СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение игры-драматизации со слабослышащими дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по обучению игре слабослышащих дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение игры-драматизации со слабослышащими дошкольниками»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего сверстника. Она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Игра – драматизация – это один из видов сюжетно – ролевой игры. Главной задачей в игре является развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевоплощаться в образы сказочных персонажей, умения использовать в игре разнообразные средства для передачи последовательных действий по сюжету игры; учить общаться друг с другом и со взрослыми с помощью речи.

На каждом году обучения программой выдвигаются разные учебные задачи с последующим усложнением. Поэтому методика проведения занятия по игре - драматизации на каждом новом этапе обучения предусматривает определённые изменения.

Так, на первом году обучения игры – драматизации, как занятия, нет. Детей знакомят со зверюшками, развивают интерес, желание и умение играть с ними, называть их, подражать их действиям, поведению, голосу. Показывают детям инсценировки с использованием кукольного театра сказок, сценки из жизни зверюшек. Учат обозначать словом зверюшек и их действия. Например, лягушка прискакала, квакает: «Ква – ква!»; мышка прибежала, пищит: «Пи – пи – пи!».

На втором году обучения детей знакомят с масками, с персонажами сказок, читают сказки, беседуют по их содержанию. Продолжается развитие у детей интереса к игре со зверюшками, формируется умение играть вдвоем или объединяться в группы. Например, один ребёнок играет с мишкой, другой взял лису. Можно обыграть их встречу, поведение лисы, медведя, их речевое общение (диалог). У детей в процессе игры развивается игровое воображение; они учатся общаться друг с другом в игре речью, использовать уже знакомые слова «привет», «пока»; фразы различного типа: побудительные, вопросительные, повествовательные, отрицательные; говорить выразительно, эмоционально.

На третьем году обучения у детей формируется умение развёртывать игру, осуществлять действия согласно содержанию сказки, последовательно, использовать в игре крупные строительные и другие разнообразные игрушки, предметы – заменители. Воспитываются навыки самостоятельной игры. Умение договариваться о распределении ролей, перевоплощаться в персонажей сказок, подражать им, вести диалог. Общаться только речью, выражать своё отношение к персонажам сказок и инсценировок и мотивировать это отношение. Например, лиса хитрая, притворилась, что плохо слышит.

На четвёртом году обучения игра – драматизация проводится на более высоком уровне. Дети учатся самостоятельно передавать взаимоотношения между персонажами с помощью речи, исполнять роли эмоционально. В игре используют постройки из крупного конструктора, декорации, маски, костюмы. Формируется умение договариваться об условиях игры, распределении ролей.

Занятие по игре – драматизации состоит из трёх частей. Первая часть – подготовительная: дети восстанавливают в памяти содержание сказки по вопросам, выражают своё отношение к персонажам сказки, распределяют роли.

Вторая часть – основная: дети играют под руководством воспитателя, осуществляют речевое общение. В третьей части – заключительной: воспитатель с детьми проводит отчёт и оценку игры и речи детей.

Проследить за развитием игрового воображения, речи, общения детей, использованием игрушек, предметов – заместителей, эмоциями, умением подражать можно на примере сказки «Колобок».

Сначала сурдопедагог на фронтальном занятии знакомит детей с полным содержанием сказки, беседует по содержанию сказки, рассматривает иллюстрации. Хорошо, когда иллюстрированная книжка есть у каждого ребёнка. Воспитатель начинает занятие с рассматривания иллюстраций, беседы по ним, уточняет, как дети усвоили содержание сказки. Затем знакомит с каждым персонажем сказки. Сначала с бабушкой и дедушкой: дети прослушивают их диалог, смотрят инсценировку сюжета с использованием кукольного или настольного театра. Потом обыгрывают этот сюжет с использованием атрибутов (шапочек, костюмов, с использованием игрушек и предметов – заместителей).

На этом же занятии дети овладевают определённым словарём (дедушка, бабушка, испекла, положила, колобок, горячий, мука, замесила). Следующим этапом в развитии игрового воображения является обыгрывание встречи каждого персонажа сказки с колобком. Дети должны увидеть, что изменилось место действия (сначала дома, теперь по дорожке в лес). Потом учатся перевоплощаться в персонажей сказки (зайца, волка, медведя, лису) и общаться речью (диалог с колобком), эмоционально исполнять роли.

На последующих занятиях идёт работа над речью: интонацией, выразительностью, голосом (его высотой); умением пересказывать содержание сказки.


Список использованных источников:

1.Программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1991 г.

2.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975 г.

3.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение 1969 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!