СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа. Организация проектно-исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности»

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

ВВЕДЕНИЕ



Одной из важнейших задач педагогов в связи с переходом на ФГОС является воспитание небезразличной, активной, мыслящей личности. Для этого необходимо найти такие формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе – основе интереса к тому или иному направлению. Одними из таких форм являются проектная и исследовательская деятельность в рамках школьного образования. Они должны способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому.

Возникает проблема: как организовать такую деятельность? С какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность?  Как организовать эту работу с учащимися? Какие знания нужно приобрести учителю и ученику, выполняя ее? Как получить при этом хороший результат, тем более что эта деятельность приобретает в последнее время особую значимость?

Такие проблемы возникают у каждого педагога, который решил заниматься проектной деятельностью с младшим школьником. Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим. В среднем звене – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос состоит в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.

При организации проектной и исследовательской деятельности в школе учитель должен взять на себя роль сопровождающего. Что следует подразумевать под педагогическим сопровождением? Под педагогическим сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Актуальность проблемы развития исследовательских навыков определяется несколькими факторами


Во-первых, направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем.

Во-вторых, исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.

В-третьих, именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности младших школьников и, конечно, об особенностях её организации.



Цель: разработка и реализация эффективной модели педагогического сопровождения учебной проектной и исследовательской деятельности. Задачи: систематизировать знания о проектной деятельности;

  • отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости развития исследовательских умений младших школьников в процессе обучения.

Практическая значимость в определении системы методических подходов и приемов проектной деятельности;

Объект: метод проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Предмет: особенности проектной деятельности в начальной школе.

Младший школьный возраст  является сензитивным этапом развития творчества ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Принципиально  важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Они с интересом участвуют в различной деятельности, организуется  сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого. [1] Учителя начальных классов хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. Стимулирование познавательной активности -   одна из составляющих современного урока. Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС

В документах по модернизации образования отмечается, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций» [4]. Предполагается, что в их число должны войти компетенции: информационная, социально-правовая и коммуникативная. В данном контексте актуальной становится задачная форма организации процесса обучения.

При реализации ФГОС педагоги должны осваивать, качественно изменяя уровень своего профессионализма, личностный способ реализации базовых целей и ценностей нового стандарта. «Существенным условием реализации педагогического замысла выступает согласование в конкретной ситуации педагогической позиции с позицией обучающегося»[2, с. 9]. Позиция педагога отталкивается от умений строить ситуации развития обучающихся, осуществлять постановку и планировать решение задач их развития в качестве субъекта собственной деятельности на основе процессов рефлексии. Такой подход в сфере гуманитарного образования, называемый антропологическим, «ориентирует современное образование на поиск средств и условий становления человека как: 1) субъекта собственной жизни; 2) личности в составе различных сообществ; 3) индивидуальности, осознающей свою самобытность и уникальность» [2, с. 8].

Уроки, исследовательская и проектная деятельность в историческом научном обществе - благодатная почва для освоения задачной формы организации деятельности учения и деятельности обучения. «Высокий уровень знаний и умений выпускников может быть обеспечен при условии, что доминирующим в процессе обучения станет деятельностный подход, предполагающий познавательную деятельность на продуктивном и творческом уровнях, развитие самостоятельности, ответственности учащегося за результаты своего труда» [4].

Проектная деятельность во многом отвечает требованиям деятельностного подхода и способствует антропологизации учебной деятельности, так как позволяет более осмысленно подходить к процессу познания, на высоком уровне овладевать специальными и общеучебными умениями и навыками, проявлять антропологические способности (способности к самоопределению и саморазвитию), осваивать значимые деятельностные компетентности.     Компетентность - это «способность применять полученные знания и умения на практике в повседневной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем». [1, с. 60] То есть компетентность - это средство деятельности, которое должно способствовать воспроизводству знаний, умений, навыков для формирования какой-либо компетенции. В ходе проектной деятельности учащиеся формируют и развивают базовую учебную компетентность, компетентность культурно-досуговой деятельности, компетентность в правовой сфере, компетентность в сфере социально-трудовой деятельности и др. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать».

