СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КГБПОУ «КРАСНОЯРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. М. ГОРЬКОГО»



















ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ











г. Красноярск

2023 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Островская Д.Д. – студентка группы 20П-1 отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Островская Д.Д., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 12 с.

Красноярск, 2023.







Аннотация.

В данной работе представлены методические рекомендации и советы о том, как правильно организовать детское исследование в начальной школе. В данных методических рекомендациях подробно будут описаны структура, специфика и другие аспекты, о которых необходимо знать каждому педагогу, осуществляющими данные работы с младшими школьниками.


























Исследование: структура, специфика и назначение

Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения.

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)

  • основная часть (в которой раскрывается содержание: теоретическая и

практическая часть)

  • заключение (в котором содержатся итоги работы (проекта), выводы и

рекомендации)

  • список использованных источников (представляет собой перечень

использованных книг, статей, Интернет-источников)

  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц,

схем, диаграмм, результатов опытов, экспериментов и т.д.)

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности: включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту; учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений; формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности. [1]

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается в её многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются. [3]

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности. [4]



Как определить тему исследования

Очень важным моментом является правильный выбор темы исследования, от которого во многом зависит успех всего дела. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям, знаниям и интересам.

Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего перспективного развития. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничивать 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. [3]

Целесообразно в процесс работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших учащихся, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Материал для работы также можно брать из разных источников: монографий, научных журналов, а также из сети Интернет. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам.

Исследование может быть посвящено предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.п.

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения. [2]

Тема исследования должна быть конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т.д.

Можно выделить критерии подбора темы исследования. Тема исследовательской работы должна быть:

  • актуальна;

  • интересна и увлекательна;

  • выполнима (её решение должно быть получено в ходе проведения исследования);

  • оригинальна (в ней необходим элемент необычности и неожиданности);

  • доступна (важно понимать то, что пытаешься проанализировать и описать);

  • должна соответствовать возрастным особенностям.



Цель, задачи и гипотеза исследования

Когда возникает интерес к какой-либо проблеме, ситуации, то первое, что происходит (может и неосознанно), это формулировка гипотезы, т.е. научного предположения, выдвигаемого для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке.

Гипотеза может быть рабочей, когда представляет собой временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала; и научной (реальной), когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию.

Одновременно с гипотезой необходимо определить объектную область исследования – это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования – явление или предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание. Нельзя путать объект исследования с предметом – это конкретная часть объекта, который изучается. [3]

Для формулировки гипотезы необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Цель есть планируемый, ожидаемый результат. Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…

  • Исследование…

  • Оценка…

  • Анализ…

  • Разработка…

  • Изучение… и т.д.

Цель достигается через решение определенных задач. Задача – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. Задачи, поставленные в исследовательской работе (проекте) – это план (этапы) достижения цели исследования.

Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  • Выявить…

  • Разработать…

  • Провести…

  • Решить…

  • Проанализировать…

  • Обобщить… и т.д.

Поэтапно выполняя задачи исследования, происходит достижение целей исследовательской работы.




Культура защиты исследования

Защита исследовательской работы учащегося школы является завершающим этапом проведения исследовательской работы и требует большой подготовки, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и присутствия в результатах исследования новизны.

Защита исследовательских работ учащихся начальных классов предполагает собой праздничное мероприятие, в котором дети смогут раскрыть свои таланты и поделиться сферами интересов друг с другом.

Непосредственно защита исследовательской работы представляет собой выступление учащегося (группы учащихся) перед классом и учителем с целью определения уровня его углубленности в исследуемый материал. При выдвижении работы на общешкольный этап выступать придется перед комиссией из нескольких учителей и другими учащимися - авторами своих исследовательских работ, далее защита на городском или районном этапе. [1]

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости.

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы. [1]

В тексте доклада на защите исследования должны быть:

  • определения основных понятий;

  • классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;

  • сравнения, сопоставления, схемы;

  • выводы.

Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала.

Устный доклад является основным видом защиты своей исследовательской деятельности в школе. В тексте защиты должна быть изложена суть исследовательской работы. Речь выступающего должна быть простой и четкой.

Начать выступление на защите нужно с полной формулировки темы своего исследования и обозначить цель, которая была поставлена перед началом работы. Дальше выступление строится в виде тезисов о проделанной работе для достижения поставленной цели, плавно перетекающих в вывод. В конце выступления нужно сообщить, что доклад закончен, и поблагодарить за внимание.

Устное выступление на защите исследовательской работы может сопровождаться презентацией, которую следует подготовить согласно правилам оформления презентации к исследовательской работе.

