СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с текстом на уроках русского языка как основа создания развивающей речевой среды и формирования духовно-нравственной личности учащихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы с текстом

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с текстом на уроках русского языка как основа создания развивающей речевой среды и формирования духовно-нравственной личности учащихся.»

41






Организация работы с текстом на уроках русского языка как основа создания развивающей речевой среды и формирования духовно-нравственной личности учащихся.

Кемерово 2020

Содержание

Введение 3

Глава 1. Глава 1. Теоретическая основа обучения работе с текстом на уроках русского языка

4

Глава 2. Организация работы с текстом на уроках русского языка и формирования духовно-нравственной личности учащихся………..5

2.1. Формы и методы организации работы с текстом......9

2.2. Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на уроках русского языка.

Заключение……….……………………………………..………………… ……19

Литература 20

Приложение 21




















Введение

Русский язык занимает особое место в ряду других предметов школьного курса, поскольку успехи в их изучении определяются именно успехами в овладении языком, являющимся важнейшим средством воспитания и развития ребенка.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

В условиях модернизации школьного образования, интенсивного внедрения ФГОС  необходимо  ориентироваться на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием коммуникативных универсальных учебных действий.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста: культурологический, литературоведческий, лингвистический, контекстуальный, структурный, комплексный и др.

Актуальность выбора методической темы обусловлена тем, что анализ результатов участия учащихся классов основной школы на протяжении последних лет показывает, что именно работа с текстом является западающим звеном для выпускников основной школы. Они не могут найти правильную информацию, особенно если тексты разного формата; выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.  

Обучение родному языку в отечественной методике рассматривается в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности - духовно-нравственное, эстетическое - в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Эти проблемы необходимо решать учителям русского языка, работающим в основной школе.
































Глава 1. Теоретическая основа обучения работе с текстом на уроках русского языка


Методологической основой опыта стали:

- лингвистические концепции теории текста (Н.С. Валгина, И.Р.Гальперин);

- методические теории развития связной речи учащихся в процессе обучения русскому языку (Т.А. Ладыженская, С.И.Львова, Е.И. Никитина, Л.А. Тростенцова, М.М.Разумовская);

В методиках этих авторов понимается системный, многоуровневый анализ текста. Последовательное, поуровневое рассмотрение какого-либо конкретного текста (в последовательности: текст в целом, фрагменты текста, предложение, слово, морфемный состав, фонетическая структура, пунктуация и орфография).

Теоретическую основу обучения работе с текстом составляют три группы понятий:

- Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

-Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

- Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий).

Текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Учащихся необходимо учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию . Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет русский язык.



















Глава 2. Организация работы с текстом на уроках русского языка и формирования духовно-нравственной личности учащихся

      Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.

 Вот лишь некоторые приемы работы с текстом.

 1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

 2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

 3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
 4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

 5. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего.

 6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

 7. Инсерт. Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

 

«V» - знаю;

 

«+» - новое для меня;

 

«- » - думал иначе;

 

«?» - не понял, есть вопросы.

 

8. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

 

простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;

 

уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;

 

интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей;

 

творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза;

 

оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;

 

практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.

 

9. Приём «круги по воде».

 

      Записывается название языкового явления по вертикали и подбираются в соответствии с заданием синтаксические единицы из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.

 

     Развитию творческих способностей содействуют также дидактические игры на уроке.

 

Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

 

 

 

Заключение.

 

      Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

 

?     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

 

?     пополнять речевую память учащегося;

 

?     обогащать словарный запас;

 

?     продуктивно усваивать учебный материал;

 

?     прививать  эстетический вкус;

 

?    формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

 



1.2. Комплексная проверочная работа

На уроках русского языка занимаясь комплексным анализом текста, учащийся учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов. Например, в начале 5 класса провожу проверочную работу .

