СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оренбургская епархия в период «хрущёвской оттепели», «брежневского застоя» и перестройки (1958–1991 гг.)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые ребята!

 На этом занятии вы узнаете о событиях в Оренбургской епархии в период «хрущёвского натиска на религию» (1958–1964 гг.), в «эпоху застоя» (1965–1987 гг.), в условиях перестройки государственно-церковных отношений (1988–1991 гг.).

Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Оренбургская епархия в период «хрущёвской оттепели», «брежневского застоя» и перестройки (1958–1991 гг.)»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 На этом занятии вы узнаете о событиях в Оренбургской епархии в период «хрущёвского натиска на религию» (1958–1964 гг.), в «эпоху застоя» (1965–1987 гг.), в условиях перестройки государственно-церковных отношений (1988–1991 гг.).

Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!



Оренбургская епархия в период «хрущёвской оттепели», «брежневского застоя» и перестройки (1958–1991 гг.)


Усиление антирелигиозной агитации в 1960–1963 гг.


В конце 50-х – начале 60-х годов советским руководством был взят курс на окончательное вытеснение религии из общественной жизни. Во многом это было обусловлено декларированием идеи строительства в ближайшем будущем коммунистического общества. При этом религия рассматривалась как угроза выбранному идеологическому курсу.

Соответствующие изменения были внесены и в нормативно-правовую базу, регламентирующую взаимодействие государства и религиозных организаций. 4 октября 1958 г. ЦК КПСС принял секретное постановление «О недостатках научно-атеистической пропаганды», в котором содержались отдельные положения, направленные на усиление административных мер по отношению к религиозным организациям.

В развитие этого документа было принято постановление Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г. «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» и «О монастырях в СССР». 28 октября 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам».

Изменения коснулись и Совета по делам Русской Православной Церкви, руководство которого на Всесоюзном совещании уполномоченных в январе 1959 г. подверглось резкой критике за пособничество «церковникам». В качестве основного виновного в этом был назван председатель Совета Г. Г. Карпов. Ему было предъявлено обвинение в проведении «неверного курса» и в «пособничестве культу личности», а также в совершении преступлений в период работы в 1930-е годы в НКВД. В 1960 г. Г. Г. Карпов был смещён с занимаемого поста, и на должность председателя Совета по делам Русской Православной Церкви был назначен В. А. Куроедов.

Такой подход отразился и на уполномоченных Совета на местах. В частности, в конце января 1959 г. со своей должности был снят уполномоченный Совета по Оренбургской области А. Н. Березин. Позднее он был привлечён к уголовной ответственности за «взятки от духовенства». Березина обвинили, по сути, в том, что он занимался своими прямыми обязанностями – выдавал разрешение на постройку молитвенных домов, приобретение священникам автомобилей и пр.

В марте 1959 г. уполномоченным совета по Оренбургской области был назначен П. А. Вдовин1.

Верующие практически перестали обращаться с ходатайствами о регистрации. Если в 1958 г. от православных религиозных групп области было направлено 10 заявлений о регистрации 5 обществ (с. Егорьевка Абдулинского района, с. Пономарёвка, с. Шарлык, с. Секретарка Северного района), то в 1959 г. настойчивость проявляли только верующие с. Егорьевка, которые дважды писали ходатайства на имя депутата Верховного Совета СССР А. Я. Жукова, не имевшего, конечно, достаточных полномочий решать подобные вопросы. Все заявления верующих переправлялись обратно уполномоченному по Оренбургской области, который, не вдаваясь в объяснения, доводил до сведения инициаторов ходатайства о том, что их просьба удовлетворена быть не может2.

По области начался новая широкомасштабная атеистическая кампания. Активизировалось областное общество по распространению политических и научных знаний. Если в 1958 г. лекторами общества было прочитано 1344 лекции на научно-атеистическую тематику, то в 1959 г. – уже 5124 лекций по данной тематике. В 1959 г. в г. Оренбурге был создан Университет атеистических знаний, с лекциями в котором выступали преподаватели из педагогического, медицинского и сельскохозяйственного институтов.

Масштабную информационную кампанию поддержали газеты области, в которых публиковались статьи и фельетоны антирелигиозного содержания, направленные на дискредитацию духовенства и религиозных институтов. Например, в июле 1959 г. в газете «Южный Урал» вышла статья «Кто они, поборники морали Христовой». Также в июле в «Бугурусланской правде» была опубликована статья «Падение отца Александра». В этой же газете в ноябре 1959 г. появилась остро критическая статья, озаглавленная «Под куполом Церкви», в которой живописалось «моральное разложение священников»3.

По всей стране прокатилась волна «отреченства». Большим успехом оренбургских антицерковников стало сложение сана священником Успенской церкви в г. Бугуруслане Ильёй Петровичем Бородиным. Бывший священник самым активным образом использовался в антирелигиозной кампании. В областной газете «Южный Урал» от 24 февраля 1960 г. была опубликована его статья «Почему я отрекаюсь от сана священника». Бородин выступал с лекциями, а впоследствии, в 1963 г. была опубликована его разоблачительная книга «Перед судом совести».

На усиление антирелигиозной кампании были направлены постановления ЦК КПСС от 9 января 1960 г. «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» и от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах».

За деятельностью религиозных организаций был установлен жёсткий контроль. Основным методом борьбы в эти годы стало закрытие под любым предлогом религиозных приходов. Финансовые органы усилили контроль за доходами духовенства, снова увеличилось налогообложение с доходов священнослужителей. После того, как иереи Михайловского молитвенного дома и Никольского собора г. Оренбурга Л. Е. Пигулевский, Г. П. Хлуднев и П. И. Орлов письменно обратились с жалобами в Министерства финансов РСФСР и СССР и получили ответ о совершенно правомерном налогообложении, священники епархии, по примеру Орских и Медногорских священнослужителей, стали переходить на твёрдые оклады. Это решение поддержал и епископ Михаил, считая его не только экономически целесообразным, но и справедливым.



Крещение новорожденного в Никольском соборе г. Оренбурга. Конец 1950-х – начало 1960-х гг.


Финансовое благополучие епархии во многом зависело от работы свечной мастерской, действующей с 1947 г. при Никольском соборе в г. Оренбурге. В 1959 г. продукция свечной мастерской принесла 61 % доходов всей епархии (4 млн. 486 тыс. рублей). В течение года было выработано 10,4 тыс. свечей, из них реализовано по приходам епархии 5,4 тыс. и отправлено в другие области 2,6 тыс. свечей. Прекрасно осознавая важность этого предприятия для финансово-хозяйственного функционирования епархии, уполномоченный Совета П. А. Вдовин поставил вопрос о закрытии свечной мастерской, мотивируя своё требование отсутствием документального подтверждения её официального открытия. Всем приходам было дано предписание о запрете торговли свечами и другими предметами церковного культа вне помещений церквей и молитвенных домов.

Распространённым средством создания неудобств в деятельности религиозных организаций являлось использование возможностей коммунальных служб: отключение электричества и водоснабжения. Так, по причине якобы реконструкции электросетей были отрезаны от электропитания Воскресенская церковь в г. Абдулино и Покровский молитвенный дом в г. Кувандыке. Никольский собор и Михайловский молитвенный дом были отключены от водопровода, якобы из-за недостатка воды для жителей города4.

В сёлах области продолжилось разрушение пустующих церквей. В ноябре 1958 г. межведомственной комиссией была осмотрена церковь в с. Ново-Архангеловка, построенная в 1886 г. С 1930 г. она также использовалась в качестве зернохранилища. Члены комиссии пришли к выводу о непригодности здания церкви к эксплуатации5.

Также в ноябре 1958 г. комиссией было обследовано здание церкви в с. Преображенка Шарлыкского района. Было принято решение храм разобрать и использовать пригодные стройматериалы для строительства школы6.

Всего в 1959 г. в Оренбургской области насчитывалось 114 пустующих и недействующих церковных зданий. Значительная часть из них после соответствующего ремонта была пригодна для использования по своему истинному назначению. Однако местные власти продолжали разбор пустующих храмов.

Повсеместно использовались такие формы атеистической работы, как научно-атеистические лектории, клубы атеистов, тематические вечера, вечера вопросов и ответов. Активно действовал студенческий клуб «Мы – атеисты», созданный при Оренбургском пединституте. Руководил этим клубом кандидат исторических наук Я. В. Рабинович. В колхозах и на предприятиях области силами членов клуба организовывались мероприятия, включающие в первой части лекцию, доклад или беседу, а во второй – концертную программу. Часто в этих встречах с общественностью принимал участие бывший священник И. П. Бородин. В статье «Опасно: кустарщина», опубликованной в областной комсомольской газете, Я. В. Рабинович давал советы, как нужно бороться с «религиозными пережитками»7.

