СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация предметно-развивающей среды на музыкальных занятиях в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается технология создания предметно-развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; более подробно описывается организация предметно-развивающей среды музыкального зала и принципы ее построения, структура и содержание материально-технического обеспечения; роль ПРС в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Организация предметно-развивающей среды на музыкальных занятиях в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста»

УДК 376 : 372.878


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Брехова П. Ю.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация: В данной статье рассматривается технология создания предметно-развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; более подробно описывается организация предметно-развивающей среды музыкального зала и принципы ее построения, структура и содержание материально-технического обеспечения; роль ПРС в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, музыкальные занятия, старший дошкольный возраст.

Abstract: This article discusses the technology of creating a subject-developing environment in a preschool organization in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education; describes in more detail the organization of the subject-developing environment of the music hall and the principles of its construction, the structure and content of material and technical support; the role of the PRS in the process of musical education of older preschool children in music lessons.

Key words: subject-developing environment, music lessons, senior preschool age.



В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предметно-развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития [Карабанова].

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО развивающая предметно-пространственная среда (далее ПРС) создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи ПРС должна быть:

  • содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;

  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений ПРС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ПРС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  • безопасной – все элементы ПРС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и правила пожарной безопасности [ФГОС ДО].

Также при организации ПРС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования ПРС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании ПРС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В ПРС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом) [Соловьева].

Особое место в образовательном пространстве ДОУ занимает музыкальная предметно-пространственная среда, которая создается, прежде всего в музыкальном зале, рекреациях и групповых комнатах детского сада. Предметно-развивающая среда музыкального зала, где проходит бόльшая часть музыкальных занятий, как правило, – самая интересная и насыщенная, даёт воспитанникам возможность активного участия в ходе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Оформление музыкального зала постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Например, в соответствии с тематикой развлекательного мероприятия, праздничными датами или сюжетом театральной постановки; в оформлении к «Осенинам», «Дню матери», «Нового года», ко «Дню Победы», выпускного праздника, развлечениям используются разнообразные атрибуты, декорации, материалы, меняется оформление в соответствии с временем года. Предметно-развивающая среда музыкального зала организована так, чтобы она располагала детей к состоянию эмоционального комфорта, творческой активности, воспитанию хорошего вкуса.

При построении оптимальной предметно-развивающей музыкальной среды в разных помещениях ДОУ учитываются такие принципы, как:

• интеграция;

• зонирование;

• доступность;

• вариативность;

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Кроме того, организация пространства должна отвечать требованиям СанПиН и правилам противопожарной безопасности.

Структура и содержание материально-технического обеспечения музыкального зала может быть представлена следующим образом:

1. Программно-методическое обеспечение: учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения музыкальных занятий.

2. Печатные пособия: портреты композиторов, с произведениями которых знакомятся дети; атласы музыкальных инструментов; дидактический раздаточный материал; музыкально-дидактические игры (на развитие звуковысотного восприятия «Андрей-воробей», «Эхо», на развитие ритмического слуха – «Кто как идёт», на развитие тембрового и динамического слуха – «Узнай свой инструмент»), карточки с изображением медведя, лисы, зайца (на восприятие темпа), карточки с изображением девочки, мамы и папы (на восприятие регистра), карточки с изображением часов и сердечка (на развитие чувства метроритма), карточки с изображением девочки поющей, мальчика танцующего с девочкой, солдата марширующего, зайчика играющего на металлофоне (на определение вида музыкальной деятельности) и т.д.

3. Цифровые образовательные ресурсы: цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке (носители музыкальной аудио- и видео информации); картотекe обучающих электронных программ по музыкальному образованию дошкольников («Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку», «Щелкунчик», «Мурзилка. Затерянная мелодия», «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта», «Алиса и Времена Года», «Шишкина школа. Музыка», «Весёлые Нотки», «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным»).

4. Экранно-звуковые пособия (в том числе в цифровом виде): аудио- и видео фрагменты, презентация-путешествие, презентация-иллюстрация, презентация-сказка, презентация-видеофрагмент, презентация-викторина, музыкально-ритмические шаблоны, презентация-видеоряд, мнемотаблицы, игра-презентация.

5. Музыкальные инструменты для детского музицирования: комплект детских и простейших народных музыкальных инструментов, клавишные синтезаторы, которые обеспечивают активное участие дошкольников в исполнении музыкальных произведений.

6. Учебно-практическое оборудование: комплект знаков нотного письма (на магнитной основе); расходные материалы; цветные фломастеры; цветные мелки (для оформления музыкально-графических схем) и др.

Наиболее востребована создаваемая музыкальная ПРС категорией старших дошкольников в силу пробуждения в данном возрасте сознательного интереса к музицированию, импровизированию и экспериментированию с музыкальным материалом и звуковыми средствами. Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста является игра, что влияет на выбор методики и организацию музыкальной работы в детском саду.

Дети к 5-ти годам уже овладевают приемами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах, это дает им возможность ярко проявить себя в элементарном музицировании. Старший дошкольный возраст – возраст расцвета сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Старшие дошкольники уже достаточно самостоятельны, любознательны и творчески активны. Для старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное и предметно-действенное мышление, поэтому для достижения ряда планируемых результатов их музыкального воспитания необходимо применение оптимальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию [Абраменкова].

ПРС, предназначенная для детей старшего дошкольного возраста, должна также включать в себя образные пособия:

  • портреты композиторов;

  • картинки с изображением музыкальных инструментов;

  • музыкальное лото;

  • музыкально дидактические игры.

Здесь находят место и неозвученные музыкальные инструменты (предназначенные для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах):

  • макеты балалаек;

  • макеты баянов;          

  • макеты дудочек и барабанов;

  • неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой,                           

и звучащие музыкальные инструменты:

  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики, звоночки и др.);

  • одновысотные игрушки-инструменты (свистульки, дудочки, рожки и др.);   

  • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (шарманки, музыкальные шкатулки);

  • игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино и др.).             

Эффективно используются в музыкальной работе самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты (сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-другому воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование; вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность) [Каратунова].

Наша практика работы в ДОУ доказывает, что предметно-развивающая среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в процессе совместной деятельности. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.


Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2000. 416 с.

  2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: ФИРО, 2014. 96 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view (дата обращения: 12.12.2021).

  3. Каратунова О.А. Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/11/statya-muzykalnaya-predmetno-prostranstvennaya-razvivayushchaya-sreda (дата обращения: 12.12.2021).

  4. Соловьева М.Е. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/05/statya-organizatsiya-razvivayushchey-predmetno-prostranstvennoy-sredy (дата обращения: 12.12.2021).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155). М., 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!