Текст

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.
А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть–чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой–то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто–то еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких–то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто–то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Вопросы и задания:
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
3. Определите стилистическую роль однородных членов.
4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
8. Сделайте морфемный анализ наречий «взапуски», «наперекор».
9. Объясните написание суффиксов в глаголах «прорезывались», «почивают», «вспыхивает».
10. Найдите в тексте наречие с–НН–и объясните его написание.

В соответствии с полученными результатами строю свою работу.

Начинать работу с текстом необходимо с таких произведений, которые потребуют усиления внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.


1.3. Формы и методы работы с текстом.

Работая в школе долгие годы, пришла к выводу, что наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- лингвостилистический анализ текста;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- различные виды диктантов;

- сочинение-рассуждение;

- редактирование текста;

- работа с текстами-миниатюрами;

- коммуникативные и игровые ситуации; - составление синквейнов, кластеров к тексту.

Чаще всего на уроках я применяю метод лингвистического анализа.

Особенно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение,  будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью.

На основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты.
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Это поможет учащимся справиться с выпускным итоговым сочинением, введённым в итоговую аттестацию в 2014 году.

1.4. Дидактические игры.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Из разных источников я отобрала следующие:

Например: 
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2.«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3.«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4.«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

1.5. Нестандартные формы уроков.

Активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные формы уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.

В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра) состоит из следующих этапов:

- целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; 
- планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);

- исследование (исследование текста, решение промежуточных задач); 
- дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);

- итоговая творческая работа.

На данном этапе работы происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.

Нетрадиционным началом урока чаще всего является приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

В 7 классе перед знакомством с параграфом «Лексикография» предлагаю ребятам оценить следующие утверждения, обозначив в колонке «До чтения текста» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное. Затем проделываем аналогичную работу после чтения параграфа, а, когда начинаем обсуждать результаты, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.



























2.2. Примерное содержание работы с краеведческим материалом


Благодаря краеведческим материалам учащиеся пополняют знания о родном крае, расширяют словарный запас, закрепляют знания по грамматике.

Использование краеведческого материала на уроке помогает формировать чувство любви к родному краю, бережное отношение к окружающему миру.

Обращение к истории развития края, района, к природным богатствам воспитывает у детей чувство гордости, уважение и любовь к родным местам.

Можно определить примерное содержание такой работы.

- Язык как культурно-историческая среда (отражение мировоззрения

народа в языке с использованием местного языкового материала, скорее всего, диалектного)

- Язык фольклора Кемеровской области.

- Диалектная лексика и фразеология.

- Язык города Кемерово в его разновидностях (литературный язык,

просторечия. профессионализмы, молодежный жаргон).

- Культура речи. Понятие нормы в связи с фонетическими и грамматическими особенностями сибирского наречия.

- Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов с выявлением специфических языковых (лексических, грамматических) особенностей и средств создания языковой выразительности, образности.

На основе предложенной тематики можно организовать работу

факультатива в старших классах или использовать отдельные темы для организации поисково-исследовательской деятельности.



2.3. Формы и методы реализации регионального компонента.


Формы и методы реализации регионального компонента в преподавании русского языка могут быть следующие:

  1. Проведение вводных уроков по одной из тем в начале учебного года.

  2. Включение местного материала в уроки по лексике, фонетике,

словообразованию.

  1. Организация кружков

  2. Изучение особенностей быта в данном селе, пополнение экспозиций школьного краеведческого музея как основа для творческих работ.

  3. Организация исследовательской учащихся, как и групповой так и

индивидуальной ( например, составление истории слов, вошедших из говора в литературный язык; самостоятельное наблюдение за речью одноклассников, старших жителей села, обработка и анализ собранного материала)

  1. Сбор материала по разным тематическим группам («Названия овощей в нашем селе», «Русская печь», «Старая прялка моей бабушки», «Утюги»).

  2. Подготовка сообщений по материалам произведений, авторы которых – наши земляки.

  3. Сбор материала по топонимике.

  4. Праздник славянской письменности 24 мая.