Началось и закрытие церквей и молитвенных домов. Первым, летом 1960 г. был закрыт Христорождественский храм в с. Георгиевка Александровского района.

Одновременно шло и сокращение численности священников. В период с июня по декабрь 1960 г. количество священников уменьшилось с 62 до 54 человек. Достаточно было малейшего нарушения для того, чтобы священнику лишиться регистрации. Например, настоятель Покровского молитвенного дома г. Орска иеромонах Илья (Николай Иванович Бобровников) лишился регистрации за то, что произвёл освящение кладбища в г. Новотроицке и постриг двух женщин в монахини.

Продолжалось разрушение зданий закрытых и недействующих храмов. В ноябре 1960 г. межведомственной комиссией было обследовано здание церкви в с. Степановка Ташлинского района. Храм был перевезён из с. Романовка (ныне Сорочинского района) в 1903 г. В 1931 г. церковь была закрыта постановлением СНК СССР. С момента своего закрытия здание церкви использовалось как зернохранилище и пришло в ветхое состояние. Комиссия также предлагала разобрать храм и использовать пригодные стройматериалы для строительства в селе восьмилетней школы.

В июне 1961 г. Оренбургским исполкомом было принято решение о разборке церкви в с. Ивановка Троицкого района. Мотивировалось это опять же тем, что здание церкви пришло в ветхость и угрожало обвалом. Пригодные строительные материалы предполагалось использовать для строительства в селе восьмилетней школы. Соответствующее ходатайство было направлено в Совет по делам религиозных культов.

На слом в 1961 г. было разобрано и здание церкви в с. Барки Шарлыкского района. Церковь была построена в 1904 г. и с 1932 г. использовалось для хранения зерна. Комиссией здание церкви было признано находящимся в аварийном состоянии и подлежащим сносу8.

Также были разобраны храмы в сёлах Романовка и Софиевка Пономарёвского района, Краснояр Чкаловского района, Верхне-Озёрное Буртинского района, Троицкое Троицкого района.


Перед взрывом церкви в пос. Бёрды


Последние послабления духовенству, предоставленные в послевоенные годы, были ликвидированы после принятия постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. В соответствие с этим нормативным актом все категории священнослужителей возвращались в категорию «некооперативных кустарей», а это означало, что налогообложение на доходы духоветства устанавливалось в размере 81 %. Маленьким и экономически слабым приходам в этих условиях сохранить своё существование было крайне трудно.

Усилилось давление на религиозные организации, связанное с требованием перечисления денежных средств в Фонд мира. Началась масштабная кампания по ликвидации паломничества к «святым местам», ограничены возможности приобретения религиозными организациями имущества. Все эти мероприятия сопровождались усилением научно-атеистической пропаганды. В результате, только за 3 года, с 1 января 1960 по 1 декабря 1962 г. в целом по СССР прекратили деятельность 4241 церковь и молитвенный дом (32,6 % от общего количества), численность монастырей сократилась с 44 до 19 (в частности закрыта Киево-Печерская лавра), были ликвидированы три духовные семинарии (Киевская, Саратовская, Ставропольская) и в двух семинариях остались только старшие классы (Минская, Луцкая)9.

Закрытие православных храмов в Оренбургской епархии продолжилось весной 1961 г. снятием с регистрации общины Петропавловского собора г. Бузулука. 10 марта 1961 г. в горсовет были приглашены настоятель собора о. Никита Коростов и члены церковного совета. Им было объявлено, что на месте собора планируется строительство широкоэкранного кинотеатра, и уведомили о закрытии церкви. Прихожане на протяжении 17 суток охраняли храм, пока их представители пытались добиться отмены решения о закрытии собора в областном центре и в Москве. Верующие полагали, что наличие прихожан в храме помешает властям повесить замки на двери, а тем более разрушить здание. Но ночью 30 марта прихожане были изгнаны из собора, и началось его разрушение10.

В мае 1961 г. были закрыты молитвенный дом во имя Архистратига Михаила в с. Яшкино и храм во имя св. прав. Симеона Верхотурского в пос. Саракташ, здание которого было построено только в 1958 г. Сама процедура закрытия напоминала процессы 1930-х годов. Так, храм в Саракташе был разорён, иконы бросались на пол, и лишь некоторые из них верующим удалось спасти. В здании бывшей церкви, построенной на деньги верующих в тяжёлые послевоенные годы, была размещена музыкальная школа, а впоследствии устроен детский сад. Молитвенный дом в с. Яшкино был снесён, а иконы и утварь направлены в Сорочинскую церковь.

20 июня 1961 г. прекратил действовать молитвенный дом во имя Архистратига Михаила в Оренбурге, здание которого было передано заводу «Автозапчасть» для размещения столовой. Рабочие завода, явившись ночью на территорию Михайловской церкви, начали снимать кресты, разбирать купола, выносить из храма утварь для отправки в Никольский собор.

29 июня 1961 г. был закрыт молитвенный дом во имя святителя Николая в р. ц. Илек. Здание было передано под детское учреждение.

5 сентября 1961 г. с помощью бульдозера был снесён храм во имя Покрова Божией Матери в г. Кувандык. Та же участь постигла и церковь в с. Черепаново, которая 8 сентября 1961 г. также была снесена11.



Покровский молитвенный дом г. Кувандыка до разрушения


Священник Николай Холопов


5 сентября был разобран храм в честь Покрова Божией Матери г. Кувандыка. Кувандыкский храм находился на самой окраине города и был крайним зданием глухого переулка, упирающегося в берег реки Сакмары. При нём были причтовый дом, гараж и хозяйственные постройки. Было решено уничтожить его так, чтобы не осталось и следа. Может быть, поэтому операцию закрытия поручили провести не местным организациям, а соседним, из города Медногорска. К 6 часам утра 5 сентября к храму подъехало много машин с рабочими бригадами для ликвидации, а к вечеру бульдозер уже равнял то место, где он стоял. Вместе с храмом были снесены жилой дом, гараж и сарай. Во время сноса присутствовали члены церковного совета, настоятеля храма о. Николая Холопова не было, он был в отъезде в г. Оренбурге. Место, где стоял храм, оставалось пустым, власти отдавали его под застройку, но никто не хотел селиться там, где был дом Господень.

В 1962 г. духовенство по всей стране вынуждено было перейти на твёрдые оклады, которые не зависели от количества проведённых богослужений и треб. В то же время, как это уже было в 1930-е годы, священники отстранялись от управления общиной. Вся финансовая и хозяйственная деятельность была передана в исключительное ведение исполнительных органов церковных общин.

В результате проведения кампании в Оренбургской области прекратили свою деятельность 9 из 23 православных церквей и молитвенных домов, официально зарегистрированных на территории региона к 1959 г. Таким образом, в 1962 г. в епархии оставалось 14 зарегистрированных православных религиозных обществ, из них 9 в городах и 5 в сёлах области.

Продолжался снос недействующих церквей и молитвенных домов. В 1962 г. были разобраны здания церквей в сёлах Злобинка, Ковешниково, Елховка Тоцкого района, Красный Яр, Подстепки Илекского района, Нойкино Бугурусланского района. В начале 1963 г. было решено разобрать здание церкви в с. Сергушкино Абдулинского района12.


Высокопреосвященный Палладий (Каминский),

архиепископ Оренбургский и Бузулукский (1960–1963)



На Оренбургскую кафедру был назначен архиепископ Палладий (в миру Георгий Михайлович Каминский) (1896–1978).

