или дополнить своими)

  • Возвышенная, патетическая, торжественная…..

  • Величественная, духовная, грандиозная…

  • Трагическая, скорбная, угнетающая…

  • Страстная, динамичная, бурная …

  • Радостная, ликующая, взволнованная ….

  • Игривая, кокетливая, шутливая …

  • Легкая, воздушная, грациозная…

  • Наивная, простая, бесхитростная….

  • Светлая, грустная, тихая…..

  • Печальная, тоскливая, скучная……


Задание 2. Музыкальная викторина.

МУЗЫКА БАРОККО И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ


обучающийся должен уметь:

-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;


Задание: На карточке цифрами обозначены номера слайдов.

Определите звучащий во время демонстрации слайда музыкальный фрагмент и запишите в строке автора и название произведения.


Вариант 1

2_______________________________________________________________

5_______________________________________________________________

10_____________________________________________________________

14______________________________________________________________


Вариант 2.

4______________________________________________________________

7______________________________________________________________

9_______________________________________________________________

13______________________________________________________________


Вариант 3.

1_______________________________________________________________

6_______________________________________________________________

11______________________________________________________________

16______________________________________________________________


Вариант 4.

3_______________________________________________________________

8_______________________________________________________________

12_______________________________________________________________

15_______________________________________________________________



Список фрагментов из музыкальных произведений:

  • Бах И.С. Токатта и фуга (ре минор)

  • Бах И.С.. Шутка.

  • Бетховен Л.В. соната №14, «Лунная»

  • Бетховен Л.В. Апассионата. (исп. Святослав Рихтер)

  • Бетховен Л.В. СимфонияNo5

  • Вивальди А. Времена года Зима.

  • Вивальди А. Времена года. Весна.

  • Гайдн Ф. Й. Симфония №45 «Прощальная», часть

  • Гайдн Ф.Й. Серенада.

  • Гендель. Аллилуйя

  • Гендель. Пассакалия

  • Моцарт В.А.. Турецкий марш.

  • Моцарт В.А. Реквием. Лакримоза.

  • Моцарт В.А. Волшебная флейта. Выходная ария Папагено «Я самый ловкий птицелов…»

  • Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада.

  • Моцарт В.А. Симфония №40 соль минор.

  • Скарлатти. Соната.



Коды вариантов:


Вариант 1

Гайдн Ф. Й. Симфония №45 «Прощальная», часть

Моцарт В.А.. Волшебная флейта. Выходная ария Папагено «Я самый ловкий птицелов…»

Бетховен соната №14, Лунная

Гайдн Ф.Й. Серенада



2

5

10

14

Вариант 2.

Бетховен Л.В. СимфонияNo5

Вивальди А. Времена года Зима.

Гендель. Пассакалия

Моцарт В.А. Реквием. Лакримоза.



4

7

9

13

Вариант 3.

Моцарт В.А.. Турецкий марш.

Бах И.С. Шутка.

Моцарт В.А.. Симфония №40 соль минор.

Скарлатти. Соната.



1

6

11

16

Вариант 4.

Вивальди А. Времена года. Весна.

Бетховен Л.В. Апассионата. (исп. Святослав Рихтер)

Бах токатта и фуга_re_minor_

Гендель. Аллилуйя



3

8

12

15


Правильные ответы:

Вариант 1

2 Гайдн Ф. Й. Симфония №45 «Прощальная», часть3 .

5 Моцарт В.А.. Волшебная флейта. ария Папагено «Я самый ловкий…..»

10 Бетховен соната №14, Лунная .

14 Гайдн Ф.Й. Серенада .


Вариант 2.

4 Бетховен Л.В. СимфонияNo5 .

7 Вивальди А. Времена года Зима .

9 Гендель. Пассакалия .

13_ Моцарт В.А. Реквием. Лакримоза .


Вариант 3.

1_ Вивальди А. Времена года. Весна.

6 Бетховен Л.В. Апассионата. (исп. Святослав Рихтер)________

11 Бах токатта и фуга_re_minor_

16 Гендель. Аллилуйя




Критерии оценки:

«5» - все ответы верные

«4» - три правильных ответа

«3» - два правильных ответа.

