СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по математике

Аннотация. В статье автор делится многолетним опытом организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по математике; описывается система занятий с первого по четвертый класс, направленная на развитие познавательной самостоятельности, инициативности и творчества каждого обучающегося.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, внеурочные занятия, математика.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по математике»

Алейник А.И.

Учитель начальных классов МБОУ «Лицей №32» г. Белгорода


Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по математике

Аннотация. В статье автор делится многолетним опытом организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях по математике; описывается система занятий с первого по четвертый класс, направленная на развитие познавательной самостоятельности, инициативности и творчества каждого обучающегося.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, внеурочные занятия, математика



Использование проектного и исследовательского методов в обучении младших школьников позволяет выйти за рамки сложившихся традиционных подходов при обучении, работать в режиме, побуждающем детей к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления учащихся. Следовательно, в основе проектно-исследовательской деятельности лежит формирование целого комплекса умений:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся в соответствии с темой;

- умение ориентироваться в информационном пространстве в ходе решения проектных задач;

- умение самостоятельно конструировать свои знания в соответствии с темой исследования;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение творчески и критически мыслить.

При разработке и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях по математике мы опирались на личностно-ориентированный подход, в соответствии с которым обеспечивалось:

  1. наличие потребности у учащихся включиться в выполнение предлагаемой учителем работы, т.е. ученик должен был проявить желание исследовать предлагаемую учителем тему;

  2. возможность самостоятельного изготовления учащимися того, что предполагает проектная или исследовательская задача, т.е. для её выполнения у каждого ученика уже должны были сформированы определённые компетентности;

  3. получение удовлетворения от проделанной работы (при этом это касается не только ученика, но и самого учителя!).

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников была основана на групповой форме работы, которая способствует формированию группы детей (класса) как учебного сообщества, способного включиться в совместный учебный труд. Групповая форма организации имеет следующие преимущества:

- позволяет получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой дети вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, т.к. у робких и слабо подготовленных детей появляется тревожность, а у лидеров портится характер;

- даёт возможность попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

- способствует формированию опыта выполнения важнейших функций, составляющих умение учиться (целеполагание, планирование, контроль и оценка).

Следовательно, взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» являлась исходной формой учебного сотрудничества в условиях организации проектно-исследовательской деятельности

На внеурочных занятиях по математике нами были использованы следующие варианты групповой работы:

  1. вариант – группа выполняет общее задание одновременно, но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;

  2. вариант – общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;

  3. вариант – при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.

На некоторых внеурочных занятиях была использована групповая форма работы в виде пар сменного состава.

Структура каждого внеурочного занятия включала следующие этапы:

1.Мотивационный.

2. Планирующий.

3. Информационно-операционный.

4. Рефлексивно-оценочный.

В соответствии с данными этапами младшие школьники на внеурочных занятиях по математике работали в следующей последовательности:

1. Погружение в проект. (Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.)

2.Планирование деятельности. (Определение источников информации, форм презентации результатов, сроков выполнения, распределение обязанностей.)

3.Осуществление деятельности по решению проблемы. (Самостоятельная работа над проектом, промежуточные обсуждения полученных данных.)

4.Оформление результатов. ( Анализ и синтез данных, формулирование выводов.)

5.Презентация результатов. (Демонстрация материалов, представление продукта.)

6.Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (Коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ.)

Так, в ходе изучения чисел первого десятка первоклассники участвовали во внеурочных занятиях «Математика вокруг нас» по теме «Числа в нашей жизни». После небольшого путешествия в прошлое, в ходе которого дети узнали об арифметике каменного века, о том, откуда числа получили своё название, как записывались первые цифры, младшие школьники включились в работу над первыми проектами «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Числа в стихотворениях», «Числа в физкультминутках», «Наш город в числах и величинах». С большой долей самостоятельности первоклассники искали ответ на вопрос «Где узнать?». Для этого они посетили школьную библиотеку, подключили к поисковой работе родителей. Каждый ученик проявил настойчивость и творчество в достижении результатов своего труда, который был оформлен в виде иллюстративной карточки. На одной стороне помещалось изображение цифры и пословицы, в содержании которых она используется. А на другой стороне карточки – загадки про данное число. В итоге в классе был собран иллюстративный альбом, который мы потом передали в подарок дошкольникам.

