АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Выступление учителя-логопеда на заседании творческой группы
«Организация логопедической помощи детям с ОВЗ. Использование современных логопедических технологий при организации учебно-коррекционного процесса»
Подготовила учитель-логопед
Антонова Валентина. Геннадьевна
МБОУ «СШ №9» г. Смоленска
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным. С каждым годом растет количество детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Перед педагогами встала задача, как их обучать в общей массе, какие применить методы и приемы в работе, чтобы сделать процесс обучения более эффективным.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности:
. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Типичные затрулнения у детей с ОВЗ:
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
Темп выполнения заданий очень низкий;
Нуждается в постоянной помощи взрослого;
Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
Низкий уровень развития речи, мышления;
Трудности в понимании инструкций;
Инфантилизм;
Нарушение координации движений;
Низкая самооценка;
Повышенная тревожность,
Высокий уровень психомышечного напряжения;
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Организация коррекционной работы
Нарушения речи учащихся с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
В связи с этим логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению), и учитель - логопед ставит перед собой определенную цель и задачи.
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.
10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приемам преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации: диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское и профилактическое.
Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы:
-состояние органов артикуляции,
-фонематическое восприятие,
-общая и мелкая моторика,
-слоговая структура,
-состояние словаря,
-грамматический строй,
-связная речь,
-навыки чтения и письма.
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.
Специфика логопедической работы с учащимися ОВЗ:
воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий.
- Работа над речевой системой в целом.
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
- Длительное закрепление направленных речевых навыков.
- Частый повтор упражнений с элементами новизны.
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
- Конкретность и доступность заданий.
- Умеренный темп работы.
-Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Учитель-логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
Консультативно-просветительское направление работы включает:
• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.
Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.
Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей:
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.Совместное сопровождение ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом
. Диагностическое
- определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;
Коррекционно – развивающее
- личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;
Аналитическое
- выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.
3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).
3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя-логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий;
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
3. Узелки на память;
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами. 5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия;
7. Активные методы рефлексии.
Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.
На логопедических занятиях я применяю нетрадиционные методы приемы работы., которые можно применять и на уроках для эффективности обучения детей.
Игровые технологии
Игровые технологии я применяю для развития мелком моторики.
Проведение артикуляционной гимнастики в игровой форме
Использую игры для развития дыхания.
Метод наглядного моделирования
Среди детей с ОВЗ встречаются плохо говорящие дети, дети с РАС.
Работа с пиктограммами позволит удовлетворить потребность детей в общении., активировать речемыслительную деятельность.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика– это содружественное взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Использование элементов су-Джок терапии и приемов самомассажа.
Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.
Музыкотерапия - Это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Цветотерапия - Лечение цветом. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.
Вывод:
Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Используемая литература:
Журнал «Логопед»- №4/2014,
Журнал «Логопед»- №4/2015.
Научно- методический журнал «Практический психолог и логопед» №3(7),2014
Научно- методический журнал № «Коррекционная педагогика» №4(62),2014
Федорова Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно- развивающей работы. М. Педагогический университет «Первое сентября» 2014
Инклюзивное образование. Выпуск № 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М «Центр школьная книга» 2010
Богатырева А. В., Косткина М. А. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования // Вопросы дошкольной педагогики. -2017-№1. - С.146-148