СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичка по организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы































г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Белан Д.Д. – студент 21П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Белан Д.Д. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – 44 стр.


АННОТАЦИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского и проектного обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что представляет собой проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. Зачем проводить исследовательские работы в начальной школе? Они подогревают интерес учеников к какой-либо теме, поставленной как цель, показывают детям, что школа – это не только о получении знаний, но также об интересном времяпрепровождении, дает возможность для реализации собственных качеств и умений. Также не стоит забывать об универсальных учебных действиях, формирующихся при реализации исследовательской деятельности.

Дети выстраивают общение со сверстниками и с взрослыми, улучшают навыки работы в команде, учатся преподносить и доказывать свою точку зрения, находить нестандартные пути решения задач, а затем выставлять на публику полученный материальный продукт, который может быть представлен в абсолютно любых формах. Школьники учатся работать с информацией, структурировать и анализировать ее. По моему мнению, это все, несомненно, важно в условиях современной школы.

Исследование – бескорыстный поиск истины.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся.............................................7

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.....................................................7

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования......................................11

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ..........................13

1.4. Паспорт исследования №1 «Загрязнение реки Енисей в городе Красноярск»...............................................................................................................14

1.5. Паспорт исследования №2 «Урожай клубники».........................................17

Раздел 2. Проектная деятельность учащихся..........................................................20

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура...................................................20

2.2. Проектная задача №1 «Правильно питаться здорово!»..............................21

2.3. Проектная задача №2 «Спасатели»..............................................................34

Заключение.................................................................................................................39

Список источников....................................................................................................40

Приложение................................................................................................................41


Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. (Statya_Issled)

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. (Statya_Issled)

ФГОС пред

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. (ФГОС)

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. (Issl)

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников. (Issl)

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

• выбор темы;

• постановка цели и задач;

• гипотеза исследования;

• организация исследования;

• подготовка к защите и защита работы. (Statya_Issled)

Для организации исследовательской деятельности младших школьников были определены следующие умения учащихся:

1. Умение организовать свою работу (организационные).

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

3. Умение работать с информацией, текстом (информационные).

4. Умение оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). (Issl)

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. (Statya_Issled)

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультирует,

• отслеживает выполнение плана,

• решает оперативные вопросы,

• помогает в предварительной оценке проекта,

• участвует в подготовке презентации,

• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. (Statya_Issled)

Исходя из выше сказанного, реализация в учебном процессе данных организационно-педагогических условий позволит научить младших школьников новым способам добывания знаний и развить их исследовательские умения. ФГОС поощряет исследовательские работы, и требуемые результаты для таких работ присутствуют. Это, так же, позволит родителям поучаствовать в учебной жизни ребенка, и ученикам работать над проектом с радостью. Доктор психологических наук А. И. Савенков отмечает, что в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.


1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

1) Выбор темы.

Возможные ошибки при выборе темы:

- тема не интересна ребенку;

- тема не должна быть навязана, любое исследование проводится только на добровольной основе;

- выбранная тема является неоригинальной;

- выбранная тема, не решаемая в принципе или не решаемая для ребенка;

- учитель не компетентен в теме. Да, тема в первую очередь должна быть интересна ребенку, но нужно держаться ближе к сфере, которая увлекательна и понятна самому педагогу.

- тема должна быть такой, чтобы исследование можно было провести в относительно короткий промежуток времени, иначе ребенок перестанет концентрировать на ней внимание, и она станет ему просто не интересной.


2) Определение цели и задач исследования.

Возможные ошибки при постановке цели:

1. Нет конкретности;

2. Формулировка цели должна начинается с глагола в неопределённой форме;

3. Может быть не достижимой;

4. Не измерима, не контролируема.


Возможные ошибки при постановке задач:

1. Не правильная формулировка;

2. Выполнение поставленных задач не приведет к достижению цели;

3. Поставлены не достигаемые и сложные задачи.


Возможные ошибки при постановке гипотезы:

1. Не содержит предположение;

2. Не проверяема, не подтверждена;

3. Не логична и противоречива.