Непростым, но увлекательным оказался проект на тему: «Математические стихи». Что мы обычно видим, когда читаем стихотворения? «Конечно, буквы, слова, фразы, строки», – скажете вы. Оказывается, они могут вполне состоять из чисел. Окажем это на примере отрывка из стихотворения С.Я.Маршака «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей? 10 20 47

В зоопарке у зверей. 2 17 00 7

Пообедал я сперва 23 23 002

За решёткою у льва. 3 17 42

Подкрепился у лисицы. 30 40 2 130

У моржа попил водицы. 115 30 30

Ел морковку и слона 40 10 03 2

С журавлём поел пшена. 300 40 22

В проекте-исследовании «Любимые числа» был использован метод интервьюирования, а также метод сбора и обработки данных. Для этого провели опрос учащихся 3-4 классов лицея № 32 и их родителей. Подведя итоги, пришли к выводу, что наиболее предпочитаемое число – 7, на втором месте оказалось число 8, а на третьем число 5.

Во втором классе на внеурочных занятиях «Геометрия вокруг нас» дети включились в проектно-исследовательскую деятельность по составлению «Геометрического словарика». При составлении такого словарика учащиеся дают определение математического понятия (своими словами, так, как они понимают), самостоятельно выделяют его существенные свойства, подбирают интересный материал, оформляют словарик, сочиняют сказки, стихи, загадки, выполняют рисунки. По мнению автора опыта, такой вид работы, как составление геометрических словариков, не только способствует прочному усвоению математических понятий и развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Структура геометрического словарика включала следующие разделы:

  • Термин (Дети пишут название)

  • Определение (Ребята отвечают на вопрос «Что это такое?», описывают фигуру, перечисляют её свойства)

  • Содержание понятия (Перечисляются свойства, благодаря которым эту фигуру можно отличить от остальных геометрических фигур)

  • Объём понятия (Перечисляются виды, отвечают на вопрос «Какие бывают?», «Как можно сделать?»)

  • Связь с жизнью (Где встречается, какие предметы или их части имеют такую же форму?)

  • Творческое оформление (стихотворения, сказки, загадки, интересные задания, рисунки и т.д.)

Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Такое умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности, рассматривается как одно из профессиональных важных качеств человека.

На внеурочных занятиях третьего и четвёртого года обучения «Геометрия вокруг нас» обеспечивалось усложнение проектно-исследовательской деятельности учащихся, что выражалось в увеличении сложности исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. Учащиеся составляли план действий и операций в соответствии темой занятия, учились распределять работу в группе, выполнять её в соответствии с намеченным планом, сравнивать полученный продукт с требуемым, представлять результаты проделанной работы и давать ей объективную оценку. Кроме этапов, которые были определены в соответствии с содержанием проектной деятельности, в начало каждого занятия мы включали «мозговую гимнастику» и «интеллектуальную разминку», которые обеспечивали активизацию психических процессов, лежащих в основе проектно-исследовательской деятельности: увеличивался объём памяти, повышалась устойчивость внимания, ускорялось решение элементарных интеллектуальных задач, убыстрялись психомоторные процессы, без которых невозможно было достичь эффективности в развитии познавательных УУД младших школьников.

Например, на одном из занятий учащимся был предложено творческое проектирование не тему: «Цветники», которое предусматривало разработку клумб, помещённых на территории Лицея №32. Для того, чтобы цветники эффектно смотрелись и хорошо при этом росли, необходимо было продумать правильное их расположение, выдержать необходимые интервалы, продумать узор в виде геометрической фигуры, сочетая разные сорта цветов, придумать название и презентовать перед учащимися класса. Аналогичное проектирование дети выполняли и по теме «Многоугольники вокруг нас: паркеты». В результате все получили эстетическое наслаждение от той красоты, которая была реализована в каждом проекте.

Опираясь на многолетний опыт работы, автор утверждает, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах и в среднем звене школы обычно переходит в разряд неуспевающих. Включение в проектно-исследовательскую деятельность помогает младшим школьникам научиться учиться, приучает к самостоятельному приобретению знаний. Мы убеждены, что сформировать высоконравственную личность возможно только при условии создания ситуации успеха для каждого школьника, и побуждения его к самостоятельному поиску.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!