Использование субъективного опыта ученика при выполнении заданий ОГЭ по обществознанию
Выполнила: учитель обществознания МАОУ «СОШ №4» Барабанова И.Н .
Субъективный опыт
- это структура индивидуального знания и навыков, приобретённых в процессе обучения ;
- это образование, при обучении, новой системы , направленной на достижение полезного приспособительного результата.
Составляющие субъектного опыта: эмоционально-ценностная,
содержательная,
процессуальная.
Содержательная составляющая.
Понимание является одной из основных задач обучения .
В связи с этим при формировании новых знаний необходимо учитывать особенности процесса понимания учеником новой информации.
Новые структурные блоки урока,
создание учебной доминанты,
выявление СО (эмоционально-ценностной, содержательной и процессуальной)
Знать/понимать (содержательная составляющая):
1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей
1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Уметь (процессуальная составляющая):
2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки ; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия
2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи , отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников
Содержательная и процессуальная составляющие СО
Задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право , - направлены на проверку определённых знаний
Задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений .
Задания 26-31 (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента
Содержательная и процессуальная составляющие СО
Часть 1.
№ 21. Черты сходства. Черты различия.
№ 22. Установите соответствие.
№ 23-24. Анализ статистических данных.
№ 25. Определить факты и мнения .
Часть 2.
№ 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 28. Причины (основание для каких-нибудь действий – Почему?)
№ 29. Примеры (случай, действие)
№ 30. Объяснение.
№ 31. Аргументами (доказать)
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.
Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла . При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла . При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.
Рекомендации использования методических приемов формирования СО:
- должны быть несложными для обучающихся;
- позволять всем обучающимся чувствовать себя субъектами процесса;
- подключать все каналы восприятия информации (логику, эмоции, действия),
- сочетать теорию и практику.