СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт внедрения инновационных технологий

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе дано описание для использования в учебном процессе технологии проектной деятельности при обучении физике.

Просмотр содержимого документа
«Опыт внедрения инновационных технологий»



ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»









Тема:


«Опыт внедрения инновационных технологий

в общеобразовательный процесс»



















Преподаватель физики:

Кабанова Галина Ильинична


2016г.


Введение


В последние два десятилетия происходит значительная перестройка системы образования, связанная с изменением приоритетов в общих целях образования и появлением новых образовательных технологий.
Основной целью обучения становится развитие самого учащегося как личности, его способностей, его творческого потенциала. Такая позиция ведет к принципиальным изменениям в подходе к обучению, в характере взаимодействия ученика и учителя с тем, чтобы ученик действительно стал субъектом учебного процесса, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся, а не преподавание.
В современном мире общекультурный уровень, формируемый в школе, является фундаментом для непрерывного образования на протяжении всей жизни. Поэтому задача современного обучения и образования в целом состоит скорее не в том, чтобы сообщить обширные знания, гораздо важнее привить и развить умение самостоятельно учиться и совершенствовать свои знания, а также осмысливать и оценивать свои действия. Таким образом, установка на усвоение знаний и умений преобразуется из цели в средство её достижения, необходимую ступень в развитии личности.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.


  1. Метод проектов – право на существование.

«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда»


Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня МЕТОДУ исследовательских ПРОЕКТОВ.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

д) в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.


На современном этапе развития школьного образования возникает интерес педагогов к использованию исследовательского метода в преподавании учебных дисциплин. Этот подход основан на освоении учащимися методов научного познания.

Решение этой задачи составляет творческая проектная деятельность учащихся, заключающаяся в:

  • Создании проектов на уроках;

  • Создании и защите проектов на элективных курсах(при наличии в образовательном учреждении);

  • Разработке проектов как итоговых работ;

  • Разработке проектов во внеурочной деятельности.

  • Разработка проекта, заменяющего выполнение домашнего задания.

Характеризуя исследовательский метод проектирования можно назвать некоторые особенности:

  • Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

  • Учитель моделирует такие жизненные ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с идеями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать критерии и обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.

  • Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом.

  • В работе с проблемами учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, выдвигать гипотезу и анализировать её.


В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация.

Основными требованиями к использованию исследовательского метода проектов является наличие проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, значимость результатов; самостоятельная деятельность учащихся индивидуальная или групповая; использование исследовательских методов, которые в свою очередь предусматривают определенную последовательность действий:

  • определение проблемы;

  • выдвижение гипотезы ее решения

  • обсуждение способов оформления конечных результатов

  • сбор, систематизация и анализ, полученных данных

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования(см приложение).

Популярность исследовательского метода проектов состоит в их социальной значимости.

Он способствует развитию таких навыков, как самостоятельный поиск необходимых знаний, умение работать в разнообразных группах, используя разные социальные роли, умение анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

И, если выпускник школы владеет этими навыками, то он оказывается наиболее подготовленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, уметь работать с разными людьми в различных коллективах.

2. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время

В настоящее время я работаю по направлению «Творческий проект – от идеи до разработки».

Основная цель творческой работы – предоставление учащемуся возможности проявить максимум самостоятельности и инициативы при решении практической задачи.

В процессе выполнения этой работы учащийся должен показать:

  • Умение определять цель своей деятельности,

  • Умение грамотно осуществить постановку задач, возникающих в практической деятельности;

  • Навыки формализованного описания поставленных задач;

  • Умение экспериментировать,

  • Знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения проектов;

  • Понимание устройства и функционирования компьютера;

  • Умение грамотно применять результаты в практической деятельности.

  • Умение нести ответственность за свою деятельность.

Учащиеся представляют как индивидуальные, так и групповые проекты. Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и.д. Однако при всём их разнообразии в основе лежит развитие ребёнка.