  5. Словарная работа, в ходе которой выполняются задания:

- найти в толковом словаре значения указанных слов;

- перевести диалектные слова на современный язык;

- узнать слово по его описанию;

- подобрать синонимы, антонимы к данному слову;

- составить «тематические словарики» и т.д.

11. Работа с «малыми текстами» – выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край». Эта серия заданий включает следующие рубрики:

- Знаете ли вы, что…

- Это интересно…

- Откуда это…

- Почему мы так говорим? и т.д.

Таким образом, наряду с традиционными формами и методами

реализации регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности могут использоваться современные технологии:

личностно-ориентированные технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

технологии проектного обучения;

технология воспитания духовной культуры молодого поколения;

здоровьесберегающие технологии;

технологии экологического воспитания;

технология «Портфолио».

В процессе реализации всех форм учебной работы с использованием

краеведческих материалов у учащихся появляются личные впечатления, усиливающие эффективность всех аспектов воспитания: эстетического, нравственного и гражданского, осмысленного понимания родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру.

Можно проводить с учащимися различные типы занятий при работе с краеведческим материалом:

— самостоятельную работу с книгой и документом;

— заочные экскурсии по родному краю;

— осмотр памятников истории и культуры;

— посещение краеведческих музеев, различных выставок;

— проектную деятельность;

— беседы и встречи с интересными людьми;

— выступления с сообщениями, докладами на уроках,

— научно-практические конференции;

— создание видеофильма;

— фольклорные праздники;

— подготовка публикации в СМИ…

Например, при изучении существительных собственных и

нарицательных на уроках рассматриваются особенности кузбасской топонимии, т.е. происхождение названий городов, деревень, рек, озер, улиц нашей области.

При изучении антонимов в разделе «Лексика», детям предлагается

написать сочинение-миниатюру на тему «Мое село сегодня и завтра».

При изучении числительных дома дети подбирают материал и

составляют предложения с какими-либо числами, характеризующими район, область. Например, «В тысяча восемьсот восемьдесят третьем году в Ленинске-Кузнецком была открыта первая шахта».

Богатый языковой материал можно использовать при изучении темы

«Словообразование». Это и сложные слова (каменноугольный, Кузбасс, краеведческий и др.), и образование слов, означающих название людей по профессии, по месту жительства и т.д.

Очень много можно использовать пословиц, поговорок, примет из

«Народного календаря» для различных видов работ, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений.

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить

великое множество. Например, «Любимый уголок природы», «Мое село», «Моя улица», «Мой край – Кузбасс», «За что я люблю свой край», «Береги родную природу». Кроме того, «Моя фамилия», «Почему меня так назвали», «Топонимический словарь моей семьи», «Когда мой дедушка был молодым» и т.д.

Такие темы стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы.

Учитель может использовать современные эффективные методы

обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки обучающихся.

Наш регион — кладезь уникальных мест. Ведь природа Кемеровской

области настолько красочна и живописна, что люди из других регионов и стран приезжают полюбоваться просторами нашего края. Кемеровская область богата людьми, сыгравшими выдающуюся роль в судьбе страны. Наш регион —родина писателей, ученых, исследователей огромного дарования.



2.4. Патриотическое воспитание и использование регионального компонента на уроках


На уроках русского языка и литературы учителя всегда касаются вопросов патриотического воспитания. Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Для каждого ученика важно знать свой родной край, его историю, культуру, природу. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Можно не только знакомить учащихся с “малой Родиной”, но и использовать материал о природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения на уроках и во внеурочной деятельности. Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные.

Можно использовать следующие: составление и разбор предложений, анализ текстов, чтение и анализ стихов, сообщения учащихся, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей. Учитывая заказ современной школы на создание дидактических материалов, содержащих региональный культуроведческий компонент, вот отдельные варианты заданий.


1. Запишите словосочетание, распределяя их по способам подчинительной связи. Яйский район, река Китат, сосновый бор, школьный музей, поэт Федоров.