Родился будущий архиепископ в 1896 году в селе Фёдоровка Николаевского района Херсонской области в семье священника. В 1917 году окончил Одесскую духовную семинарию. С 1917 по 1920 год обучался в Одесском Новороссийском университете (не окончил). 17 июня 1920 года священномучеником Прокопием (Титовым, †1937), епископом Херсонским и Одесским, рукоположен в сан диакона, а 20 июня – в сан священника и назначен настоятелем Свято-Троицкого храма села Никольского Херсонской области. Священствовал в разных приходах Херсоно-Одесской епархии. С 1927 года был настоятелем Иоанно-Богословского храма в Зелено-Проценковых хуторах города Херсона, с 1930 года – Свято-Николаевского храма в городе Николаеве. С 1935 по 1939 год работал слесарем, затем до 1944 года бухгалтером в гражданских учреждениях Николаевской области. С 1944 года в Одессе был настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и одновременно главным ревизором епархии, а с 1945 года – бухгалтером в открывшейся Одесской духовной семинарии. С 1945 года назначен священником и ключарём Свято-Ильинского собора города Одессы, преподавателем Одесской духовной семинарии и духовником городского духовенства; был удостоен сана протоиерея. 12 апреля 1946 года в Архангело-Михайловском монастыре в г. Одессе пострижен в монашество епископом Одесским и Кировоградским Сергием (Лариным) с наречением имени в честь преп. Палладия. 19 января 1947 года иеромонах Палладий возведён в сан архимандрита. 29 марта в зале заседаний Священного Синода было совершено наречение архимандрита Палладия во епископа Полтавского и Кременчугского и 30 марта 1947 года в Московском Богоявленском кафедральном хиротония. 15 ноября 1952 года епископ Палладий перемещён на Волынскую и Ровенскую кафедру, 23 июля 1956 года – на Львовскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Определением Священного Синода от 31 мая 1960 года назначен архиепископом Оренбургским и Бузулукским, с 14 мая 1963 года – архиепископ Рязанский и Касимовский, с 5 февраля 1965 года – архиепископ Воронежский и Липецкий. С 3 февраля 1968 года – архиепископ Житомирский и Овручский. В 1963 году архиепископ Палладий награждён орденом святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени. С октября 1977 года владыка Палладий по болезни находился на покое в Свято-Успенском монастыре города Одессы, где скончался 6 июня 1978 г. и погребён на монастырском кладбище.

Пик антирелигиозной деятельности пришелся на время служение Палладием архиепископом Оренбургским и Бузулукским (1960–1963). Под давлением властей был сокращён штат епархиального управления, рассматривался даже вопрос о его полном закрытии. Численность священнослужителей в епархии к началу 1962 г. составляла 35 человек. Сокращались и ликвидировались и штатные хоры приходов.

Возглавлявший свечную мастерскую иеромонах Серафим (Плотников), который до этого был заместителем епископа Михаила, всячески противился ее закрытию. Из 15 работников мастерской к 1962 г. 8 человек уволились или были сокращены. Но, несмотря на угрозы и гонения, представители мастерской по всему Союзу скупали воск, и изготовление свечей продолжалось. В 1962 г. в мастерской было изготовлено 8 т 378 кг свечей, а реализовано 9 т 892 кг свечей13.

Интенсивно шло вытеснение церковных обрядов новыми гражданскими праздниками и ритуалами. 25 августа 1962 г. было принято постановление ЦК КПСС «О некоторых мерах по отвлечению населения от исполнения религиозных обрядов», и уже 21 сентября 1962 г. постановление с аналогичным названием принял Оренбургский обком. Во всех районах области создавались комиссии содействия работе загсов. К работе по внедрению советской гражданской обрядности привлекались комсомольские, профсоюзные и общественные организации. Активно действовали областной Дом атеизма и областное отделение общества «Знание». В Доме атеизма в г. Орске была сосредоточена методическая литература, организовывались выставки «О происхождении жизни на Земле», «Художники-передвижники о религии», «Религия и культура», был создан совет атеистов14.

Эти мероприятия сказывались на сокращении религиозной обрядности. Во многом это было связано с тем, что в 1962 г. был введён жёсткий контроль над всеми совершаемыми требами. Все паспортные данные людей, совершавших обряды крещения, венчания и отпевания, заносились в специальные книги для осуществления контроля со стороны органов власти.

За первое полугодие 1963 г. в Оренбургской области было крещено 3822 человека, что составляло 15,7 % от общего числа родившихся за этот период. В сельской местности было крещено 1705 человек (12,0 % от родившихся). Вполне объяснимо, что наибольший процент обряда крещения фиксировался в районах, где располагались функционирующие церкви: в Абдулинском районе – 328 человек, в Бугурусланском – 327 чел. (24,2%), в Бузулукском – 330 (30,0%), в Саракташском – 168 (20,0%). В этот же период в Оренбургской области было заключено 352 брака по церковному обряду (3,9 % к числу зарегистрированных браков), в том числе в сельской местности – 162 брака (4 %)15. Всего же в течение 1963 г. в храмах епархии было совершено 7987 обрядов крещения, что составляло 14 % к числу новорожденных. Также в течение 1963 г. было совершено 549 церковных венчаний (3 % к общему числу браков). Существенно сократились и доходы епархии, составив всего 793 тыс. рублей16.

Идеологическое давление не снижалось. Продолжилась активная антирелигиозная кампания в областных СМИ. Так, в газете «Южный Урал» 10 августа 1963 г. была опубликована статья А. Ипатова «Освящая крестом…», в которой священнослужители Оренбургской епархии обвинялись в поголовном пьянстве и других грехах17. В Новосергиевской районной газете «Ленинская искра» 20 марта 1964 г. вышла статья «Активнее наступать на религиозные пережитки», в которой рассматривался опыт работы совета атеистов при районной идеологической комиссии.

В июле 1963 г. архиепископ Палладий был переведён из Оренбургской епархии, и на его место прибыл епископ Леонтий (в миру Леонид Фаддеевич Бондарь) (1913–1999), который в сложных условиях продолжающейся антирелигиозной кампании начал трудную работу по сохранению и восстановлению епархии. К 1963 г. в Оренбургской епархии из 25 приходов осталось только 14, в которых служили 28 священников и 8 диаконов.

Летом 1964 г. в ЦК КПСС был рассмотрен вопрос о ликвидации административных перегибов в отношении верующих, допускаемых отдельными руководителями местных органов власти. После смещения Н. С. Хрущёва антирелигиозная кампания пошла на спад.


Высокопреосвященный Леонтий (Бондарь),

митрополит Оренбургский и Бузулукский (1963 – 1999)


Он родился 7 мая 1913 г. в местечке Меркине Трокского уезда Виленской губернии. Мальчик Леонид вырос в семье псаломщика (впоследствии православного священника) белоруса Фаддея Константиновича Бондаря и регента Елизаветы Осиповны (урождённой Кравцевич). Об отце владыка всегда вспоминал трепетно. Он говорил, что примером своим отец преподал ему урок пастырства, помогая учиться.

После окончания в 1935 г. Виленской Духовной семинарии поступил на Богословский факультет Варшавского университета, который окончил в 1939 г., защитив степень магистра богословия. В 1940 году Леонид Бондарь поступил в послушники Виленского Свято-Духова мужского монастыря, где проходил клиросное послушание, участвовал в братском и архиерейском хорах. 25 декабря 1943 года послушник Свято-Духова монастыря г. Минска Леонид Бондарь принял монашеский постриг с именем Леонтий, в честь святителя Леонтия Ростовского. 26 декабря 1943 года архиепископом Могилёвским и Мстиславским Филофеем монах Леонтий рукоположен в сан иеродиакона. 2 января 1944 года – тем же архиереем рукоположен в сан иеромонаха. Назначен ректором Богословско-пастырских курсов при Жировицком монастыре с возведением в сан игумена. В 1947–1949 гг. священствовал в сельских храмах с. Холхло Молодеченской области в и с. Ястребль Брестской области. В 1949 г. стал инспектором и преподавателем Минской Духовной семинарии, действовавшей при Жировицком монастыре, а в 1953 г. назначен наместником этого монастыря с возведением в сан архимандрита. С июля 1956 г. определён епископом Бобруйским, викарием Минской епархии. В 1960–1961 гг. временно управлял этой епархией, после чего был переведён на Новосибирскую кафедру, откуда и был направлен в Оренбург.

Интересна предыстория его перевода на оренбургскую землю. Вот фрагмент из слова владыки Леонтия в день сорокалетия архиерейского служения на праздник в честь Смоленского образа Божией Матери: «Надо сказать вам, мои дорогие оренбуржцы, что определение меня на служение на Оренбургскую кафедру явно несёт печать Божиего Промысла. Во время моего пребывания на Новосибирской и Барнаульской кафедре отношения с местной властью как-то не складывались – тогда, в начале шестидесятых годов, было особенное рвение выполнить «генеральную линию партии» по вопросу закрытия храмов. Весной я обычно ездил к себе на родину. Однако и там беспокойство меня не покидало. Ночью во сне я несколько раз подряд видел один и тот же образ Богоматери. Она была, как мне тогда казалось, совсем необычного вида из-за тёмного цвета ликов Богоматери и Богомладенца. Я не придавал значения виденному, но от этого сна помимо моей воли всё более укреплялась уверенность, что недолго мне пребывать на этой кафедре. Первым известием, что я услышал по прибытии, была весть о снятии с регистрации прихода в селе Верхотомка… Когда же я приехал в Оренбург, то нашёл подтверждение сну, виденному во время отпуска на родине. Являвшийся мне образ был Табынским образом Божией Матери. Теперь он стал для меня не просто почитаемым, а родным и необходимым».