«2» - один правильный ответ или все ответы неверные.



Задание 3. Музыкальная викторина.


ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ.

Трагический конфликт между героем и окружающей средой стал господствующей темой и в литературе, и в музыке, и в живописи.

В музыкальном искусстве Шумана, Шуберта, Берлиоза, Вагнера он преломляется и как мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире, и как восхищение перед красотой и величием природы

Общие для мировоззрения романтиков культ сильных страстей и порывов, интерес к фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам, чуждым буржуазной цивилизации, по-разному преломлялись в художественной культуре различных национальных школ.


обучающийся должен уметь:

-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;



Список музыкальных произведений:

  • Верди Дж. Ария Риголетто. Сердце красавицы.

  • Дебюсси К. Танец снежинок

  • Вагнер Р. Полет Валькирии

  • Шуберт Ф. Аве Мария

  • Шуман Р. Крейслериана.

  • Шопен Ф. Вальс до диез минор

  • Лист Ф. Венгерская рапсодия.

  • Вагнер Р. Увертюра к опере Летучий голландец

  • Верди. марш из оперы Аида.

  • Бизе Ж. Тореадор. Опера Кармен.

  • Дебюсси. Лунный свет. (Музыка из Сумерек)

  • Шуман Р. Киарина (Карнавал)

  • Равель. Болеро

  • Лист Ф. Грёзы любви.


Задание: На карточке цифрами обозначены номера слайдов.

Определите звучащий во время демонстрации слайда музыкальный фрагмент и запишите в строке автора и название произведения.


Карточки заданий:


В.1

3.____________________________________________________________

7. _________________________________________________________

11.________________________________________________________ 13.___________________________________________________________


В.2

2. __________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

10. _________________________________________________________

15. __________________________________________________________


В.3

1. __________________________________________________________

6. __________________________________________________________

9. __________________________________________________________

14. __________________________________________________________


В.4

4. __________________________________________________________

8. __________________________________________________________

12. ____________________________________________________________

16. ____________________________________________________________

Коды вариантов:

Вариант 1.

Верди Дж. Ария Риголетто. Сердце красавицы.

Дебюсси К. Танец снежинок

Вагнер Р. Полет Валькирии

Шуберт Ф. Аве Мария



3

2

1

4

Вариант 2.

Шуман Р. Крейслериана.

Шопен Ф. Вальс до диез минор

Лист Ф. Венгерская рапсодия.

Вагнер Р. Увертюра к опере Летучий голландец



2

3

1

4

Вариант 3.

Верди. марш из оперы Аида.

Бизе Ж. Тореадор. Опера Кармен.

Дебюсси. Лунный свет. (Музыка из Сумерек)

Шуман Р. Киарина (Карнавал)



3

2

1

4

Вариант 4.

Равель. Болеро

Лист Ф. Грёзы любви.

Вагнер Р. Увертюра к опере Летучий голландец.

Шопен Ф. Вальс до диез минор


1

3

2

4



Правильные ответы:


В.1

3. Вагнер Р. Полет Валькирии

7. Лист Ф. Венгерская рапсодия.

11. Дебюсси. Лунный свет. (Музыка из Сумерек)

13. Равель. Болеро


В.2

2. Дебюсси К. Танец снежинок

5.Шуман Р. Крейслериана.

10. Бизе Ж. Тореадор. Опера Кармен.

15. Вагнер Р. Увертюра к опере Летучий голландец.


В.3

1. Верди Дж. Ария Риголетто. Сердце красавицы.

6. Шопен Ф. Вальс до диез минор

9. Верди. марш из оперы Аида.

14. Лист Ф. Грёзы любви.

В.4

4. Шуберт Ф. Аве Мария

8. Вагнер Р. Увертюра к опере Летучий голландец

12. Шуман Р. Киарина (Карнавал)

16. Шопен Ф. Вальс до диез минор


Справочный раздаточный материал:


Список воспроизведения:


Бизе Ж. Тореадор. Опера Кармен.