В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования. [2]















Что такое паспорт исследования

При проведении исследовательской работы в начальной школе составляется паспорт исследования.

Паспорт исследования – это структура исследования, в которой обозначены цели, актуальность предмета исследования, социальная значимость, соответствующие методы, в том числе экспериментальные и опытные работы, методы обработки результатов и сам продукт исследования. [6]


Структура паспорта исследования:


Компоненты паспорта

Описание этапа

1

ФИО участников


2

Тема проекта

Предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

3

Актуальность

Степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

4

Объект

Это то, на что направлено исследование.

5

Цель

Набор результатов, которые стремится достичь обучающийся в ходе исследования.

6

Тип

Различают три типа проектов:

1.Научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры; 2.Социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми; 3.Образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека.

7

Этапы

Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения.

8

Исследовательский этап

Включает в себя:

  • Цель исследования - изучение, описание, объяснение того или иного явления, то есть то, ради чего и начиналось данное исследование.

  • Гипотеза исследования - методологическая характеристика исследования, научное предположение, выдвигаемой для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте для того, чтобы стать достоверным научным знанием.

  • Методы исследования. Включают в себя наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; фотографирование; счет; измерение; сравнение. С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

  • Оборудование для проведения исследования.


9

Продукт

То, что должно получиться в результате реализации исследовательской работы.

10

Перспектива

Это картина того состояния проекта, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных обстоятельствах и к которому устремлены чаяния его участников.







Как организовать исследование в классе


Во-первых, одной из главных задач работы школы на учебный год должно быть обозначено такое направление работы, как исследовательская деятельность учащихся.

Для реализации данной задачи вся методическая работа включает в себя данное направление деятельности. Так, оно включается в тематику педагогических советов, совещаний при директоре, методического объединения учителей начальных классов, внутришкольный контроль, темы самообразования учителей.

Во-вторых, важно понять самим педагогам принципиальное отличие проекта от исследования. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Исследовательский метод – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, предполагает проведение эксперимента, опыта, результат которого заранее неизвестен.

Для учащегося школы проведение исследовательской работы делится конкретные этапы и сроки выполнения, необходимо составить план работы, найти и подготовить информационный материал по теме исследования, организовать анкетирование, провести само исследование и в итоге проанализировать полученные результаты и написать вывод научно-исследовательской работы.

Для эффективной организации и проведения исследовательских работ, в том числе научно-исследовательских, необходимо понять цель данной работы школьника. Главная цель учебной исследовательской работы учащегося - осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы индивидуальной исследовательской работы должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции. [4]

При организации исследовательской работы в школе необходимо придерживаться четко определенной последовательности действий для получения качественного результата исследовательской деятельности:

  1. Выбор темы исследования;

  2. Постановка задачи;

  3. Предварительная обработка данных;

  4. Анализ результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

  5. Оформление результатов исследовательской работы;

  6. Представление исследовательской работы.

Следует помнить, что главным результатом организации и проведения исследовательской работы обучающихся является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате проведенного исследования в школе.

Проект: структура и назначение


Проект в начальной школе – это частично самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения, выполненная под руководством учителя. Базовая основа творческого проекта. (проектные качества и умения).

Главная задача проектной деятельности в начальной школе - научить детей работать в группах, находить нужную информацию, проводить исследования (пусть и с помощью взрослых), решать проблемные ситуации и, главное, увлечь ребят проектно-исследовательской деятельностью. Во 2 классе уже можно знакомить обучающихся с учебными проектами. [5]

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;

  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;

  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,

  • игровыми,

  • информационными,

  • предметно-ориентированными,

  • исследовательскими.

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов [5]:

Продуктовыми – создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.

Образовательными это уже гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

Структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре исследовательских работ, а также курсовых работ. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Структура написания проектной работы:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения;

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.







Список литературы


  1. Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся URL: https://obuchonok.ru/node/5779

  2. Сергеева, И. И. «Специфика исследовательской деятельности учащихся»/ И. И. Сергеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 498-501. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4787/

  3. Булгакова О.Н. «АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)» - URL: https://rubteh.ru/docs/metod/МП,Алгоритм%20составления%20исследовательской%20работы%20методичка.pdf

  4. Зубова С.С. Последовательность организации исследовательской деятельности // Исследователь/ Researcher – 2014. - № 1-2. - С. 95-98.

  5. Фоксфорд. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ – URL: https://media.foxford.ru/articles/project-work

  6. Копилка уроков. Сайт для учителей – URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/pasport_issledovatelskoi_deiatelnosti


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!