2. Выразительно прочитайте текст. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите односоставные предложения, определите их вид, укажите, чем выражено сказуемое (лицо, число, если есть)


Когда ты

В Марьевке живёшь,

Обхаживая грядки,

Мне кажется,

Что мир хорош

И в мире

Всё в порядке.

Когда гора

Горит в заре,

А грудь рассветом дышит —

На той Назаркиной горе

Мы к правде

Чуть поближе.

Здесь тишина средь лопухов

И запаха капусты

Высоким криком петухов

Приправлена

Так вкусно.

Когда же

Солнце на закат,

Вздыхая аппетитно,

Пылит молочный комбинат —

Рогатый

И копытный.

И рад я,

Что тебя привёз

К земле первично-личной:

Первичных дел,

Первичных слёз

И радостей первичных.


Василий Федоров



Сторона любимая, приметная,

У тебя приметы есть предметные.

Где-то есть такие ж кедры с соснами,

Где-то есть такие ж зимы с веснами,

Горы есть со снеговыми шапками

И поселки с трубами и шахтами.

Только нет нигде чего-то главного,

По цене одной лишь жизни равного,

Очень близкого чего-то, очень местного,

Сердцу только одному известного.

Стоит лишь откуда-то вернуться,

Как готово сердце захлебнуться.

Весь мой век такое с ним случается.

Пробовал унять — не получается.

Виктор Баянов


- Что объединяет ваши тексты? ( тема Родины, любовь к Родине)


3. Кузнецкий бассейн, Кузбасс ... Так называем мы свой край, не всегда задумываясь над тем, кто же первый дал ему такое звучное имя?


Исследования показали, что известный русский путешественник Петр Александрович Чихачёв, посетивший в середине XIX века наш край с научными целями, первый по имени города Кузнецка назвал исследуемую территорию Кузнецким бассейном. Им же составлена карта, на которую он нанёс примерные границы бассейна. Во что он писал:

«... Наличие каменного угля подтверждается в нескольких местах, начиная от окрестностей Кузнецка и до местности, примыкающей к реке Ине, т. е. на пространстве, охватывающем часть оси района, который я попробовал заключить под общим названием «Кузнецкого каменноугольного бассейна», и всё протяжение которого могло бы, следовательно, рассматриваться как образующее тот же осадочный слой. Бассейн является одним из крупных резервуаров каменного угля мира, который до сих пор известен, занимая в среднем пространство в 250 километров в длину, на 100 километров в ширину…Бассейн расположен в живописной местности, он окружен горами, сплошь заросшими густыми лесами. Мы были очень довольны, когда укрылись под гостеприимной крышей…» П. А. Чихачев


Задания по тексту.


Расставьте и объясните знаки препинания и буквы;

найдите эпитеты,опишите свой любимый уголок природы.

Проанализировав результаты работы с краеведческим текстом на уроках русского языка, убеждаемся в том, что это действительно эффективный материал. Умелый отбор текстов позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развивает творческие способности школьников.

Материалы о малой родине помогают общению, так как привлекают учащихся больше, чем абстрактные примеры из учебника. Например:

Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам.

Закончите следующее предложение, предварительно определив тему высказывания.

Мне хочется обратить ваше внимание на… Прошу вас обратить внимание.… Хотелось бы привлечь внимание…

Какие односоставные предложения у вас получились? Определите их вид, подчеркните в них грамматическую основу.

Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте – рассуждении.

Своя земля и в горсте мила. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Кто где родится, там и пригодится. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Продолжи сочинение по его началу.

а) С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – горы. А что представляется мне при слове «Родина»?


б) Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне….


Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае ( селе). Учитывайте формулировку вашей темы!

1. Что тебе известно из истории возникновения родного села?

2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?

3. В нашей школе есть музей. Когда он был создан? Чем особенно интересен?

4.Какие архитектурные памятники могут рассказать о прошлом родного села? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

5. Как в географических названиях отражена история села? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

6. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему?

9. Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

1. Героические страницы из истории нашего села.

2. Мои замечательные земляки.

3. О чем рассказал памятник?

4. Моё село.


Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознательности активного гражданина – одна из главных задач краеведческой работы на уроках русского языка.


Заключение.


Продуманное включение краеведческих сведений в структуру уроков русского языка, использование краеведения в процессе внеклассной работы позволяет учителю формировать интерес школьников к языку, воспитывать у них потребность изучать живое русское слово.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Язык, сохраняющий в себе духовное богатство, свежесть мышления, изобретательность не где-то далеко, а в речи рядом живущих соотечественников, не чьих-то, а наших собственных предков, - есть одна из реальных сил, возрождающих нашу Родину.

Региональный компонент может быть претворен в жизнь, если школьный учитель осознал важность и нужность его, если он проникся желанием помочь ребятам найти свое место в мире, осознать себя. С учетом своих возможностей и местонахождения школы (город, село) учитель может взяться за работу одного направления, одной формы работы. Главное – вызвать интерес к родной земле, к родному языку в разных формах его проявления, в его изменениях. исторических и местных; научить видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном; научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, свой народ, владеющий таким богатым языком, почувствовать, в чем наш язык един с книжным, чем отличается от него.



Литература

Благова, С. А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО./ С. А. Болотова. - Смоленск: СГПУ, 2014, - 172с.


Гриханкина, Л. Ф. Региональный компонент в структуресодержания образования / Л. Ф. Гриханкина // Педагогика.1999.№8.С30-35.


Лыжова, Л. К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л. К. Лыжова // Русский язык в школе. – Москва: Просвещение, 1994. - №4. – С.11-14.


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 [Электронный ресурс] . – режим доступа: http: // минобрнауки.рф/ dokuments / 988 /.


Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ ( ред. от 13.07.2015 ) «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм. и доп., вступившими в силу с 24.07.2015).















Приложение


РОДНАЯ ПРИРОДА


Выйди на улицу: ты увидишь небо,

Ты увидишь ласточек, парящих в высоте,

Ты увидишь солнышко, игривое, лучистое.

Если посчастливится, искупаешься в его красоте!


Что может быть лучше светлых мгновений,

Проведенных в родном селенье?

Где окружает тебя природа, как с картинки,

Где каждое лето плачет талинка,

Где незабудки яркие манят ароматом нас,

Где речка искрится и радует глаз.

Где после дождя появляется вдруг

На небе дивный радужный круг.

Ведь радуга – это Бога завет,

Бог через радугу дает нам совет.

Где ночью выходит на небо луна,

Со звездами в салки играет она.

Где летним теплым деньком

Можно по травке пройти босиком.

Где можно с улыбкой глядеть на закат,

Который похож на бразильский парад.

В этом параде по небу плывут,

Преодолевая нелегкий маршрут,

Разные по форме и цвету тучи.

Невольно задаешься вопросом:

Что может быть лучше?

Где вечером можно смотреть на закат озорной,

Который с нами хитер порой?


Неужели этому можно не удивляться?

Это наш мир, в него нужно влюбляться!

А мы порой этого не понимаем,

И все поучения просто презираем.

Это должны любить и ценить все,

От народа до народа.

Ведь имя этому – родная природа!


Ткачева Полина, 8 класс

ЗИМА


Зима стучится в дверь,

Вьюга воет, крутит метель.

В лесу сказочный пейзаж,

Это же мираж!

Деревья надели сказочный наряд,

Медведи в берлогах давно уже спят.

Снится им картина:

В саду растет малина.

А воробьишки на кочке

Стали, как белые комочки.

Прижались, приуныли.

Они уже про солнышко

Давным-давно забыли.


Ткачева Дарья, 6 класс


У НАС В ШКОЛЕ


Я каждый день в школу хожу.

Много интересного для себя там нахожу.

На истории с двойками воюем,

А на рисовании все подряд малюем.