Вагнер Р. Полет Валькирии

Вагнер Р. Увертюра к опере Летучий голландец

Верди Дж. Ария Риголетто. «Сердце красавицы…»

Верди. марш из оперы Аида.

Дебюсси К. Танец снежинок

Дебюсси. Лунный свет.

Лист Ф. Венгерская рапсодия.

Лист Ф. Грёзы любви.

Равель. Болеро

Шопен Ф. Вальс до диез минор

Шуберт Ф. Аве Мария

Шуман Р. Киарина (Карнавал)

Шуман Р. Крейслериана.



Критерии оценки:


«5» - все ответы верные

«4» - три правильных ответа

«3» - два правильных ответа.

«2» - один правильный ответ или все ответы неверные.



Задание 4. Самостоятельная работа:


ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ


Обучающийся должен знать:

-основные виды и жанры искусства;

-изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-шедевры мировой художественной культуры;

-особенности языка различных видов искусства.




Информация для подготовки к самостоятельной работе.

О стилях:

Барокко - Вычурный и пышный архитектурный и скульптурный стиль XVI—XVIII вв.

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).


Рококо - Архитектурный, художественный стиль XVII—XVIII вв., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. 

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».


Сентиментализм. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. 

Направление западного искусства второй половины XVIII, выражающее разочарование в «цивилизации», основанной на идеалах «разума» (идеологии Просвещения). Сентиментализм провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни «маленького человека». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

Отличительные черты: уход от прямолинейности классицизма, культ чувства,

культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий, внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи.

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению. Зародился в Германии. Предвестник романтизма — «Буря и натиск» и сентиментализм в литературе. Интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен. 

Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.


Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.

В императорской Франции ампир отличал торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.


Прерафаэлиты — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.


Реали́зм — (от позднелат. reālis «действительный») — направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.


Содержание задания: Заполнить таблицу в соответствии с вариантом задания.

Вариант 1. Барокко

Вариант 2. Рококо

Вариант 3. Сентиментализм

Вариант 4. Романтизм

Вариант 5. Ампир

Вариант 6. Братство прерафаэлитов

Вариант 7. Критический реализм

Вариант 8. Импрессионизм

Карточки –задания:


Самостоятельная работа. ______________________________

Ф.И. студента, группа

Заполнить таблицу : Вариант № (….)

вопрос

ответ

Каково значение термина - названия стиля (художественного направления)?


Опишите отличительные черты данного стиля (художественного направления).


В каком (каких) видах искусства проявился этот стиль (художественное направление), в чем его новизна.



Каковы основные сюжеты, идеи произведений этого стиля?



Назовите авторов и произведения, относящиеся к данному стилю.



Пример выполнения задания:

Заполнить таблицу : Вариант 8. Импрессионизм

Вопрос:

ответ

Каково значение термина - названия стиля (художественного направления)?

Один из журналистов презрительно отозвался о художниках (К. Моне, К.Писсарро, О. Ренуар) как об «импрессионистах», потому что их картины якобы фиксировали лишь первое впечатление от увиденного (перевод с франц. — «впечатление»).

Опишите отличительные черты данного стиля (художественного направления).

Художники-импрессионисты совершили величайший переворот в живописи. Они работали, не согласуясь с правилами и принципами академической школы. Они вышли писать свои полотна на пленэр. Передавали различия света в разное время дня и года, и то как атмосферные условия изменяются.

В каком(каких) видах искусства проявился этот стиль (художественное направление), в чем его новизна.

В живописи и музыке.

В творчестве художников и композиторов-импрессионистов общий художественный метод - стремление к передаче первого непосредственного впечатления от явления.

Новым в живописи импрессионизма стали техника мазка, передача впечатления от света и цвета натуры.


Каковы основные сюжеты, идеи произведений этого стиля?

Импрессионисты не писали на библейские, исторические и мифологические мотивы, они стремились отобразить реальную жизнь, показать бытовые сценки.

Эффекты света стали столь же важными, как и изображаемый предмет.

Назовите авторов и произведения, относящиеся к данному стилю.



К. Дебюсси. Лунный свет.

К. Дебюсси. Танец снежинок.

К. Моне. Вокзал Сен-Лазар.

