СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт внедрения современных информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс ГКОУ Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается опыт внедрения современных информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс ГКОУ Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение»

Просмотр содержимого документа
«Опыт внедрения современных информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс ГКОУ Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение»»

Опыт внедрения современных информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс ГКОУ Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение»


Необходимость внедрения ИКТ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Компьютер развивает зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка, складывается  удовлетворенность как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. Освоение информационно-коммуникационных технологий также способствует  социальной адаптации к современному информационному миру.    В соответствии с учебным планом курс информатики включает:

первый этап (VIII–X классы) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство обучающихся с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.;

второй этап (XI–XII классы) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике.

В классах со сложной структурой дефекта за счет часов вариативной части учебного плана ведутся занятия по выбору:

  • «Азы информатики» (7б класс);

  • «Информатика для начинающих» (8б, 8в классы);

  • «Основы информатики» (9б класс).

Изучение информатики формирует умения и навыки использования компьютера в различных видах творческой и практической деятельности. Мною постоянно ведётся работа по накоплению, систематизации методического, раздаточного материала по информатике. Пополнен фонд пособий ИКТ путем разработки практических, лабораторных работ, компьютерных тестов и компьютерных презентаций по всем темам курса. На уроках активно используются цифровые образовательные ресурсу и on-line тесты. Такой вид тестирования применяется обучающимися и при подготовке к ЕГЭ по другим предметам. Особое внимание уделяется проектной деятельности обучающихся. Творческий проект Мартазанова Ахмета «Компьютер будущего для людей с ограниченными возможностями здоровья» занял первое место на городском конкурсе. Сагина Л. и Мещерякова Н. получили сертификаты участников Международного детского творческого онлайн-конкурса «Интернешка», посвящённого безопасному использованию Интернета и мобильной связи, 12 обучающихся приняли участие в I-ом Международном детском онлайн-конкурсе «Пасха Православная», организованном Фондом Содействия развитию сети Интернет «Дружественный Рунет». Севостьянова Оксана дважды награждалась дипломами победителя в секции «Современные компьютерные технологии» городской открытой научно-технической конференции «Дети. Техника. Творчество», Подаруев М., Салимурзаев М., Приходько С. получили грамоты управления образования г.Волгодонска за лучшие компьютерные проекты, а Севостьянова О. получила интеллектуальный сертификат за компьютерную разработку. Комур Н.(8кл.), Тыртышников К.(11 кл.), Холуев Д.(11 кл.) награждены дипломами за 2 место в международной олимпиаде "Осень-2016" проекта Инфоурок по информатике. 

Для успешного внедрения ИКТ в административный и учебно-воспитательный процесс необходимо, чтобы школа была обеспечена компьютерной техникой, программными продуктами и сотрудниками, умеющими работать на компьютере, а также педагогами умеющими организовать процесс обучения школьников с использованием ИКТ.

В настоящее время все службы школы-интерната оснащены необходимой компьютерной и оргтехникой. В школе 2 локальных сети и три точки доступа к сети Интернет. Внедрение системы контентной фильтрации позволило ограничить доступ на сайты, информация на которых не соответствует целям и задачам образования. Два компьютерных класса оборудованы 25 современными компьютерами фирмы Apple с лицензионным программным обеспечением, интерактивными досками, графическими планшетами, сканерами, принтерами, документ-камерой, цифровыми фото и видеокамерами, мультимедийными проекторами с экранами, сенсорной цифровой панелью, высокоскоростным Интернетом и локальной сетью. Компьютерные классы доступы для обучающихся и учителей во время занятий и во внеурочное время для проведения не только уроков информатики, но и занятий по другим предметам. Мобильный компьютерный класс, созданный на базе 10 ноутбуков фирмы Macintoch, мультимедийного проектора и экрана, легко и быстро можно переместить в любой школьный кабинет — уроки больше не  привязаны к расписанию компьютерного класса, это позволило организовать информационное сопровождение любого предмета, традиционных внеклассных мероприятий, конкурсов, олимпиад, проведение совещаний, педсоветов и методических занятий учителей. В 2011 году создан школьный сайт с целью освещения жизни и направлений работы школы, достижений и опыта работы учителей, создание методической копилки.

Для формирования информационной культуры обучающихся необходима не только целенаправленная деятельность учителя информатики в школе, но и внедрение ИКТ в профессиональную деятельность учителей – предметников. На современном этапе владение компьютером для учителя – это возможность:

  • создавать иллюстративный и учебный материал к урокам в форме авторских презентаций;

  • проводить тестовый контроль знаний обучающихся;

  • разрабатывать учебные пособия к отдельным разделам курса или к авторскому элективному курсу;

  • привлекать обучающихся к созданию учебных и социокультурных проектов с использованием медиаресурсов;

  • использовать имеющиеся электронные учебные пособия по предметам.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Учителями начальных классов нашей школы созданы собственные электронные разработки, соответствующие уровню обучения конкретного ученика, класса.