На технологии шьем вещи

Любого импорта похлеще.

На физкультуре носимся, играем.

На литературе Пушкина читаем.

На математике считаем дроби – вот такое у нас хобби.

На музыке песни поем,

И все вместе, и вдвоем.

На географии прошли уже много стран,

Теперь серьезно изучаем океан.

На ОБЖ – опасный катаклизм –

Мы учимся спасать свой организм.

На биологии мы в клетках

Сечем не хуже, чем в конфетках.

Мы на ангийском говорим,

Как по воздуху парим.

На русском изучаем орфограммы…

Ох, не легки же школьные программы.

Сосковец Ольга, 7 класс






ВОТ ОНО, СЧАСТЬЕ

Утро, рассвет, солнце в окошке,

Смех детворы за окном.

Кошка лежит и мурлычет тихонько,

Мама на кухне смеется с отцом.

Вот оно счастье!


Дождик грибной пробежался над лесом.

Воздух пьянит. Цветов аромат.

По лужам бежит мальчишка раздетый,

В стороны брызги летят.

Вот оно счастье!


Озера гладь. Шум тростника.

Птицы собрались на юг.

Дедуля с бабулей на лавке сидят.

Внуков своих берегут.

Вот оно счастье!


Вот и зима! Морозец трещит.

На окнах узор расписной.

На горках весь день ребятня шумит –

Их не загонишь домой.

Вот оно счастье!

Мирное небо над нашей землей,

Радость, улыбки и смех.

Покончили б люди с проклятой войной,

Забыли бы распри навек.

Вот оно счастье!

Гордиенко Виктория, 9 класс

МНЕ НЕ СПИТСЯ


За окном смеркалось, приближалась ночь.

Мне под одеялом что-то не спалось.

Я взяла подушку, подошла к окну

И вдали увидела желтую луну.


Ей не спится тоже в этот поздний час.

Улыбаясь, сверху смотрит вниз на нас.

И подружки-звезды в полной темноте

Украшают небо, как в волшебном сне.


На стекле узоры расписал мороз.

Так они похожи на букет из роз.

Вальс кружит метелица, как гостья на балу.

И вместе со снежинками уснет она к утру.


Под лунным светом снег искрится,

Подмигивая мне в ночной тиши.

Такая красота не может и присниться.

Готова любоваться ею до зари.


И вдруг сорвалась с неба далекая звезда.

Так интересно знать: куда летит она?

Желание загадано, и сбудется оно…

Хоть точно я не знаю. Но верю все равно.


А за окном уж близится рассвет.

Луну заменит солнца яркий свет.

А я стою с подушкой у окна,

Совсем забыла, что спать давно пора.


Шульц Инна, 8 класс


КУЗБАСС


Люблю тебя, мой край Кузбасский!

Твои просторы, ширь, поля

И белоствольные березки,

Шумящие от ветерка.

Хочу, чтоб край такой прекрасный

Всегда так пышно процветал

И человек его богатства

Чтоб никогда не исчерпал.


Гунько Елена, 8 класс



ЛЮБЛЮ Я СВОЮ РОДИНУ


Любовь бывает разной.

Как смех и тишина…

Поверь, она есть в каждом,

Но не у всех честна.

Люблю я свою родину,

И дорог мне Кузбасс!

Ведь я – дитя Сибири,

И в ней есть все для нас.

В Кузбассе много залежей

Природного угля,

И все свое богатство

Он отдает сполна.

Но все не бесконечно,

Всему есть свой предел.

Мы много берем лучшего,

А отдаем-то чем?

Должны беречь мы родину,

Как бережем себя.

И холить , и лелеять,

Как мать свое дитя.

Должны своим потомкам

Оставить мир таким,

Каким его мы любим,

И помним, и храним!


Денисенко Анастасия, 9 класс


ЛЮБЛЮ, КУЗБАСС, ТВОИ ПОЛЯ…


Люблю, Кузбасс, твои поля,

Могучие леса, озера,

Рек полноводных шум и горы,

И недра, полные угля.


Люблю тебя, родной Кузбасс!

За то, что здесь сейчас живу я.

За то, что здесь моя семья,

И в ней сейчас так счастлив я!


Денисенко Анастасия, 9 класс

* * *



Мое село родное – Новониколаевка.

Ох! Как оно мне нравится!

Есть у нас сосновый бор,

На весь район он славится.

Мы с подружками моими

Побежим кататься в бор.

Воздух – сказка! Сосны, ели…

С горки вместе мы летели.


А придем домой, у печки

Сушим валенки свои.

И такое настроенье!

Песни пой или пляши.



* * *


Зимой достану санки

И покачусь я с горки.

А летом побегу я к берегу реки.

Люблю свой край родимый,

Леса, поля и реки.

И сердцу моему так дороги они.


Вдовенко Яна , 8 класс



ПРЕДНОВОГОДНЕЕ ЧУДО


Экологическая сказка


Это случилось очень давно, в те времена, когда по небу летал Змей Горыныч о трех головах и Баба Яга в ступе. Лихо одноглазое в лесу жило, да с лешими соперничало за могущество и власть. Кощею в те времена скучно, видать, жилось, и взбрело ему в голову неладное. Пошел он, значит, в лес, видит: стоит на поляне Елочка.

-Так-так-так,- задумчиво промямлил Кощей.

- Чего-чего? – не поняла Елочка.

- Да так, мысли вслух,- объяснил Бессмертный.

И стал Кощей про себя рассуждать: «Что-то здесь не так. Вот березы, например, стоят в лесу зимой голые, как липки. Любо-дорого посмотреть, а эта раскинула свои иголки на всю поляну – ни шагу, ни полшага не шагнуть. Видно ставит из себя много, что она такая красивая и даже матушке природе не хочет подчиняться и листья-иголки свои скинуть. Да, пожалуй, из всех хвойных не полоумная одна лиственница: она одна, как послушное дитя природы, скинет свои иголки осенью и стоит себе всю зиму. А елки, сосны, кедры, пихты и прочая дребедень…А шут с ними! Но эту я все-таки проучу раз и навсегда!»

Он подошел к Елке и говорит:

-Привет, зеленая. Ты что, в портнихи записалась?

- Ничего я не записывалась. А ты кто такой?

- Я Кощей Бессмертный,- гордо вскинув голову, промолвил Кощей.

- А, бессмертник. Слышала я про такой цветочек,- начала ехидничать Елка.

- Да как ты смеешь коверкать мою достопочтеннейшую фамилию?!- воскликнул в ярости Кощей.

- Ой-ей-ей, а ты не кричи, мы таких не боимся,- сказала Елочка.

- Да я тебя сейчас…- и Кощей топнул ногой.

Тут случилось невообразимое: у Елки облетели все до последней иголочки.

Елочка заплакала, а Кощей загоготал и ушел.

Я забыла сказать, ведь это было в канун Нового года, и как раз в это время люди приезжают в лес за елками.

Слышит наша бедная Елочка шум:

- Видно, крестьянин на лошади едет. Наверное, елку для барина рубить будет или для самого царя.

Не успела Елочка так подумать, как затрещали кусты, и на поляну вышел человек с топором на плече, напевая какую-то песенку под нос.

- Так,- промолвил крестьянин, останавливаясь возле нашей Елочки,- жаль, что эта засохла, а какая стройненькая!

Он вздохнул и пошел дальше в поисках подходящей елки.

-Хоть чем-то мне помог проклятый Кощей. Да узнай он про это, небось, со злости бы помер.

И дальше стоит Елочка задумчивая, грустная. Тут опять она слышит треск кустов.

- Это опять, наверное, крестьянин вернулся, решил хоть на дрова меня распилить,- грустно подумала Елочка.

Тут выходит на поляну дедушка в красной шубе и оглядывается по сторонам.