К. Моне. Стога.

О.Ренуар. Портрет Жанны Самари.

Э.Мане. Бар Фоли-Бержер.

Э.Дега . Голубые танцовщицы.

Критерии оценки:

-характеристика, описание соответствует плану;

-ответы развернутые и аргументированные;

-использование специальной терминологии.

Задание 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.


В результате изучения дисциплины «История мировой культуры» обучающийся должен

уметь:

-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

знать:

-основные виды и жанры искусства;

-изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-шедевры мировой художественной культуры;

-особенности языка различных видов искусства.


Схема анализа произведений искусства




Критерий анализа


Специализированная лексика, обороты речи


Комментарий


1

История создания (автор, название, время создания).

Художник, живописец, иконописец, мас- тер, творец.

Картина, полотно, работа, произведение. Замысел, прототип

Античное, Романское Готическое, Ренессансное искусство, и т.д.

История создания — ключ к пониманию произведения искусства, замысла художника.

Анализ произведения - не переписывание статей из энциклопедий и справочников.

Анализ предполагает знание прообразов в истории изобразительного искусства, сведения из биографии художника

2

Вид, жанр

Живописное произведение, произведение графики (скульптуры, декоративно-прикладного искусства). Пейзаж, натюрморт, исторический жанр, батальный жанр, анималистический жанр,др

Сведения о видах, жанрах искусства, о специфике изобразительных средств

3

Художественная техника

Мозаика, витраж, масляная живопись, акварель и др.

Каждая живописная техника — мозаика, акварель, витраж — имеет свойственную только ей специфику воздействия на зрителя.

4

Сюжет, образы

Персонаж, герой, образ, деталь, глав- ный герой произведения, центральным персонажем картины является… Художник использует традиционный образ (образ античного мифа, былины). Сюжет картины, количество сюжетных линий, многосюжетное произведение, произведение беспредметного (абс- трактного) искусства.

Анализ сюжета (предмета изображения) связан с литературной (античные мифы, библейские сюжеты) или музыкальной ( декорации «мирискусников») основой произведения.

Выражение лица, поза, жесты, одежда (костюм), аксессуары — образ героя складывается из этих составляющих, которые необходимо учитывать при анализе художественного произведения.

Традиционное видение или новаторская трактовка


Композиция

Многофигурная композиция, композиция выстроена по диагонали (горизонтали, вертикали). Пирамидальная композиция. Традиционная для античного искусства (византийского, древнерусского и т.д.; эпохи Средневековья, Возрождения) композиция.


Построение композиции (строения, расположения и соотношения составных частей произведения, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром, назначением).

Композиция непосредственно влияет на восприятие зрителем художественного произведения.

Композиционный центр, цветом (рисунком) выделен смысловой центр композиции. Композиционная доминанта.

Диалог жестов, линий. Симметрия, асимметрия. Передний (средний, задний) план. Фон


Колорит

Колорит, палитра, гамма, цвет, оттенок, тон, краска, названия цветов в палитре (охра, лимонно-желтый и т.д.), реф- лекс, диалог красок. Мастер цвета, колорист, живописец. Цвета яркие, блеклые, звонкие, при- глушенные, холодные, теплые, сочные, броские, спокойные, насыщенные, нежные, суровые, легкие и др. Колорит жгучий, веселый, бодрый, лирический, грустный, прозрачный, бледный и др. Контрастность. Яркость. Глубина цвета.

Решающую роль в формировании зрительского впечатления от произведе- ния живописи играет выбор художником колорита (соотношения красок, цветов в произведении искусства): теплого или холодного, светлого или насыщенного.

Роль цвета велика не только в искусстве живописи. Например, в античном искусстве цвета начинают приобретать отвлеченное значение, становятся благородными или низкими, культурными или варварскими и т.д.

Геральдика, зародившись в Средневековье, преподносит яркий пример символического толкования цвета.


Прочие приемы

Резкий (порывистый) мазок, четкий рисунок, яркое цветовое пятно.

Мозаичность, витражность, имитация гобелена.

Декоративность.

Светотеневая моделировка объема

О чем может рассказать живописная манера художника? О принадлежности к тому или иному художественному направлению.

