СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение работы над ошибками в курсе русского языка и литературного чтения. На примере УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация полезна для выступления на педсоветах, методобъединениях.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение работы над ошибками в курсе русского языка и литературного чтения. На примере УМК "Школа России"»

Организация и проведение работы над ошибками в курсе русского языка и литературного чтения. На примере УМК «Школа России», Баранцева Галина Васильевна, учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ

Организация и проведение работы над ошибками в курсе русского языка и литературного чтения. На примере УМК «Школа России»,

Баранцева Галина Васильевна, учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ

Ошибки Орфографические Орфографические Ошибки Речевые Речевые Ошибки Логопедические Логопедические Какие ошибки делают дети?

Ошибки

  • Орфографические
  • Орфографические

Ошибки

  • Речевые
  • Речевые

Ошибки

  • Логопедические
  • Логопедические

Какие ошибки делают дети?

Логопедические ошибки Акустические дисграфия (замена букв, чаще всего шипящих, свистящих, звонких и глухих). Аграмматическая дисграфия (недоразвитие грамматического строя речи: искажение морфологической структуры слова). Оптическая дисграфия (зеркальное письмо). Смешение букв по кинестетическому признаку.

Логопедические ошибки

  • Акустические дисграфия (замена букв, чаще всего шипящих, свистящих, звонких и глухих).
  • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие грамматического строя речи: искажение морфологической структуры слова).
  • Оптическая дисграфия (зеркальное письмо).
  • Смешение букв по кинестетическому признаку.
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, – значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы,… при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму в последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Л.В. Щерба. «Безграмотность и её причины». 1927 г.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, – значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы,… при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму в последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены.

Л.В. Щерба. «Безграмотность и её причины». 1927 г.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: • применять правила правописания (в объеме содержания курса); • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; • безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; • писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой; • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. 2

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять правила правописания (в объеме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

2

Практические правописные (орфографическая и пунктуационная грамотность) компетенции Обеспечить формирование умений правописного типа: находить в словах орфограммы, а в предложении смысловые отрезки, требующие оформления знаками препинания; обосновывать условия выбора орфограмм и знаков препинания; правильно писать слова с изученными видами орфограмм и пунктуационно оформлять предложение и текст; видеть орфографические и пунктуационные ошибки, исправлять их. 2

Практические правописные (орфографическая и пунктуационная грамотность) компетенции

Обеспечить формирование умений правописного типа:

  • находить в словах орфограммы, а в предложении смысловые отрезки, требующие оформления знаками препинания;
  • обосновывать условия выбора орфограмм и знаков препинания;
  • правильно писать слова с изученными видами орфограмм и пунктуационно оформлять предложение и текст;
  • видеть орфографические и пунктуационные ошибки, исправлять их.

2

Опознавательные признаки орфограмм Тип орфограммы Опознавательные признаки Буквы Гласные безударность шипящие и ц перед гласными Согласные конец слова стечение согласных Большие начало предложения и текста наличие собственных имен и наименований

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательные признаки

Буквы

Гласные

  • безударность
  • шипящие и ц перед гласными

Согласные

  • конец слова
  • стечение согласных

Большие

  • начало предложения и текста
  • наличие собственных имен и наименований
Опознавательные признаки орфограмм не обозначающие звуков Ь неразделительный мягкие согласные шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов Ъ и Ь разделительные звук [й] после согласных и перед гласными  е, ё, ю, я, и дефис сложные слова слитные и раздельные написания (пробел) не, ни, бы, же ; сложные слова чёрточка при переносе слова на следующую строку конец строки  

Опознавательные признаки орфограмм

не обозначающие звуков

Ь неразделительный

  • мягкие согласные
  • шипящие на конце слова
  • [ца] на конце глаголов

Ъ и Ь разделительные

  • звук [й] после согласных и перед гласными  е, ё, ю, я, и

дефис

  • сложные слова

слитные и раздельные написания (пробел)

  • не, ни, бы, же ;
  • сложные слова

чёрточка при переносе слова на следующую строку

  • конец строки

 

Структура орфографического действия 1. Найти орфограмму (ставить орфографическую задачу). 2. Определить её тип (выбирать правило). 3. Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы 4. Определить последовательность шагов решения задачи (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи) 5.Выполнять намеченную последовательность действий 6. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи (самоконтроль).