При всей загруженности не пропускал ни одного богослужения в кафедральном соборе, помня слова свт. Иоанна Златоуста, что «нет ничего сильнее молитвы и даже равного ей». С приходом нового архиерея в епархии возобновились проповеди.

В 1971 году Святейшим Патриархом Пименом епископ Леонтий был возведён в сан архиепископа. В 1992 году Святейшим Патриархом Алексием II – в сан митрополита. Владыка Леонтий посвятил служению Церкви 64 года, из них 35 лет – на посту управляющего Оренбургской епархией.

Митрополит Леонтий внёс большой вклад и в дело культурного возрождения Оренбургского края, в восстановление памятников русской истории и культуры; занимался миротворческой, общественной и благотворительной деятельностью. Владыка являлся заместителем председателя правления областного благотворительного фонда «Совесть», объединил усилия всей передовой общественности г. Оренбурга для оказания помощи тем, кто не может или не в состоянии помочь себе сам.

Кроме того, владыка Леонтий являлся: членом попечительского Совета Оренбургского кадетского корпуса им. И.И. Неплюева; членом попечительского Совета Оренбургского санаторного Дома детства; членом Оренбургского областного Комитета защиты мира; академиком Международной академии информатизации; принимал активное участие в работе Российского фонда культуры в Оренбургской области. Скончался 24 января 1999 года. Погребён в правом Пантелеимоновском приделе Никольского кафедрального собора Оренбурга.

3 сентября 2005 года в Оренбурге состоялось торжественное открытие и освящение мемориального знака в новом сквере памяти владыки Леонтия. Сквер расположен на улице Чкалова, сразу за территорией Никольского кафедрального собора.


Оренбургская епархия в «эпоху застоя» (1965 – 1987 гг.)


27 января 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения законности в отношении верующих».

Несмотря на широкие масштабы антирелигиозной пропаганды, верующие продолжали исполнять религиозные обряды, посещать легально действующие церкви и молитвенные дома, венчаться, крестить детей, отпевать умерших.

В 1966 г. в 9 районах Оренбургской области действовало уже только 13 православных церквей и молитвенных домов: в Абдулинском, Акбулакском, Бугурусланском, Бузулукском, Новосергиевском, Оренбургском, Соль-Илецком и две в Сорочинском районах, а также в городах Оренбурге, Орске и Медногорске.

На протяжении всего 1966 г. в православных церквях было совершено крещение 6638 человек, что ставило 17,8 % к числу родившихся в этом году (в 1965 г. этот показатель составлял 16,5 %). В некоторых районах области отмечался значительный рост количества крещений. Так, в Новосергиевском районе в 1966 г. были окрещены 21 % родившихся детей (в 1965 г. этот показатель составлял 14%). В Переволоцком районе, несмотря на отсутствие церкви, было крещено 14 % родившихся детей. В течение года было совершено 559 церковных венчаний, что составило 3,2 % к числу зарегистрированных браков (в 1965 г. – 339, соответственно 2,3 %).

Также стало больше в 1966 г. и похорон по церковному обычаю – 932 отпевания или 6,3 % от общей численности умерших в области (в 1965 г. – 5,0%). Большое распространение получило заочное отпевание. Таких обрядов в 1966 г. было совершено 10405.

Доход всех православных обществ в 1966 г. составил 974,5 тыс. рублей, в том числе 245,8 тыс. рублей – от исполнения обрядов, 442,4 тыс. рублей – от продажи свечей, 191,4 тыс. рублей – от продажи других предметов культа, 45,8 тыс. рублей – добровольных пожертвований. Потрачено в этом же году было 971,2 тыс. рублей, из них на содержание священнослужителей – 103,3 тыс. рублей, на содержание исполнительных органов – 27,1 тыс. рублей, на ремонт и содержание молитвенных зданий – 390,4 тыс. рублей, отчисления в Фонд мира – 136,9 тыс. рублей, отчисления религиозным центрам – 98,6 тыс. рублей18.

Бесспорно, атеистическая пропаганда, направленная в первую очередь на молодёжь, давала свои результаты. В то же время пожилые люди крепче держались своих религиозных традиций. О том насколько живучи традиции и о том, насколько они сильны, особенно в критических ситуациях свидетельствуют коллективные моления о дожде. Так, в 1967 г., когда выдалось засушливое лето, в отдельных населённых пунктах Оренбургской области стали стихийно возникать религиозные шествия и моления о дожде. Например, 21 мая в с. Октябрьское Северного района состоялось религиозное шествие, в котором приняло участие более 50 человек. Религиозные моления о дожде устраивались и в других сёлах области.

В 1967 г. в Оренбургской области действовали 14 православных религиозных объединений, в том числе 9 церквей в городах Оренбург, Абдулино, Бугуруслан, Бузулук, Соль-Илецк и сёлах Верхняя Платовка Новосергиевского района, Верхняя Павловка Оренбургского района, Студенцы Саракташского района, Спасское Сорочинского района и 5 молитвенных домов в городах Оренбург, Орск, Медногорск, Сорочинск, р. п. Акбулак19.

Состав священнослужителей епархии регулярно претерпевал определённые изменения. В 1966 г. настоятелем Никольского собора в г. Оренбурге и секретарём канцелярии епископа был назначен священник Борис Фёдорович Сандар (родился в 1930 г. в с. Старая Выжва Ковельского района Волынской области, окончил семинарию, служил священником в г. Орске).

В течение 1968 г. в Ивановскую епархию был переведён настоятель Успенской церкви г. Бугуруслана протоиерей Сергей Александрович Сакович. В Калужскую епархию перешёл заштатный диакон Владимир Лукерин. В этом же году скончался настоятель Покровской церкви с. Студенцы протоиерей Фома Иоаннович Приходкин. За штат по инвалидности был переведён и представлен к пенсии настоятель Покровского молитвенного дома п. Акбулак священник Николай Данилович Титовец.

Вместо убывших штатных служителей в 1968 г. в Оренбургскую епархию прибыли заштатный священник Свердловской епархии Михаил Михайлович Глебов, священник этой же епархии Пётр Иоаннович Майоров, священник Ульяновской епархии Алексей Георгиевич Зинченко, священник Псковской епархии Стефан Дмитриевич Денисюк, диакон Владимирской епархии Владимир Стефанович Балашов.

В феврале 1967 г. исполнительный орган Михайло-Архангельского молитвенного дома в г. Сорочинске обратился к уполномоченному П. А. Вдовину с просьбой зарегистрировать второго священника, аргументируя это тем, что до 1963 г. в молитвенном доме служило три священника. В своей беседе с епископом Леонтием по этому вопросу П. А. Вдовин высказал мнение о нежелательности назначения второго священника, и Леонтий был вынужден с этим согласиться. Но, несмотря на это, несколько позднее второй священник в молитвенный дом г. Сорочинска всё же был назначен. Вместе с просьбой о назначении второго священника верующие просили уполномоченного разрешить поновление живописи в алтаре, провести во двор храма водопровод, установить центральное водяное отопление и переоборудовать гараж под пекарню для выпечки просфор. На эти просьбы уполномоченный возражений не имел. Одновременно прихожане обратились к Леонтию с просьбой изменить статус молитвенного дома, переименовав его в Михайло-Архангельскую церковь. Аргументировали верующие эту просьбу внешним видом храма, который имел купола и колокольню, а также внутренним оформлением, соответствующим церкви.


Праздник Крещения Господня в Сорочинске. 1960-е – 1970-е гг.


В апреле 1967 г. в Оренбургский горисполком обратились члены исполнительного органа Никольского собора г. Оренбурга с просьбой разрешить колокольный звон. На это ходатайство была наложена виза: «Горисполком не возражает 3 раза небольшой звон»20.

В 1968 г. во всех действующих области приходах служили 23 священника, в том числе 5 протоиреев. По данным на конец 1968 г., высшее духовное образование имели только 2 священника епархии, ещё 11 священников получили среднее духовное образование, 5 – незаконченное среднее и 5 – низшее духовное образование. По возрасту большинство служителей церкви были достаточно молоды. В возрасте до 30 лет служило 2 священника, от 30 до 35 лет – 3, от 35 до 40 лет – 4, от 40 до 45 лет – 7, от 60 до 70 – 5, свыше 70 лет – 2 священника. Кроме того, в церквях и молитвенных домах области служили 9 диаконов.