В современном понимании проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, задачи, ситуации развития, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Научный подход предполагает поиск проблемы в реальной истории или социальной жизни, чтобы быть понятной, интересной и значимой для ребёнка. Кроме того, решение проектной задачи должно ориентироваться не столько на получение нового знания, сколько на достижение воспроизводимого, преобразующего знания, которым можно пользоваться как инструментом деятельности.

В связи с этим качественно меняется миссия современного педагога. На первый план выходит готовность учителя к формированию инновационного поведения своих учеников, требующего:

  • создания условий покровительства и защиты;

  • позитивного поощрительного или доверительного стимулирования, поддержки инициатив;

  • обучения различным способам деятельности, моделированию изучаемых объектов или ситуаций;

  • организации учебного сотрудничества, коллективистского взаимодействия;

  • формирования потребности в рефлексии и самооценке.

«Предметом деятельности педагога выступает создание образовательных ситуаций как пространства полноценного развития детей, которое можно описать методологической схемой проектирования, предложенной Н.Г. Алексеевым: «замысел - реализация - последствия». Однако внедрение новых стандартов требует пересмотра методологической основы технологии учебного проектирования и, следовательно, разработки новых концептуальных основ структуры деятельности обучающихся. С позиции деятельностного подхода, ориентированного на «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания, совершенствование своих способностей и преобразование их в компетенцию через самореализацию и самоизменение» [5, с. 76], этапы проектной деятельности должны сопровождаться шагами самоопределения к деятельности, пробных действий, поиска причин затруднений, самостоятельного исследования, решения проблемы (задачи), сравнения результата с поставленной целью и пошаговой рефлексии собственной деятельности.

Схему использования метода рефлексии можно изучить по работам Л.Г. Петерсон. «Метод рефлексии или рефлексивной самоорганизации заключается в следующих шагах: 1) зафиксировав затруднение, надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум; 2) затем проанализировать, как ты выполнял свое действие и в каком месте возникло затруднение (исследование); 3) понять, по какой причине оно возникло (критика); 4) поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (проект); 5) реализовать построенный проект. Завершится этот путь, естественно, самоконтролем;- сопоставлением результата с целью и самооценкой - определением того, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Таким образом, проектная, равно как и исследовательская, деятельность должна включать не только внешние учебные изменения, но и внутреннюю учебно-деятельностную самоорганизацию.

Одним из ключевых положений  стандартов становится формирование метапредметной исследовательской компетенции обучающихся, которая предполагает «технологизм учебных практик и социализацию научно - исследовательского типа вместо книжного технологизма» [4, с. 32]. Другими словами, школьники должны сформировать универсальные учебные действия, информационные, психологические и инструментально-операционные возможности, чтобы быть успешными в социальной реальности. К универсальным учебным действиям относятся:

1. Самоопределение к деятельности:

  • Личностные: установление связи между целью деятельности и её мотивами; самоидентификация ребёнка в поликультурном пространстве; анализ желаний и возможностей по схеме: «надо-могу-хочу»;

  • Смыслообразование через - актуализацию субъектной позиции ученика как участника самоопределения к деятельности.

  • Коммуникативные: поиск единомышленников, установление контактов, партнёрских связей, определение участников исследования (проекта) и т.д. диалога поколений и т.д.

2. Выбор объекта исследования и планирование деятельности.

  •  Личностные: выбор ценностных ориентиров;

  •  Регулятивные: установление того, что известно или неизвестно;

  •  Коммуникативные: обсуждение коллективных возможностей, планирование, поиск ресурсов для материально-технического и учебно-методического оснащения.

3. Постановка проблемы (выдвижение гипотезы).

• познавательные: - общеучебные - выделение и формулировка познавательной цели; - логические - выдвижение гипотез и обоснование предположений; - постановка проблемы - формулирование, самостоятельное создание способов решения; - регулятивные: целеполагание, прогнозирование результатов; - коммуникативные: обмен мнениями, дискуссия о целесобразности   выдвижения данных гипотез и реалистичности их подтверждения; ? личностные: действие убеждением.

4. Актуализация практической, теоретической, социальной значимости пред-полагаемых результатов.

• Личностные: выявление области, в которой могут пригодиться полученные знания, определение социально-практической значимости и ближайшей зоны применения результатов исследования;

• регулятивные: первичная рефлексия (что сделано, чего не хватает для дальнейших действий, что утратило актуальность и т.д.).

• Рассмотрение любой проблемы через призму личного опыта

5. Анализ источников по проблеме.

• Познавательные: - общеучебный поиск и выделение необходимой информации, систематизация; - логические - осмысление: классификация, анализ, синтез; - регулятивные: самоконтроль за соблюдением правил научной организации труда (НОТ).

• Многообразие источников: - интернет-ресурсы, - фото- и видеоматериалы, - средства мультимедиа, - монографии, статьи, - публикации, материалы СМИ, - устные свидетельства, - архивные документы, - семейные архивы и т.п.

6. Формулирование ответов на ключевые вопросы (построение проекта).

• Регулятивные: контроль, коррекция, рефлексия (предшествующих и предстоящих шагов);

• познавательные: - логические - анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей и т.д.; - знаково-символические - моделирование, преобразование модели; - общеучебные - оперирование изученными ранее понятиями, фактами, систематизация в форме конспекта, схемы, таблицы, тезисов и т.д. -коммуникативные: взаимодействие в группе. бытий на основе хронологизации и синхронизации, - иллюстрирование социальных явлений историческими примерами, и наоборот и т.д.

7. Подтверждение или опровержение гипотезы, обобщение.

 • Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция, самооценка;

 • познавательные: - логические - установление причинно-следственных связей; - общеучебные - обоснование, аргументация, формулирование выводов; - решение проблемы - формулирование выводов на основе доказательств; - личностные: подтверждение готовности к применению новых компетенций. 

8. Представление результатов.    

 • Коммуникативные: слияние индивидуальных результатов в общий результат, владение монологической и диалогической формами речи, демонстрация проекта (результата исследования);

• личностные: самореализация, социализация.

• Разнообразие форм демонстрации результатов: презентации, резолюции, деловые игры, ролевые дебаты, тезисы - транспаранты, буклеты, бюллетени. книжки-шпаргалки, схемы, таблицы, плакаты, стендовая защита и др.

9. Рефлексия • Все блоки УУД:

• Перемещение акцента на самоконтроль, сопоставление результата с результатом проекта, самооценка. - самопостижение, самосознание: кто есть «я» в процессе познания, деятельности, взаимодействия, общения.

   Таким образом, при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, в целях развития способностей обучающихся к самоизменению, самовоспитанию и самореализации, необходимо отказаться от передачи готовых знаний в пользу формирования деятельностных исследовательских компетенций, ведь известно, что «хромой, идущий по короткой дороге, дойдет быстрее, чем скороход по длинной» [6, с. 19].

Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели.

В методике начального обучения выделяют следующие: 
1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.


Особенности проектной деятельности в начальной школе.

Проектная деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся

Мотив (личностный, социальный)

Мотив (познавательный)

Проблема, замысел, идея

Проблема и гипотеза

Цель практико-ориентированная

Цель- открыть новые знания

Результат спрогнозирован заранее: конкретный продукт

Результат заранее неизвестен: подтвержденная или опровергнутая гипотеза


Исследование - бескорыстный поиск истины

Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

В основе метода проектов и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

-умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить

-умение видеть проблемы

-умение задавать вопросы

-умение выдвигать гипотезы

-умение давать определение понятиям

-умение классифицировать

-умение наблюдать

-умение проводить эксперименты

-умение делать выводы и умозаключения

-структурирование материала

-умение работать с текстом

-умение доказывать и защищать свои идеи.

  • Виды учебных исследований

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

  • По количеству участников:

  • коллективные, групповые, индивидуальные

  • По месту проведения

  • урочные и внеурочные

  • По времени

  • мини- проекты , краткосрочные , долгосрочные

  • По теме

  • предметные или свободные

  • По степени самостоятельности выполнения

самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д. Содержание, формы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Первый этап. Пропедевтический (1 класс). Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества  учеников, учителя и родителей. Формы организации: -презентационные занятия; -коллективные творческие дела, классные часы; -свободные уроки.