Структура орфографического действия

1. Найти орфограмму (ставить орфографическую задачу).

2. Определить её тип (выбирать правило).

3. Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы

4. Определить последовательность шагов решения задачи (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи)

5.Выполнять намеченную последовательность действий

6. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи (самоконтроль).

Работа над ошибками в диктанте Осенний лес  Октябр. Деревя давно сбросили жолтые листя. В лесу идёд дожд, и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот. В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю.

Работа над ошибками в диктанте

Осенний лес

Октябр. Деревя давно сбросили жолтые листя. В лесу идёд дожд, и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот. В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю.

Работа над ошибками в диктанте Осенний лес  Октябр ь . Дерев ь я давно сбросили жо( ё) лтые лист ь я. В лесу идёд( т ) дожд ь , и ле (и )ства на дорош( ж )ках не шуршит под ногами. Дра ( о )зды кружы ( и )лис ь над рябиной. Они кли ( е )вали грозд ь я ягот ( д ). В дуп ( б )ках кричали сойки. Над ел ь ю пискнула синичка. Рябчики пра ( о )ли ( е )тели в лесную чащю ( у ).

Работа над ошибками в диктанте

Осенний лес

Октябр ь . Дерев ь я давно сбросили жо( ё) лтые лист ь я. В лесу идёд( т ) дожд ь , и ле )ства на дорош( ж )ках не шуршит под ногами. Дра ( о )зды кружы ( и )лис ь над рябиной. Они кли ( е )вали грозд ь я ягот ( д ). В дуп ( б )ках кричали сойки. Над ел ь ю пискнула синичка. Рябчики пра ( о )ли ( е )тели в лесную чащю ( у ).

Работа над ошибками в диктанте Осенний лес  Октябр . Деревя давно сбросили жолтые листя . В лесу идёд дожд , и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот . В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю .

Работа над ошибками в диктанте

Осенний лес

Октябр . Деревя давно сбросили жолтые листя . В лесу идёд дожд , и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот . В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю .

Работа над ошибками в диктанте Осенний лес  Октябр. Деревя давно сбросили жолтые \\\ листя. В лесу идёд дожд, и лества на \\\\ дорошках не шуршит под ногами. Дразды \\ кружылис над рябиной. Они кливали гроздя \\\\ ягот. В дупках кричали сойки. Над елю \\\ пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную \\ чащю. \

Работа над ошибками в диктанте

Осенний лес

Октябр. Деревя давно сбросили жолтые \\\

листя. В лесу идёд дожд, и лества на \\\\

дорошках не шуршит под ногами. Дразды \\

кружылис над рябиной. Они кливали гроздя \\\\

ягот. В дупках кричали сойки. Над елю \\\

пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную \\

чащю. \

Работа над ошибками в диктанте Осенний лес  Октябр. Деревя давно сбросили жолтые листя. В лесу идёд дожд, и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот. В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю. (19 ошибок)

Работа над ошибками в диктанте

Осенний лес

Октябр. Деревя давно сбросили жолтые листя. В лесу идёд дожд, и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот. В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю. (19 ошибок)

Осенний лес  О ктя брь . Д е рев ья д авн о с брос и л и ж ёлтые ли стья . В л е су и дё т до ждь , и л иств а на д о ро жк ах не шу ршит  под н о гам и . Др озд ы круж и л ись  над р я бин ой . О ни кл е вал и гро здь я яг од . В ду б ках кр и ч а л и сойк и . Над ел ью пи скн ул а с и ни чка . Ря бчи к и пр о л е тел и  в л е сну ю ч а щ у .

Осенний лес

О ктя брь . Д е рев ья д авн о с брос и л и ж ёлтые ли стья . В л е су и дё т до ждь , и л иств а на д о ро жк ах не шу ршит под н о гам и . Др озд ы круж и л ись над р я бин ой . О ни кл е вал и гро здь я яг од . В ду б ках кр и ч а л и сойк и . Над ел ью пи скн ул а с и ни чка . Ря бчи к и пр о л е тел и в л е сну ю ч а щ у .