Ниже приведены полные данные о составе приходов и штатном приходском духовенстве Оренбургской епархии по состоянию на конец 1968 г.


Таблица 3.

Состав приходов и их духовенства по Оренбургской епархии за 1968 г.


1. Никольский кафедральный собор в г. Оренбурге

1.

Настоятель

протоиерей

Сандар Борис Фёдорович

2.

Священник


Орлов Пётр Иоаннович

3.

Священник


Глебов Михаил Михайлович

4.

Священник


Осипов Илан Ефремович

5.

Священник


Спицын Михаил Иоаннович

6.

Диакон


Грязнов Павел Алексеевич

7.

Диакон


Виноградов Владислав Сергеевич

8.

Диакон


Мощенко Владимир Павлович

2. Всесвятская церковь г. Бузулука

9.

Настоятель

священник

Дешевых Павел Николаевич

10.

Священник


Сычев Пётр Никифорович

11.

Священник


Захаров Александр Симеонович

12.

Диакон


Марков Валентин Александрович

3. Успенская церковь г. Бугуруслана

13.

Настоятель

священник

Гавшев Иоанн Стефанович

14.

Священник


Майоров Пётр Иоанович

15.

Диакон


Коркин Илия Борисович

4. Воскресенская церковь г. Абдулино

16.

Настоятель


Сальков Борис Николаевич.

17.

Священник


Картавцев Василий Григорьевич

18.

Диакон


Саблин Алексей Борисович

5. Казанская церковь г. Соль-Илецка

19.

Настоятель

священник

Подковыров Алексей Денисович

20.

Диакон


Волков Леонтий Алексеевич

6. Покровский молитвенный дом г. Орска

21.

Священник

протоиерей

Корыстов Никита Феодорович

22.

Священник


Холопов Николай Григорьевич

23.

Диакон


Балашов Владимир Стефанович

7. Никольский молитвенный дом г. Медногорска

24.

Настоятель

священник

Денисюк Стефан Дмитриевич

Михайло-Архангельский молитвенный дом г. Сорочинска

25.

Настоятель

протоиерей

Иноземцев Евгений Александрович

26.

Священник

протоиерей

Илларионов Александр Михайлович

27.

Диакон


Калугин Косма Иоакимович

8. Покровская церковь с. Верхняя Платовка

28.

Настоятель

священник

Петренко Григорий Иоакимович

9. Никольская церковь с. Верхняя Павловка

29.

Настоятель

протоиерей

Войтин Михаил Феодорович

Покровская церковь с. Студенцы

30.

Настоятель

священник

Зинченко Алексей Егорович

10. Никольская церковь с. Спасское

31.

Настоятель

священник

Леденёв Пётр Захарович

11. Покровский молитвенный дом р. п. Акбулак

32.

Настоятель

священник

Митрофанов Симеон Никифорович


Если в сёлах богослужения проводились в основном в воскресные и праздничные дни, дни поминовения усопших и дни Великого поста, то в городах они совершались ежедневно. В кафедральном соборе по воскресеньям и в праздничные дни богослужения проводил сам епископ Леонтий.

Посещаемость сельских церквей в период полевых работ резко сокращалась. Зато в праздничные дни храмы были не в состоянии вместить всех верующих. В летнее время многие молились на церковном погосте, под открытым небом, но в зимний период это было невозможно.

Церковная обрядность по-прежнему была достаточно значительной. В течение 1968 г. в церквях епархии было совершено 6570 обрядов крещения, 983 очных отпевания умерших и ещё 11416 заочных отпеваний, 756 соборований, 490 венчаний, 8628 молебнов, 57706 заказных литургий, 12353 сорокоустов, 7286 поминовений годовых и постовых, 1060 причащений больных на дому.

Доходы церквей Оренбургской епархии в 1968 г. составили 1 млн. 184,6 тыс. руб. Из них почти половина – 585,4 тыс. руб. – от продажи свечей. От продажи венчиков, крестиков и икон было получено 57,2 тыс. руб., от продажи просфор – 153,3 тыс. руб. Тарелочный и кружечный сбор составил 51,8 тыс. руб. Доходы причтов от требоисполнений составили 329,6 тыс. руб. и прочие поступления дали порядка 7,2 тыс. руб.

Взносы церквей в Фонд мира в 1968 г. составили 176,5 тыс. руб. На ремонт и содержание храмов было израсходовано 135,8 тыс. руб.

В свечной мастерской в 1968 г. работало 11 человек. В течение года здесь было изготовлено 17124 кг свечей. При себестоимости изготовления 1 кг свечей в 3,76 руб. отпускная цена составляла 20 руб. за 1 кг.21.


Епархиальная свечная мастерская при Никольском соборе г. Оренбурга


11 марта 1969 г. Оренбургский горисполком, учитывая просьбы трудящихся, заявления больных и коллективов областной и городской больницы, принял решение «Об ограничении колокольного звона в Никольском соборе г. Оренбурга». На следующий день, также в связи с ходатайствами граждан, облисполкомом было вынесено решение «Об ограничении колокольного звона Покровского молитвенного дома в рабочем посёлке Акбулак»22.

В 1969 г. в религиозной общине Всесвятской церкви г. Бузулука обострилась борьба двух групп верующих и священнослужителей. По этой причине церковь закрывалась и не работала три месяца. Из-за скандала между членами двадцатки дважды переизбирался её состав. В мае 1969 г. епископом Леонтием священники этой церкви П. Н. Сычёв, А. С. Захаров и П. Н. Дешевых были отстранены. Вместо них назначены новые служители: С. Н. Митрофанов (1926 г. р., окончил духовную академию) и С. А. Кошуба (1942 г. р., окончил духовную семинарию, заочно учится в духовной академии)23.

В Бузулукском районе действующих церквей не было. Поэтому за совершением обрядов верующие из сельской местности были вынуждены обращаться в ближайшую церковь, действующую в г. Бузулуке. Так, только за 1969 г. там было крещено 213 жителей района (в 1965 – 342 чел.).

В 1969 г. в Воскресенской церкви г. Абдулино было крещено 275 детей. Всего же в этом году в Абдулинском районе родилось 472 ребенка. Поженилась в этом же году 251 пара, из них венчались только 25 пар (10 %). В Матвеевском районе родилось 357 детей, из них в Абдулинской церкви были крещены 52 ребенка.

Динамика крещений в Успенской церкви г. Бугуруслана жителей этого города выглядела следующим образом: 1962 г. – 364 чел., 1963 г. – 287 чел., 1964 г. – 161 чел., 1965 г. – 136 чел., 1966 г. – 133 чел., 1967 г. – 129 чел., 1968 г. – 161 чел., 1969 г. – 201 чел. Среди крещенных по г. Бугуруслану в 1969 г. 71 человек были в возрасте от года до 18 лет. Остальные 130 – новорожденные. Всего же в этом году в Бугуруслане был зарегистрирован 601 новорожденный ребенок. Кроме того, значительное число крещений приходилось на жителей ближних районов. Так, в 1969 г. в Успенской церкви всего было крещено 1403 ребенка, в том числе 373 – из Бугурусланского района, 163 – из Северного района, 140 – из других городов и районов области, 353 – из Куйбышевской (ныне Самарской) области и ещё 173 – из других регионов.

В 1968 г. в Бугурусланской церкви обвенчались 108 пар, в 1969 г. – 129 пар. При этом только 13 пар в каждом из этих годов были из самого Бугуруслана, а остальные – из близлежащих территорий. Всего же в 1969 г. в этой церкви было зарегистрировано 463 брака.

В это время в Бугурусланской Успенской церкви служили два священника – Мастеров Пётр (1935 г. р., окончил духовную семинарию, работал в церкви с 1958 г., в Бугуруслане – с 1968 г.) и Дешевых Павел (1896 г.р., по образованию агроном, работал в церкви с 1957 г., а в Бугуруслане – с 1969 г.). Диаконом был Илья Коркин (1898 г. р., имел неполное среднее образование, в церкви работал с 1937 г., в г. Бугуруслане – с 1947 г.). При церкви был создан хор (20 человек)24.

Нередко своих детей крестили и члены партии. Так, в 1966 г. окрестили своих детей 15 коммунистов из Бузулукского района. Также крестил своих детей председатель сельсовета из Оренбургского района И. К. Логутов.