Содержание: -формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию; -формирование первоначальных исследовательских действий; -оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования; -приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителем.

Позиция учителя и учащихся: Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей. Учащиеся: выполняют предложенные учителем задания, выбирают интересующие их темы.

Деятельность детей: - овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации; -овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе); -учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов; -выполняют мини-проекты с помощью родителей и детей; -проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя; -учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него.  

Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс). Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений. Формы организации: -коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования; -осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса -специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.

Содержание: -практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов; -формирование первоначальных проектно-исследовательских умений; -работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов; -расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.

Позиция учителя и учащихся: Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей. Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы, инициируют собственные замыслы.

Деятельность детей: -используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема; -работают в группе, осуществляя коллективный проект; -самостоятельно ведут мини-проекты; -совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом. [9]  

Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы). Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований. Формы организации: -учебный проект; -образовательный проект; -социальный проект; -овладение способами организации индивидуального исследования; -разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.

Содержание: -формирование более сложных проектно-исследовательских умений; -овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный); -организация разновозрастных проектов с учащимися среднего звена.

Позиция учителя и учащихся: Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей. Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.

Деятельность детей: -осуществляют поиск информации в источниках разного типа; -анкетируют детей и взрослых; -осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты; -разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя; -овладевают первоначальными навыками социального проектирования; -оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям; -представляют результаты своих работ на районных и городских мероприятиях. [2]

В третьем классе работа над проектом более расширяется и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. В четвёртом классе работа над проектом выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Каждый этап в организации проектно – исследовательской деятельности предполагает формирование определённых универсальных действий, которые помогают ребёнку организовывать процесс познания самостоятельно. [9] На этапе рождения замысла осуществляется: - добровольный выбор участниками проекта темы; - определение цели и задач работы; - формулирование гипотезы; - определение методов исследования. На этапе развёртывания замысла в деятельности: - распределение задач между участниками проекта; - консультирование у педагога и друг друга относительно содержания работы; - систематизация и обобщение опыта; - построение выводов и заключений. На этапе оформления и предъявления результатов происходит: - оформление их в виде моделей, макетов; - обсуждение результатов; - самоконтроль; - их самооценка и взаимооценка действий и результатов работы участников проекта.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий – подготовительный «звёздочка обдумывания» (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку)

В результате тщательной двухлетней работы над теоретическим материалом по теме и был создан пакет рекомендаций: «Сборник методических материалов по организации проектной деятельности младших школьников», куда вошли советы   по оформлению текстовой части проекта, организации деятельности, оформления библиографического списка, по правилам защиты устного доклада, правилам использования электронной презентации,

Требования к оформлению текстовой части проекта

Проект приносит что-то новое для ученика, но известное науке.

Направлен на достижение конкретного результата, который можно измерить, тиражировать и т. д.

Титульный лист. Работа должна быть аккуратно написана или напечатана, при этом не очень крупно и не очень мелко. Титульный лист работы должен содержать сведения: название темы работы.  Название должно точно отражать содержание работы. Очень часто авторы используют обобщенные заголовки, которые не дают возможности сохранить их в памяти. В данном случае следует использовать второе название (дается в скобках), уточняющее тему. Дату и место ее проведения, фамилию и имя автора, Ф.И.О. руководителя. Для занимающихся в кружках или объединениях – дополнительно указывается их название. Затем идет оглавление с указанием страниц работы.

В проекте имеется пояснительная записка (текстовая часть), где не должно быть орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок. Недопустимо использование художественного, публицистического, разговорного стилей изложения материала.   Довольно часто учащиеся используют личностный подход к подаче материала. В научной среде это принято только в том случае, когда это делает очень крупный ученый. В работе учащегося имеет место большой вклад научного руководителя.  В этом случае уместно употреблять местоимение мы и безличные обороты: думается, можно предположить…

Не следует перегружать текст терминами, особенно, когда автор не очень четко представляет себе, что он обозначает. От терминологической насыщенности работа не становится более научной. Во всех случаях, когда вводится не общеупотребительный термин, необходимо давать его расшифровку с соответствующей ссылкой на первоисточник.

