Организация и проведение работы над ошибками в курсе русского языка и литературного чтения. На примере УМК «Школа России»,
Баранцева Галина Васильевна, учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ
Ошибки
- Орфографические
- Орфографические
Ошибки
Ошибки
- Логопедические
- Логопедические
Какие ошибки делают дети?
Логопедические ошибки
- Акустические дисграфия (замена букв, чаще всего шипящих, свистящих, звонких и глухих).
- Аграмматическая дисграфия (недоразвитие грамматического строя речи: искажение морфологической структуры слова).
- Оптическая дисграфия (зеркальное письмо).
- Смешение букв по кинестетическому признаку.
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, – значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы,… при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму в последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены.
Л.В. Щерба. «Безграмотность и её причины». 1927 г.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
2
Практические правописные (орфографическая и пунктуационная грамотность) компетенции
Обеспечить формирование умений правописного типа:
- находить в словах орфограммы, а в предложении смысловые отрезки, требующие оформления знаками препинания;
- обосновывать условия выбора орфограмм и знаков препинания;
- правильно писать слова с изученными видами орфограмм и пунктуационно оформлять предложение и текст;
- видеть орфографические и пунктуационные ошибки, исправлять их.
2
Опознавательные признаки орфограмм
Тип орфограммы
Опознавательные признаки
Буквы
Гласные
- безударность
- шипящие и ц перед гласными
Согласные
- конец слова
- стечение согласных
Большие
- начало предложения и текста
- наличие собственных имен и наименований
Опознавательные признаки орфограмм
не обозначающие звуков
Ь неразделительный
- мягкие согласные
- шипящие на конце слова
- [ца] на конце глаголов
Ъ и Ь разделительные
- звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и
дефис
слитные и раздельные написания (пробел)
- не, ни, бы, же ;
- сложные слова
чёрточка при переносе слова на следующую строку
Структура орфографического действия
1. Найти орфограмму (ставить орфографическую задачу).
2. Определить её тип (выбирать правило).
3. Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы
4. Определить последовательность шагов решения задачи (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи)
5.Выполнять намеченную последовательность действий
6. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи (самоконтроль).
Работа над ошибками в диктанте
Осенний лес
Октябр. Деревя давно сбросили жолтые листя. В лесу идёд дожд, и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот. В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю.
Работа над ошибками в диктанте
Осенний лес
Октябр ь . Дерев ь я давно сбросили жо( ё) лтые лист ь я. В лесу идёд( т ) дожд ь , и ле (и )ства на дорош( ж )ках не шуршит под ногами. Дра ( о )зды кружы ( и )лис ь над рябиной. Они кли ( е )вали грозд ь я ягот ( д ). В дуп ( б )ках кричали сойки. Над ел ь ю пискнула синичка. Рябчики пра ( о )ли ( е )тели в лесную чащю ( у ).
Работа над ошибками в диктанте
Осенний лес
Октябр . Деревя давно сбросили жолтые листя . В лесу идёд дожд , и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот . В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю .
Работа над ошибками в диктанте
Осенний лес
Октябр. Деревя давно сбросили жолтые \\\
листя. В лесу идёд дожд, и лества на \\\\
дорошках не шуршит под ногами. Дразды \\
кружылис над рябиной. Они кливали гроздя \\\\
ягот. В дупках кричали сойки. Над елю \\\
пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную \\
чащю. \
Работа над ошибками в диктанте
Осенний лес
Октябр. Деревя давно сбросили жолтые листя. В лесу идёд дожд, и лества на дорошках не шуршит под ногами. Дразды кружылис над рябиной. Они кливали гроздя ягот. В дупках кричали сойки. Над елю пискнула синичка. Рябчики пралители в лесную чащю. (19 ошибок)
Осенний лес
О ктя брь . Д е рев ья д авн о с брос и л и ж ёлтые ли стья . В л е су и дё т до ждь , и л иств а на д о ро жк ах не шу ршит под н о гам и . Др озд ы круж и л ись над р я бин ой . О ни кл е вал и гро здь я яг од . В ду б ках кр и ч а л и сойк и . Над ел ью пи скн ул а с и ни чка . Ря бчи к и пр о л е тел и в л е сну ю ч а щ у .