Осенний лес  О ктя брь . Д е рев ья д авн о с брос и л и ж ёлтые ли стья . В л е су и дё т до ждь , и л иств а на д о ро жк ах не шу ршит  под н о гам и . Др озд ы круж и л ись  над р я бин ой . О ни кл е вал и гро здь я яг од . В ду б ках кр и ч а л и сойк и . Над ел ью пи скн ул а с и ни чка . Ря бчи к и пр о л е тел и  в л е сну ю ч а щ у .

Осенний лес

О ктя брь . Д е рев ья д авн о с брос и л и ж ёлтые ли стья . В л е су и дё т до ждь , и л иств а на д о ро жк ах не шу ршит под н о гам и . Др озд ы круж и л ись над р я бин ой . О ни кл е вал и гро здь я яг од . В ду б ках кр и ч а л и сойк и . Над ел ью пи скн ул а с и ни чка . Ря бчи к и пр о л е тел и в л е сну ю ч а щ у .

Правописание гласных после мягких согласных: фонематический слух, недостаток работы в период обучения грамоте (звуковые диктанты, составление звуковых схем). - 1 класс (педагогическая проблема) Оформление границ предложения на письме – педагогическая проблема.

Правописание гласных после мягких согласных: фонематический слух, недостаток работы в период обучения грамоте (звуковые диктанты, составление звуковых схем). - 1 класс (педагогическая проблема)

Оформление границ предложения на письме – педагогическая проблема.

Подготовка к выполнению домашнего задания на уроке.

Подготовка к выполнению домашнего задания на уроке.

2 . Планируемые результаты речевой деятельности в соответствии с ООП НОО. РУССКИЙ ЯЗЫК Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых  и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,  в быту; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

2 . Планируемые результаты речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Определение главной мысли. Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения. Деление текста на части, составление плана. Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст. Создание собственного текста на тему. 

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Определение главной мысли.
  • Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения.
  • Деление текста на части, составление плана.
  • Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст.
  • Создание собственного текста на тему. 
Формируемые умения: Знать, что такое текст, отличительные особенности текста. Определять тему (отбирать материал в соответствии с темой). Озаглавливать (в соответствии с темой, главной мыслью). Определять главную мысль (что главное хочу сказать). Планировать содержание высказывания. Корректировать в соответствии с темой, главной мыслью (причинно-следственный связи).

Формируемые умения:

  • Знать, что такое текст, отличительные особенности текста.
  • Определять тему (отбирать материал в соответствии с темой).
  • Озаглавливать (в соответствии с темой, главной мыслью).
  • Определять главную мысль (что главное хочу сказать).
  • Планировать содержание высказывания.
  • Корректировать в соответствии с темой, главной мыслью (причинно-следственный связи).

Формирование текстовых умений.     Попугай Гриша.  29 октября мама купила попугая. Он был белый с голубой грудкой. Сначала мы посадили его в фанерный ящик и загородили решеткой. На следующий день мы поехали на птичий рынок за клеткой. Но он был закрыт. Мы долго не могли купить клетку. Наконец мы её купили. Наш Гриша любит летать и ходить по полу.

Формирование текстовых умений.

 

Попугай Гриша.

29 октября мама купила попугая. Он был белый с голубой грудкой. Сначала мы посадили его в фанерный ящик и загородили решеткой. На следующий день мы поехали на птичий рынок за клеткой. Но он был закрыт. Мы долго не могли купить клетку. Наконец мы её купили. Наш Гриша любит летать и ходить по полу.