- Ой, да это же Дед Мороз!- подумала Елочка и чуть не вскрикнула от радости.

Тут Дед Мороз говорит:

- Кто это тебя так изуродовал? Кто у тебя все иголки украл?

- Это Кощей,- отвечает Елочка грустно.- Он пришел и украл у меня все до одной иголки и еще обзывался.

- Я так и знал, что это его рук дело,- рассердился Дед Мороз.- Но ничего, он у меня за все получит!

Он три раза стукнул о землю посохом и… О, чудо! У Елочки вновь появились зеленые иголки. В это время на поляну выбежали зверюшки и стали наряжать Елочку кто чем. Зайцы принесли морковку, белки – грибы, а дятел – шишки. Словом, кто чем богат. Получилось очень нарядно, а Дед Мороз, как завершающую деталь, добавил гирлянду из снежинок.

Все стали водить хоровод, а в завершении праздника Дед Мороз всем зверятам положил подарки под Елку. Так уцелела Елочка под Новый год и еще много-много лет украшала лесную поляну и служила убежищем всем ее жителям.

Так вот, теперь, когда увидите в лесу сухую ель, знайте, это Кощей позлорадствовал. Или его правнуки.


Сосковец Ольга, 7 класс



ЛЕСНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ


Экологическая сказка


Денек был жаркий. Я и моя подруга решили сходить в лес, пособирать грибы, ягоды, посмотреть на птиц и зверей. И просто насладиться ароматом цветов.

Когда мы зашли в лес, я так засмотрелась на чудные цветы, что и не заметила, как отстала от своей подруги. Конечно, я сразу начала звать ее, но никто мне не ответил. Я села на пенек и заплакала. Вдруг из кустов малины послышался голос:

- Берем мороженую калину, березовые сережки…

Мне стало очень интересно, я перестала плакать и пошла туда, откуда доносился голос.

Я заглянула в кусты и замерла.

За кустами была такая же жизнь, как у нас, но только жителями были не люди, а растения. Я сперва не поверила своим глазам, но когда поняла, что не сплю, то сразу же зашагала к дереву- продавцу.

- Здравствуйте,- вежливо поздоровалась я с деревом. Конечно, я немного побаивалась незнакомца, но любопытство взяло верх.

Дерево подняло глаза и так же вежливо ответило:

- Здравствуй, девочка. Я береза Березнявка. Мне очень приятно с тобой познакомиться! Да, кстати, хочешь купить прекрасные серьги? Тебе они так будут идти!

- Нет, спасибо,- ответила я ,- скажи, Березнявка, а почему Ива плачет?

- Вечная проблема: мальчишки-хулиганы. Они всегда бегали к реке удить рыбу, но удочек у них не было и они ломали ветки Ивы,- чуть не плача произнесла береза.

- Я хочу с ней поговорить,- сказала я и побежала к бедному дереву.

- Здравствуй, Ивушка,- поздоровалась я.- Не плачь! Я знаю, как помочь твоему горю. Давай отдадим тебя в ботанический сад, там дети очень добрые, они о тебе позаботятся.

- Спасибо, девочка!- Ива впервые улыбнулась.- Я согласна.

- Вот и отлично! Сегодня я пришлю за тобой ребят, они отнесут тебя в ботанический сад.

- Еще раз спасибо!- крикнула Ива.

Солнце уже садилось, мне надо было идти домой. И, конечно, надо найти свою подругу. Я попрощалась с жителями города и пошла ее искать. Когда я ее нашла, она стала спрашивать, где я была. Но я не стала рассказывать о своем путешествии в волшебный лес. Подруга все равно бы мне не поверила.

Мы пошли домой.

На следующий день я позвала ребят из ботанического сада и показала путь к тому месту, где была накануне.

Ребята помчались к Иве со всех ног, а Ива незаметно подмигнула мне. Я была счастлива вдвойне: я познакомилась с зелеными друзьями и помогла Иве обрести счастье.

Шульц Инна, 8 класс






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!