Автор: Тропанова М.Ю.
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Содержание | Инструменты |
1.Мотивация к учебной деятельности | Анализируют предложенные изображения, выявляют связи между ними. Высказывают предположения о цели урока | Показывает изображения в презентации, задает наводящие вопросы: «Что изображено на экране?», « Что между ними общего?» | Эти изображения объединяет Александр Невский. Тема нашего урока Роль Александра Невского в отечественной истории, его враги и земли которыми он управлял | ПК, проектор |
2. Актуализация | Вспоминают, что они изучали по данной теме: «Новгородская земля, особенности политического устройства», оценивают свои знания по этому вопросу. Ответ учащихся по д.з. Вопрос 4,5. | Игра- аукцион: « Кто больше назовет понятий, относящихся к Новгородской республике?» | Посадник, тысяцкий, владыка, республика Иваново сто, вече, ополчение, артель, торговый путь «из варяг в греки», бояре, купцы, торг, дань, вечевой колокол, князь, берестяные грамоты, летописание. | |
3.Открытие нового знания | Отвечают на вопросы Работают в группах | А что происходило в это время в Северо-Западных землях? Дошел Батый до Новгорода? Разделение на группы 1 группа стр.19-20 предположите, кто изображен на картинке и какое отношение он имеет к северо-западным землям. 2 группа стр.20 Выясните, кто являлся соседями Новгород а? И почему они нуждались в защите? 3 группа Кто был врагами Новгорода и почему? 4 группа готовит сообщение о биографии Александра Ярославовича | Батый не дошел до Новгорода. Земли Новгорода издавна привлекали правителей Шведского королевства. В начале 12 в. Шведы высадились на берегах финского залива и приступили к покорению финских племен. 1.группа на картине изображен Биргер он возглавлял шведов был зятем короля, решил воспользоваться нашествием монголов и покорить новгородские земли. 2.группа Соседями Новгорода являлись эсты, пруссы, ливы, финны, они платили, дань Новгороду крестоносцы отбирали у них земли обращали в свою веру. 3 группа врагами Новгорода были шведы, орден Меченосцев, Тевтонский орден, Ливонский орден, они хотели захватить земли Новгорода и обратить их в католическую веру Вехи!!!!!!! | Учебник «История России 6 класс часть 2» под редакцией А.В. Торкунова издательство «Просвещение» и «Житие Александра Невского» с. 22 |
| Соотносят свои знания с историческим источником, стр.22. Записывают дату в тетрадь | Предположите, что ответил Александр Биргеру? В чем проявился полководческий талант Александра Ярославовича? Рассказ о Невской Битве | «Не в силе бог, но в правде» В построении войска, во внезапности и скорости удара. Решающую роль сыграло Ополчение. | Работа со схемой на экране |
4 Первичное закрепление | Обобщают полученные знания | Как вы думаете, смирились ли наши враги с поражением? | Нет. Крестоносцы готовились к новому столкновению. Летом они захватили Изборск, а за тем овладели Псковом. Зимой 1241-1242г. князь со своей дружиной и новгородским ополчением освободили Изборск. | Работа с презентацией |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Анализ схемы битвы на Чудском озере | В чем противоречие в схеме? Как были построены немецкие рыцари? Как расположил свои войска Александр? | Военные действия развернулись на озере, а сражение было сухопутным. Немецкие рыцари были построены в форме клина («свиньей»), в центре которого находилась пехота , по флангам располагалась конница Александр в центр поставил плохо подготовленных ополченцев, а фланги усилили конницей. Когда началось сражение, рыцари продвинулись вперед, а ополченцы отступали. Рыцари были уверены в победе. Но по сигналу Александра с флангов их атаковала конница и рыцарям на льду было сложно маневрировать, нажим русских войск усилился и закончился полным разгромом немецкого войска. | Работа с презентацией |
6.Включение знаний в новую систему знаний повторение | Решение заданий ВПР | Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом). Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса). | Ярослав Всеволодович и Александр Невский | Работа с презентацией |
7.Рефлексия | Заполнение рефлексивных карточек | | | Работа с карточками |
8 Подведение итогов | | | | |