Всего же по всем православными организациям, зарегистрированными в Оренбургской области, в 1969 г. было проведено в общей сложности 6116 обрядов крещения, 452 венчания, 888 очных отпеваний и 12345 заочных отпеваний25.

Ещё одно из направлений деятельности религиозных организаций, которое находилось под постоянным контролем со стороны органов власти, было связано с поступлением и расходованием денежных средств. Со всех официально зарегистрированных религиозных организаций ежегодно собирались сведения о доходах и расходах. При этом можно отметить неуклонный рост доходов православных обществ в этот период: в 1963 г. – 793 тыс. руб., 1964 г. – 806 тыс. руб., 1965 г. – 892 тыс. руб., 1966 г. – 974,5 тыс. рублей.

Поступающие, в том числе и за совершение обрядов, средства позволили в 1966 г. осуществить позолоту иконостаса в Оренбургском соборе (разрешение испрашивалось только на покраску иконостаса, и поэтому горисполком расценил этот факт как обман). То же самое удалось сделать и в Сорочинской церкви.

В Фонд мира религиозные организации внесли в 1966 г. 138,3 тыс. руб., а вместе с епархиальным управлением – 153,5 тыс. рублей. В религиозный центр православными религиозными организациями области было перечислено ещё 98,6 тыс. рублей.

В 1969 г. общий доход религиозных организаций Русской Православной Церкви составил 1256,6 тыс. рублей, в том числе от продажи свечей – 628,6 тыс. рублей, от добровольных пожертвований – 63,4 тыс. рублей, от продажи предметов культа – 57,7 тыс. рублей. В Фонд мира было направлено 195,4 тыс. рублей. Общая сумма приходских доходов ежегодно росла. В 1970 г. доход по всем православным обществам составил 1332,6 тыс. рублей (в Фонд мира перечислено 194,1 тыс. рублей), в 1971 г. – 1401,4 тыс. рублей (в Фонд мира – 223,7 тыс. рублей), в 1972 г. – 1510,4 тыс. рублей (в Фонд мира – 258,6 тыс. рублей)26. По прежнему половину от этих сумм составляли доходы от продажи свечей и только около четверти – доходы от исполнения обрядов.

Нагрузка на священников действующих церквей и молитвенных домов была довольно большая. Так, в 1966 г. исполнительный орган Бузулукской церкви ходатайствовал перед епископом о выделении ставки третьего священника, так как имеющиеся два уже не справлялись с имеющимся объёмом работы. В этот период существовала большая проблема с грамотными и профессионально подготовленными кадрами священнослужителей. Из 13 православных религиозных обществ области в 5 сельских церквях проповеди совершенно не читались. В остальных церквях священники опирались в своих проповедях на тексты, опубликованные в «Журнале Московской Патриархии». В кафедральном соборе г. Оренбурга проповеди читал только сам епископ Леонтий.

Исполнительные органы православных религиозных организаций состояли в основной своей массе из людей пожилых. В управляющих двадцатках всех религиозных обществ области в 1966 г. состояло 395 человек. Из этого числа почти половину составляли люди пенсионного возраста – 199 человек. Ещё 61 человек (16 %) относились к числу сотрудников религиозных организаций. Только в соборе г. Оренбурга таких членов двадцатки числилось 15 человек. Из них старше 50 лет был 91 % от общего числа членов исполнительного органа церкви.

Членами исполнительных органов и ревизионных комиссий в религиозных обществах состояли 106 чел., из них 47 % пенсионеров, рабочих и колхозников – 13 %, 72 человека или 77 % – это люди старше 60 лет. Моложе 50 лет насчитывается только 6 % от общего состава.

Стремясь заполнить образовавшуюся в результате запретительных мероприятий пустоту в комплексе общественных отношений, органы власти вновь обратились к расширению применения новой советской обрядности. 18 февраля 1964 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». В области начал свою работу Координационный совет по контролю за выполнением законодательства о культах и новым безрелигиозным обрядам. В дни религиозных праздников местными органами власти и комсомольскими организациями организовывались свои торжественные мероприятия. Работу по атеистическому воспитанию проводили органы народного образования, культуры, организации общества «Знание». В ряде учреждений культуры и школах были созданы «Уголки атеиста», проводились тематические вечера, устные журналы и другие мероприятия.

В 1971 г. епископ Леонтий был возведён в сан архиепископа.

По приблизительным оценочным данным уполномоченного Совета, в Оренбургской области при общей численности населения в 1972 г. в 2 млн. 50 тыс. человек, общее количество верующих людей составляло порядка 75 тыс. человек, из них 55–60 тыс. человек – православные27.



Никольский кафедральный собор г. Оренбурга. 1970-е гг.


16 июля 1971 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении атеистического воспитания населения». Правда, в Оренбургской области мероприятия по выполнению данного постановления были разработаны и доведены до районных и городских советов только в январе 1974 г.28. В 1973 г. в клубах и домах культуры области прочитано около 10 тыс. лекций и докладов на научно-атеистические темы.

Широкое распространение получили такие новые обряды, как чествование трудовых династий, посвящение в рабочие, вручение именного инструмента, торжественные проводы юношей в армию. Традиционными стали праздники совершеннолетия, праздники улиц, дворов, дни предприятий, встречи Нового года, проводы русской зимы, праздники урожая и др. Повсеместно проводились торжественные вручения первого паспорта. Широко практиковались торжественные регистрации браков и новорожденных.

Регистрация в торжественной обстановке новорожденных детей в 1973 г. составила 30,2 %, в то время как в 1963 г. этот показатель составлял всего 2,6 %. Крещение же в церквях новорожденных за это же десятилетие снизилось с 18,8 % до 14,7% к общему числу новорожденных. Торжественная регистрация браков возросла с 12 % в 1963 г. до 70 % в 1973 г. Венчание в церквях соответственно уменьшилось с 3 % до 2,1 % к общему числу браков.

В 1973 г. в городах Абдулино, Сорочинске, Бузулуке и районах Абдулинском, Бузулукском, Бугурусланском, Соль-Илецком окрещено от 25 до 37 % новорожденных29. Всего в 1973 г. в православных храмах было совершено 4832 крещения, 431 венчание и 12877 отпеваний (1097 очных и 11780 заочных)30.

12 августа 1974 г. на заседании Президиума Совета Министров РСФСР был рассмотрен вопрос «О работе исполкомов местных Советов Оренбургской области по контролю за соблюдением законодательств о религиозных культах». В протоколе заседания отмечалось большое количество действующих в области без регистрации религиозных организаций. Официально в области были зарегистрированы только 13 православных обществ. На учёте же стояло более 150 объединений и групп всех конфессий.

Общий доход Оренбургского епархиального управления в 1974 г. составил 281543 рубля, в том числе взносы церквей епархии на общецерковные нужды – 234500 рублей, взносы в Фонд мира от свечной мастерской – 12500 рублей и оборотные средства свечной мастерской – 34543 рубля. Общий расход епархиального управления в этом году составил 210372 рубля. Из них 37500 рублей были перечислены в Фонд мира и ещё 90000 рублей были направлены в Патриархию на общецерковные нужды, приобретение компонентов для мироварения, на содержание студентов и церковно-археологического кабинета. На содержание штата управления было затрачено 42176 рублей. Пенсии были выплачены на сумму 15100 рублей.

Свечной мастерской в 1974 г. было изготовлено и реализовано свечей на сумму 430160 рублей (при их себестоимости 85497 рублей). Но большая часть дохода от деятельности свечной мастерской шла на уплату подоходного налога, который в 1974 г. составил 300990 рублей. Таким образом, общая прибыль от реализации свечей после всех отчислений (включая Фонд мира) составила только 31171 рубль.

Религиозная обрядность в 1970-е – первой половине 1980-х годов имела устойчивую тенденцию к сокращению. Так, в 1975 г. было крещено 13,9 % новорожденных, венчались в церкви только 1,5 % молодоженов, очное отпевание усопших составляло 5,1 % от общего количества умерших. К 1977 г. эти показатели религиозной обрядности выглядели уже следующим образом: крещено 11,8 % новорожденных, обвенчано 0,9 % браков и проведено очное отпевание 4,3 % умерших31.



Протоиерей Николай Холопов проводит освящение воды в г. Орске.


В 1979 г. в церквях области было крещено 4393 детей, что составило также как и в 1977 г. – 11,8 % от новорожденных. Так же крещено было 329 школьников. Венчались в церкви 199 пар молодоженов (0,8 %).