Приведу пример из опыта работы с учащимися по предмету астрономия.


В содержании предмета астрономии можно выделить два направления, которые играют значительную роль в развитии личности выпускника, - мировоззренческое и естественнонаучное. Формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления невозможно без современных представлений о мироздании, которые рассматривают человека как часть Природы, подчеркивая тем самым связь факта существования жизни и фундаментальных свойств Вселенной, а также ответственность человека за будущее. Астрономию как предмет естественнонаучного цикла, отличают, во-первых, абстрактность понятий, во-вторых, необходимость интегрирования знаний из разных областей и применения уже известных школьникам естественнонаучных законов и методов исследований к космическим явлениям и объектам.
Большинство объектов во Вселенной и явлений, происходящих в ней, недоступны чувственному восприятию, и учащиеся должны представлять, мысленно моделировать те или иные объекты и процессы в непривычных пространственно-временных масштабах. Непосредственное участие наблюдателя в суточном и годичном движении Земли, субъективность зрительных ощущений приводят к тому, что учащиеся постоянно сталкиваются с различием видимого и действительного движений и, интерпретируя наблюдаемые факты, находятся в непрерывном процессе творческой мыслительной деятельности. Поэтому, именно на уроках астрономии ученики не столько приобретают знания, сколько мобилизуют и применяют в различных реально существующих ситуациях знания и опыт, полученные в разное время на разных предметах.

В 2006-2007 учебном году учащимся МОУ СОШ с.Бабстово на первом уроке астрономии были предложены мной два направления по использованию проектной деятельности учащихся.

1. Выполнение исследовательских проектов на практических занятиях

  • наблюдение восхода и захода Солнца в течении месяца осенью и весной;

  • фазы Луны;

  • Мое Зодиакальное созвездие;

  • Пятна на Солнце(телескоп).

  1. Разработка исследовательских проектов как итоговых работ.

  • Астрономические явления в поэзии А.С.Пушкина;

  • Есть ли жизнь на Марсе;

  • Открытые вопросы в Солнечной системе;

  • Рекорды в Солнечной системе;

  • Мой проект(постановка опыта, моделирование явления для урока)

4. Создание проекта для урока астрономии

(презентация работы)


«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда»


По этой работе можно судить о возможности применения новых технологий(исследовательского метода проектов) на конкретном учебном материале.

Для реализации исследовательского подхода в обучении учитель должен обязательно провести дидактический анализ темы, подлежащей изучению с применением исследовательского подхода. Под дидактическим анализом темы подразумевается активная познавательная деятельность учителя, направленная на вычленение основной и формулирование частных проблем, что позволяет определить возможности введения методов научного познания при изучении школьниками конкретной темы. Дидактический анализ позволяет учителю определить тематику и виды творческих заданий, а также организационные формы обучения, применение которых целесообразно при изучении данной темы.

Дидактически обоснованным является предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. Информирование должно быть наглядным, поэтому целесообразно создать в кабинете уголок «Информация для учащихся», посвященный изучению предстоящей темы. Желательно, чтобы в нем отражалось: название предстоящей темы и ее девиз; основная и частные проблемы темы; план изучения материала с точным указанием общего количества часов и организационных форм обучения (лекция, семинар и т. п.); планы уроков-семинаров и список литературы, необходимой для подготовки к ним; тематика творческих заданий и их виды (доклады, рефераты, рецензирование, аннотирование и т. п.); методические советы по выполнению творческих заданий; список дополнительной литературы для учащихся(см приложение).


Учащиеся, занимаясь исследовательской деятельностью,

создают по теме проекта:

    • печатную публикацию (проспект, брошюру, буклет и т. д.);

    • web – сайт;

    • презентацию.

    • -Деловая игра.

    • -Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

    • -Диалог исторических или литературных персонажей.

    • -Защита на Ученом совете.

    • -Игра с залом.

    • -Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций ...

    • -Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

    • -Научная конференция.

    • -Научный доклад.