3) Выбор методов исследования.

Возможные ошибки при выборе методов исследования:

1. Для проверки поставленной гипотезы выбраны неверные методы;

2. Не соответствует возрастным особенностям;

3. Подобраны не интересные методы исследования.




1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Таблица 1.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1- Актуальна

0- Нет

  1. Соответствие темы и содержания

1- Соответствуют

0- Не соответствуют

  1. Тема соответствует возрасту

1- Соблюдены возрастные ограничения

0- Нет

  1. Актуальность проблемы

1- Проблема актуальна

0- Актуальность отсутствует

  1. Цель соответствует теме

1- Соответствует

0- Нет

  1. Цель соотносится с результатом

1- Соотносятся

0- Нет

  1. Задачи соответствуют цели

1- Соответствует

0- Нет

  1. Верно сформулирована гипотеза

1- Да

0- Нет

  1. Присутствует анализ литературы

1- Присутствует

0- Отсутствует

  1. Соответствие литературы и темы

1- Соответствует теме

0- Не соответствует теме

  1. Верно подобраны методы наблюдения к возрасту

1- Да

0- Нет

  1. Выводы оформлены верно

1- Выводы верны

0- Присутствует ошибка

  1. Логика и структура не нарушены

1- Нарушений нет

0- Нарушения есть

  1. Уровень представления данных (схемы, таблицы и т.д.)

2- Таблица, схема

1- Рисунок

0- Текст

  1. Оформление работы (технические требования)

1- Соответствуют к требованиям

0- Нет

  1. Правильное оформление (орфография и пунктуация)

2- Ошибок нет

1- 1-2 ошибки

0- Более 2 ошибок


1.4. Паспорт исследования №1 «Загрязнение реки Енисей в городе Красноярск»

Автор: Белан Денис Дмитриевич.

Класс: 3.

Предмет: Окружающий мир.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Загрязнение реки Енисей в городе Красноярск

2

Актуальность исследования

Актуально для жителей Красноярска

3

Проблема исследования

Можно ли пить воду из Енисея или использовать для полива растений?

4

Объект исследования

Река Енисей

5

Цель исследования

Для учителя: Сформировать умение выявлять загрязнения и проверять чистоту воды.

Для ученика: Определить уровень загрязнения реки Енисей, выявить возможную угрозу для здоровья человека или растения.

6

Задачи исследования

Для ученика: Изучить проблему; проанализировать информацию по проблеме; взять пробы воды; исследовать пробы воды; сравнить пробы воды с требованиями ГОСТа; подвести итог; проверить гипотезу; создать продукт (статья).

7

Гипотеза исследования

Уровень загрязнения реки Енисей высокий, опасно использовать эту воду в качестве питьевой или поливной.

8

Методы исследования

- наблюдение;

- эксперимент (опыт);

- анализ литературы.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: моно

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

- Покупка необходимых реагентов

- Подготовка оборудования

2. Теоретический:

- Чтение литературы (наработка теории)

- Поиск способов проверки уровня загрязнения воды

3. Практический:

- Наблюдение (внешний вид воды)

- Взятие проб воды в разных местах Красноярск (Черемушки; Академ; остров Отдыха).

- Опыт с марганцовкой

- Опыт мылом

- Опыт с запахом и внешним видом

4. Аналитический:

- Выводы об опытах, запись в таблицу

- Обращение к литературе и результатам

- Общий итог (подтверждение/опровержение гипотезы)

5. Презентационный:

- Представление итогов на выступлении на школьно мероприятие «ЭкоКрасноярс»

- Создание статьи для школьной стенгазеты и журнала

6. Рефлексивный:

- Анализ опытов с литературой

- Выявление ошибок

- Эмоции от работы

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: Определить уровень загрязнения реки Енисей, выявить возможную угрозу для здоровья человека или растения.

Ход исследования:

11

Оборудование для проведения исследования

- Колбы

- Мыло

- Марганцовка

- Пробы

12

Продукт исследования

Уровень загрязнение реки Енисей

13

Перспектива исследования

Енисей важнейшая водная артерия Красноярского края, воду из реки используют в всех направлениях.