Например, Трофимова Марина Валерьевна вводит в процесс решения задачи компьютерную анимацию, тем самым, способствуя возникновению интереса, концентрации внимания.

Дорошева Наталья Васильевна, дипломант международной научно-практической конференции «ИТО-2010», активно применяет информационные технологии при индивидуальном обучении детей на дому. В условиях отсутствия классной доски и частичной обездвижимости ребят компьютер становится незаменимым помощником учителя.

100% учителей нашей школы владеют компьютером на базовом уровне. В школе есть творческая группа учителей, готовых к использованию информационных технологий в самообразовательной, учебной и воспитательной деятельности. Учитель технологии Денисенко И.М. совместно с обучающимися ежемесячно выпускает школьную газету «Родничок», в которой есть церковная и литературная странички. Эта газета в 2010 году зарегистрирована в реестре школьной прессы России и теперь доступна для всех желающих в Интернете. Сидорченко Е.П. учитель географии – постоянный участник международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании», дважды награждалась дипломами победителя конференции, выступала на заседании городского МО географов, где демонстрировала созданную ею электронную разработку. В кабинете географии собрана медиатека как стандартных электронных ресурсов, так и созданных учителем компьютерных разработок. На уроках экономической географии дети строят столбчатые и круговые диаграммы. При изучении климата Волгодонска строят график годового хода температуры. Создание и использование пиктограмм на уроках географии вместо слов вполне подходит для того, чтобы зашифровать природоохранную информацию. Ребята готовят электронные материалы к уроку, создают рефераты, доклады, сообщения, презентации. Компьютерные проекты нашего выпускника Юрина Юры: тренажер «Административная карта Ростовской области» и «Символика Ростовской области», которые он создал с использованием веб-технологий, регулярно используются на уроках и факультативных занятиях. Конкурс рисунков «Ростовская область глазами детей» вызвал большой интерес у обучающихся. Школьники самостоятельно сканировали контуры Ростовской области и создавали свои творческие проекты, в том числе и компьютерные, отразив в рисунках своё воображение, ощущения, представляя неживое как живое.

Учитель физкультуры Бондарев И.П. разработал компьютерную программу классификации пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата, которая легла в основу изданной в издательстве «Советский спорт» книги «Руководство по спортивно-функциональной классификации пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата», он также является постоянным участником международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании», 4 раза награждался дипломами победителя. Иван Прокопьевич собрал архив фото и видеодокументов о соревнованиях по плаванию, оформил множество буклетов. Психолог Лебедева Е.В. дипломант научно-практической конференции «ИТО-2007», не только использует в своей работе стандартные электронные психологические тесты, справочники, программы, но и создаёт свои универсальные электронные разработки.

Библиотекарь школы Лукина Л.Н. при проведении библиотечных уроков использует элементы ТРИЗ-педагогики с применением компьютера.

На занятиях по фотовидеоделу (учитель Панкратова Т.И.) обучающиеся осваивают приемы работы с цифровыми фотографиями, монтажа фильмов. Полученные знания и умения они применяют на практике. В школе накоплен большой архив фотографий и видеофильмов. Вспомните самые первые школьные новости, созданные ребятами.

В результате успешного внедрения ИКТ в образовательный процесс ежегодно до 30% выпускников выбирают профессии, связанные с компьютером. Так, выпускник нашей школы Толоконников Максим сейчас работает системным программистом в московской фирме, Толстик Игорь, который проявлял особый интерес к компьютерной графике, стал художником-оформителем. Полиенко Алексей работает инженером-программистом в педагогическом колледже, Черевков Алексей занимается Web-дизайном. О Лукине Саше писала газета «Донские грани» в статье И.Берсенева «Сашка».Вот Сашины слова:«Я занимаюсь тем,что дано всем людям, но многие из них не хотят развиваться. Ведь проще жить, ничего не делая, осуждать других и винить обстоятельства, чем тянуться к Солнцу и радоваться жизни». Саша начинал в компьютерном кружке работу со звуком и графикой, а сейчас известный в городе компьютерный дизайнер, пишет электронную музыку, выступает в качестве бэк-вокалиста и соавтора многих песен рок-группы «Восьмая нота». Молодые люди с ограниченными возможностями в передвижении и такой непростой судьбой могут с блеском овладевать компьютером и способны реализовать себя с большой пользой для общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!