1 . Подумай, о чем ты хотел рассказать: о попугае Грише, о от поездке на птичий рынок, о клетке….Подчеркни. Укажи, предложения, где выражена эта мысль. 2. Что самое Главное ты хотел рассказать в своей работе: какой красивый попугай, как интересно мне с ним – скучать он не дает; интересная была поездка на птичий рынок – сколько я всего увидел. Подчеркни предложения, которые соответствуют главной мысли. 3. Отбери те слова, словосочетания, которые могут тебе понадобится в твоем новом сочинении: аккуратная головка, маленькие симпатичные лапки, пытается разговаривать, быстро перелетает от меня к маме, ждет у двери…. 4. Дополни слова, словосочетания до предложения. 5. Запиши заголовок своего нового текста, запиши первое предложение, определяющее главную мысль, запиши предложения, которые будут отражать тему и главную мысль твоего нового текста. 6. Перечитай еще раз, реши , есть ли логика в твоем изложении, определи порядок предложений с помощью цифр, проверь, правильно ли выстроен текст.

1 . Подумай, о чем ты хотел рассказать: о попугае Грише, о от поездке на птичий рынок, о клетке….Подчеркни. Укажи, предложения, где выражена эта мысль.

2. Что самое Главное ты хотел рассказать в своей работе: какой красивый попугай, как интересно мне с ним – скучать он не дает; интересная была поездка на птичий рынок – сколько я всего увидел. Подчеркни предложения, которые соответствуют главной мысли.

3. Отбери те слова, словосочетания, которые могут тебе понадобится в твоем новом сочинении: аккуратная головка, маленькие симпатичные лапки, пытается разговаривать, быстро перелетает от меня к маме, ждет у двери….

4. Дополни слова, словосочетания до предложения.

5. Запиши заголовок своего нового текста, запиши первое предложение, определяющее главную мысль, запиши предложения, которые будут отражать тему и главную мысль твоего нового текста.

6. Перечитай еще раз, реши , есть ли логика в твоем изложении, определи порядок предложений с помощью цифр, проверь, правильно ли выстроен текст.

Основные умения, которые должны быть сформированы на этот момент: Определять тему и главную мысль; Определять тип текста и его структуру: описание, повествование, рассуждение; Определять вид текста: учебный, научно-познавательный, художественный; Определять жанр текста: рассказ или сказка.

Основные умения, которые должны быть сформированы на этот момент:

  • Определять тему и главную мысль;
  • Определять тип текста и его структуру: описание, повествование, рассуждение;
  • Определять вид текста: учебный, научно-познавательный, художественный;
  • Определять жанр текста: рассказ или сказка.

Как красива осенняя берёзка! О чем пойдет речь? Что самое главное мы о ней должны сказать? Можно ли сказать, что это текст – описание; докажите; повествование; докажите; рассуждение; докажите. Вид текста: учебный, художественный, научно – познавательный. Рассказ или сказка? Отберите возможные словосочетания: род деревьев, желтенький сарафанчик, наиболее распространённые древесные породы, приветствует нас, радостно хлопает листочками, праздник, с платочками в карманчиках…… Редактирование текста. Как красива осенняя берёзка!  Необыкновенно красива осенняя берёза! Под ней часто можно найти крепкие подберёзовики. Ветками берёзы любят лакомится зайцы. А сама берёзка нарядилась в желтенький резной сарафанчик. Девушка – красавица. Приветствует она нас радостно в осеннем лесу. Любуемся мы ёю! Глаз невозможно оторвать….

Как красива осенняя берёзка!

  • О чем пойдет речь? Что самое главное мы о ней должны сказать?
  • Можно ли сказать, что это текст – описание; докажите; повествование; докажите; рассуждение; докажите.
  • Вид текста: учебный, художественный, научно – познавательный.
  • Рассказ или сказка?
  • Отберите возможные словосочетания: род деревьев, желтенький сарафанчик, наиболее распространённые древесные породы, приветствует нас, радостно хлопает листочками, праздник, с платочками в карманчиках……
  • Редактирование текста.

Как красива осенняя берёзка!

Необыкновенно красива осенняя берёза! Под ней часто можно найти крепкие подберёзовики. Ветками берёзы любят лакомится зайцы. А сама берёзка нарядилась в желтенький резной сарафанчик. Девушка – красавица. Приветствует она нас радостно в осеннем лесу. Любуемся мы ёю! Глаз невозможно оторвать….

? ? ? ? ? БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

?

?

?

?

?

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!