Введение

1. Наличие проблемы, которую вы выбрали для изучения, и объяснить актуальность выбранной темы. Проблема – это всегда затруднение, неопределенность. Чтобы ее устранить, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Она может быть выражена через гипотезу, которую можно подтвердить или опровергнуть. Гипотеза должна быть обоснованной, то есть подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

(На кого рассчитан проект?  Описание реальной ситуации, которая по какой-либо причине не устраивает участников проекта, то есть, зачем решать проблему. Реальная ситуация – желаемая ситуация. По-другому: что есть? Что должно быть? Что будешь делать с результатом?)

2. Постановка цели работы. То есть следует указать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить. При формулировании цели надо помнить, что цель в работе всегда одна и может начинаться со слова «изучить» Цель – разрешение противоречия между желаемым и реальным. Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна быть реальная ситуация после завершения проекта?

3. Определение задач проекта (что должно быть сделано, чтобы цель была достигнута). Задачи показывают, что вы собираетесь делать конкретно. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Уместно в данном случае использовать глаголы: выяснить, выявить, установить, изучить, систематизировать, проанализировать, определить, произвести отбор, пронаблюдать, зафиксировать, проследить, дать характеристику и т.д.

Задачи проекта не следует путать с этапами проекта.

Организация деятельности.

Этапы решения проблемы или список действий в хронологическом порядке с указанием на количество времени, необходимое для выполнения действий.

1. Поиск способа решения проблемы – их может быть несколько, следует выбрать наиболее рациональный. Учет ресурсов для выполнения проекта.

2.Объяснение того, почему выбран этот способ (сценарий, игра, альбом, реклама ит.д.)

3. Планирование деятельности или список действий в хронологическом порядке с указанием на количество времени, необходимое для выполнения действий.

Глава 2. Описание процесса работы.

1. Описание процесса работы. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, сравнений, то есть фиксируются результаты работы. Здесь большое место следует отвести не сколько описанию проделанной работы, сколько размышлению над полученными данными. Кроме этого, здесь необходимо провести обсуждение полученных данных, их сравнение. Данные, которые подлежат обсуждению, должны принадлежать только автору работы, сравнивать их можно друг с другом, с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. Обычно, рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые, анализируя которые можно сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Графики и диаграммы - самый экономный способ представления данных в работе.

(кратко), анализ значимых использованных материалов (книги, декорации, костюмы, иллюстрации, музыка и т.д.)

2. Представление материалов проекта, так называемого «продукта», полученного в результате работы: сценарии, игры, сборники методических материалов к урокам, к внеклассной деятельности, альбомы с краткими пояснениями, презентации и так далее.

Приложения. Часто собранный в результате исследования материал бывает очень объемным. При его обработке делаются схемы, таблицы, рисунки, опросники, списки информаторов (указывается Ф.И.О., год и место рождения, профессия). Нет смысла помещать все это в основной текст работы. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, письма, фотографии, иллюстрации, которые следует подробно описать (кому принадлежат, что изображают, как найдены, какую ценность они представляют, что иллюстрируют). На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы, приложение не должно существовать само по себе. Если приложений несколько, уместно составить его список с указанием страницы, где оно расположено, а на самом приложении его номер по списку.

Заключение.

1. Процесс апробации проекта. Анализ плюсов и минусов графиков, анкет, схем. Ответ на вопрос: «Что было и что стало?»

2. Ответы на вопросы: «Решена ли проблема? Полностью или частично? Чему научились

сами и чему научили других? Чему хотели научиться, но не научились? Почему?»

Список использованной литературы составляется тоже по особым правилам, принятым в научных работах. Здесь необходимо перечислить все, что использовалось при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.

Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям сборников. Указывают автора, название, издательство и год издания, кол-во страниц. При использовании источников на иностранных языках их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.

Примерная структура письменной работы.

  1. Титульный лист.

  2. Содержание работы с указанием страниц каждой части

  3. Введение.

  4. Основная часть, ее можно подразделить на главы.