14

Используемые источники

- Интернет






1.5. Паспорт исследования №2 «Урожай клубники»

Автор: Тюменцев Александр Валерьевич.

Класс: 3.

Предмет: Окружающий мир.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Урожайность клубники.

2

Актуальность исследования

Я проживаю в микрорайоне Базаиха. У нас есть свой огород, на котором мы выращиваем клубнику. В прошлое лето урожайность упала. Я спросил у взрослых и ответа от них не получил. Из-за этого решил выяснить по какой причине это могло произойти и требуется ли улучшение почвы.

3

Проблема исследования

Снижение урожайности клубники на участке.

4

Объект исследования

Клубника.

5

Цель исследования

Для учителя: организовать исследовательскую деятельность для учащихся 3 класса по формированию исследовательских умений по теме: Урожайность клубники.

Для ученика: узнать, как повысить урожай клубники.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Анализ литературы на тему исследования.

  2. Нахождение тех приемов, которые помогут повысить урожайность клубники.

  3. Провести эксперимент по выращиванию клубники используя найденные приемы.

  4. Заполнить дневник наблюдений.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что на урожай клубники может повлиять плодородность почвы.

8

Методы исследования

- Анализ литературы.

- Эксперимент.

-Обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: долговременный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: моно.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

- выбор темы и описание проблемы.

- составление плана исследования.

2. Теоретический:

-изучение и анализ литературы.

3. Практический:

- проведение эксперимента по выращиванию клубники.

4. Аналитический: заполнение дневника наблюдений.

5. Презентационный:

-подготовка презентации для выступления.

-выступление с результатом работы.

6. Рефлексивный:

-анализ проделанной работы.

-обозначение ошибок.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, как повысить урожай клубники.

Ход исследования:

  1. Провели опыт с проращиванием семян клубники. В первом случае земля не удобренная, во втором с добавлением природных удобрений:

Насыпали землю в два разных стаканчика и подписали. После высадили семена клубники из одной пачки. Полили. Сделали запись в дневнике исследования. Через каждые два дня проводили полив и измерение появившихся ростков. Делали запись в дневнике наблюдений.

  1. Вывод получился следующим, что на удобренной почве за определенный период времени, росток показал большие результаты в приросте, чем на неудобренной земле.

11

Оборудование для проведения исследования

Почва с участка, семена клубники, стаканчики для почвы.

12

Продукт исследования

Полученные результаты того, что на удобренной почве клубника растет лучше. Дневник наблюдений.

13

Перспектива исследования

Поиск приемов повышения урожайности других растений выращиваемых на приусадебном участке.

14

Используемые источники

-https://infourok.ru/proekt-s-elementami-issledovaniya-himicheskij-analiz-pochvy-v-usloviyah-shkolnoj-laboratorii-5146198.html




Раздел 2. Проектная деятельность учащихся

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата. Практико-ориентированный проект. Имеет на выходе конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи;

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» [5]

Перечислим, какие бывают виды проектов и опишем их. Первый это практико-ориентированный проект. На выходе он имеет конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.

Исследовательский проект, направлен на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы.

Информационный проект, направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект, направлен на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Выделяют следующую структуру проектной деятельности в начальной школе(1):

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле¬мы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са¬мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо-ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз-работали участники проектной группы для разрешения поставлен¬ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ¬чику и (или) представителям общественности, и представлен до¬статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

I. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

II. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).


Рассмотрим отличия проекта от исследования. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Гипотеза не всегда сопровождает проект, если в нем нет исследования, то и гипотезы тоже не будет.




2.2. Проектная задача №1 «Правильно питаться здорово!»

Автор: Белан Денис Дмитриевич.

Тип проектной задачи

Предметная проектная одновозрастная задача.

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в урочное время.