Об эмоциональном, душевном состоянии художника,но и на его скрытый от глаз современников и потомков внутренний мир.

Свет и тень — их сочетание, диалог, противостояние, — безусловно, основной художественный прием искусства графики. Однако и в живописи игра (битва) света и тени занимает важное место .


Стиль, направление, течение

Барокко, рококо, ампир, импрессионизм, классицизм, модерн и др


Упоминание стиля живописного произведения должно быть выводом, сделанным на основании проведенного анализа.

Стиль, направление, течение определяются не только особенностями композиционных построений, колористическими решениями, спецификой мазка, но в большей степени — трактовкой сюжета, видением действительности.


Проблематика

Проблема, ключевые вопросы

Проблема поиска положительного героя (идеала, прекрасного как эстетической категории), проблема смысла жизни, назначения искусства и др.

Эстетические кредо, лозунги, программные заявления, манифесты.


Мастерство художника

Профессионально, мастерски, безупречно. Безукоризненная передача… Художник сумел…

Какие художественные приемы использует художник, но и насколько ему как мастеру удается это сделать


Использован интернет-ресурс:

(Схема художественного анализа)



Критерии оценки:


-характеристика, описание соответствует плану;

-ответы развернутые и аргументированные;

-использование специальной терминологии.

Список произведений для художественного анализа:


  1. Д. Веласкес. Менины.

  2. У.Хогарт. «Вскоре после свадьбы», серия картин «Модный брак» .

  3. Т.Гейнсборо. Портрет герцогини де Бофор. «Портрет дамы в голубом»

  4. Ж.Б.Грез. Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания.

  5. Ж.Л. Давид . Клятва Горациев.

  6. А. Ватто. Паломничество на остров Киферу

  7. Ф. Буше. Диана после купания

  8. Ф. Гойя. «Капричос». «Сон разума рождает чудовищ»

  9. Дж. Миллес. «Офелия».

  10. Д. Г. Россетти. «Се, раба Господня»

  11. У. Блейк. «Великий архитектор».

  12. У.Тернер. Дождь, пар и скорость.

  13. О.Домье. Прачка.

  14. Ф.Милле. Сборщицы колосьев.

  15. К.Коро. Воз сена.

  16. Г.Курбе. Ателье художника

  17. К.Моне. Бульвар Капуцинок в Париже

  18. К. Моне. Стог сена на закате

  19. Э.Мане. Бар в Фоли-Бержер.

  20. О.Ренуар.Портрет Жанны Самари

  21. А. Сислей. Лужайки весной.

  22. Э. Дега. Голубые танцовщицы.

  23. О.Роден. Граждане Кале.

  24. Э-А. Бурдель. Геракл

  25. А.Майоль. Помона.

  26. П.Сезанн. Натюрморт с грушами

  27. В.Ван Гог. Подсолнухи.

  28. П.Гоген. Таитянка

  29. Ж.Серра. Воскресный день в Гранд-жат.

  30. П.Синьяк. Гавань в Марселе.



Список использованных источников:

Документы

  1. ФГОС специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) входящей в укрупненную группу специальностей 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. №1199, зарегистрирован Минюст России от 26.12.2013 г. № 30861)

Литература

  1. Емохонова Л. Г. Е60 Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544с, 16л. ил.: ил.

  2. Сокольникова Н. М.История изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 2 / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., стер. — М .: Издатель­ский центр «Академия», 2007. — 208 с. : ил., [8] с. цв. Вкл


Интернет-ресурсы:

  1. http://window.edu.ru/resource/313/9313 (ЕДИНОЕ ОКНО Доступа к информационным ресурсам: Музыка барокко в mp3).
  2. http://www.artap.ru/cult/ntsi.htm ( Культура. справочник - словарь. Направления, течения и стили в искусстве)
  3. file:///D:/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1%20%D0%BA.%202%20%D1%81.%20%D0%98%20%D0%98/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B.pdf ((Схема художественного анализа)
  4. http://musclass.ru/musicfor.htm (Классическая музыка зарубежных композиторов. Mp3)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!