  5. Обсуждение полученных результатов, выводы.

  6. Список информаторов с указанием Ф.И.О., года рождения, места рождения (если таковые имелись).

  7. Список использованной литературы.

  8. Приложение.

Требования к устному сообщению.

Провести проектную деятельность и изложить на бумаге свою работу недостаточно, нужно уметь ещё донести её до слушателя. Огромную роль в этом играют некоторые артистические (декламационные навыки) и хорошая подготовка доклада.

Доброжелательные коллеги выслушают участника, зададут массу интересных вопросов, вступают в научный диспут в рамках отведённого на каждого участника времени. Об этом нужно помнить постоянно. Регламент для докладчика – святое. Не укладываясь в отведённое для сообщения время, вы отнимаете его у своих коллег, что противоречит научной этике. А для того чтобы соблюдать регламент, нужно научиться на ходу перестраивать своё сообщение, донося до слушателя только наиболее значимое в работе.

Важно понимать, что устный доклад сильно отличается от письменной работы. Его текст должен готовиться отдельно и не должен быть перегружен сухими перечислениями и цифровой информацией. Вся цифровая информация может быть представлена в виде графиков и диаграмм, которые на сей раз должны легко читаться из аудиторных рядов. Очень важно, чтобы докладчик по ходу рассказа обращал внимание аудитории на проецируемые материалы.

Экспертам и аудитории нравится, когда докладчик излагает свой материал громко, четкодоступно и в достаточном объеме. Главная цель доклада – представить ход работы, использованные методики, показать, как поставленные в начале работы цели, задачи, сформулированные гипотезы нашли развитие и фиксацию в результатах и выводах. Особое внимание обычно конкурсная комиссия уделяет личному вкладу автора в проведенном проекта, осознания значения полученных результатов, личностному отношению к полученным выводам. Здесь уместно выразить свои эмоции.

Не нравится, когда докладчик читает, уткнувшись носом в страницу,- доклад надо докладывать, а не читать. Это не значит, что нельзя иметь под рукой шпаргалку в первую очередь для того, чтобы безошибочно оперировать цифрами, но при этом важно уметь ею пользоваться (также недопустимо, когда докладчик говорит: «Сейчас, минуточку подождите. Где же это?!»)

Недопустимо изложение материала по одной работе двумя и более докладчиками. Если у работы несколько авторов, что отнюдь никем не возбраняется, то пусть один из них докладывает материал, а другой показывает иллюстративные материалы. Отвечать на вопросы можно всем вместе.

Обычно после доклада особое внимание уделяется научной дискуссии, особому способу обсуждения научных проблем, принятому в сообществе ученых. Предполагается равенство различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Главная цель научной дискуссии – выявить как можно больше мнений и точек зрения по поводу той или иной проблемы. Каждый вопрос аудитории должен быть четко сформулирован. Смысл вопросов – разобраться в точке зрения автора, обратить внимание на непонятные и спорные моменты доклада.  Неэтичны вопросы, прямо направленные на выяснение знания автором тех или иных фактов. Этично, если высказывания начинаются словами «С моей точки зрения…»

Не мене важно соблюдать вежливость и корректность по отношению к коллегам.  Особенно неприятно выглядит, когда учащийся, которому задавали вопросы из аудитории, после своего доклада пытается в агрессивной форме так же спрашивать у остальных участников.

Примерный план доклада

1. Тема, цель, задачи, актуальность работы (чем интересна она докладчику, где может быть использована).

2. Краткий обзор литературы, место и время исследования, благодарности.

3. Как проводились исследования (методика), какие результаты при этом получены (показать наиболее интересные, значимые, яркие).

4. Что осталось неисследованным, как с этим желает поступить автор.

5. Основные выводы.

Применение электронной презентации.

  1. Электронная презентация не является обязательным условием защиты работы, она может быть использована только тогда, когда это требуется для полноты раскрытия темы.

  2. Презентация должна быть разумно объемной, слайды должны быть выполнены в едином стиле, быть разумно яркими (предпочтительные цвета: красный, зеленый, белый), не должно быть перегрузки анимациями, звук не должен быть громким и агрессивным.

