СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация профориентационной работы в старших классах гуманитарного профиля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена система профориентационной работы в старших классах гуманитарного профиля. Работа построена через урочную и внеурочную деятельность, через проектную и творческую деятельность

Просмотр содержимого документа
«Организация профориентационной работы в старших классах гуманитарного профиля.»

Организация профориентационной работы в старших классах гуманитарного профиля


Особенности развития современной экономики в целом и региональной экономики в частности характеризуется следующими особенностями: информатизация и цифровизация производства и других сторон социально-экономический жизни; увеличение доли населения, занятого в сфере услуг, возрастание роли общих компетенций (softskills) при сохранении значимости профессиональных компетенций (hardskills).

Меняется производственный процесс: рядом с большими заводами и длительными, массовыми технологическими процессами возникает всё больше стартапов, проектных команд, распределённых офисов, гибких малосерийных производств. Всё большее распространение получают и новые формы организации труда – фриланс, коворкинг, краудсорсинг, волонтёрство, расширяется пространство самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни.

Это ставит выпускников школ в сложную ситуацию, связанную с трудоустройством и занятостью.

Специалист будущего должен уметь работать на стыке профессий или совмещать несколько; легко осваивать новые специальности; уметь работать удаленно; уметь легко усваивать знания в сфере компьютерных технологий; уметь самообучаться и обладать навыками Softskills.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков softskils требует перестройки методов организации образовательного процесса, профориентационной работы в целом.

Одной из главных целей системы профориентационной работы в гимназии в старших классах является обеспечение обоснованного выбора профессии в соответствии с личными интересами, способностями, возможностями учащихся и потребностями рынка труда и как результат - формирование уверенности в правильности выбора жизненного и профессионального пути.

Важнейшим требованием к организации профориентационной работы является преемственность, последовательность, дифференцированный подход.

В связи с этим основными направлениями деятельности педагогического коллектива в рамках профориентационной работы являются:

1) Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2) Корректировка программы самоподготовки к избранной профессии.

3) Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста

и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по

избранной профессии.

Знакомство с профессиями требует системного вовлечения учащихся в практико-ориентированную деятельность для формирования у них готовности к профессиональному самоопределению. Оптимальной формой такой деятельности, адекватной способам организации профессионально-трудовой деятельности, выступает проектная деятельность, направленная на достижение общего результата - создание готового продукта (прототип, модель, программа и т.п.).

Профориентационный проект должен отвечать следующим требованиям:

1. Проблемно-содержательное поле проекта непосредственно связано с миром труда, профессий и компетенций (возможные варианты: региональные экономика и рынок труда, новые профессии и компетенции, «вечные» вопросы профессионального самоопределения и др.).

3. В ходе проекта выявляются, осмысливаются, развиваются собственные профессионально значимые качества учащихся.

4. В ходе работы над проектом учащиеся осваивают основы тех или иных профессиональных компетенций.

Проектная работа в гимназии позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные качества. Проект имитирует реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли.

Систематическое вовлечение школьников в проектную деятельность позволяет решить, как минимум три профориентационно значимые задачи:

во-первых – включение школьников в практико-ориентированную, поисковую и преобразовательную деятельность, по своему формату близкую к профессиональной и оценка каждым школьником собственных профессионально значимых потенциалов, в контексте как массовых, так и новых и перспективных профессий;

во-вторых – в проектной деятельности осуществляется формирование и развитие навыков, значимых для профессионального самоопределения (самостоятельное целеполагание и планирование деятельности, оценка и выбор вариантов, прогнозирование развития событий и т.д.);

в-третьих – особое значение имеет содержательная направленность проектной деятельности, которая знакомит учащихся – будущих работников – с профессиями не только настоящего, но и будущего.

Исследовательские профориентационные проекты позволяют учащимся не только расширить свои знания по гуманитарным дисциплинам, но и дают возможность познакомиться с профессиями, связанными с социально-гуманитарным направлением. Например, исследовательские работы «Российское движение школьников», «Угроза современного общества: кибермошенники» дают представление о профессиях, связанных с историей, политологией, социологией, психологией. А, например, исследовательский проект «Актуальность изучения английского языка в современном мире» не только углубляет знания языка, но и дает возможность попробовать себя в роли переводчика, литературоведа, лингвиста. Исследовательские работы помогают увидеть алгоритм деятельности при выборе профессии для того, чтобы сделать этот выбор наиболее осознанным, способствуют умению интегрировать знания по различным социально-гуманитарным дисциплинам и применять их на практике.