Дидактические цели проектной задачи

  1. Комплексное использование освоенных в предмете способов действий в модельной ситуации;

  2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

  • Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

  • Умение взаимодействия в ходе коллективно-распределительной деятельности в группе;

  • Умение продуктивного участия каждого члена группы в разрешении проектной задачи

Планируемый результат

Предметные:

  • выделяют продукты, которые должны входить в рацион здорового питания;

  • заполняют таблицу «Пищевая ценность продуктов»;

  • определяют, каким должен быть режим питания;

  • составляют рацион питания (меню школьника) на неделю;

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • взаимодействуют со сверстниками – в малой группе распределяют роли;

Регулятивные:

  • оценивают результаты своей работы и результаты работ одноклассников;

Познавательные:

переводят информацию из одного вида в другой;

Проектный продукт

  • Стенная газета «Правильно питаться здорово!»

Критерии оценивания

  • правильность выполнения предметных заданий;

  • распределение ролей и осуществление их обязанностей.


Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из семи заданий, решения которых позволит получить проектный продукт.

Задание 1. В этом задании обучающимся необходимо разделить продукты на несколько групп, для того чтобы выделить из них те, которые относятся к рациону здорового питания.

Задание 2. В этом задании обучающимся необходимо изучить информацию о питательных веществах, распределить продукты на несколько групп (с учетом содержания в них питательных веществ).

Задание 3. В этом задании обучающимся необходимо изучить упаковки от продуктов, затем описать их пищевую ценность.

Задание 4. В данном задании обучающимся необходимо описать время приёмов пищи каждого из членов группы, а так же сравнить его с тем временем, которое указано в таблице.

Задание 5. В данном задании обучающимся необходимо определить, какие из перечисленных блюд могут относиться к завтраку, какие к обеду, какие к полднику, а какие к ужину.

Задание 6. В данном задании обучающимся необходимо, на основе ранее полученных результатов, составить меню школьника на неделю.

Задание 7 является итоговым. Оно предполагает оформление стенгазеты, на которую будут помещены все полученные результаты в ходе занятия.



Содержание проектной задачи

Запуск

Педагог: Здравствуйте дети. У нас в школе будут проводиться спортивные игры. В них будут включены так же интеллектуальные задания, связанные со здоровьем. Из каждого класса необходимо собрать команду. Но, самым главным условием будет тот факт, что все участники должны быть здоровыми и знать все правила «Здорового образа жизни». А что значит быть здоровым?

Обучающиеся предлагают свои варианты, в ходе которых происходит выход на проблему: незнание рациона здорового питания.

Педагог: Прежде чем мы начнём нашу работу, я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, который нам предоставили врач и медсестра нашей школы, о «Здоровом питании», а так же о том, как питание влияет на наш организм.

На экран проецируется видеоролик «Правильное питание и здоровье».

Педагог: Так что же нам нужно сегодня сделать? (узнать больше информации о здоровом питании)

Основанная часть

  • разделение на группы происходит с помощью жребия на 5 групп (оптимальный вариант 4 – 5 детей в группе);

  • обучающиеся получают пакеты с заданиями, которые им необходимо выполнить в ходе совместной групповой работе;

Задание 1. Какие продукты должны входить в рацион правильного питания?

Определите, какие продукты относятся к рациону здорового питания, а какие вредят вашему здоровью (вырежьте изображения, разделите их на две колонки на листе А4).



Задание 2. Что мы знаем о Здоровом питании?

Прочитайте текст.

Для нормального роста, развития и жизнедеятельности человеку необходимо постоянное поступление в его организм основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов), входящих в состав разнообразных продуктов питания.

Белки — важная часть питания человека. Они являются основным строительным материалом клеток. В состав белков организма человека входит приблизительно 20 видов аминокислот (некоторые из них являются незаменимыми, т.е. не могут синтезироваться в организме человека).

Источники белка в пище — мясо, рыба, молоко и молочные продукты, бобовые и зерновые культуры, орехи.

Жиры поступают в организм человека как с животной пищей (мясо, сливочное масло), так и с растительной (жидкие масла — оливковое, подсолнечное, рапсовое и др.). Эти вещества, наряду с белками, являются строительным материалом клеток. Кроме того, жиры служат важным резервным источником энергии для основных процессов жизнедеятельности человека. Необходимо потреблять жиры как животного, так и растительного происхождения. Жидкие растительные жиры содержат незаменимые жирные кислоты, которых нет в жирах животного происхождения.