  3. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии, хорошо, если они будут плавными, без прямых углов.

  4. Слайды могут содержать не только текстовую информацию, которую ни в коем случае не должен озвучивать докладчик, он может на нее только сослаться, а также аннотированные иллюстрации, которые напрямую помогают раскрытию темы работы.

Критерии оценивания проекта

Постановка и обоснование проблемы проекта.

Постановка цели, планирование путей ее достижения

Глубина раскрытия темы проекта.

Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

Соответствие выбранных способов работы цели и содержания проекта.

Анализ хода работы, выводы и перспективы.

Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

Соответствие требованиям оформления письменной части.

Качество проведения презентации

Качество проектного продукта (актуальность, оригинальность, возможность тиражирования

 

Примерная структура проекта во 2 классе по теме «Почему кошки видят в темноте?»

 

4.Задачи.

- Выбрать кошек для эксперимента.

- Понаблюдать за кошками днем и ночью в течение недели.

- Зафиксировать наблюдения.

- Сравнить и обсудить полученные результаты.

- Сделать выводы.

5. Этапы решения проблемы. Планирование работы. В течение недели, по два раза в день (12:00 днём и 22:00 вечером) с помощью родителей понаблюдать за кошками. Внести полученные данные в дневник наблюдателя. Совместно в группе сделать соответствующие выводы.

6. Проблема решена.  Днём кошка видит хорошо.

С наступлением сумерек, зрение кошки не ухудшается. Её расширенные зрачки улавливают слабый луч света от предмета, и она его видит.

Когда наступает ночь, глаза у кошки начинают светиться, потому что накапливают в себе отражённый свет - световые аккумуляторы.  (прибор, задерживающий в себе свет). Кошка видит хорошо.

7. Защита работы.  Выступление перед классом с презентацией.

8. Подведение итогов. Что получилось, а что нет.

Темы детских проектов

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Основные критерии эффективности учебной проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Таким образом проектно-исследовательская деятельность:

-учит самостоятельно приобретать и демонстрировать свои знания

-учит строить планы и программы

-учит целеноправленному поиску информации

-учит ориентироваться в мире информаций

-прививает интерес к школьным предметам

-учит сотрудничать с детьми и взрослыми

-учит превращать информацию в знания

-готовит конкурентноспособного человека.


Результативность

1. Достижение конечного результата;
2. Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного
3. Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
4. Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
5. Выход учащихся на более высокий уровень.


Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.


Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

Благодаря использованию метода проектов в образовательной области повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной. Развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Антуан де Сент-Экзюпери

Список литературы.

  1. Горячев А.В. Проектная деятельность в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2004. - №5.

  2. Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе.-2012, с.211

  4. Савенков А. И.112 Методика исследовательского обучения младших школьни­ков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. - 80 с. -ISBN 5-9507-0177-1

  5. 19881ca502cab497efd2bb5e43148f3e00c64979.docx

  6. Курс: Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации младших школьников

Приложение 1.

Вопросы при выборе темы.

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Приложение 2.

Памятка учащемуся по созданию и защите мультимедийной презентации проекта

Презентация или слайд-фильм  создается в программе PowerPoint

  1. Оформление презентации

Стиль:  Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией

Фон: Для фона предпочтительны холодные тона

Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для  текста.  Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимация:  Не  злоупотребляйте  анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

  1. Информация на слайдах

Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Размещение информации на слайде: Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Шрифты:  Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или  курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных ).

Способы выделения информации: Следует использовать:  рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

Приложение 3

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных

и исследовательских работ

1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

2. Работай в следующем порядке:

а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

е) напечатай графическую часть проекта;

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Приложение 4

Памятка для родителей

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:

Что такое метод проектов? Каковы этапы выполнения проекта?

Возможная роль родителей на каждом этапе проекта.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;

  • выдвижение первоначальных идей;

  • выбор лучшей идеи;

  • планирование проектной деятельности;

  • оценка и самооценка проекта.

  • презентация проекта.

Какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Следует отметить, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

  • Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется навыки проектной деятельности уважение и взаимопонимание.





Скачать

© 2020, 424 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!