В то же время конец 1970-х – начало 1980 гг. были отмечены пробуждением научного интереса к церковно-историческому наследию. Летом 1978 г. и 1980 г. областным Советом Общества охраны памятников истории и культуры были организованы экспедиции в районы области. Возглавлял эти научные поездки кандидат исторических наук, преподаватель педагогического института Ю. С. Зобов. В 1978 г. экспедиция посетила сёла Рычково, Державино, Аксаково, Преображенка Бузулукского и Бугурусланского районов, где были исследованы здания церквей и собраны материалы (одна церковная книга, датированная 1628 г. и другая – второй половиной XVIII века), впоследствии переданные в Областной краеведческий музей. В 1980 г. экспедиция посетила сёла Краснохолм, Кардаилово, Илек, Яман, Студёное, Кинделя, Бородинск, Ташла Илекского и Ташлинского районов. На этот раз было собрано и передано в музей 10 старопечатных церковных книг и две иконы XIX в.

Следует отметить, что ранее в этих районах уже работала экспедиция Московского государственного университета, а ещё до этого в ряде сёл побывали предприимчивые люди, которые под видом сбора старопечатных книг и икон для Московской духовной семинарии увезли большое количество исторических раритетов в неизвестном направлении. Злоумышленники так и не были обнаружены.

В ноябре 1980 г., в связи с выходом на пенсию, был освобождён от должности уполномоченного Совета по Оренбургской области Герасим Дмитриевич Василенко. На эту должность был назначен Григорий Михайлович Юдин.

К концу 1980 г. в Оренбургской области действовало 35 зарегистрированных религиозных объединений, в том числе по-прежнему только 13 православных обществ: 9 православных церквей (кафедральный собор в Оренбурге, а также церкви в городах Абдулино, Бугуруслан, Бузулук и сёлах Верхняя Платовка Новосергиевского района, Нижняя Павловка Оренбургского района, Студенцы Саракташского района, Спасское Сорочинского района) и 4 православных молитвенных дома (города Медногорск, Орск, Сорочинск и р. п. Акбулак).

Тенденция постепенного сокращения религиозной обрядности в православных церквях продолжилась и в последующие годы. В 1980 г. всего по области было зарегистрировано 37838 рождений, из них в церкви было окрещено 4101 (10,8 %) детей. Кроме того крещено было 274 ребенка школьного возраста. Наибольшее количество крещений наблюдалось в городах Бузулуке (45,1 %), Сорочинске (39,4 %), Медногорске (24,4 %), Бузулукском, Бугурусланском, Сорочинском, Курманаевском районах (от 25 до 41 % от общего числа родившихся). Из 24268 браков, заключенных в 1980 г., обряд венчания в церкви совершили только 193 пары. Умерло в 1980 г. 20971 человек, из них отпето очно было 711 человек, заочно – 12108 умерших.

Вплоть до начала Перестройки эти показатели находились примерно на одном уровне. В 1981 г. обряд крещения составил 11,8 % к числу родившихся детей (4635 чел.), из них 274 школьника. Обрядов венчания в 1981 г. было совершено 213. Заочно отпето было 12839 умерших. Очное отпевание составляло порядка 3–4 % к числу умерших.

В 1982 г. во всех 12 православных церквях и молитвенных домах области было совершено 4925 обрядов крещения, 262 венчания и 14047 как очных, так и заочных отпеваний. Этот показатель являлся достаточно стабильным. Ежегодно в области крестился каждый 7–8 родившийся ребенок, и отпевание проводилось по каждому второму умершему.

В 1985 г. были крещены 9,5 % родившихся детей, а в 1986 г. – 8,8 %.

В отдельных территориях процент обрядности был гораздо выше средних показателей. Например, в 1982 г. показатели крещения в г. Бузулуке составили 43,1 %, в г. Сорочинске – 36,2 %, в г. Медногорске – 26,8 %, в Бузулукском районе – 37,4%, в Бугурусланском – 25,3 %, в Сороченском – 25,2 %. Даже в некоторых из тех районов, где не было действующих православных церквей, процент крещения был достаточно высоким, например, в Курманаевском районе – 15,3 %, в Северном – 15,2 %, Кувандыкском – 15 %, в Тоцком – 13,2 %32.

Несколько возросли в этот период ежегодные доходы религиозных объединений. Совокупный доход всех православных церквей и молитвенных домов Оренбургской области составил в 1979 г. 2021,3 тыс. руб. В 1980 г. этот показатель равнялся 2133,5 тыс. рублей, в 1981 г. – 2124,8 тыс. руб., в 1982 г. – 2086,7 тыс. руб. В основном это были доходы от продажи свечей, предметов культа, религиозной литературы, исполнения обрядов.

В Фонд мира и Общества охраны памятников истории и культуры в 1980 г. от епархиального управления было внесено 120 тыс. рублей.

В 1982 г. была отменена регистрация общества православных в с. Спасское Сорочинского района. Как распавшаяся с учёта была снята группа православных верующих в с. Советское Первомайского района.

Нарушение законодательства о культах на местах по-прежнему было повседневным явлением. Местные органы по-своему трактовали действующие правовые нормы. Так, например, в 1982 г. в городах Абдулино, Бузулук, Бугуруслан, Новотроицк и в Бугурусланском районе и многих других территориях местные органы требовали от исполнительных органов православных обществ предоставления полных списков лиц, совершавших церковные обряды. Впоследствии с этими лицами проводилась разъяснительно-воспитательная работа, принимались меры общественного воздействия, в том числе по месту работы33. В местных СМИ частым явлением было публикация материалов, откровенно оскорбляющих религиозные чувства верующих. Так, в газете «Южный Урал» от 5 декабря 1982 г. религия объявлялась «…белибердой, выдуманной религиозными мракобесами». В районной газете «Призыв» от 16 апреля 1983 г. религия характеризуется как «…мощный и всепоглощающий спрут, который и в наши дни ослабевшими щупальцами пытается тянуться к душам людей». Факты, связанные с проявлениями религиозности граждан, зачастую освещались тенденциозно и без должной проверки. Например, из газеты «Вперёд к коммунизму» за 16 июня 1983 г. читатели могли узнать, что в Оренбургской области известны случаи, когда верующие, находясь под действием религиозного гипноза, сжигали собственных детей и самих себя. Газета «Комсомольское племя» 26 января 1982 г. конкретно указывала на служителя культа – отца Григория, который якобы является реальным противником советского образа жизни и, в частности, комсомольских активистов. Газета «Южный Урал», в номере от 5 декабря 1982 г. утверждала о наличии в СССР учёта верующих34.



Архиепископ Леонтий и духовенство Оренбургской епархии, 1980-е годы


Оренбургская епархия в условиях перестройки государственно-церковных отношений (1988 – 1991 гг.)

С 1988 г. в рамках проводившейся в СССР политики перестройки и гласности произошёл коренной перелом в сторону либерализации государственно-церковных отношений. Нарастающий в стране экономический кризис, эрозия коммунистических идеалов из-за их расхождения с реальной жизнью и падение авторитета правящей партии заставили её в поисках общественной поддержки обратиться к Церкви и традиционным духовным ценностям как интегрирующим системам. Показателем окончательной переоценки роли религии в общественной жизни стало празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси, которое было поддержано на самом высоком государственном уровне. С этого времени начался процесс постепенного возвращения верующим бывших храмов, расширения регистрации религиозных общин, свёртывания административного контроля за их деятельностью.

В Оренбургской области за 1988–1989 гг. было зарегистрировано 6 новых православных религиозных обществ: в городах Кувандык и Новотроицк, а также в сёлах Тоцкое, Саракташ, Ташла, Пономарёвка. В мае 1989 г. в Совет по делам религий были направлены материалы для регистрации ещё 4 православных обществ: в с. Ефимовка Курманаевского района, с. Мочегай Асекеевского района, ст. Сырт Переволоцкого района и с. Кармалка Шарлыкского района.

Стремительно росла и религиозная обрядность. Если в 1987 г. было крещено 6317 человек (в том числе 4006 чел. из городов и 2311 из районов области), что составляло 15,6 % от новорожденных, то в 1988 г. крестились уже 12051 человек или 30,4 % к числу родившихся (39668 чел.). В числе крестившихся в 1988 г. было также 1350 школьников и 1025 взрослых людей. В 1989 г. окрещено было уже около 50 % родившихся детей. Районами повышенной религиозности в этот период являлись опять же города Бузулук, Сорочинск, Бугуруслан, Кувандык, где крестилось от 30 до 78 % родившихся детей. В 1989 г. в этих городах отмечались даже 100-процентные показатели крещения детей.