Ролевые (игровые) профориентационные проекты, дают возможность связать проект с реальной жизнью. Например, на уроке по праву учащиеся 10 класса составляют жалобы с использованием правового материала на основе конкретной ситуации (выполнялся обучающимися 10 класса в 2020/21, 2021/2022 учебных годах). Это внутриклассный монопроект. На уроке ученикам предлагалось ознакомиться с ситуацией, правовой материал же должен быть изучен дома. Рассматривались реальные ситуации.

Особое внимание в профориентационной работе гимназии уделяется социально-значимым проектам, благодаря которым был организован и продолжает работать музей гимназии, планируется создание Аллеи героев на базе гимназии, организуются и проводятся социально значимые акции. По мнению Л.М.Митиной, «социальное проектирование» является основополагающим компонентом в построении профессионального сопровождения. «Знание что» может быть сведено к «знанию как», то есть знать нечто о каком-либо предмете можно только в том случае, если можно его построить. Социальные проекты гимназии многообразны по направления деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям, масштабам, но все они направлены на профессиональное самоопределение учащихся.

Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно образовательные и воспитательные задачи и ориентированы на развитие навыков, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или softskills, которые влияют на широту профессионального выбора: чем больше компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем.

Немаловажную роль в профориентации учащихся играет внеурочная деятельность.

Во внеурочной деятельности имеется огромный потенциал моделирования проблемных ситуаций любого направления, в том числе и творческого, при решении которых ученик погружается в профессиональную деятельность и исследует ее на деятельностном уровне.

Реализация программы внеурочной деятельности «Школьное ТВ» предполагает работу над сценарием мини-фильмов, съемку мини-фильмов. Старшеклассники осваивают различные виды деятельности: основы журналистики и видеомонтажа, видеосъёмки, написание текстов
сюжетов, монтаж и выпуск передач для школьного телевидения. Результатами
работы являются создание новостных сюжетов, авторских
передач, короткометражных фильмов. Различные виды деятельности в рамках курса позволяют понять сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций.

Также в помощь старшеклассникам при профессиональном самоопределении классными руководителями старшей школы нашей гимназии была разработана программа внеурочной деятельности «Профориентир». Основной целью реализации программы является оказание содействия обучающимся в профессиональном самоопределении, развитии способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Так ученик в процессе прохождения занятий по данному внеурочному курсу получает представление, как то или иное знание используется в профессиональной деятельности. При профориентации обойтись только предметной подготовкой невозможно. Через квесты, проекты, кейсы, тренинги курса «Профориентир» учитель решает разные задачи по формированию готовности школьника вступить во взрослую жизнь. Профориентационная деятельность курса «Профориентир» включает и посещение ярмарок вакансий, и изучение ВУЗов по профилю, и работу в учреждениях (на основе социального партнерства с предприятиями и учреждениями) и другие полезные для учеников мероприятия.


Успешное использование квест-технологий в профориентационной работе в старших классах гимназии способствует решению многих задачи. Во-первых, расширяют информационное поля старшеклассников в области перспективных и актуальных профессий будущего, что будет способствовать ответственному и самостоятельному профессиональному выбору. Во-вторых, способствуют внедрению новых форм профориентационной работы со школьниками, отвечающих современным требованиям и условиям педагогической практики и интересам, и ожиданиям сегодняшних старшеклассников.

В профориентационной работе с обучающимися квест может использоваться как форма занятия урока и внеклассного мероприятия, позволяющая развивать коммуникативные, общекультурные, профессиональные компетенции и личностные качества, необходимые будущим профессионалам, и как вариант оценочного средства, позволяющего проверить уровень сформированности компетенций, умений использовать полученные знания и навыки в практических ситуациях.

Решение этих задач было воплощено в авторскую разработку профориентационного квеста «Мир профессий – миссия выполнима!» с уникальным содержанием, основывающимся на профессиях будущего, предложенных российским проектом «Атлас новых профессий». «Атлас новых профессий», предлагающий описание специальностей будущего и требований к ним, является хорошей опорой для знакомства старшеклассников с перспективными профессиями и с теми надпрофессиональными умениями и навыками, которые позволят им стать конкурентоспособными на рынке труда.