Углеводы, или сахара, — основной источник энергии в организме человека. Простые сахара, такие, как глюкоза и фруктоза, а также сложные углеводы (крахмал и др.) в больших количествах содержатся в продуктах растительного происхождения: в зернах злаков, картофеле, ягодах и фруктах.









Выпишите продукты и подпишите, какое питательное вещество в них содержится:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпишите картинки (расположенные ниже) с учетом содержания в них питательных веществ.



Задание 3. В продуктах есть ценность!

Внимательно рассмотрите различные упаковки от еды. Ниже запишите, что на них указано.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Занесите результаты исследования в таблицу.


Пищевая ценность (содержание в 100 граммах продукта)

Продукт

белки

жиры

углеводы

витамины

1.







2.







3.







4.







5.









Как вы думаете, почему в одних продуктах больше витаминов, а в других их почти нет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 4. А как же режим?

Прочитайте полезную информацию:

На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

- Завтракает дома примерно в 7-8 часов.

- Перекусывает в школе в 10-11 часов.

- Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.

- Ужинает дома примерно в 19 часов.

Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

- Завтракает дома в 8-9 часов.

- Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.

- Перекусывает в школе в 16-17 часов.

- Ужинает дома примерно в 20 часов.



А вы соблюдаете режим дня? Напишите в колонки время, в которое вы чаще всего завтракаете, обедаете, ужинаете.

В скобочках укажите: на сколько часов происходит разница с тем режимом, который описан выше.

Время приема пищи

Имена участников группы







Завтрак








Обед








Перекус








Ужин










Задание 5. Как составлять меню?

Прочитайте текст с полезной информацией.

На завтрак советуют дать 300 г КАРТИНКИ основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл (стакан) напитка – чая, какао, цикория.

В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.

Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.

Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.

К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.



Определите, какие из нижеперечисленных блюд могут относиться к завтраку, какие к обеду, какие к полднику, а какие к ужину. Отметьте их разными цветами, для того, чтобы было удобно выполнять следующие задания.



  • Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

  • Чай (200 мл)

  • Бутерброд (100 г)

  • Салат из капусты и моркови (100 г)

  • Борщ (300 мл)

  • Котлета из кролика (100 г)

  • Картофельное пюре (200 г)

  • Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

  • Кефир (200 мл)

  • Апельсин (100 г)

  • Печенье (50 г)

  • Омлет с зеленым горошком (200 г)

  • Настой шиповника (200 мл)

  • Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

  • Какао (200 мл)

  • Салат из свеклы (100 г)

  • Бульон с яйцом (300 мл)

  • Биточки из говядины (100 г)

  • Тушеная капуста с кабачками (200 г)

  • Яблочный сок (200 мл)

  • Молоко (200 мл)

  • Булочка с творогом (100 г)

  • Яблоко свежее (100 г)

  • Картофельные зразы с мясом (300 г)

  • Чай с медом (200 мл)

  • Омлет с сыром (200 г)

  • Рыбная котлета (100 г)

  • Баклажанная икра (100 г)

  • Картофельный суп с клецками (300 мл)

  • Тушеная печень (100 г)

  • Кукурузная каша (200 г)

  • Фруктовый кисель (200 мл)

  • Запеченное яблоко (100 г)

  • Овсяное печенье (50 г)

  • Блины с творогом и изюмом (300 г)

  • Молоко (200 мл)

  • Гречневая молочная каша (300 г)

  • Салат из редиса и яйца (100 г)

  • Рассольник домашний (300 мл)

  • Куриная котлета (100 г)

  • Цветная капуста отварная (200 г)

  • Гранатовый сок (200 мл)

  • Пирожок с яблоками (100 г)

  • Запеканка из вермишели и творога (300 г)

  • Чай с вареньем (200 мл)

  • Творожные оладьи с медом (300 г)

  • Чай с молоком (200 мл)

  • Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

  • Бульон с лапшой (300 мл)

  • Компот из винограда и яблок (200 мл)

  • Фруктовое желе (100 г)

  • Простокваша (200 мл)

  • Бисквит (100 г)

  • Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)



Задание 6. Рацион школьника, каким он должен быть?