Не столь стремительно росло количество церковных венчаний, поскольку к этому обряду необходима особая подготовка и осознанность. В 1987 г. венчалось 132 пары, а в 1988 г. было совершено 200 обрядов венчания, что составляло только 0,9 % от общего количества зарегистрированных в области браков (21951 брак). В 1989 г. венчались уже 3 % пар, вступивших в брак.

Отпевания умерших по-прежнему в основном носили заочный характер. В 1988 г. из общего количества 21250 умерших очно отпето было 650 умерших и заочно – 13254 умерших35. В 1989 г. заочное отпевание составило 62 % от общего количества умерших.

Происходили изменения и в социально-демографической структуре верующих. Увеличивалось их число среди молодёжи, мужского населения области, людей с высшим образованием.

В этот период особую актуальность стал приобретать вопрос возвращения верующим бывших культовых сооружений. В 1988 г. по информации уполномоченного, в Оренбургской области имелось 26 культовых зданий, не используемых в религиозных целях. В их числе значились 19 зданий бывших православных церквей. В хозяйственных целях использовались только 10 из них. Остальные 9 зданий длительное время пустовали и находились в аварийном состоянии.


Таблица 4.

Сведения об использовании зданий бывших церквей в Оренбургской области за 1988 г.


Район

Населённый пункт

Используется

или пустует

Бугурусланский район

с. Саловка

с. Мордовский Бугуруслан

склад

склад

Бузулукский район

с. Державино

с. Преображенка

с. Сухоречка

пустует

склад

склад

Грачёвский район

с. Александровка

склад

Илекский район

с. Краснохолм

склад

Кувандыкский район

с. Ильинка

склад

Оренбургский район

с. Городище

с. Чернореченское

пустует

пустует

Пономареский район

с. Пономарёвка

с. Воздвиженка

склад

склад

Саракташский район

с. Андреевка

с. Спасское

пустует

пустует

Сорочинский район

с. Новосамарка

пустует

Северный район

с. Староборискино

пустует

Тюльганский район

с. Репьевка

с. Тугустемир

пустует

пустует

Шарлыкский район

с. Кармалка

склад


В большинстве случаев местные власти негативно относились к проблемам возвращения культовых зданий их законным владельцам. Так, резко отрицательную позицию заняла администрация Новосергиевского района по вопросу о передаче верующим здания бывшей церкви, используемого под спортивный зал. Администрация Сакмарского района также не шла на компромиссы по вопросу передачи здания храма, переоборудованного под Дом культуры. Длительное время не мог решиться вопрос о передаче верующим трапезной женского монастыря в Оренбурге. Но имелись и примеры обратного рода. В начале 1990-х годов в Курманаевском районе очень оперативно был решён вопрос о передаче в собственность общины верующих здания церкви, используемого ранее под военкомат.

Значительно омолодились религиозные кадры. К 1990 г. около 30 священнослужителей епархии не достигали и 29-летнего возраста.

Православное духовенство активно участвовало в происходящих в стране перестроечных процессах. Представители церкви стали активно выступать в средствах массовой информации, участвовать в общественных мероприятиях, выступать с лекциями по истории христианства на Руси. Православные религиозные организации начали использовать открывшиеся возможности для благотворительности и милосердия. Священнослужители развернули свою деятельность в больницах, местах лишения свободы, в домах престарелых.

Принятие в СССР на волне общей демократизации общественной жизни в 1990 г. либерального Закона «О свободе совести и религиозных организаций» заложило основы для дальнейшего развития церковных структур.


Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте подвиг священства и мирян, отстаивающих от сноса храмы в период «хрущевской оттепели».

  2. Прочитайте отрывки из антирелигиозной литературы 1960-1963 гг., аргументируйте несостоятельность доводов и выводов статьи.

  3. Какие чувства вызывают у вас проповеди владыки Леонтия (Бондарь)?

  4. Приведите свидетельства людей о молитвенной помощи владыки Леонтия (Бондарь).

  5. Расскажите о постановке на учет храмов как памятников культуры в Советское время в Оренбургской области.

  6. Как изменили государственно-церковные мероприятия в 1988 г. по случаю тысячелетия Крещения Руси отношения между РПЦ и государством?


Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1

Дополнительно вы можете посмотреть видеолекцию «Митрополит Леонтий» по ссылке (копируем, вставляем в поисковую строку браузера, нажимаем ENTER): https://yadi.sk/i/p-oKExnyeZgHUw -

Видеоролик Святые Оренбуржья митрополит Леонтий (Бондарь): https://www.youtube.com/watch?v=ndvB6Y-QIK4

1 Шубкин В. М. Оренбургская епархия в годы Хрущёвских гонений (1958–1964 гг.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. – 2013. – Вып. 2 (51). – С. 71.

2 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Д. 40. Ходатайства об открытии церквей. 1959 г. Л. 20–26.

3 Шубкин В. М. Оренбургская епархия в годы Хрущёвских гонений (1958–1964 гг.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. – 2013. – Вып. 2 (51). – С. 72.

4 Шубкин В. М. Оренбургская епархия в годы Хрущёвских гонений (1958–1964 гг.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. – 2013. – Вып. 2 (51). – С. 74.

5 Акт осмотра церкви села Ново-Архангеловка 13 ноября 1958 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kraeved.opck.org/religia/hristianstvo/akt_osmotra_cerkvi_sela_novo_arhangelovka.php (дата обращения: 10.10.2014).

6 История Оренбуржья. Религия [Электронный ресурс]. URL: http://kraeved.opck.org/religia/ (дата обращения: 10.10.2014).

7 Баннова В. И. Государственный атеизм в СССР во второй половине ХХ века: теория и практика: монография. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012. – С. 50.

8 История Оренбуржья. Религия [Электронный ресурс]. URL: http://kraeved.opck.org/religia/ (дата обращения: 10.10.2014).

9 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Дело б/н. «Переписка за 1962 г.». Л. 2–3.

10 Рожков Владимир, прот. Записки священника [Электронный ресурс]. URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/4511062/ (дата обращения: 10.08.2015).

11 Шубкин В. М. Оренбургская епархия в годы Хрущёвских гонений (1958–1964 гг.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. – 2013. – Вып. 2 (51). – С. 78–79.

12 Там же. – С. 81.

13 Там же. – С. 82.

14 Баннова В. И. Государственный атеизм в СССР во второй половине ХХ века: теория и практика: монография. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012. – С. 51.

15 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 141. Л. 2.

16 Баннова В. И. Государственный атеизм в СССР во второй половине ХХ века: теория и практика: монография. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2012. – С. 56.

17 Южный Урал. – 1963. – 10 августа.

18 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 258. Л. 8–9.

19 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 259. Л. 1.

20 Архив управления внутренней политика аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1967 г. Д. 7. Регистрационное дело на действующие молитвенные дома и религиозные объединения. Л. 81.

21 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Отчёт Оренбургской епархии за 1968 г. Л. 2–8, 12–18.

22 Судоргина Т. В. Колокола Оренбургской епархии. – Оренбург: Оренбургская губерния, 2003. – С. 78.

23 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Дело за 1970 г. Секретная переписка с Советом по делам религий. Л. 154.

24 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Дело за 1970 г. Секретная переписка с Советом по делам религий. Л. 132.

25 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 269. Л. 27.

26 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 281. Л. 4; Д. 305. Л. 1.

27 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 306. Л. 2.

28 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1974 г. Д. б/н. О работе исполкомов местных Советов Оренбургской области по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. Л. б/н.

29 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 1635. Л. 116.

30 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 314. Л. 10.

31 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1977 г. Д. б/н. Постановление Областного Координационного Совета по контролю за выполнением законодательства о религиозных культах и новым обрядам «О работе комиссий содействия за выполнением законодательства о культах в 1976 г.». Л. б/н.

32 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1983 г. Д. б/н. Справка о состоянии религиозной обстановки в Оренбургской области и задачах по улучшению контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах (по итогам 1982 г. и 9 месяцев 1983 г.). Л. 2–4.

33 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1983 г. Д. б/н. Докладная записка «О результатах командировки в Оренбургскую область» старшего инспектора Совета М. И. Одинцова. Л. 5.

34 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1981 г. Д. б/н. Справка о состоянии религиозной обстановки в Оренбургской области и задачах по усилению контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах (по итогам 1980 г.) в духе современных требований Коммунистической партии и Советского государства. Л. 5–6.

35 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Дело за 1988 г. Справка о религиозной обрядности в Оренбургской области в 1988 г. (по православным обществам). Б/н


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!