Разработанный профориентационный квест универсален, поскольку содержание заданий, выбранные профессиональные сферы и специальности будущего можно варьировать в зависимости от возможностей и приоритетов проводящего квест образовательного учреждения, стоящих педагогических задач, индивидуальных особенностей и запросов участников.

Сценарий квеста переносит обучающихся в ближайшее будущее,где им предстоит выполнить важную миссию: выяснить, какие профессии наиболее актуальны и востребованы в будущем. Двигаясь от одной локации к другой, выполняя разнообразные занимательные задания, и, решая непростые головоломки, учащиеся все больше узнают о профессиях будущего.

В итоге участники квеста собирают жизненную информацию о профессиях, которые будут востребованы в ближайшее время, какие надпрофессиональные навыки и умения буду актуальны в разных профессиональных сферах, а также, где можно получить базовое образование для изученных профессий. Данная информация позволяет старшеклассникам еще раз взглянуть на свой профессиональный выбор с точки зрения востребованности и актуальности выбранной специальности, сделать определенные выводы.

Основные целевые установки разработанного квеста связаны с созданием позитивной мотивации старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, с предоставлением возможности проявить индивидуальные творческие способности каждому участнику и одновременно развить навыки коллективного взаимодействия, а также с развитием профессионального самоопределения участников. Квест подходит для обучающихся 9-11 классов и может проходить между командами одного класса, разных классов или разных образовательных учреждений.

Каждая локация — это одна профессиональная отрасль (медицина, ИТ-технологии, социология,, экономика и т.п.). Задания на локациях составляются таким образом, чтобы погрузить обучающихся в профессиональную среду и активизировать практическое применение их знаний и умений, а также, чтобы каждый обучающийся был активным участником, проявлял инициативу, умел работать в группе, так как только в совместной деятельности будет достигнут положительный результат.


Профессиональная проба – это еще одно направление работы по профориентации в нашей гимназии. Профессиональные пробы способствуют активизации творческого потенциала обучающихся и помогают им в профессиональном самоопределении. Во время проведения профессиональных проб обучающиеся искусственно включаются в возможно свою будущую профессиональную деятельность. Участвуя в профессиональных пробах, обучающиеся получают сведения о различных видах профессиональной деятельности.

В содержании профессиональной пробы можно выделить два этапа:

1) на подготовительном этапе идет сбор информации об обучающихся с целью выявления их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проба. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра видеофильмов, бесед со специалистами, посещения предприятий и учреждений определенной трудовой деятельности по предполагаемой пробе;

2) практический этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств специалиста.

Профессиональные пробы реализуются в различных формах: уроки-практикумы, мастер-классы, проектная деятельность, серия имитационных игр, творческие задания исследовательского характера.


Также в помощь старшеклассникам при профессиональном самоопределении классными руководителями старшей школы нашей гимназии была разработана программа внеурочной деятельности «Профориентир». Данный курс внеурочной деятельности просто необходим, т.к. в современном мире воспитательный процесс должен строиться на основе развития у обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Основной целью реализации программы является оказание содействия обучающимся в профессиональном самоопределении, развитии способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Так ученик в процессе прохождения занятий по данному внеурочному курсу получает представление, как то или иное знание используется в профессиональной деятельности. При профориентации обойтись только предметной подготовкой невозможно. Через квесты, проекты, кейсы, тренинги курса «Профориентир» учитель решает разные задачи по формированию готовности школьника вступить во взрослую жизнь. Профориентационная деятельность курса «Профориентир» включает и посещение ярмарок вакансий, и изучение ВУЗов по профилю, и работу в  учреждениях (на основе социального партнерства с предприятиями и учреждениями)и другие полезные для учеников мероприятия.


Для того, чтобы быть успешным, недостаточно просто уметь адаптироваться к современным условиям – важно уметь владеть гибкими навыками softskils, предвидеть тенденции времени и обладать определенными «динамическими возможностями», создающими условия для успешной самореализации во всех сферах жизни.

Одной из важнейших задач профориентационной работы в гимназии является задача научить выпускника видению, прогнозу и форсайту изменений рынка труда на ближайшие 15-25 лет.

Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей гибких навыков — ключ к решению будущей проблемы с трудоустройством. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления долгое время будет оставаться востребованным на рынке труда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!