Составьте меню школьника на неделю, используя информацию из задания 4.

День недели

Время для принятия пищи (название, часы)









Понедельник





Вторник

















Среда

















Четверг
















Пятница


















Задание 7. Это интересно или всем нужно знать!

Как можно познакомить школьников с правильным рационом питания?

Что нужно сделать (изготовить), для того, чтобы все ученики нашей школы знали интересную и полезную информацию о правильном питании?

В свою работу вы можете включать интересную информацию, которая предложена на столе – помощнике.

Интересная информация

Что делать, если школьник не кушает продукты, которые ему нужны?

У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку. (Рис. 1; Рис. 2; Рис. 3; Рис. 4; Рис. 5; Рис. 6; Рис. 7).

Советы:

  1. Если вы берете с собой еду в школу, то лучше возьмите: бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты.

  2. Продумайте, как упаковать пищу и как вы ее будете есть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.

  3. Не ешьте полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

  4. Исключите по мере возможности данную категорию из рациона: сосиски, сардельки и другие продукты из соевого белка; магазинные сухарики с различными добавками; чипсы; сладкую газировку; фастфуд и различную острую пищу; колбасы; кофе и продукты, содержащие кофеин; различные соусы, майонез, кетчуп.





2.3. Проектная задача №2 «Спасатели»

Тип проектной задачи

Межпредметная

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе.

Время – 1 урок.

Дидактические цели проектной задачи


  • Создать условия для группового взаимодействия. при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по русскому языку: проверить умения находить орфограммы слабых позиций в словах; определять тип высказываний и ориентироваться в схемах высказываний, объясняя работу.

  • Развивать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.

  • Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные знания

Русский язык:

-умение находить орфограммы, определять тип высказываний, главные члены предложения.

Литературное чтение:

-умение работать с текстом, озаглавливать, определять жанр текста.

Математика:

-умения сравнивать величины, складывать и вычитать многозначные числа, работать с геометрическим материалом.

Окружающий мир:

-умения определять и классифицировать предметы живой и неживой природы.

Метапредметные умения

-развитие творческих и рефлексивных способностей.

-развитие речевых и коммуникативных навыков.


Планируемые результаты


Демонстрация обучающимися заинтересованности для дальнейшего изучения учебных предметов. Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса 2 класса.

Проектный продукт

Схема жизнедеятельности бурундука.

Критерии оценивания


Оценка индивидуальных возможностей учащихся (по выполненным заданиям)

Оценка коммуникативных возможностей отдельных учащихся и всех обучающихся целом.


Автор: Тюменцев Александр Валерьевич.



-Дорогие ребята, вы любите сказки? За что вы их любите, что делать герои этих сказок и чем там можно заниматься?

- Там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для этого нужно? Всего лишь ваши знания по учебному предмету, умение работать в команде и чуточку фантазии и воображения. В добрый путь!

-Послушайте отрывок из сказки: «Как медведь и бурундук дружить перестали»


-Так вот, бурундуку нужна ваша помощь, ребята!

Она прислала мне вот такое послание:


«Дорогиепомогите унесломеняураганом выполните заданияи спаситеменя.  

   Спаситепожалуйста.»


-Вы поняли, о чем пишет Бурундук? Значит, что нам сейчас предстоит сделать?

-Какова же тема нашей проектной задачи? (Спасение бурундука)

 -Какая задача стоит перед нами?

-Можем ли мы это сделать?

-После выполнения всех заданий в группе вас будут выданы части пазла, собрав который, можно узнать о жизнедеятельности бурундука.

Сейчас мы с вами распределимся на группы по цвету кружков, которые я сейчас вам раздам. У кого одинаковые по цвету кружки, те работают совместно.