    • -Отчет исследовательской экспедиции.

    • -Пресс-конференция.

    • -Путешествие.

    • -Реклама.

    • -Ролевая игра.

    • -Соревнования.

    • -Спектакль.

    • -Спортивная игра.

    • -Телепередача.

    • -Экскурсия.


5.ВЫВОДЫ


Два признака отличают проектную деятельность:

1.Направленность учебно – познавательной деятельности школьника. Для ребенка тема проекта должна быть личностно значимой.

2.Характер взаимодействия ученика и учителя принципиально иной по сравнению с традиционным обучением.

Учитель:

  • оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта;

  • дает рекомендации по подготовке, сбору информации, выбору средств представления проекта и т.д.;

  • раскрывает возможные формы деятельности;

  • обсуждает с учащимися этапы реализации проекта;

  • является партнёром;

  • помогает ученику оценить проект;

  • проводит предварительную защиту проекта учащимися с разбором ошибок и рекомендациями по их исправлению.

Роль учителя сводится к оказанию методической помощи, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы.

Но здесь нужно заметить следующее: учитель за годы своей работы накапливает огромный дидактический, методический материал, который должным образом оформлен. Поэтому при выборе тем проекта предлагайте учащимся часть тем, которые бы учитывали ваши потребности. Учащиеся всегда будут знать для кого создается проект, кто им будет пользоваться.

Знание – это то, что остается, когда всё, чему тебя учили забудется.


Литература:

  1. И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся», издательство «АРКТИ» г.Москва, 2006г.

  2. Проект на уроках информатики(Библиотека журнала «И и О»), 2006г.

  3. Т.А.Файн «Исследовательский подход в обучении» (журнал «Практика административной работы в школе» №6-2003г.)



























ПРИЛОЖЕНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ





Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах

таблица 1

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1

Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходно положения. Выбор рабочей группы

1.Уточняют информацию

2.Обсуждают задание

1.Мотивирует учащихся

2.Объясняет цели проекта

3.Наблюдает

2

Планирова ние

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое определение в команде

1.Формируют задачи

2.Уточняют информацию (источники)

3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1.Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)

2.Наблюдает

3

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

1.Работают с информацией

2.Проводят синтез и анализ идей

3.Выполняют исследование

1.Наблюдает

2.Консультирует

4

Выполнение

Выполнение проекта

1.Выполняют исследование и работают над проектом

2.Оформляют проект

1.Наблюдает

2.Советует (по просьбе)

5

Оценка

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

1.Наблюдает

2.Направляет процесс анализа (если необходимо)

6

Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1.Защищают проект

2.Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта



I Постановка задачи

II Пути решения

III Самостоятельные действия, составление графика выполнения работ, накопление теоретического материала, его оформление

IV Сравнение полученного с требуемым

V Оценка результата










В процессе творческой проектной деятельности учащиеся:

  • разрабатывают структуру проекта, которая включает:

  1. цель проекта,

  2. условие задачи,

  3. план реализации проекта,

  • создают по теме проекта:

  1. выставку

  2. печатную продукцию,

  3. web – сайт,

  4. презентацию.

  5. электронное учебное пособие

Возможно использование в одном проекте всех указанных компонентов.


Учащиеся представляют как индивидуальные, так и групповые проекты.



Примерная тематика проектов:

  • Выставка почетных вещей – (ФИЗИКА),

  • Тестирование по предмету – (ФИЗИКА),

  • «Курс выживания для подростка» ,

  • «Магнитное поле» - (ФИЗИКА),

  • Дизайн в программе «Adobe Photoshop»

  • «У природы нет плохой погоды..»

  • «Туризм и физика»

  • Учебник по физике для 11 класса по теме «Вселенная» - (астрономия)

  • «Твой проект» - (астрономия)

  • «Открытые вопросы в Солнечной системе» - (астрономия)

  • «Рекорды Солнечной системы» - (астрономия)

  • собственный выбор проекта при согласовании с учителем.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!