СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфоэпия.Орфоэпические нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орфоэпия-раздел языкознания, изучающий произносительные нормы, совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение.

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпия.Орфоэпические нормы»

Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ. Что режет слух в этом тексте?

Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ.

Что режет слух в этом тексте?

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Орфоэпия- ( от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь» ) –  раздел языкознания, изучающий произносительные нормы,   совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение.

Орфоэпия- ( от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь» ) –

раздел языкознания, изучающий произносительные нормы,

совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение.

Орфоэпическая норма  —  это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.
  • Орфоэпическая норма  —  это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.
Ударение- выделение какого-либо  слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

Ударение- выделение какого-либо

слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

Особенность 1. Разноместность Пояснения Примеры Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) 2. Подвижность Р е зать Может перемещаться при изменении слова 3. Вариантность В ы резать Наличие слов с разными вариантами ударения 4. Стилистическая функция Вод а – вод ы – (вариативность) Вырез а ть 5. Семантическая (смыслоразличительная) Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению в о ды Тв о р о г, одновр е м е нно, п е тл я , к а мбал а Вырезн о й Фен о мен (лит.) – феном е н (разг.); функция. Явление омографии. Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (народно-поэтич.) З а мок – зам о к, о рган – орг а н, м у ка – мук а , п а рить – пар и ть, пр о клятый – прокл я тый

Особенность

1. Разноместность

Пояснения

Примеры

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

2. Подвижность

Р е зать

Может перемещаться при изменении слова

3. Вариантность

В ы резать

Наличие слов с разными вариантами ударения

4. Стилистическая функция

Вод а – вод ы

(вариативность)

Вырез а ть

5. Семантическая (смыслоразличительная)

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

в о ды

Тв о р о г, одновр е м е нно, п е тл я , к а мбал а

Вырезн о й

Фен о мен (лит.) – феном е н (разг.);

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (народно-поэтич.)

З а мок – зам о к, о рган – орг а н, м у ка – мук а , п а рить – пар и ть, пр о клятый – прокл я тый

Запишите слова в словарик  Агрон о мия , алког о ль, ан а лог, асимметр и я, аф е ра, балов а ть, бал о ванный, блок и ровать бомбардиров а ть, бюрокр а тия вероиспов е дание, газопров о д,

Запишите слова в словарик

Агрон о мия , алког о ль, ан а лог, асимметр и я, аф е ра, балов а ть, бал о ванный, блок и ровать бомбардиров а ть, бюрокр а тия вероиспов е дание, газопров о д,

Гастрон о мия, гренк и , гр е нки, г е незис, г у сеница, дво ю родный, деф и с, диспанс е р, догов о р, договор ё нность, дос у г

Гастрон о мия, гренк и , гр е нки, г е незис, г у сеница, дво ю родный, деф и с, диспанс е р, догов о р, договор ё нность, дос у г

Духовн и к, жалюз и , зав и дный, зав и дно, завсегд а тай, звон и т, звон и шь, зн а чимость, избал о ванный.

Духовн и к, жалюз и , зав и дный, зав и дно, завсегд а тай, звон и т, звон и шь, зн а чимость, избал о ванный.

У многих глаголов при образовании форм прошедшего времени, у причастий и деепричастий ударение переходит на другой слог по следующей схеме: НачАть – нАчал – нАчали – началА – начАв – начАвший

У многих глаголов при образовании форм прошедшего времени,

у причастий и деепричастий ударение переходит на

другой слог по следующей схеме:

НачАть – нАчал – нАчали – началА – начАв – начАвший

В некоторых глаголах возможны варианты постановки ударения в мужском и среднем роде, а также во множественном числе: на приставку или на корень. В женском роде ударение всегда на окончании. Предпочтение следует отдать следующей схеме: ПринЯть – прИнял – прИняли – принялА – принЯв - принЯвший

В некоторых глаголах возможны варианты постановки ударения в мужском и среднем роде, а также во множественном числе: на приставку или на корень. В женском роде ударение всегда на окончании. Предпочтение следует отдать следующей схеме:

ПринЯть – прИнял – прИняли – принялА – принЯв - принЯвший

- Прочитайте текст выразительно. - Определите тему текста, его основную мысль. (В этом тексте говорится о ранней осени в лесу. Это тема текста. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом».) - Укажите слова, трудные с орфоэпической точки зрения? (подкралась, урочищам, напоённой) - Найдите в данном тексте средства выразительности, укажите их роль. (Эпитеты: лёгкий запах, тонкий аромат, чудесная, неповторимая пора, серебристо-сизая паутина, тонкая веточка, нежное прощальное тепло. Метафоры: осень подкралась, напоённый ароматом воздух, позолота берёзового листа, природа прощается. Также используются ряды однородных членов. Все эти средства выразительности помогают представить картину ранней осени в лесу и показать любовь автора к природе). - Объясните правописание Н и НН, используя алгоритм, представленный в папке с раздаточным материалом. Запишите эти слова в тетради.
  • - Прочитайте текст выразительно.
  • - Определите тему текста, его основную мысль. (В этом тексте говорится о ранней осени в лесу. Это тема текста. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом».)
  • - Укажите слова, трудные с орфоэпической точки зрения? (подкралась, урочищам, напоённой)
  • - Найдите в данном тексте средства выразительности, укажите их роль. (Эпитеты: лёгкий запах, тонкий аромат, чудесная, неповторимая пора, серебристо-сизая паутина, тонкая веточка, нежное прощальное тепло. Метафоры: осень подкралась, напоённый ароматом воздух, позолота берёзового листа, природа прощается. Также используются ряды однородных членов. Все эти средства выразительности помогают представить картину ранней осени в лесу и показать любовь автора к природе).
  • - Объясните правописание Н и НН, используя алгоритм, представленный в папке с раздаточным материалом. Запишите эти слова в тетради.
Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропита…ым лёгким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпа…ы лесные дорожки. Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоё…ом ароматом увядающей травы, плывёт серебристо- сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, завале…ый сосновыми иголочками, тонкая веточка черёмухи, тронутый первой позолотой берёзовый лист – всё обласка…о, покоре…о нежным прощальным теплом солнца. Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвече…ый яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.
  • Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропита…ым лёгким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпа…ы лесные дорожки.
  • Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоё…ом ароматом увядающей травы, плывёт серебристо- сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, завале…ый сосновыми иголочками, тонкая веточка черёмухи, тронутый первой позолотой берёзовый лист – всё обласка…о, покоре…о нежным прощальным теплом солнца.
  • Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвече…ый яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.
Задание №1 Составьте словосочетания с любыми тремя словами.

Задание №1

Составьте словосочетания с любыми тремя словами.

Задание №2.  Поставьте ударения в словах   Гренки избалованный договор  завсегдатай духовник  баловать жалюзи звонит вероисповедание  асимметрия.

Задание №2. Поставьте ударения в словах

Гренки

избалованный

договор

завсегдатай

духовник

баловать

жалюзи

звонит

вероисповедание

асимметрия.

Гр е нки догов о р избал о ванный  завсегд а тай духовн и к жалюз и   балов а ть вероиспов е дание звон и т  асимметр и я.

Гр е нки

догов о р

избал о ванный

завсегд а тай

духовн и к

жалюз и

балов а ть

вероиспов е дание

звон и т

асимметр и я.

0 ошибок – 5 2-4 ошибки – 5- 4-6 ошибки 4
  • 0 ошибок – 5
  • 2-4 ошибки – 5-
  • 4-6 ошибки 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!