МДОБУ№18
Воспитатель: Мигунова Татьяна Александровна
Организация проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками.
Одна из более эффективных и интересных форм работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность.
Дошкольники-прирожденные исследователи. Они любознательны ,любят экспериментировать, узнавать что-то новое, находить самостоятельно решение проблемных ситуациях.
Проект для самого ребенка-это работать в коллективе, раскрытие творческого потенциала, умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми, научиться презентовать свою работу.
Цель ДОУ в организации проектно-исследовательской деятельности состоит в развитии у дошкольников мышления, воображения , памяти, речи.
Задачи:
-развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
-формировать представления о свойствах(форма, цвет, размер, структура);
-развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение;
-создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольника;
- вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Формы исследовательской деятельности:
-коллективная;
-подгрупповая;
-индивидуальная
Для реализации проектной деятельности в первую очередь необходимо найти проблему и определить направление будущего проекта. Сформировать вопросы, которые больше всего интересуют дошкольников и подготовить на них ответы. Выбрать методы, выдвинуть гипотезу. Педагог должен составить план работы, подготовить дидактический(беседы, игры, наглядный материал, театрализации) практический материал(опыты, эксперименты, природный материал) , обогатить предметно-пространственную среду по теме. После проведения проектной деятельности провести анализ с ребятами и обобщить результаты. По окончанию работы воспитатель предоставляет отчет, в виде презентации, летбуков и других наглядных материалов на педагогическом совете, тем самым делится опытом с другими педагогами.
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС ДО. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Правила для педагогов при работе над проектом:
1.Хорошо изучите тему проекта;
2.Составляя, план работы с детьми над проектной деятельностью поддерживайте детскую инициативу;
3.Заинтересуйте каждого дошкольника тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4.Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик, а так же возрастные особенности;
5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для понимания и учитываю возрастные особенности с опорой на детский личный опыт. 6.Ребенок не должен бояться ошибиться и высказываться.
7.Старайтесь регулярно и поэтапно работать над проектом.
8.Создайте атмосферу сотворчества. Используйте индивидуальный подход. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
9.Старайтесь привлечь каждого родителя: информируйте его о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие, соблюдайте добровольность.
Участниками проекта выступают: воспитанники группы, воспитатели группы, родители.
Сбор материала происходит из книг, интернет источников.
Проекты могут быть: творческие, исследовательские, игровые, информационные.
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Организация проектно - исследовательской деятельности дошкольников, объектами которой является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своему селу, своему региону, своей стране.
В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов.
Задачей воспитателя является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.
Тезисы «Организация проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками».
Проект– это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Цель ДОУ в организации проектно-исследовательской деятельности состоит в развитии у дошкольников мышления, воображения , памяти, речи.
Для реализации проектной деятельности в первую очередь необходимо найти проблему и определить направление будущего проекта. Сформировать вопросы, которые больше всего интересуют дошкольников и подготовить на них ответы. Выбрать методы, выдвинуть гипотезу. Педагог должен составить план работы, подготовить дидактический(беседы, игры, наглядный материал, театрализации) практический материал(опыты, эксперименты, природный материал) , обогатить предметно-пространственную среду по теме. После проведения проектной деятельности провести анализ с ребятами и обобщить результаты. По окончанию работы воспитатель предоставляет отчет, в виде презентации, летбуков и других наглядных материалов на педагогическом совете, тем самым делится опытом с другими педагогами.
В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов.