СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация общения и взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Организация общения и взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре

План

1. Особенности общения и взаимоотношений детей в игре.

2. Педагогические условия организации общения дошкольников.

3. Организация общения детей младшего дошкольного возраста в игре

4. Организация общения детей среднего дошкольного возраста в игре

5. Организация общения детей старшего дошкольного возраста в игре

 

Просмотр содержимого документа
«Организация общения и взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре»









Психолого-педагогические основы организации общение детей раннего и дошкольного возраста

Организация общения и взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре





Выполнил педагог

Дроздова Ольга Дмитриевна



































План

1. Особенности общения и взаимоотношений детей в игре.

2. Педагогические условия организации общения дошкольников.

3. Организация общения детей младшего дошкольного возраста в игре

4. Организация общения детей среднего дошкольного возраста в игре

5. Организация общения детей старшего дошкольного возраста в игре















































Введение

С первых дней жизни ребёнок вовлечен в общение, взаимодействие с близкими людьми. Человек — существо социальное, поэтому он

формируется под воздействием общественных законов. Дошкольный возраст — это время активного становления детской индивидуальности, активного познания окружающей действительности.

 В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство все больше рассматривалось, как период подготовки к школе, и пребывание детей в детском саду было нацелено на подготовку ребенка к поступлению в первый класс школы.

Эту ситуацию призван изменить ФГОС ДО: закон ориентирует воспитателей на гуманистический взгляд на современного ребёнка как на личность, которая развивается и нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав. Детям недостаточно общения только со взрослыми; для полноценного развития им необходимы активные, позитивные контакты со сверстниками.

Во ФГОС главным становится индивидуальный подход к ребёнку и игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Изменяется и

способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а партнерская деятельность взрослого и ребенка – это наиболее

естественное существование ребёнка в детском саду.

Принадлежность к коллективу очень важна для формирования личности каждого ребёнка. В коллективе удовлетворяются потребности детей в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где они

могут обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений.

В коллективе ребёнок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребёнок в

коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

Современные дети — это дети информационной социализации: резко изменилось их приобщение к миру.     Детский сад и школа уже не являются единственными источниками информации.    Теперь это — и СМИ, и культура, и религия. И сегодня педагогическая наука либо находится в сотрудничестве с семьей, телевидением, с религией, с интернетом, либо мы, педагоги, с ними конкурируем.

 

 









1. Особенности общения и взаимоотношений детей в игре.

Совместная деятельность детей является условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений.

Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата.

Общение, как всякая другая деятельность, представляет собой «Особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например: нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремление к безопасности». Общение обязательно включает взаимодействия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ к адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируются представления о другом человеке о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Такая потребность проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом. Уже к концу первого года жизни у малыша при общении с другими детьми начинают устанавливаться различные, постоянно усложняющиеся формы взаимоотношений, но они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на третьем-четвертом году жизни, однако при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением и умением общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность, конфликтность контактов между детьми этого возраста.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, игра становиться для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. Одной из программных задач при организации игр детей является формирование умение играть рядом, не мешая друг другу, воспитывать желание играть вместе, т.е. развитие навыков совместной игры.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому собственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.

Известно, как трудно дошкольнику сотрудничать и общаться со сверстниками. Нередко в ходе общения и взаимодействия вспыхивают конфликты, возникают обиды, ссоры, соперничество. Французский ученый Жан Пиане установил, что дети до 7 лет не могут учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей. Между позицией ребенка и позицией другого человека возникает преграда. Дошкольники сосредоточены только на своих желаниях и оценках, считая, что их мнение и отношения является единственным возможным и центральным. Это возрастная особенность была названа эгоцентризмом.

Эгоцентризм в отношениях с людьми в том, что ребенок приписывает другим людям только свои собственные желания, мысли, настроение. Он не ориентирован на другого, он не дает собеседнику высказаться, перебивает, прерывает его, говорит сам. Он склонен к конфликтам, стремится командовать. Некоторые дети очень обидчивые, замкнутые, скрывают свои переживания, уходят в себя, предпочитают не участвовать в играх, в то время как общение и взаимодействие невозможно без учета желаний партнера, понимания общего смысла его действий, поступков, высказываний.

Исследования Д.Б. Эльконина, показали, что преодоление эгоцентризма происходит тогда, когда ребенок, во-первых, представляя себя на месте другого человека и входя в его отношения с людьми, переживает их как свои, во-вторых, четко отделяет чужую позицию от своей и пытается представить свои отношения относительно другого, прогнозировать свое поведение. Ребенок совершает два открытия: когда, вживаясь в роль другого, наделяет его своими чувствами и когда, сопоставляя позиции других людей и свою, смотрит на себя с точки их зрения. Это открытие ставит его перед необходимостью сотрудничать, договариваться с другими людьми, прогнозировать их возможные действия.

Неоценимыми возможностями для преодоления эгоцентризма служит сюжетно-ролевая игра.

Методика преодоления эгоцентризма в сюжетной игре включает в себя два этапа. На первом этапе дошкольник вживается в роли, открывает их круг общения; на втором он берет на себя роль для того, чтобы сравнить, противопоставить две различные по смыслу роли - свою и чужую. Сначала в центре внимания ребенка его собственные роли в игре, потом центр игры смещается на другие роли, которые отличаются от его. Иными словами, вживание в роль, затем сопоставление и противопоставление своей роли другим позволяет ребенку изменить отношение к себе и повысить ценность позиций других людей.

Общение между людьми очень похоже на игру. Оно, так же как и игра, наполнено эмоциями, в нем есть роли (слушатель и рассказчик), переживания, сюжеты (темы). Но самое главное, общение, как игра, имеет свою стратегию, в нем разгадываются настроение, намерение участников, поддерживаются или опровергаются их точки зрения, заключаются союзы. Оно наполнено динамикой: меняются чувства, позиции, темы. Игра является своеобразной школой общения, где ребенок, с одной стороны, наделяет каждую свою роль присущими ей особенностями поведения, с другой - учится строить свои отношения так, чтобы они были поняты для партнера.

Особое значение уделяется языку общения. Дети по мимике, жестам, движениям другого лица должны угадывать его эмоциональное состояние. Существуют специальные игры и упражнения направленные на взаимопонимание и сплочение детей, на изживание гнева и страха. Гнев и страх искажают объективное восприятие мира, порождают негативные формы общения, что является яркими признаками детского эгоцентризма. Гнев и страх самым губительным образом сказываются на игре, которая требует свободы и позитивного отношения к людям. В связи с тем, что дети дошкольного возраста склонны к ярким эмоциональным проявлениям, необходимо проводить специальную работу в этой области: дать детям проявить себя и научиться понимать другого человека.

2. Педагогические условия организации общения дошкольников.

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. В педагогике различают педагогическое общение – общение педагога с детьми, когда конечный результат – воспитание ребёнка, накопление его социального опыта. Проблемой педагогического общения занимались и занимаются В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик.

Рациональная организация педагогического процесса, в основе которого лежит принцип развития активности ребенка и обогащения его психической жизни посредством организации различных видов деятельности (предметной, познавательной, игровой и т. д.), направлена на формирование в ребенке личности, на развитие у него уже на ранних этапах детства потребностей в общении со сверстниками. Невнимательное отношение к этой стороне жизни малышей (формирование навыков общения) отрицательно влияет на их развитие, поэтому не должно быть исключено из практики детских учреждений. Далее мы рассматриваем в дошкольной педагогике несколько основных условий, которые влияют на развития общения детей дошкольного возраста.

Первое условие: организация среды. Необходимо учитывать, что важным условием развития ребенка в целом и навыков общения в частности является организация развивающей среды, с продуманным эстетическим оформлением, а также создание удобства в образовательном учреждении. Желательно, чтобы комнаты, их оборудование соответствовали потребности ребенка в освоении пространства; подбор игрушек способствовал возникновению соответствующих возрасту игр, т. е. чтобы дети занимались развивающими видами деятельности (игры с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, с водой и песком, рассматривание картинок, наблюдения явлений живой и неживой природы и т. д.)

Второе условие: организация общения в процессе специально организованной деятельности на занятиях. С детьми дошкольного возраста необходимо проводить занятия, в процессе которых характер общения преобразуется и выходит на новую форму общения взрослого с ребенком (ситуативно-деловую):

1.  Занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем;

2. Занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию;

3. Занятия по развитию общих движений: гимнастика, подвижные игры;

4. Музыкальные занятия.

Воспитатель должен проводить занятия очень эмоционально, живо, не требуя от детей ответов, а вызывая у них естественное желание ответить. Воспитателями широко используются приемы неожиданного появления и исчезновения предметов. Прежде всего нужно создать эмоциональный настрой: еще до появления предмета, воспитатель спрашивает: «Кто там?», затем внезапно появляется предмет, внезапно же исчезает. Если дети не называют предмет, сам воспитатель называет его несколько раз правильным словом и облегченным: «кукла» — «ляля». Пряча предмет, он говорит: «Ай, нет!», а показывая снова: «А-а — вот он». А также широко используется наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь. Важно вызывать активную реакцию детей.

Все занятия с детьми раннего возраста должны сопровождаться ласковыми словами взрослого. Речь взрослого должна вызывать у ребенка положительные эмоции, интерес, помогать установить контакт между воспитателем и ребенком. На музыкальных и физкультурных занятиях предусмотрены активные движения, на других занятиях дети выполняют поручения (принести игрушку) или инструкцию (спрячь игрушку в домик), подражают персонажу (прыгают, как зайчик, мяукают, как котенок).

 В ходе занятия каждый ребенок обязательно отвечает на вопросы, высказывается сам. Наибольшая активность возникает у ребенка при повторном предъявлении материала. Поэтому при обучении следует предлагать детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы), а кроме этого, повторять занятия (новое – через 2–3 дня, повторное занятие – через 4–6). Чтобы интерес к занятиям не исчез, желательно через некоторое время – частично или полностью – заменять демонстрационный материал, изменять место проведения занятия.

После того как дети освоят новое содержание игрового материала, его можно предлагать для самостоятельной деятельности под контролем воспитателя. С теми детьми, кто недостаточно хорошо освоил новое, элементы занятия повторяются в процессе индивидуального общения на фоне самостоятельной деятельности детей группы.

Третье условие: развитие общения при осуществлении режимных процессов. Режимные процессы для детей дошкольного возраста используют для формирования общения со взрослыми и сверстниками. Это становится возможным при соблюдении следующих условий:

- воспитатель должен быть внимателен к нуждам детей, их состоянию;

 - воспитатель должен учить детей ласково обращаться друг с другом, побуждать их помогать друг другу (застегнуть пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку с хлебом соседу, принести стул младшему ребенку и т. д.);

- приучать детей выполнять установленный порядок, заботясь о других (разговаривать в спальне тихо, не мешая тем, кто спит; уметь подождать, когда воспитатель занят с другим ребенком; помогать няне и воспитателю);

- воспитатель должен объяснять ребенку (в доступной ему форме) связь между действиями и явлениями;

- воспитатель должен знакомить ребенка с различными качествами и свойствами предметов;

 - обогащать словарный запас ребенка;

- речь взрослых должна быть живой и разнообразной.

Постоянство и единство требований к ребенку и методов проведения режимных процессов должно стать непременным условием деятельности всех взрослых, работающих в группе. При проведении режимных процессов следует придерживаться определенных правил: проводить их постепенно, не заставляя детей ждать обеда или своей очереди, чтобы одеться, и т.п.

К проведению режимных процессов следует активно привлекать самих детей, поощрять их попытки самостоятельно есть, раздеваться, задвигать после еды стульчик, благодарить. Следует терпеливо, многократно показывать детям, как удобнее держать ложку, сидеть за столом, вытирать салфеткой лицо. Все свои действия воспитатель сопровождает словами (поясняя, одобряя, указывая и пр.). Очень важно создать у детей эмоционально-положительное отношение к кормлению, туалету, обливанию, укладыванию спать. Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства.

Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка:

  1. В самой области общения;

  2. В области любознательности детей;

  3.  В сфере их эмоциональных переживаний;

  4.  При формировании любви к взрослому и дружеских притязаний к ровесникам;

  5.  В сфере овладения речью.

Чтобы обеспечить включение механизмов формирования общения, Лисина М. И. предлагает соблюдать следующие рекомендации:

- относиться к ребенку как к личности. Это означает, что любую процедуру следует сопровождать беседой и комментариями. Речь должна быть очень выразительна и максимально адресована ребенку, включать одобрения и порицания действий, если бы малыш совершал их с полным сознанием;

- организовать контакты взглядов. Это – один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его необходимо всячески подкреплять;

- подкреплять улыбки ребенка. Улыбка – самый выразительный коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру;

- учить детей играть вместе или рядом друг с другом;

- учить сочувствовать и сопереживать сверстнику;

- подкреплять положительные контакты сверстников.

 Четвертое условие: организация эмоционально-практического общения. Взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. В результате такой деятельности взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику.

Переход детей к коммуникативному взаимодействию становится возможным благодаря целенаправленной организации детского общения, которую осуществляют педагоги:

- воспитатель должен учить ребенка высказывать свои желания («Я хочу поиграть с этой машинкой»), задавая ему стимулирующие вопросы, побуждая его выразить свои потребности (Пр.: «Ты хочешь поиграть с этой машинкой?», «попроси машинку у Васи»);

- педагогам следует уделять внимание умению ребенка выражать свои чувства, причем как положительные, так и отрицательные;

- воспитатель может развивать в ребенке способность к сопереживанию, желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением.

Одна из наиболее эффективных форм развития субъективного взаимодействия детей дошкольного возраста – игровая деятельность. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях. Для развития у детей коммуникативных навыков, рекомендуется использовать игры, направленные на решение одновременно нескольких задач:

- создание положительных эмоций, развитие эмпатии («Назови себя», «Тихий разговор» и т. д.);

- достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, развитие навыков взаимодействия («Пирамида любви», «Катаем мяч», «Менялки игрушек» и т. д.);

- снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому («Волшебное перо», «Гамак», «Тихий час для мышат» и т. п.);

- помогают испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества («Слушаем сердце», «Кораблик» и т. д.)

Становление общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками растягивается на несколько лет. Этот процесс складывается во многом стихийно. Взрослый в своем общении с детьми должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы.

3. Организация общения детей младшего дошкольного возраста в игре

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной. Исходя из этого основными задачами являются: Обучение детей речевым средствам общения Развитие творческих способностей и воображение в процессе игрового общения. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми Формирования умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении. Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащает детский опыт. В данном возрасте большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные её виды: Сюжетно-ролевая игра Подвижные игры Дидактические игры Настольно-печатные игры Театрализованные игры Сюжетно-ролевая игра — основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «На приеме у врача», «Дочки-матери» и многие другие, большинство из которых знакомят детей с различными профессиями. Развивает навык общения друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Подвижные игры — здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки. Развивают навык взаимоотношения в коллективе; согласованию своих действий с действиями других. Для развития общения, важную роль играют дидактические игры, которые имеют определенное значение в социальном воспитании детей. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки, не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной деятельности. Вместе рассматривают картинки, составляют узоры, соединяют пазлы. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость от общих действий. Дидактические игры развивают способности к совместным действиям со сверстником как с партнером по игре. Это игры типа «Чей это домик», «Профессии», «Чей домик», «Малыши и краски». Настольно-печатные игры — Развивают умение вступать в общения, договариваться о правилах игры, соблюдать очередность действий. Их сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Приключение Буратино», «Мозаика», «Доминошники». Театрализованные игры — пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются. Театрализованные игры развивают навык совместной деятельности, желание общаться, умение вести диалог, преодолевать застенчивость. Использовались такие приемы как: стихи-диалоги. помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом в привычной для детей разговорной речи, как они разговаривают в жизни (Курочка Рябушка зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. –Как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи) Игровые-ситуации позволяющие ребёнку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей («Котик обиделся» (у него отобрали клубочек, с которым он играл; дети жалеют его, дают другой клубочек, поют ему песенки). Постановка сказок помогающие сближению детей, делая их союзниками, партнёрами в общем деле («Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»). Формирование навыков общения со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах: Безоценочность. Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Отказ от реальных предметов и игрушек. Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнер. В связи с этим следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников. Отсутствие соревновательного момента в играх. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако они направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность в коллективе. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности. Таким образом через игровую деятельность развиваются: − навыки общения со сверстниками и взрослыми; − взаимоотношения в коллективе; − навык совместной деятельности; − преодолевается застенчивость; − сотрудничество в коллективе. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, становится раздраженным, агрессивным. В младшем возрасте без помощи взрослых трудно научить ребенка общаться со сверстниками.



4. Организация общения детей среднего дошкольного возраста в игре

Для развития общения в среднем дошкольном возрасте используются игры, ориентированные на парную работу: описание друг друга, построение диалога, вхождение в контакт, а также игры на развитие навыков командной работы: испорченный телефон, хоровод, ручейки и т.д. Формирование общения дошкольников в игре в старшем дошкольном возрасте. В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.  

     Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Ниже представлены игры, направленные на развитие коммуникативных навыков. 

  Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения. 

1. "Как можно нас называть по – разному?" 

2. "Улыбка" 

3. "Комплимент". 

    Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:

 1. "Угадай" 

2. "Походки" 

3. "Иностранец" 

4. "Расскажи стихи без слов". 

5. "Изобрази пословицу". 

    Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают: 

1. изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; 

2. произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично. 

   Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д. 

   Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:

 1. участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение); 

2. сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого); 

3. разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу 

4. "Опиши друга" 

5. "Подари подарок другу" 

6. "Царевна - Несмеяна" Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. 1. «Что ты делаешь?» 2. «Что мы знаем о Васе?» 3. «Западня» 4. «Запомни внешность» 5. «Ужасные гляделки» 6. Упражнение «Свеча мнений» 7. Упражнение «Нити дружбы» 8. Тренинг - "паутинка" На НОД и в самостоятельной деятельности в качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы можно использовать: - коммуникативные игры-упражнения; - беседы на различные темы; - ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций; - игры со словом; - хороводы, танцы, театрализация сказок; - чтение и совместное обсуждение художественных произведений; - обыгрывание эмоционального состояния; - спортивные, подвижные игры; - совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых. 

   Также, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. В раздевалке группы стоит организовать уголок, где воспитатель группы будет вывешивать информацию для родителей (консультации по теме «Коммуникация». На собраниях воспитатель совместно с родителями поднимают интересующие родителей вопросы, совместно обсуждают вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрывают разнообразные ситуации, предлагают коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. 

   Воспитатель группы должен проводить и индивидуальные беседы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др. Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками. 

   У педагогов с родителями общая задача – сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка. 

6.Организация общения детей старшего дошкольного возраста в игре

В старшем дошкольном возрасте осуществляется развитие ситуативно-делового общения. дети выстраивают линию игрового поведения и строят свои взаимоотношения согласно правилам игры и конкретной ситуации игры: ролям и действиям. В старшем дошкольном возрасте осуществляется развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Развитие игровой деятельности связано с развитием основных психических процессов ребенка. В силу развития произвольного внимания и памяти, активизации воображения и усложнения поведенческих реакций преобразуется игровая деятельность. В игре появляются более сложные виды взаимоотношений взрослых, которые ребенок пытается повторить в игровой форме. Кроме того, игра в старшем дошкольном возрасте носит совместный характер т.е. дети играют не в одиночку, а ищут себе партнеров для игры. Это побуждает детей брать в расчет желания других детей и согласовывать интересы игрового действия. Это обуславливает огромную роль игры для развития навыков общения дошкольника. Общение в игре старшего дошкольника формируется посредством: Выполнения правил игры. Игры выполняются по определенным правилам. Поэтому, в ходе соблюдения правил игры, между детьми возникает определенное общение. Распределение игровых ролей. В ходе распределения ролей игры возникают разнообразные ситуации общения между детьми: выбор роли каждым участником, ознакомление с правилами игры, обусловленными данной ролью, формирование игровых действий, отношения по поводу реализации игровых ролей и т.д. Соблюдение правил поведения взрослых. В ходе выполнения игровой роли, старшие дошкольники стремятся максимально достоверно отразить действия взрослых: мама сначала накрывает на стол, а потом зовет всех на обед; папа нарезает хлеб ножом и раскладывает его в тарелку и др. Учета интересов каждого участника в ходе распределения ролей и формирования игровых действий. Дети старшего дошкольного возраста начинают общаться и строить взаимоотношения, с учетом интересов и потребностей, способностей друг друга. Так, они распределяют роли, согласно желаниям каждого участника игры и стремятся к усвоению игровых правил всеми участниками. Выбора игрового сюжета. Сюжет игры обсуждается между его участниками. Дети стремятся выбрать такой сюжет, который интересен всем и доступен для проигрывания всеми участниками игрового действия. В старшем дошкольном возрасте осуществляется развитие ситуативно-делового общения. дети выстраивают линию игрового поведения и строят свои взаимоотношения согласно правилам игры и конкретной ситуации игры: ролям и действиям. Такое общение способствует развитию самобытности ребенка, активизирует его творческую сторону личности и любознательность.




























Заключение

Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Всякая роль предполагает определенные правила поведения, т.е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и т.д. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило, как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами -- наоборот: правило должно быть открытым, т.е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. Задача воспитателя – это мотивация предстоящей деятельности, а увлечь ребёнка игрой, заинтересовать, поддержать его малейшие проявления общения. Всё это требует от воспитателя особой внимательности, эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом и заключается искусство воспитания, а особенно это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности - вот главные средства в работе с дошкольниками.



























Список использованной литературы

1.Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками -М.: Педагогика, 1989. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. — М.: Гном, 1990.
2.Мухина, Е. В. Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности / Е. В. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56976/ (дата обращения: 21.10.2021).

3. Зазульская, О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. В. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 2-8.

4.Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2001.– № 22. – С. 19.

5.Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова и др.; Под ред. С. Л. Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989.-286 с.

6.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 280 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!