Осенний лес
О ктя брь . Д е рев ья д авн о с брос и л и ж ёлтые ли стья . В л е су и дё т до ждь , и л иств а на д о ро жк ах не шу ршит под н о гам и . Др озд ы круж и л ись над р я бин ой . О ни кл е вал и гро здь я яг од . В ду б ках кр и ч а л и сойк и . Над ел ью пи скн ул а с и ни чка . Ря бчи к и пр о л е тел и в л е сну ю ч а щ у .
Правописание гласных после мягких согласных: фонематический слух, недостаток работы в период обучения грамоте (звуковые диктанты, составление звуковых схем). - 1 класс (педагогическая проблема)
Оформление границ предложения на письме – педагогическая проблема.
Подготовка к выполнению домашнего задания на уроке.
2 . Планируемые результаты речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
- Определение главной мысли.
- Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения.
- Деление текста на части, составление плана.
- Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст.
- Создание собственного текста на тему.
Формируемые умения:
- Знать, что такое текст, отличительные особенности текста.
- Определять тему (отбирать материал в соответствии с темой).
- Озаглавливать (в соответствии с темой, главной мыслью).
- Определять главную мысль (что главное хочу сказать).
- Планировать содержание высказывания.
- Корректировать в соответствии с темой, главной мыслью (причинно-следственный связи).
Формирование текстовых умений.
Попугай Гриша.
29 октября мама купила попугая. Он был белый с голубой грудкой. Сначала мы посадили его в фанерный ящик и загородили решеткой. На следующий день мы поехали на птичий рынок за клеткой. Но он был закрыт. Мы долго не могли купить клетку. Наконец мы её купили. Наш Гриша любит летать и ходить по полу.
1 . Подумай, о чем ты хотел рассказать: о попугае Грише, о от поездке на птичий рынок, о клетке….Подчеркни. Укажи, предложения, где выражена эта мысль.
2. Что самое Главное ты хотел рассказать в своей работе: какой красивый попугай, как интересно мне с ним – скучать он не дает; интересная была поездка на птичий рынок – сколько я всего увидел. Подчеркни предложения, которые соответствуют главной мысли.
3. Отбери те слова, словосочетания, которые могут тебе понадобится в твоем новом сочинении: аккуратная головка, маленькие симпатичные лапки, пытается разговаривать, быстро перелетает от меня к маме, ждет у двери….
4. Дополни слова, словосочетания до предложения.
5. Запиши заголовок своего нового текста, запиши первое предложение, определяющее главную мысль, запиши предложения, которые будут отражать тему и главную мысль твоего нового текста.
6. Перечитай еще раз, реши , есть ли логика в твоем изложении, определи порядок предложений с помощью цифр, проверь, правильно ли выстроен текст.
Основные умения, которые должны быть сформированы на этот момент:
- Определять тему и главную мысль;
- Определять тип текста и его структуру: описание, повествование, рассуждение;
- Определять вид текста: учебный, научно-познавательный, художественный;
- Определять жанр текста: рассказ или сказка.
Как красива осенняя берёзка!
- О чем пойдет речь? Что самое главное мы о ней должны сказать?
- Можно ли сказать, что это текст – описание; докажите; повествование; докажите; рассуждение; докажите.
- Вид текста: учебный, художественный, научно – познавательный.
- Рассказ или сказка?
- Отберите возможные словосочетания: род деревьев, желтенький сарафанчик, наиболее распространённые древесные породы, приветствует нас, радостно хлопает листочками, праздник, с платочками в карманчиках……
- Редактирование текста.
Как красива осенняя берёзка!
Необыкновенно красива осенняя берёза! Под ней часто можно найти крепкие подберёзовики. Ветками берёзы любят лакомится зайцы. А сама берёзка нарядилась в желтенький резной сарафанчик. Девушка – красавица. Приветствует она нас радостно в осеннем лесу. Любуемся мы ёю! Глаз невозможно оторвать….
?
?
?
?
?
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!