Задания

Первый зверек, который, наверняка, встретит вас на «Столбах» — это бурундук. Его отличительная черта — полосатая шкурка и высоко задранный пушистый хвост. Порой кажется, что бурундучьи семьи поделили между собой всю Лалетинскую дорогу и за позирование для фотографов-любителей берут плату орешками и семечками. Бурундуки встречают вас в самом начале пути на «Столбы». Полученные от людей орешки бурундук складирует. 

1.   Выбери заголовок, подходящий к тексту, подчеркни его:

«Проворные зверьки», «Бурундук», «Бурундук и белка»,

 «В таёжных лесах».

2.   Выбери и подчеркни утверждение, которое считаешь верным:

  1. «Бурундук» – это стихотворение,

  2. «Бурундук» – это сказка,

  3. «Бурундук» – это научный текст.

1.   Ответь на вопросы и выполни задания:


Где живёт бурундук? _____________________________ _________________

Чем питается этот зверёк? _______________________ _______________



Перечисли врагов бурундука: ____________________________________  .


Бурундук какой? ________________________________



Запиши признаки живой и не живой природы

Живая природа Неживая природа



Первый зверек, который, наверняка, встретит вас на «Столбах» — это бурундук. Его отличительная черта — полосатая шкурка и высоко задранный пушистый хвост. Порой кажется, что бурундучьи семьи поделили между собой всю Лалетинскую дорогу и за позирование для фотографов-любителей берут плату орешками и семечками. Бурундуки встречают вас в самом начале пути на «Столбы». Полученные от людей орешки бурундук складирует

1) Выпиши выделенное предложение, подчеркни главные члены предложения.

_______________________________________________ ____________________.

2)Выпиши выделенные слова, обозначь орфограммы:

Задания для 4 группы

Задания по математике:

1.

Найди в таблице нужные данные(рядом поставь знак +) и вычисли, сколько дней спит бурундук.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

31

28

31

30

31

30

31

31

30

31

30

31





























































































Длина тела белки вместе с хвостом – около 35 см, вес ее до 350 г. Длина тела бурундука без хвоста – около 15 см, длина хвоста – 12 см.


2.

Вычисли, какова длина тела бурундука вместе с хвостом.

   











                                                        Ответ:  _____________________

3.

      На сколько длина бурундука меньше длины белки? Вырази ответ в дециметрах  и  сантиметрах.




























Обсуждение результатов работы группы  и их взаимодействия.

-Составление схемы жизнедеятельности бурундука.

-Чему мы учились на сегодняшнем занятии?

- Что  вы сегодня конструировали?

-Для чего и где это нам пригодится?

-Ну вот,  вы и справились со всеми заданиями по данному маршруту.

Благодаря умелым действиям, бурундук спасён.  

Спасибо вам, ребята!  


Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Выходной день».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством в образовательной деятельности. Преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: повышение активности и самостоятельности, разных по уровню развития и способностям учащихся; проявление познавательных и творческих способностей; повышение самооценки; стимулирование познавательной мотивации и повышению интереса к предметам. Исследовательская деятельность дает возможность детям работать с книгой, газетой, журналом, в сети Интернет. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом самостоятельно добывают информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, друзей. Тем не менее, ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую работу.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося ощущение гордости за полученный результат очень важно. Чтобы дети получили положительные эмоции от проделанной работы. Для получения положительных эмоций во время детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащихся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Организуя проектную деятельность младших школьников, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. Это в свою очередь способствует формированию у детей самостоятельности и самовоспитания, что соответствует современным запросам общества касательно личности ребенка.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 31 мая 2021 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 55 с

  2. А. Б. Воронцов Проектная задача. /Журнал «Начальная школа» № 6/2007. https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.

  3. А.И. Савенков Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ЯезеагсЬег».) ISBN 978-5-4441-0187-2.

  4. Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций. — 2012.

  5. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  6. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений

  8. Статья "Исследовательская работа в начальной школе". Зубова Ольга Анатольевна https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 29.03.2023г.)

  9. Статья «Оформление продукта исследовательской». Майорова Анастасия Леонидовна деятельности? http://ext.spb.ru/site/6968-2015-01-20-11-56-26.pdf (дата обращения 09.03.2023г.)



ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1


Рис. 2


Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!